Когда была провозглашена декларация о государственном суверенитете рсфср

Обновлено: 24.04.2024

12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, подписанная председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Сейчас мало кто вспомнит содержание этого документа, между тем он имел решающее значение для прекращения существования СССР и завершения советского периода истории.

Выделив РСФСР из состава СССР и объявив приоритет Конституции РСФСР и российских законов над союзными, авторы декларации вытащили стержень из всей государственной конструкции СССР.

Внешне идеологическая борьба новой российской бюрократии во главе с Борисом Ельциным против союзной бюрократии со главе с Михаилом Горбачевым перешла в борьбу органов государственной власти РСФСР против органов государственной власти СССР, в которой Борис Ельцин одержал две политические победы подряд – сначала в аппаратной войне, а потом на первых выборах президента РСФСР – ровно год спустя, 12 июня 1991 года.

Это был документ политической борьбы, документ умаления и подавления власти руководителя СССР, документ по сути не договорной, а односторонний, силы которого оказалось достаточно для достижения поставленной задачи.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела очень существенную особенность: в ней не было экономической программы.

Провозглашая демократические политические ценности, Декларация ни слова не сказала об экономической политике, в том числе экономической кооперации, вопросах собственности, денежной системе, в том числе накоплениях граждан в советской валюте, никак не обозначила вопрос отношений РСФСР с Российским государством до 1917 года.

Для внимательного читателя преамбула документа говорила не о завершенном политическом и юридическом шаге, а о намерении его совершить в ближайшем будущем – как теперь уже понятно, любой ценой:

«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР,

Из этого заявления следовало, что в существующих государственных формах этих целей было достичь невозможно.

Между тем обнародованные в Декларации инструменты для достижения этих целей не имели к ним по существу никакого отношения:

«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

Фактически РСФСР была объявлена суверенным государством де факто с объявлением ультиматума властям СССР о заключении нового Союзного договора на условиях, заявленных российскими властями.

Этот новый Союзный договор разрабатывался потом различными рабочими группами, но так и не был принят: подписание его согласованной большинством республик СССР версии в Ново-Огарево, назначенное на 20 августа 1991 года, было сорвано путчем 19 августа, после чего распад СССР принял лавинообразный характер.

Но российские и союзные власти не договорились между собой, и программа, а также 20 ключевых законопроектов к ней, предварительно одобренные Верховным Советом РСФСР, так и не была воплощена в жизнь.

Последствия некомпетентных волюнтаристских государственных решений, принятых в 1990 году, вылились в итоге в крах государства, распад экономических и человеческих связей, войны, кровь, личные трагедии миллионов людей.

Но без этого изучения и осмысления искажается и разрушается историческая память народа, а исторические ошибки получают шанс на забвение и – именно по причине забвения – на продолжение.

12 июня мы отмечаем День России, в народе праздник еще называют Днем независимости России. Как Россия приобрела суверенитет и какова в этом роль Декларации о государственном суверенитете, принятие которой стало поводом для празднеств? Об этом разбираемся в заметке.

Определение суверенитета нельзя найти в универсальных международных и отечественных правовых актах. Однако исходя из смысла, в котором этот термин используется, суверенитетом можно назвать верховенство государственной власти как во внутренних, так и во внешних делах. В науке он более точно называется государственным суверенитетом, наряду с национальным, народным и личным суверенитетами. А есть еще экономический, налоговый и другие суверенитеты, но это уже другая история.

Современная Россия исчисляет свой суверенитет еще со времен Октябрьской революции 1917 года, создавшей новый тип советской социалистической республики. Перенести начало современного российского суверенитета на более ранний период нет оснований ввиду отказа советских властей признавать советскую республику правопреемницей Российской империи. Но отдельные исследователи все-таки пытаются найти тонкие связующие нити между царской Россией и советским государством. Об этом можно рассказать подробнее в рамках других публикаций.

Первым документом, закрепившим государственный суверенитет, стала Конституция РСФСР 1918 года. В РСФСР провозглашалась верховная власть высших государственных органов республики: власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами – Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов. После окончания Гражданской войны, помимо конституционного закрепления, установилось фактическое господство советской власти на всей территории РСФСР.

Ярким выражением суверенитета РСФСР стало заключение наряду с Украинской, Белорусской и Закавказской советскими республиками Договора об образовании СССР в 1922 году. Союзные республики передали Союзу часть своего суверенитета: определили предметы ведения и систему высших органов союзного государства. Однако решающее слово в вопросе участия в СССР оставалось за союзными республиками. Для этих целей они предусмотрели в Договоре свое право свободного выхода из Союза. Одновременно с Договором страны-участницы подписали также Декларацию об образовании СССР, в которой подчеркивался добровольный характер объединения.

На фоне роста сепаратистских настроений 3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. Закон зафиксировал процедуру выхода из состава СССР: решение о выходе должно быть принято свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Многие республики выходили из СССР с нарушением этой процедуры. РСФСР была в их числе, но это тема для отдельной публикации.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Этот день впоследствии стал отмечаться в России как День России и с 1992 года по настоящее время он является одним из государственных праздников. Декларация торжественно провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

Странно читать формулировки о суверенитете РСФСР на ее территории – ее суверенитет никем не оспаривался и обладание ею суверенной властью на всей территории ни у кого не вызывал сомнений. Как мы видели на примере Конституций СССР, республики сохраняли верховенство власти в пределах своей компетенции, а также основополагающее суверенное право на выход из состава СССР. Однако внимательное прочтение Декларации позволяет понять мотивы авторов при ее составлении.

Практически каждая формулировка Декларации была насыщена противопоставлением правовых статусов РСФСР и СССР. В первую очередь, по смыслу Декларации, СССР должен быть обновлен путем заключения между странами-участницами нового союзного договора. Во-вторых, в стране провозглашалось верховенство законов РСФСР над союзным законодательством. В случае противоречия актов СССР суверенным правам РСФСР последние имеют приоритет, при этом акты СССР в этой части приостанавливают свое действие. В-третьих, в очередной раз подчеркивалось право РСФСР на выход из СССР. В-четвертых, на территории РСФСР устанавливалось республиканское гражданство при сохранении гражданства СССР. Также в Декларации закреплялись основные принципы государственного управления.

Таким образом, Декларация не провозглашала независимость РСФСР от кого бы то ни было, не решала вопрос о выходе из СССР (РСФСР оставалась в составе СССР) и не устанавливала суверенитет на ее территории (РСФСР и так обладала суверенитетом на основании действовавшей тогда Конституции СССР 1977 года), а лишь расширяла суверенные права республики в вопросах государственного устройства и управления. По сути, она не являлась актом прямого действия, а ее условия должны были приводиться в действие путем внесения изменения в Конституцию РСФСР, денонсации договора об образовании СССР 1922 года и заключения нового союзного договора.

В итоге на основании условий Декларации в декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР денонсировал союзный договор 1922 года. Новый же договор заключить не удалось, вместо обновленного СССР на международной арене появилось аморфное СНГ. А в декабре 1993 года по результатам референдума была принята действующая Конституция РФ, юридически закрепившая фактический выход России из состава Союза.

12 июня - День России и 30 лет с подписания Декларации о государственном суверенитете РСФСР. На фоне обновления Конституции веха смотрится особенно символично. Ведь поправки в Основной Закон - не только о социальных гарантиях, защите трудовых прав и распределении полномочий между ветвями власти. Они еще и о России - о ее национальных интересах и ценностях.

 Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, позже в честь этого события был учрежден праздник - День России. Документ провозглашал суверенитет РСФСР, а также - что не менее важно - утверждал приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. Спустя полтора года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была переименована в Российскую Федерацию (Россию). В 1993 году у новой страны появилась новая Конституция.


- Я был участником конституционного совещания и помню, как писали Конституцию в 1993 году, - рассказывает "РГ" глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. - Тогда споры шли не о нашей стране, а о том, как сделать ту или иную статью похожей на Конституцию Франции, Америки, Германии. Спорили о нюансах, о правовых вопросах, но собственно о России в тот момент, я не могу сказать, что сильно думали. Да, конечно, слово "Россия" там упоминается, но в целом Конституция, как документ, защищающий национальные интересы, была явно слаба.

Если в 1993 году в Основной Закон заложили базовые, универсальные принципы государственного устройства, то поправки-2020 привносят целый набор ценностей - это преемственность истории, статус русского языка как языка государствообразующего народа, защита исторической правды, особый статус национальной культуры. Появляются такие понятия, как "патриотизм", "уважение к старшим", "уважение человека труда" и другие.

- В этих статьях описывается, каким мы представляем устройство нашего общества, что мы считаем правильным, справедливым, что является нашей национальной идеей и целью, - отмечает в беседе с "РГ" глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. - И этого совершенно не надо стесняться. И достаточно лицемерно выглядят нападки, дескать, зачем эти очевидные ценности прописывать в Конституции. А потом эти же самые люди задают вопрос: а какая у нас национальная идея и какие цели у государства?

Приведем конкретный пример. "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры" - это все, что сказано в действующей редакции Конституции. А вот как в обновленной: "Культура в РФ является уникальным наследием ее многонационального народа. поддерживается и охраняется государством". Это так называемая поправка Калягина - Мацуева - Пиотровского. Еще одна новелла: государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей.

- Нация - это в первую очередь язык, культура, герои и память обо всем этом, - считает Вячеслав Никонов. - Поэтому закрепление традиционных ценностей и нашей культуры в конституционных нормах - действительно надежный фундамент для создания российской нации.

По-юридически сухо, но опять же впервые на уровне Основного Закона прописывается связанность нашей истории. Начиналось все со слов в Декларации-1990: Россия "есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами". В Конституции, принятой в 1993 году, похожая мысль есть лишь в преамбуле. Теперь же поправка вошла в сам текст Конституции и звучит гордо: Россия является правопреемником СССР, при этом признает преемственность в развитии всего Российского государства, объединенного тысячелетней историей.

Стоит напомнить, что инициатором поправки был режиссер Карен Шахназаров. "Мы дважды в этом веке отторгали нашу историю: после 17-го года - Российскую империю, а в 90-е годы советскую историю отодвинули. Мне кажется, правильно было бы связать всю нашу историю в нечто единое", - предложил он в феврале на встрече президента с членами рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию. Владимир Путин согласился. "Мы должны избавиться от этих штампов - "белые", "красные", - заметил он.


В этой же логике - и новая норма о защите прав соотечественников за рубежом, на уровне Конституции им гарантируется поддержка в "сохранении общероссийской культурной идентичности". Как заметил на встрече с президентом писатель Захар Прилепин, после распада СССР за пределами России одномоментно оказались миллионы человек: это не был их выбор, "и сделать вид, что мы о них забыли, не совсем корректно".

- Сейчас по-русски за пределами нашей страны говорят, наверное, не меньше людей, чем в самой России, - замечает Вячеслав Никонов. - Многие соотечественники, живущие за рубежом, являются гражданами РФ. Многие ими не являются, но все они представляют большой русский мир, который оказался расколот после развала Советского Союза, соцлагеря. У них есть права, которые тоже надо защищать. Есть страны, где русский язык под угрозой. И государство должно обеспечивать возможность получить образование на родном языке для тех, кто этого хочет.

Еще один пример - "земельный вопрос". Уже в 1990 году он был поставлен: ельцинская декларация о суверенитете гласила, что "территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума". Поправки-2020 вводят, как выразился Владимир Машков, "железобетонный" запрет на отчуждение у России части территории (за исключением демаркации границ). Даже "призывы к таким действиям не допускаются".

Кроме того, поправки фиксируют принцип невмешательства во внутренние дела страны. А в случае конфликта норм - приоритет Конституции над международным правом. Подчеркивается роль России в мире: "РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности". "Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим" - эта мысль в Конституции появилась", - отмечает Никонов.

Последний пункт Декларации-1990 гласил, что она является основой для разработки новой Конституции. И действительно, многие принципы, включая разделение властей, "переехали" в Конституцию-1993. А свое дальнейшее развитие получили в поправках к Конституции-2020, которая в силу вступит, только если люди скажут "да" в ходе голосования.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

В процессе работы над поправками звучали - и еще не утихли - споры о том, что весь этот ценностный каркас можно было включить просто в преамбулу Конституции. Какой, мол, смысл прописывать их как нормы закона. А смысл именно в том, что все они - о России.

- Конституция - это документ, который принимается на достаточно долгое время и отражает основные ценностные параметры общества, - высказывает мнение Константин Костин. - Давайте не забывать - у нас демократия очень молодая. Россия существует больше тысячи лет, но современной государственности всего 30 только-только исполняется. И мы подходим к естественному периоду смены поколений. Постсоветское поколение - те, кто родились и начали активную деятельность еще в СССР, - постепенно передает эстафету тем, кто родился в новой России и следующие несколько десятилетий будет определять, какой будет страна. В этом смысле крайне важно выбрать и записать те ценности, которые мы берем с собой в будущее, потому что они определяют нас как общество и страну.

12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, подписанная председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Сейчас мало кто вспомнит содержание этого документа, между тем он имел решающее значение для прекращения существования СССР и завершения советского периода истории.

Выделив РСФСР из состава СССР и объявив приоритет Конституции РСФСР и российских законов над союзными, авторы декларации вытащили стержень из всей государственной конструкции СССР.

Внешне идеологическая борьба новой российской бюрократии во главе с Борисом Ельциным против союзной бюрократии со главе с Михаилом Горбачевым перешла в борьбу органов государственной власти РСФСР против органов государственной власти СССР, в которой Борис Ельцин одержал две политические победы подряд – сначала в аппаратной войне, а потом на первых выборах президента РСФСР – ровно год спустя, 12 июня 1991 года.

Это был документ политической борьбы, документ умаления и подавления власти руководителя СССР, документ по сути не договорной, а односторонний, силы которого оказалось достаточно для достижения поставленной задачи.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела очень существенную особенность: в ней не было экономической программы.

Провозглашая демократические политические ценности, Декларация ни слова не сказала об экономической политике, в том числе экономической кооперации, вопросах собственности, денежной системе, в том числе накоплениях граждан в советской валюте, никак не обозначила вопрос отношений РСФСР с Российским государством до 1917 года.

Для внимательного читателя преамбула документа говорила не о завершенном политическом и юридическом шаге, а о намерении его совершить в ближайшем будущем – как теперь уже понятно, любой ценой:

«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР,

Из этого заявления следовало, что в существующих государственных формах этих целей было достичь невозможно.

Между тем обнародованные в Декларации инструменты для достижения этих целей не имели к ним по существу никакого отношения:

«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

Фактически РСФСР была объявлена суверенным государством де факто с объявлением ультиматума властям СССР о заключении нового Союзного договора на условиях, заявленных российскими властями.

Этот новый Союзный договор разрабатывался потом различными рабочими группами, но так и не был принят: подписание его согласованной большинством республик СССР версии в Ново-Огарево, назначенное на 20 августа 1991 года, было сорвано путчем 19 августа, после чего распад СССР принял лавинообразный характер.

Но российские и союзные власти не договорились между собой, и программа, а также 20 ключевых законопроектов к ней, предварительно одобренные Верховным Советом РСФСР, так и не была воплощена в жизнь.

Последствия некомпетентных волюнтаристских государственных решений, принятых в 1990 году, вылились в итоге в крах государства, распад экономических и человеческих связей, войны, кровь, личные трагедии миллионов людей.

Но без этого изучения и осмысления искажается и разрушается историческая память народа, а исторические ошибки получают шанс на забвение и – именно по причине забвения – на продолжение.

Читайте также: