Когда был создан институт присяжных поверенных

Обновлено: 04.07.2024

/"Адвокатская практика", 2005, N 4/
Ю.А. ФИЛИППОВА
Филиппова Ю.А., аспирантка НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
Понятие "адвокатура" происходит от латинского корня "advokare, advocatus" - призвать, призванный. Первоначально римляне обозначали именем "адвокатов" родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Только во времена империи этот термин стал применяться к судебным защитникам.
В современном русском языке понятие "адвокат" имеет следующее значение: адвокат - юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита чьих-либо интересов в суде, защитник .
--------------------------------
Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 19.
Прежде чем начать разговор о сегодняшней адвокатуре, об особенностях ее организации и деятельности, роли адвокатов в сегодняшнем уголовном процессе, хотелось бы обратиться к истории русской адвокатуры.
Как справедливо отмечает в своей работе "Адвокатура в России" доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии Ю.Ф. Лубшев: "Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения ее зарождения, развития и преобразований. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства ее современного положения. Использовав метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложности. Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта проблем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокатской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхода из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре" .
--------------------------------
Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 66.
Понятие "адвокат" появилось в юридической терминологии России в 1864 г., но вместе с тем до 1939 г. оно не употреблялось в нормативных актах. Кроме того, термин "коллегия адвокатов" в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.
Есть как минимум две причины, почему представляется интересной история становления адвокатуры в России.
Первая - многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды.
Вторая - сегодня значительно возросла роль адвоката вообще и в уголовном процессе в частности. Во многом благодаря УПК РФ расширился круг прав и обязанностей защитника, вместе с тем обозначились и новые спорные моменты.
Впервые адвокатура в России возникает и четко оформляется в рамках правовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально в силу своего исключительного положения стать опорой демократического движения.
Вместе с тем зачатки адвокатской деятельности (связанной в основном с судебным представительством) появились в России значительно раньше.
Вплоть до ХV в. в России существовал так называемый принцип личной явки. Например, по Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.
Затем в обществе в качестве защиты появляется "родственное представительство". Непосредственно за ними зародились и "наемные поверенные". Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли "ходатаями по делам, стряпчими". Только в ХIХ в. из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах .
--------------------------------
Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 75.
Стряпчие, выполнявшие роль адвокатов в России до судебных реформ, оставили о себе весьма неблагоприятные воспоминания. Они находились в полной зависимости от судей и практически не имели никаких прав. Более того, по Уложению 1649 г. ходатаи могли быть подвергнуты телесному наказанию и даже тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.
Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хотя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессионалов .
--------------------------------
Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 12.
Вместе с тем С.А. Андреевский в предисловии к книге "Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в." отмечает, что ". защитники по уголовным делам - это люди свободной профессии. Поэтому от уголовных защитников не требуется ровно никакого ценза. Подсудимый может пригласить в защитники кого угодно. И этот первый встречный может затмить своим талантом всех профессионалов. Значит, уголовная защита - прежде всего не научная специальность, а искусство, такое же независимое и творческое, как все прочие искусства. Поэтому-то и уголовные защитники имеют популярность своего рода "избранников" толпы - не то поэтов, не то драматических любовников, не то чарующих баритонов. Они фигурируют на эстраде; у них развиваются актерские инстинкты. " .
--------------------------------
Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в. Тула: Изд. "Автограф", 1997. С. 5.
По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., как и ранее, "тяжущиеся" (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. "Тяжущиеся" стороны должны были представлять свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения.
В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения о губерниях". По нему стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации.
Русская адвокатура постреформенного периода решительно отрекается от всякого смешения с дореформенными ходатаями и стряпчими. "Мы, - утверждает П.А. Потехин, - народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательской связи с ними не имеем, чем и можем гордиться" .
--------------------------------
Отрывки из воспоминаний адвоката. Изд. "Право", 1990. С. 213.
Судебная реформа 1864 г., воплотившая либеральные начала в праве, попыталась решительно порвать с прошлым в отношении адвокатской профессии. Эта реформа, целью которой было введение элементов западного образца в правопорядок России, заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия в судопроизводстве. Но создание объединения адвокатов и определение их нового места в системе права шло не так гладко, не в соответствии с планами реформы. Либерализм еще не настолько прочно утвердился в России к этому времени, чтобы обеспечить полное воплощение тех амбициозных программ, которые были заложены правовой реформой. В государственных учреждениях, ответственных за проведение этой реформы, было значительное число сторонников автократического подхода, что выявилось еще во время подготовки судебной реформы .
--------------------------------
Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 13.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия. Результатом ее работы стали "Основные положения преобразования судебной части в России", утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти "Положения" состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало "Основных положений", как образование судебной части в России, легло в основу учреждения "Судебных установлений", принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура - присяжные поверенные, "без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом" .
--------------------------------
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Воздействие либеральных и автократических тенденций на статус адвокатской профессии в дореволюционный период проявляется в разделении адвокатов на две четкие группы: присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Начиная с реформы 1864 г. и вплоть до революции 1917 г. присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль. Формальные требования, необходимые для вступления в адвокатуру, были очень высокими. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук.
Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Кроме того, введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:
а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;
б) иностранцы;
в) граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалованья;
д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
е) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;
ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам; а также исключенные из числа присяжных заседателей .
--------------------------------
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку, не строго соответствуя размещению региональных судов, называвшихся в то время судебными палатами. К концу периода царского правления при каждой из 14 Судебных палат Российской империи действовали органы самоуправления - совет и общее собрание присяжных поверенных. На совет возлагалась обязанность принятия новых членов, разбор дисциплинарных нарушений и решение других вопросов, представлявших общий для присяжных поверенных интерес.
Постановления совета присяжных поверенных принимались простым большинством членов совета (более 50% голосов), за исключением наложения взысканий, которые принимались 2/3 голосов.
На все постановления совета, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Для протестов прокуроров предусматривался тот же срок.
Был установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной палаты. Число членов совета - не менее 5 и не более 15, по решению общего собрания.
Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельности перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания. Таким образом, адвокатура, по существу, была самоуправляющейся организацией.
В "Судебных установлениях" также описаны права и обязанности присяжных поверенных. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон, переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязанностью присяжного поверенного, в частности, было не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.
В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц - из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю "по своей благонадежности".
Также председатель суда обязан был назначить защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, а также их родителей или попечителей.
Положения "Судебных установлений" свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. В своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел они были независимы от суда и подчинялись только установленным внутренним правилам.
В Положениях предусматривалась

Для института адвокатуры, как и в целом становления судебного процесса России, наиболее важным этапом развития стало правление императора Александра II, который вошел в историю как великий реформатор [1, с. 8]. В 1864 году Александром II был принят основополагающий документ в сфере судебного производства – Указ об учреждении Судебных установлений. В этом документе был предусмотрен институт присяжных поверенных, то есть фактически впервые в России была создана адвокатура [4].

В указе были установлены требования к присяжным поверенным: их уровень был достаточно высокий, поскольку практически полностью совпадал с требованиями, которые предъявлялись к лицам на должность судей. Так, например, присяжным поверенным мог стать только человек, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Не могли стать присяжными поверенными:

1) лица, которые не достигли 25-летнего возраста;

2) граждане и поданные иностранных государств;

3) лица, объявленные банкротами;

4) находившиеся на государственной службе;

5) лица, в отношении которых был вынесен приговор о лишении или ограничении прав состояния, а также граждане, в отношении которых проводится следствие при возможности применения такой меры наказания;

6) священнослужители, которые были лишены духовного сана на основании решения духовного суда;

7) лица в отношении которых принято решение об исключении их со службы за пороки;

8) исключенные ранее из числа присяжных поверенных;

9) женщины (что как нам представляется являлось существенной дискриминацией, но на тот период соответствовало общим подходам к статусу женщины как в России, так и в других государствах).

Порядок получения статуса присяжного поверенного был урегулирован следующим образом.

Первым шагом должно стало стать соответствующее прошение (заявление), которое подавалось в совет присяжных поверенных вместе с документами, подтверждающими соответствие условиям для осуществления деятельности в качестве присяжного поверенного (возраст, образование, опыт работы и т.д.).

После рассмотрения советом документов, выносилось решение: в случае положительного решения статус присяжного поверенного начинал действовать после принесения присяги по правилам вероисповедания (это означало, что представители любой религии могли стать адвокатами).

Говоря о статусе присяжных поверенных на данном этапе развития законодательства, необходимо отметить, что к их правам относилось следующее:

2) право на самоотвод в случае, если должен противостоять близким родственникам Обязанностями присяжных поверенных были:

1) необходимость осуществления своей деятельности на протяжении всего дела без возможности отказа от него,

3) передать свои дела другому присяжному при переезде в другой город [2, с. 13].

Важно отметить, что если заключалось соглашение между присяжным поверенным и подсудимым, то соответственно и определялся размер вознаграждения за работу присяжного поверенного. Как отмечают исследователи, если по уголовным делам размер действительно определялся сторонами, то в отношении гражданских дел был установлен единый размер, который должен был каждые три года пересматриваться. Однако данный размер был установлен в 1868 году и более не менялся до 1917 года. Данная сумма использовалась судами для определения конкретной суммы в каждом случае. Вместе с тем, уже в тот период сформировались определённые правила, которые действуют и сегодня. Так, например, размер вознаграждения определялся как процент от цены иска: чем больше сумма иска, тем больше и вознаграждения присяжного поверенного. В том случае, когда суд не мог оценить цену иска, то суд исходил, как правило, из важности и значения дела, а также материального положения сторон, объема труда, вложенного поверенным. Анализ дореволюционной практики позволил установить, что данная сумма могла быть от 50 до 1200 рублей.

Присяжный поверенный получал также вознаграждение и в том случае, когда работал по назначению: в зависимости от сложности дел присяжный получал от 50 до 600 рублей.

Необходимо отметить и недостатки судебной реформы Александра II в части присяжных поверенных. Так, недостаточно был урегулирован вопрос помощников присяжных поверенных: в указе только упоминалось о праве присяжных нанимать помощников, которые являлись лицами, окончившими получение юридического образования, но не имевшие стажа работы по юридическому направлению, либо работавшие в судах. В Судебных установлениях было указано также, что после прохождения практики в течение пяти лет у присяжного поверенного помощники могли претендовать на звание присяжного поверенного. Вместе с тем фактически детально их правовой статус, в том числе процедура поступления на службу, права, обязанности, не был урегулирован и зависел от принятия внутренних документов советами присяжных поверенных. Так, например, в 1872 году в г. Санкт-Петербурге впервые в истории адвокатуры были приняты правила организации деятельности помощников присяжных поверенных [5]. Аналогичный документ в 1878 году появился и в г. Москве [5].

Таким образом была сформирована система адвокатуры, которая действовала без изменений вплоть до 1917 года, когда к власти пришли большевики, которые упразднили институт адвокатуры как таковой.

Проведенный анализ показывает, что законодателем были достаточно четко урегулированы основные положения статуса присяжного поверенного, однако пробелом являлось положение его помощника.

1. Баранов Д.П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. – М.: Дашков и К, 2009. – 368 с.

2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М.: Статут, 2008. – 183 с.

Читайте также: