Классный час в 4 классе что значит быть ответственным

Обновлено: 16.06.2024

Автор: Новикова Ольга Ивановна

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Цель: формировать нравственные качества человека;

объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята!

Давайте встанем и скажем:

II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы: (Слайд 2)

ложь - ………. нечестность - ……….

- Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Что значит быть честным человеком?

2) Всегда ли я бываю честным?

3) Какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал?

4) Какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул?

- Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

- Что же такое честность и правдивость? Обратимся к словарю.

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 3)

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

- Ребята, эпиграфом к нашему классному часу будут слова известных философов. (Слайд 4) О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон

III. Основная часть

1. - Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

- Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)

- Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

- Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

- Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

- А как бы вы поступили в подобной ситуации?

2. Работа в группах

1 группа. Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

(Мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным)

2 группа. Представьте себе, у вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать?

(Если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

3 группа. Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

3. Собери пословицы

Кто вчера солгал,

Как бы не пряталась ложь-

за собой большую ведет

правда ее отыщет

тому и завтра не поверят

Проверка (Слайд 5)

1) Инсценировка

В класс входит Мартышка:

- Приехала я к вам из самой Африки,

- А что же у тебя случилось?

- Пришла я к Доктору Айболиту:

Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!

Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

Айболит: Да, это, скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!

Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?

Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

С.Давайте, ребята поможем Мартышке разобраться в такой не простой ситуации.

2) Беседа с учащимися

Н.- Как называется человек, берущий взятку? ( Взяточник)
Н.- Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество - получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.

С.-Что представляет собой взятка? (ответы детей)
Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
С.- Кто такой посредник?
Человек, через которого осуществляется взятка.

Н. - Почему люди дают взятки?
Н. - Почему люди берут взятки? (Выступают представители от групп.)
Взяточничество - это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
( Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

С. О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Например:

Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.

Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам.

Иногда за бесплатные по закону услуги вынуждены платить.

Учитель предлагает заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Н. Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.

С. Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией? (ответы)
Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы часто слышим о коррупции,. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования.

А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед.

Н. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество - это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
(Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством)
1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов;
2. Повышение заработной платы во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам полиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
3. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
4. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
5. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.
С. Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно - давать отпор коррупционерам . Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Н.Как же мы можем помочь Мартышке? Что она должна сделать если с ней еще раз приключится подобное.( не потакать взяточникам, не давать взятку, обратиться в полицию)

5. Слово гостя.

6. Итоги тестирования

- В тестировании (см. Приложение 1) приняли участие _____ человек нашей школы. Это учащиеся 4, 5, 8, 9-х классов. Результат тестирования вы видите на слайде.

(Слайд 6)

(Ученик читает ст-ие:)

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям! (Сергей Островский)

- На доске изображено солнышко правдивости без лучиков. Вспомните случай, когда вы поступили честно по отношению к родителям, учителям, друг к другу, запишите на лучике и прикрепите его к солнышку, чтобы оно засияло. (Например,я признался маме, что…; я честно рассказал другу о …и т.д.)

III Заключительная часть

- Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране. Об этом часто говорит наш президент, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях.

IV Рефлексия

(Слайд 7) На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем. (Выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

V Итог

- Спасибо вам за честность, искренность.

(Слайд 8)

- Наш час общения закончен.

Предназначение

Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.

Опросник "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого. Например, в целях профотбора.

Оцениваемые качества

Порядок проведения

Задания

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

3. У меня бывают денежные затруднения.

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

6. В компании я веду себя не так, как дома.

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.

8. Я не всегда говорю правду.

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10. Иногда я сержусь.

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

12. Бывает, что я выхожу из себя.

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.

14. Иногда я раздражен чем-нибудь.

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.

16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

17. Я люблю иногда посплетничать.

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

20. Мне случалось опаздывать.

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

25. Бывало, что я говорил неправду.

26. Все мои привычки положительны.

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.

28. Иногда могу похвастаться.

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.

33. Я люблю не всех своих знакомых.

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Обработка результатов

1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

0 - 5 баллов. Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6 - 13 баллов. Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательно следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.

14 - 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

Притча о честности

Мы часто забываем о том, что поступки, будто бумеранг, снова и снова возвращаются в нашу жизнь. Часто, с целью, чему-то научить на собственных ошибках.

Жена одного бедного мужчины готовила масло, а он потом продавал его в местную бакалею. Вес одного бруска составлял 1 кг. Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.

Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, продававшего ему масло, и решил взвесить купленные порции. Оказалось, что каждая из них весила не килограмм, а 900 грамм. Это очень рассердило мужчину.

На следующее утро, когда тот самый нищий снова пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:

— Больше не приноси мне свое масло! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что круги весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 грамм. Я не позволю себя дурить!

Бедолага заметно раскис, потупил взгляд и сказал:

— У нас, хозяин, нет весов… Мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя. По нему мы с женой и взвешивали масло…

Всегда помни, что твоей мерой будут измерять и тебя!

ПРИТЧА о честности

Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.

Читайте также: