Классный час презентация на тему что такое право

Обновлено: 04.07.2024

Классный час по правовому воспитанию в 4 классе. Целью классного часа является ознакомление с правами и обязанностями детей. Подрастающее поколение должно знать какие они имеют права, и конечно же, какие у них обязанности. Об этом они тоже не должны забывать. А ведь часто в жизни сталкиваемся с тем, что знаем свои права, а забываем, что у нас есть еще и обязанности, которые многим и не очень хочется выполнять. Доступно, на конкретных примерах, в занимательной, игровой форме преподносится данный материал, который легко могут усвоить дети. Ведь у них жизнь впереди, это им пригодится в жизни.

Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.

• познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах

• учить применять знания в конкретной ситуации;

• развивать умение анализировать, выделять главное;

• развивать умение работать с первоисточником;

• формировать правовую культуру учащихся;

• формировать умение работать в группе;

• формировать умение отстаивать свою точку зрения.

I. Организационный момент

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними

появились главные вопросы:

- Что люди могут делать?

- Что они обязаны делать?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые

помогали устранить все трудности.

- Что же такое – законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять

все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется

Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот

день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану

здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан Казахстана есть и обязанности (сохранять

и беречь природу, защищать Родину и пр.)

- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

- А что же такое право?

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются

государством и определяют отношения людей в обществе.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла

Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных

документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это

лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных

актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне

является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о

правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех

детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?

Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее

может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт

Что такое Конвенция? - Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,

имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились

В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в

Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все

моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

- Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем

зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

V. Путешествие по стране Правознания

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость

– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

• Право на бесплатное образование

• Право на свободный труд, защиту от безработицы

• Право на неприкосновенность жилища

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел

какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утёнка?

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом

кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

VII. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Презентация составлена к классному часу "Ваши права и обязанности,дети!" Презентацию можно использовать не только во втором классе, но и во всех начальных классах.Презентация помогает понять права и обязанности ребёнка.

Содержимое разработки

учитель начальных классов

Кулешова Людмила Григорьевна

Что такое права и обязанности?

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.



Статья 7 Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное своё.

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Статья 9 Очень трудно самому, Жить на свете одному. Правом с мамой жить и папой Пользуйтесь везде, ребята.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Статья 12, 13,14 Если ещё такое право Помнить думать и творить И другим свои раздумья, Если хочешь подарить.

Статья 12, 13,14

Если ещё такое право

Помнить думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить.

Статья 32 Я росточком не доволен И пока не так силён, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

Если жар, всё тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Статья 24

Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Статья 30 Чтоб с наукой подружиться, С книжкой в маленькой руке Правом пользуйся учиться На родимом языке.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуйся учиться

На родимом языке.

Статья 30 Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс, В школу ходят все детишки- Это право есть у нас.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс,

В школу ходят все детишки-

Это право есть у нас.

Статья 31 Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

Статья 6 Будь ты слабым или сильным, Белым, чёрным всё равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, чёрным всё равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.





Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?

Какая статья Конвенции была нарушена?

Какая статья Конвенции была нарушена?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?


Каждый ребёнок должен понимать, что он индивидуален, является личностью и обладает правами наравне со взрослыми.

Каждый ребёнок должен понимать, что он индивидуален, является личностью и обладает правами наравне со взрослыми.

Имею право, но обязан Презентацию подготовил классный руководитель 6 класса МОУ

№ слайда 1

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся.Задачи: - учить учащихся опреде

№ слайда 2

1 задание: Дать свою версию ниже перечисленных определений ПраваОбязанностиДолгО

№ слайда 3

1 задание: Дать свою версию ниже перечисленных определений ПраваОбязанностиДолгОтветственностьСвобода 1 балл получает тот, кто даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или п

№ слайда 4

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях

№ слайда 5

2 задание.Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Фе

№ слайда 6

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

№ слайда 7

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасил

№ слайда 8

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты1 июня – Международный день защиты детей4 июня - Международный день детей – жертв агрессии20 ноября – Всемирный день прав ребёнка10 декабря – День прав человека12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4 задание:Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называ

№ слайда 9

4 задание:Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности

Обязанности школьника: добросовестно учитьсяберечь школьное имуществоуважать уча

№ слайда 10

Обязанности школьника: добросовестно учитьсяберечь школьное имуществоуважать учащихся и работников школывыполнять устав школывыполнять правила внутреннего распорядка.Дополнительные баллы получают те, кто раскрывают значение прав и обязанностей

Права школьника. право на бесплатное образованиеправо на получение дополнительно

№ слайда 11

Права школьника. право на бесплатное образованиеправо на получение дополнительного образованияправо на охрану жизни и здоровьяправо свободы выражения своих убежденийправо посещать мероприятияправо на защитуправо на отдыхправо пользоваться библиотекойправо избирать и быть избраннымправо на обучение по индивидуальным программамправо на выбор образовательного учрежденияправо вступать в общественные организацииправо на уважение собственного достоинства.

5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанност

№ слайда 12

5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?

По Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители

№ слайда 13

По Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители.

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? Что, по-твоему, обозна

№ слайда 14

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:возможность делать все, что хочешьнезависимость от кого-то отсутствие стеснения, ограниченийвозможность выбораправо делать все, что не вредит другим

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают: 1. зап

№ слайда 15

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают: 1. запрет курить в общественных местах 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.3. запрет кататься по перилам4. запрет играть на проезжей части дороги.

8 задание:Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся ва

№ слайда 16

8 задание:Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса. Сценка из школьной жизниНазовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.Назовите права, которые нарушались.

9 задание:“Разомнись-ка!”Назовите права, которые нарушались в сказках. 5 баллов

№ слайда 17

9 задание:“Разомнись-ка!”Назовите права, которые нарушались в сказках. 5 баллов максимум, время 3 минуты.“Бременские музыканты” - “Колобок” - “Кот и лиса”

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на тру

№ слайда 18

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание“Придумай-ка!”Пословицы к статьям Правда суда не боится. Жить – родине

№ слайда 19

10 задание“Придумай-ка!”Пословицы к статьям Правда суда не боится. Жить – родине служить. Грамоте учиться – всегда пригодится. Всякому мила своя сторона. Делу – время, а потехе – час.Дело мастера боится. При солнышке тепло, при матери – добро. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Дружба дружбой, а денежки врозь. Волка ноги кормят. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. По заслугам и почёт. Тот герой – кто за родину горой.Один в поле – не воин. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с пом

№ слайда 20

Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия. Работаем в тетрадях для классных часов АНКЕТА1. Какие права ты имеешь

№ слайда 21

Рефлексия. Работаем в тетрадях для классных часов АНКЕТА1. Какие права ты имеешь, как ученик?2. Что обязан делать ученик?3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?4.Что такое права?5. Что такое обязанности?6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа После всего того, о чем мы говорили, ответьте н

№ слайда 22

Подведение итогов классного часа После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;заявляя о св

№ слайда 23

Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Спасибо за внимание.

№ слайда 24

Спасибо за внимание.

Литература 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ко

№ слайда 25

2. Документы о правах и обязанностях детей:

3. Что такое право?

Это совокупность обязательных к
исполнению норм, установленных
государством, регулятор
общественных отношений.

5. С рождения дети имеют право на:

жизнь
гражданство
имя
семью
равенство
защиту
медицинское обслуживание
социальное обеспечение
место жительства

6. Школьники имеют право на:

бесплатное
образование
досуг
занятия
по интересам
свободу высказывания
получение информации
свободу передвижения

7. После 18 лет право на:

участие
в управлении страной
объединения в различные союзы
выбор профессии
владение имуществом
вознаграждение за труд
свободный брак и др.

8. Право – это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав:

Право
на образование
- каждый обязан учиться
Уважение личного достоинства
и защита своих прав
- уважать достоинства
других людей и их права

•На свободу
выражения своих
мыслей - уважать и прислушиваться
к мнению других
•На заботу и уважение
со стороны родителей
- заботиться и уважать
своих и чужих
родителей

• На свои интересы и
увлечения
- уважать других
за их увлечения
• Гордиться своей
культурой и религией
- уважать культуру
и религию других

• Право на ошибку
- учиться избегать
ошибок
• На чистую окружающую среду
- не загрязнять окружающую среду
• Жить без насилия
- не применять насилия
к другим

12. Виды ответственности несовершеннолетних:

13. Административная ответственность

наступает с 16 лет (до этого возраста
отвечают родители),
НО бывают
наказания :
11 - 14 лет – спецшкола
14 - 18 лет – спецпрофучилище
с 14 лет – исключение из школы

Перечень нарушений:
• приобретение, хранение,
употребление наркотических средств
• жестокое обращение с животными
• повреждение транспортных средств
• повреждение гос.имущества
• распитие спиртных напитков
• нарушение правил дор.движения
• нарушение устава школы
• мелкое хулиганство и т.д.

15. Материальная ответственность

16. Уголовная ответственность

17. Кто прав?

19. Прав ли ученик?

Ученик: Марья Ивановна!Я к Вам на уроки
ходить не буду. Зачем мне химия, если я
шофером буду? Да и не нравится мне у Вас
на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так
разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды по
всем вопросам, меня касающимся. А Ваше
преподавание меня знаете как касается,
меня за Вашу двойку знаете как наказали?

Мы часто сердимся на
учителей, но нельзя
заявлять о своих
правах в таком
тоне, чтобы
пострадала
репутация
другого человека.

21. В школе

На перемене в одной из школ
между подростками Ивановым и
Петровым на почве личных
неприязненных отношений
произошла ссора, последний
причинил Иванову телесные
повреждения. Что будет с детьми
и кто будет отвечать за увечья?

В действиях Петрова усматриваются
признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 116 УК РФ
(побои), однако по данному факту в
возбуждении уголовного действия
будет отказано в связи с тем, что
Петров не достиг возраста, с которого
наступает уголовная ответственность.
А вот в действиях родителей
усматривается состав
административного правонарушения,
который влечет за собой штраф. При
этом ребенка ставят на учет в полиции.

Незнание закона не
освобождает от
ответственности.
А вот знание нередко
освобождает.
Станислав Ежи Лец

права
право на жизнь
право на труд
право на
образование
право на
медицинскую
помощь
право на отдых
обязанности
прилежно учиться
бережно относиться
к имуществу школы
соблюдать правила
техники
безопасности
иметь аккуратный
вид
придерживаться
общепринятых
правил поведения

Читайте также: