Классный час презентация на тему что такое право
Обновлено: 04.07.2024
Классный час по правовому воспитанию в 4 классе. Целью классного часа является ознакомление с правами и обязанностями детей. Подрастающее поколение должно знать какие они имеют права, и конечно же, какие у них обязанности. Об этом они тоже не должны забывать. А ведь часто в жизни сталкиваемся с тем, что знаем свои права, а забываем, что у нас есть еще и обязанности, которые многим и не очень хочется выполнять. Доступно, на конкретных примерах, в занимательной, игровой форме преподносится данный материал, который легко могут усвоить дети. Ведь у них жизнь впереди, это им пригодится в жизни.
Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.
• познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах
• учить применять знания в конкретной ситуации;
• развивать умение анализировать, выделять главное;
• развивать умение работать с первоисточником;
• формировать правовую культуру учащихся;
• формировать умение работать в группе;
• формировать умение отстаивать свою точку зрения.
I. Организационный момент
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними
появились главные вопросы:
- Что люди могут делать?
- Что они обязаны делать?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые
помогали устранить все трудности.
- Что же такое – законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять
все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется
Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот
день является государственным праздником нашей страны.
В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану
здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан Казахстана есть и обязанности (сохранять
и беречь природу, защищать Родину и пр.)
- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?
- А что же такое право?
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются
государством и определяют отношения людей в обществе.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла
Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это
лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество специальных
актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне
является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о
правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех
детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?
Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее
может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт
Что такое Конвенция? - Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,
имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились
В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в
Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все
моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
- Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем
зарядку и отдохнём.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
Вот в углу стоит мальчонка,
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
V. Путешествие по стране Правознания
1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость
– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
вознаграждение, держал кукол в рабстве?
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на
4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?
5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?
2. – Перед вами 3 плаката с надписями:
• Право на бесплатное образование
• Право на свободный труд, защиту от безработицы
• Право на неприкосновенность жилища
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ
2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел
какого права? (ответ №2)
3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)
птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка?
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом
кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?
VII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
Презентация составлена к классному часу "Ваши права и обязанности,дети!" Презентацию можно использовать не только во втором классе, но и во всех начальных классах.Презентация помогает понять права и обязанности ребёнка.
Содержимое разработки
учитель начальных классов
Кулешова Людмила Григорьевна
Что такое права и обязанности?
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Статья 12, 13,14
Если ещё такое право
Помнить думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силён,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
Если жар, всё тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся учиться
На родимом языке.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс,
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, чёрным всё равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?
Какая статья Конвенции была нарушена?
Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?
Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?
Каждый ребёнок должен понимать, что он индивидуален, является личностью и обладает правами наравне со взрослыми.
№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 3
1 задание: Дать свою версию ниже перечисленных определений ПраваОбязанностиДолгОтветственностьСвобода 1 балл получает тот, кто даст более точный ответ.
№ слайда 4
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
№ слайда 5
2 задание.Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
№ слайда 6
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
№ слайда 7
3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
№ слайда 8
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты1 июня – Международный день защиты детей4 июня - Международный день детей – жертв агрессии20 ноября – Всемирный день прав ребёнка10 декабря – День прав человека12 декабря – День Конституции Российской Федерации
№ слайда 9
4 задание:Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности
№ слайда 10
Обязанности школьника: добросовестно учитьсяберечь школьное имуществоуважать учащихся и работников школывыполнять устав школывыполнять правила внутреннего распорядка.Дополнительные баллы получают те, кто раскрывают значение прав и обязанностей
№ слайда 11
Права школьника. право на бесплатное образованиеправо на получение дополнительного образованияправо на охрану жизни и здоровьяправо свободы выражения своих убежденийправо посещать мероприятияправо на защитуправо на отдыхправо пользоваться библиотекойправо избирать и быть избраннымправо на обучение по индивидуальным программамправо на выбор образовательного учрежденияправо вступать в общественные организацииправо на уважение собственного достоинства.
№ слайда 12
5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
№ слайда 13
По Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители.
№ слайда 14
6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:возможность делать все, что хочешьнезависимость от кого-то отсутствие стеснения, ограниченийвозможность выбораправо делать все, что не вредит другим
№ слайда 15
7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают: 1. запрет курить в общественных местах 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.3. запрет кататься по перилам4. запрет играть на проезжей части дороги.
№ слайда 16
8 задание:Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса. Сценка из школьной жизниНазовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.Назовите права, которые нарушались.
№ слайда 17
9 задание:“Разомнись-ка!”Назовите права, которые нарушались в сказках. 5 баллов максимум, время 3 минуты.“Бременские музыканты” - “Колобок” - “Кот и лиса”
№ слайда 18
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
№ слайда 19
10 задание“Придумай-ка!”Пословицы к статьям Правда суда не боится. Жить – родине служить. Грамоте учиться – всегда пригодится. Всякому мила своя сторона. Делу – время, а потехе – час.Дело мастера боится. При солнышке тепло, при матери – добро. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Дружба дружбой, а денежки врозь. Волка ноги кормят. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. По заслугам и почёт. Тот герой – кто за родину горой.Один в поле – не воин. Любишь кататься – люби и саночки возить.
№ слайда 20
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
№ слайда 21
Рефлексия. Работаем в тетрадях для классных часов АНКЕТА1. Какие права ты имеешь, как ученик?2. Что обязан делать ученик?3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?4.Что такое права?5. Что такое обязанности?6.Зачем придумали права людей и обязанности?
№ слайда 22
Подведение итогов классного часа После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
№ слайда 23
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
№ слайда 24
Спасибо за внимание.
№ слайда 25
2. Документы о правах и обязанностях детей:
3. Что такое право?
Это совокупность обязательных к
исполнению норм, установленных
государством, регулятор
общественных отношений.
5. С рождения дети имеют право на:
жизнь
гражданство
имя
семью
равенство
защиту
медицинское обслуживание
социальное обеспечение
место жительства
6. Школьники имеют право на:
бесплатное
образование
досуг
занятия
по интересам
свободу высказывания
получение информации
свободу передвижения
7. После 18 лет право на:
участие
в управлении страной
объединения в различные союзы
выбор профессии
владение имуществом
вознаграждение за труд
свободный брак и др.
8. Право – это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав:
Право
на образование
- каждый обязан учиться
Уважение личного достоинства
и защита своих прав
- уважать достоинства
других людей и их права
•На свободу
выражения своих
мыслей - уважать и прислушиваться
к мнению других
•На заботу и уважение
со стороны родителей
- заботиться и уважать
своих и чужих
родителей
• На свои интересы и
увлечения
- уважать других
за их увлечения
• Гордиться своей
культурой и религией
- уважать культуру
и религию других
• Право на ошибку
- учиться избегать
ошибок
• На чистую окружающую среду
- не загрязнять окружающую среду
• Жить без насилия
- не применять насилия
к другим
12. Виды ответственности несовершеннолетних:
13. Административная ответственность
наступает с 16 лет (до этого возраста
отвечают родители),
НО бывают
наказания :
11 - 14 лет – спецшкола
14 - 18 лет – спецпрофучилище
с 14 лет – исключение из школы
Перечень нарушений:
• приобретение, хранение,
употребление наркотических средств
• жестокое обращение с животными
• повреждение транспортных средств
• повреждение гос.имущества
• распитие спиртных напитков
• нарушение правил дор.движения
• нарушение устава школы
• мелкое хулиганство и т.д.
15. Материальная ответственность
16. Уголовная ответственность
17. Кто прав?
19. Прав ли ученик?
Ученик: Марья Ивановна!Я к Вам на уроки
ходить не буду. Зачем мне химия, если я
шофером буду? Да и не нравится мне у Вас
на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так
разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды по
всем вопросам, меня касающимся. А Ваше
преподавание меня знаете как касается,
меня за Вашу двойку знаете как наказали?
Мы часто сердимся на
учителей, но нельзя
заявлять о своих
правах в таком
тоне, чтобы
пострадала
репутация
другого человека.
21. В школе
На перемене в одной из школ
между подростками Ивановым и
Петровым на почве личных
неприязненных отношений
произошла ссора, последний
причинил Иванову телесные
повреждения. Что будет с детьми
и кто будет отвечать за увечья?
В действиях Петрова усматриваются
признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 116 УК РФ
(побои), однако по данному факту в
возбуждении уголовного действия
будет отказано в связи с тем, что
Петров не достиг возраста, с которого
наступает уголовная ответственность.
А вот в действиях родителей
усматривается состав
административного правонарушения,
который влечет за собой штраф. При
этом ребенка ставят на учет в полиции.
Незнание закона не
освобождает от
ответственности.
А вот знание нередко
освобождает.
Станислав Ежи Лец
права
право на жизнь
право на труд
право на
образование
право на
медицинскую
помощь
право на отдых
обязанности
прилежно учиться
бережно относиться
к имуществу школы
соблюдать правила
техники
безопасности
иметь аккуратный
вид
придерживаться
общепринятых
правил поведения
Читайте также: