Кем организуется выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов жд

Обновлено: 16.05.2024

автор Александр Долинин , дата 7 августа 2019 г. 10:00:00 MSK

В феврале 2014 г. в Федеральный закон "О транспортной безопасности" внесены соответствующие изменения относительно наименований объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), которые предусматривали издание Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, определяющего в том числе участки железнодорожных путей, являющихся ОТИ. С этого момента Росжелдор как компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (ТБ) приостановил выполнение государственной функции категорирования в отношении железнодорожных путей. В рубрике "День эксперта" - Александр Долинин, Начальник отдела транспортной безопасности Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Таким образом, в период с 2011 по 2014 гг. в регионе ответственности Приволжского территориального управления Росжелдора была присвоена категория 122 ОТИ, являющимся железнодорожными путями необщего пользования, 13 из которых исключены (в связи с тем, что на них не распространяются Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, или они перестали являться объектами, подлежащими категорированию), осталось 109. Из них:

  • 15 железнодорожных перегонов;
  • 32 железнодорожные станции;
  • 62 участка железнодорожных путей (являются маневровыми районами, развитием путей, а также одиночными тупиковыми путями).

Всего в Реестр по региону нашего Управления включено 59 субъектов транспортной инфраструктуры – владельцев ПНП.

Что касается 32 железнодорожных станций, то они, в соответствии с законодательством, являются ОТИ, на которых субъектам транспортной инфраструктуры необходимо выполнять все мероприятия, предусмотренные Требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

В развитие ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановлением от 18 июля 2016 г. № 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры" определило перечень участков, в том числе железнодорожных путей, которые являются объектами транспортной инфраструктуры.

Участки железнодорожных путей, являющиеся ОТИ

К ОТИ относятся в том числе участки железнодорожных путей:

Неопределенность при категорировании

Исходя из принятых норм, скоростной является линия, на которой по всей ее длине или на отдельных участках обращаются пассажирские поезда со скоростями от 140 до 200 км/ч, а на высокоскоростных линиях – со скоростями свыше 200 км/ч (Правила эксплуатации объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2012 г. № 283р).

Следовательно, если железнодорожные пути необщего пользования примыкают к таким магистралям, то они однозначно являются ОТИ и подлежат категорированию. Здесь все понятно. Но вот в отношении участков, указанных в пункте "В" перечня, как мы видим, критерием отнесения их к объекту транспортной инфраструктуры являются работы с грузами повышенной опасности. К сожалению, до настоящего времени подзаконный акт, предусмотренный ст. 1 закона "О транспортной безопасности", который бы определил перечень таких грузов и порядок их перевозки, не принят Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что уже давно отсутствует названный правовой акт, Росжелдор как компетентный орган столкнулся с нарастающим объемом обращений от эксплуатирующих пути необщего пользования организаций по поводу категорирования или исключения объектов из соответствующего реестра.

Вследствие этого, с одной стороны, Росжелдор и его территориальные управления вынуждены отказывать таким организациям в выполнении госфункции по категорированию участков ПНП, а с другой – у Росжелдора отсутствуют основания по исключению из реестра участков путей необщего пользования, ранее категорированных как ОТИ.

Нередко в качестве основания для исключения ОТИ из реестра субъекты транспортной инфраструктуры приводят доводы, что из-за отсутствия перечня грузов повышенной опасности их ПНП перестали являться ОТИ. Здесь нужны пояснения.

Опасные грузы и грузы повышенной опасности: в чем разница?

Грузы повышенной опасности – это опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды (ФЗ-16 "О транспортной безопасности", ч. 7.3, ст. 1).

Опасный груз – это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде (ФЗ-18 от 10.01.2003 г.). В п. 7.3. ст. 1 ФЗ-16 дается понятие "грузы повышенной опасности".

Законодатель не разделяет понятия "опасные грузы" и "грузы повышенной опасности", а уточняет, что часть опасных грузов будет отнесена к грузам повышенной опасности. То есть по установленным позже критериям любое наименование опасного груза может войти в перечень грузов повышенной опасности.

Это обстоятельство дает основание считать, что если на путях необщего пользования осуществляется подача и уборка вагонов с опасными грузами, такие ОТИ не подлежат исключению из Реестра. Росжелдор вправе исключить лишь те объекты, на которых не проводятся работы с опасными грузами, при документальном подтверждении такой информации субъектами.

жд

Судебная практика

Имеющаяся судебная практика принятия решений по оспариванию субъектами транспортной инфраструктуры описанной выше позиции Росжелдора имеет отрицательный характер. Одним из таких примеров является Артемовское ППЖТ – четыре судебных инстанции не в пользу предприятия. Аналогичные решения арбитражных судов были приняты в отношении заявлений по оспариванию отказа Росжелдора в исключении из реестра других ОТИ, эксплуатируемых организациями:

  • ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод";
  • АО "Коми авиатранс";
  • ОАО "Благовещенское ППЖТ";
  • АО "Южуралнефтегаз".

Суд считает, что отсутствие правовой определенности относительно термина "участки железнодорожных путей" не свидетельствует о необходимости исключения из реестра категорированных ОТИ объектов (в частности, железнодорожных путей), ранее внесенных в него на законных основаниях.

Следует отметить, что длительное отсутствие утвержденного перечня грузов повышенной опасности негативно сказывается на защищенности путей необщего пользования от АНВ.

Безопасность ОТИ в границах объектов ТЭК

Рассматривая другой важный момент в сфере реализации транспортной безопасности, обратим внимание на ОТИ, расположенные в границах объектов топливно-энергетического комплекса.

Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов законодательно устанавливается на основе нормативных правовых актов:

1. В области обеспечения транспортной безопасности ОТИ:

  • ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ;
  • Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495.

2. В области обеспечения безопасности объектов ТЭК:

  • ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ;
  • Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458.

На рис. 1 показано соотношение границ объекта транспортной инфраструктуры и объекта ТЭК на примере одной из организаций. Границы объектов существенно отличаются друг от друга (красным показаны границы ОТИ).

ОТИ и ТЭК

Кажется очевидным осуществлять защиту ОТИ как части объекта ТЭК, если бы не различия в законодательной базе обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности указанных объектов.

Сравнительный анализ требований по ТБ ОТИ и по безопасности объектов ТЭК

Эксплуатирующие такие объекты организации обязаны выполнять требования в обеих областях. При этом на них ложится двойная нагрузка, как организационная, так и финансовая.

Здесь существенно и то, что для охраны объекта ТЭК собственник обязан привлечь частное охранное предприятие, имеющее лицензию Росгвардии, сферой деятельности которого является оказание охранных услуг, регулируемых законом (от 11.03.1992 г. № 2487) "О частной и охранной деятельности в Российской Федерации". В этом законе дан исчерпывающий перечень охранных услуг, которые разрешается предоставлять частным охранным организациям. Обеспечение транспортной безопасности к их числу не относится.

Но при нахождении в границах объекта ТЭК объекта транспортной инфраструктуры этот же собственник как субъект транспортной инфраструктуры для защиты уже ОТИ от актов незаконного вмешательства обязан привлечь именно подразделение транспортной безопасности, потому что оказание частной охранной организацией услуг по обеспечению транспортной безопасности незаконно.

Сложившаяся ситуация требует проведения мониторинга реализации требований в указанных областях, анализа существующих проблем и выработки предложений по путям их решений.

Как найти золотую середину?

Основные выводы по результатам анализа требований сводятся к следующему:

  1. Требования по обеспечению транспортной безопасности (ТБ) направлены на защиту зоны ТБ, требования ТЭК направлены в первую очередь на защиту периметра объекта.
  2. Требования ТБ относятся к порядку и правилам доступа (воспрепятствование проникновению в зону ТБ вне КПП, форма пропуска, порядок его выдачи и согласования), а требования ТЭК – к инженерно-техническим средствам защиты периметра объекта (высота и конструкция заграждения).
  3. Требования ТБ к специально аккредитованному подразделению, обязательной подготовке и аттестации персонала, специальным организационно-распорядительным документам и обязательной сертификации технических средств обеспечения ТБ в требованиях ТЭК отсутствуют.
  4. Требования ТБ не учитывают, а в требованиях ТЭК обязательно создание службы безопасности и контроль всех жизненных циклов технических средств обеспечения безопасности.

В целом логика построения системы безопасности идентичная, однако есть ряд специфичных положений. Таких особенностей больше в системе обеспечения транспортной безопасности, следовательно, их и нужно брать за основу построения системы при универсализации требований и правил в обеих областях.

ОТИ и ТЭК_1

По словам заместителя министра транспорта Николая Захряпина, одной из основных задач Минтранса России на ближайшую перспективу является совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на основе правоприменительной практики с целью эффективной защиты от актов незаконного вмешательства и оптимизация финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры на реализацию требований в области обеспечения транспортной безопасности путем устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на защищенность объектов транспортного комплекса.

Так как вышеназванные объекты находятся практически во всех регионах России, то очевидно, что предложенные инициативы можно реализовывать при непосредственном участии субъектов Российской Федерации, которые, в соответствии с решениями Национального антитеррористического комитета и Совета Безопасности Российской Федерации, наделены полномочиями по сбору, обобщению и учету информации о транспортном комплексе и реализации требований в области транспортной безопасности по видам транспорта в регионах.

Варианты оптимизации действующего законодательства

Подводя итог, отметим основные предложения по улучшению создавшейся ситуации. Вот что необходимо сделать:

  • разработать подзаконный акт, определяющий перечень грузов повышенной опасности, в соответствии с ч.7.3 ст. 1 ФЗ-16 "О транспортной безопасности";
  • внести изменения в законодательство РФ (закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487 "О частной и охранной деятельности в Российской Федерации" и его подзаконные акты) в части определения возможности частным охранным предприятиям аккредитоваться и выполнять функции подразделения транспортной безопасности без потери лицензии Росгвардии;
  • внести изменения в законодательство РФ (Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458) в части интеграции систем безопасности, в том числе с системой обеспечения транспортной безопасности.

Остается надеяться, что транспортное сообщество в целях оптимизации действующего законодательства со своей стороны обобщит назревшие вопросы и задачи и выступит с инициативой к законодательной власти для минимизации или устранения обозначенных проблем.

5. Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" основывается на следующих основных принципах:
а) законность;
б) приоритет охраны жизни и здоровья людей;
в) адекватность принимаемых мер угрозам и возможному ущербу от актов незаконного вмешательства (перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. N 52, 112, 134);
г) приоритет мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их последствий;
д) конфиденциальность информации.
6. Основными задачами организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" являются:
а) нормативное регулирование транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта;
б) создание системы управления транспортной безопасностью;
в) планирование мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность объектов железнодорожного транспорта;
г) координация деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", связанной с реализацией решений в области обеспечения транспортной безопасности;
д) мониторинг состояния защищенности объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства;
е) определение достаточного ресурсного (финансового, материально- технического, научно-технического, кадрового) обеспечения мероприятий транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;
ж) готовность сил и средств, привлекаемых к обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;
з) контроль за выполнением мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;
и) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
7. Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляется подразделениями аппарата управления, филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД" в рамках своих полномочий.

II. Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД"

8. Общее руководство и контроль за организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляются президентом ОАО "РЖД".
9. Текущее руководство и контроль за организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляются вице-президентом, в ведении которого находятся вопросы корпоративной безопасности.
10. Координация деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" по организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", а также контроль за выполнением мероприятий в этой области осуществляются Департаментом безопасности.
11. Региональные центры безопасности в рамках своих полномочий координируют деятельность филиалов, других структурных подразделений ОАО "РЖД" и/или их структурных подразделений, расположенных в границах соответствующих железных дорог, по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта и осуществляют контроль за состоянием их защищенности от актов незаконного вмешательства.
12. Выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта организуется филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", в ведении которых находятся эти объекты.
13. Непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).
14. Порядок финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта определяется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими финансово-экономическую деятельность ОАО "РЖД".

Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" основывается на следующих основных принципах:

б) приоритет охраны жизни и здоровья людей;

в) адекватность принимаемых мер угрозам и возможному ущербу от актов незаконного вмешательства;

г) приоритет мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их последствий;

д) конфиденциальность информации;

Основными задачами организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" являются:

а) нормативное регулирование транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта;

б) создание системы управления транспортной безопасностью;

в) планирование мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность объектов железнодорожного транспорта;

г) координация деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", связанной с реализацией решений в области обеспечения транспортной безопасности;

д) мониторинг состояния защищенности объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства;

е) определение достаточного ресурсного (финансового, материально- технического, научно-технического, кадрового) обеспечения мероприятий транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

ж) готовность сил и средств, привлекаемых к обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

з) контроль за выполнением мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

и) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляется подразделениями аппарата управления, филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД" в рамках своих полномочий.

На грузовых железнодорожных станциях разрабатывается план мероприятий по усилению общественной безопасности защите населения от терроризма, обеспечения устойчивой работы и охраны объектов, включающий в себя:

а) разработку плана мероприятий на текущий год по оборудованию постов ЭЦ станций необходимыми техническими средствами защиты, предотвращающими несанкционированный доступ посторонних лиц на пост ЭЦ и в другие служебные помещения;

г) проведение с работниками совместно смежных хозяйств проверки разбросанности старогодних материалов на станциях. При выявлении недостатков принимать немедленные меры по очистке территорий станций;

д) проведение проверок осуществления контроля за наличием на рабочих местах сменно-диспетчерского персонала хозяйства перевозок информационного материала о действиях работников в случае совершения или угрозы террористических актов с экстренного вызова представителей правоохранительных органов;

е) проведение практических занятий по выполнению технологических операций и нормативного времени по отправлению пожарных и восстановительных поездов со станции их дислокации;

ж) проведение с руководителями станций учебно-методические сборы по предупреждению и ликвидации ЧС при террористических проявлениях и незаконном вмешательстве в деятельность железнодорожного транспорта;

з) проведение проверок, в том в числе с причастными службами и правоохранительными органами, соблюдения требований режимности, ограничения доступа посторонних лиц в служебные помещения и на объекты, расположенные на территории станции;

и) проведение инвентаризацию тормозных башмаков;

к) инструктирование на планерных совещаниях работников станций, заступающих на дежурство о необходимости особой бдительности в период несения дежурства;

л) обеспечение совершенствования форм и методов информационного обеспечения деятельности в области гражданской обороны электронных и печатных средств массовой информации.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" основывается на следующих основных принципах:

б) приоритет охраны жизни и здоровья людей;

в) адекватность принимаемых мер угрозам и возможному ущербу от актов незаконного вмешательства;

г) приоритет мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их последствий;

д) конфиденциальность информации;

Основными задачами организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" являются:

а) нормативное регулирование транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта;

б) создание системы управления транспортной безопасностью;

в) планирование мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность объектов железнодорожного транспорта;

г) координация деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", связанной с реализацией решений в области обеспечения транспортной безопасности;

д) мониторинг состояния защищенности объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства;

е) определение достаточного ресурсного (финансового, материально- технического, научно-технического, кадрового) обеспечения мероприятий транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

ж) готовность сил и средств, привлекаемых к обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

з) контроль за выполнением мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта;

и) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляется подразделениями аппарата управления, филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД" в рамках своих полномочий.

На грузовых железнодорожных станциях разрабатывается план мероприятий по усилению общественной безопасности защите населения от терроризма, обеспечения устойчивой работы и охраны объектов, включающий в себя:

а) разработку плана мероприятий на текущий год по оборудованию постов ЭЦ станций необходимыми техническими средствами защиты, предотвращающими несанкционированный доступ посторонних лиц на пост ЭЦ и в другие служебные помещения;

г) проведение с работниками совместно смежных хозяйств проверки разбросанности старогодних материалов на станциях. При выявлении недостатков принимать немедленные меры по очистке территорий станций;

д) проведение проверок осуществления контроля за наличием на рабочих местах сменно-диспетчерского персонала хозяйства перевозок информационного материала о действиях работников в случае совершения или угрозы террористических актов с экстренного вызова представителей правоохранительных органов;

е) проведение практических занятий по выполнению технологических операций и нормативного времени по отправлению пожарных и восстановительных поездов со станции их дислокации;

ж) проведение с руководителями станций учебно-методические сборы по предупреждению и ликвидации ЧС при террористических проявлениях и незаконном вмешательстве в деятельность железнодорожного транспорта;

з) проведение проверок, в том в числе с причастными службами и правоохранительными органами, соблюдения требований режимности, ограничения доступа посторонних лиц в служебные помещения и на объекты, расположенные на территории станции;

и) проведение инвентаризацию тормозных башмаков;

к) инструктирование на планерных совещаниях работников станций, заступающих на дежурство о необходимости особой бдительности в период несения дежурства;

л) обеспечение совершенствования форм и методов информационного обеспечения деятельности в области гражданской обороны электронных и печатных средств массовой информации.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Читайте также: