Кем был впервые обнаружен психологический феномен уровень притязаний

Обновлено: 02.07.2024

Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Исследование закономерностей уровня притязаний, как правило, проводится с помощью специальных экспериментальных процедур;

в целом это дает возможность делать некоторый прогноз реакций, поведения, жизненного пути человека. Такой прогноз, естественно, имеет значение не только для общей и педагогической психологии, но и при изучении особенностей течения различных психических заболеваний.

Понятие уровня притязаний было введено в психологию Т. Дембо, представительницей школы К. Левина. Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе. Схема эксперимента, которую применил Ф. Хоппе, стала впоследствии традиционной. Сущность ее заключается в том, что задания, на выполнении которых строится эксперимент, ранжируются по трудности. Уровень притязаний выводится из поведения испытуемого при выборе им заданий различной трудности.

Следующий шаг в развитии теоретических представлений об уровне притязаний был сделан в результате работ Мак-Клелланда и Аткинсона в области мотивации достижения. В теории Аткинсона в модель выбора, кроме ситуационных переменных, таких, как субъективная вероятность успеха или неудачи и побуждающей ценности успеха или неудачи, вводятся личностные переменные — мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Величина и соотношение между этими мотивами во многом определяют поведение индивида в ситуации выбора, в том числе и при выборе цели деятельности.

Введение Н. Физером в модель Аткинсона понятия внешней мотивации и признание влияния еще целого ряда ситуационных переменных на установление уровня цели в ситуации выбора дополняют формирование теоретических представлений об уровне притязаний.

Процедура исследования. Измерение величины уровня притязаний возможно в рамках различных методических подходов. Например, в работе Ф. Хоппе (1930) предпринималась попытка вывести уровень притязаний из наблюдения за поведением в ситуации выполнения задания, мотивированного достижением. В таких ситуациях поведение обнаруживает целый ряд отличительных характеристик в способах действия во время выполнения и после его окончания. Об уровне притязаний можно судить по возрастающему или уменьшающемуся усилию перед лицом изменяющихся трудностей; по оставлению или поиску новых решений; по выражению аффекта относительно успеха и неудачи; по конфликтному поведению; по ожиданию успеха или неудачи.

Хотя основной сюжет экспериментальной процедуры чаще всего остается без изменения, исследователи варьируют дополнительными вариантами проведения эксперимента, сообразуясь с задачами, условиями и возможностями измерения уровня притязаний.

Ниже дано схематическое описание вариантов экспериментальной процедуры, которые были использованы в анализируемых работах:

Надо сказать, что построение исследования с различным сочетанием вариантов процедуры эксперимента имеет не только преимущество гибкости приспособления к задачам исследования, но и недостаток — затрудняется сравнение данных. Например, можно ожидать, что два эксперимента с набором таких вариантов процедуры 1а, 2а, За, 4в, 5а, 66, 86 и 16, 26, 36, 4а, 56, 6а, 7а, 86 дадут различные результаты. Поэтому при описании эксперимента исследователь должен максимально полно описывать все стороны процедуры.

Параметры уровня притязаний. В результате проведения эксперимента можно получить целый ряд показателей, довольно полно характеризующих уровень притязаний (1, 6, 8, 9 и др.) . Общее количество таких показателей в современных исследованиях довольно значительно; ниже перечислены лишь наиболее часто используемые:

  1. Уровень притязаний как показатель абсолютного выбора цели — номер выбранной группы трудности, сумма номеров групп трудности или средний номер группы трудности за все выборы.
  2. Успешность — общее количество номеров групп трудности правильно выполненных заданий.
  3. Целевое расхождение — разность между устанавливаемым уровнем цели и уровнем предыдущего выполнения.
  4. Достигнутое расхождение — разность между уровнем выполнения и предыдущим уровнем цели.
  5. Оценочное расхождение — разница между субъективной оценкой качества своего выполнения и действительным результатом этого выполнения.
  6. Аффективное расхождение — разность между целевым и оценочным расхождением.
  7. Индекс приспосабливаемости — чувствительность в установлении цели к изменениям в уровне выполнения.
  8. Типичная реакция — повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи, т. е. после достижения или недостижения предыдущего уровня притязаний.
  9. Отклонение от 50-процентного уровня возможностей — степень предпочтения в выборах заданий либо с очень большой, либо с очень малой вероятностью успеха.

Полный набор всех параметров редко снимается в каждом исследовании. Выбор характеристик зависит от целей исследования, но в этой связи хочется отметить слишком упрощенную практику некоторых отечественных психологов проводить только качественный анализ или, в лучшем случае, вычислить один параметр—сумму групп трудности. Это значительно снижает ценность используемого метода.

Детерминанты уровня притязаний. Что же определяет поведение индивида при установлении или изменении уровня притязаний? Какие факторы оказывают влияние на установление цели, склонность к риску? При ответе на эти вопросы были исследованы различные по своей природе и происхождению детерминанты, как ситуационные, так и личностные. Рассмотрим некоторые из них.

Таким образом, можно сказать, что на установление уровня притязаний, кроме основной оценочной диспозиции, влияет целый ряд личностных и ситуационных переменных. Перечень описанных факторов, безусловно, является неполным и может быть дополнен другими.

Прикладные исследования. Из всех исследований уровня притязаний в прикладных целях кратко остановимся только на трех вопросах, которые представляют интерес и для медицинской практики. Это, во-первых, взаимосвязь уровня притязаний со стрессом, во-вторых, влияние уровня притязаний на переживание успеха и неудачи и, в-третьих, проблема риска в связи с уровнем притязаний.

Хотя сама процедура выбора в эксперименте на уровень притязаний создает психическую напряженность у испытуемых, некоторыми исследователями был проявлен интерес к влиянию дополнительного стресса. Так, К. Рао и Р. Рассел (1960) обнаружили, что введение стресса в ситуацию выполнения приводит к понижению уровня притязаний в течение некоторого числа проб, а затем к стабилизации его на более низком уровне. С другой стороны, польский психолог Я. Рейковский указывает, что существует связь между адекватностью уровня притязаний и устойчивостью к стрессу. Лица, у которых наблюдается тенденция к недооценке собственных возможностей, являются устойчивыми к стрессу.

Показателем эффективности саморегуляции в этой работе выступает достигнутое расхождение.

Зрелой, т. е. адекватной, формой разрешения конфликта является преодоление неудачи посредством возрастающих или повторных усилий (при этом, в отличие от фиксации, человек учитывает причины неудачи), направленных на достижение той же самой цели.

Анализ приведенных исследований показал, что уровень притязаний как психологический феномен является сложным психическим образованием, проявление которого зависит от многих факторов и который не сводится только к практике определения его как явного уровня цели.

Рассматривая теоретические исследования, можно было видеть, что результаты легко связываются с проблемами клинической практики.

Надо сказать, что у исследователей уровня притязаний имеются широкие перспективы. Одной из основных задач исследования является уточнение детерминант и сущности собственно уровня притязаний, выявление тех его параметров (или их соотношения), которые дают возможность делать тот или иной прогноз (реакций, поведения, жизненного пути и т. д.). Предстоит работа по стандартизации и согласованию различного материала, определению индивидуальных различий в уровне притязаний у разных групп людей.

В области психогигиены стоят проблемы оптимизации развития уровня притязаний, разработка методов воздействия на него, организация профилактических мер для повышения фрустрационной толерантности к ситуации неуспеха, оказание помощи при выходе из этой ситуации или при реабилитации после перенесенного заболевания.

самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, осознанно берущихся ею; вид объективизации ценностной ориентации личности или группы.

индивидуальная Психологическая характеристика человека, проявляющаяся в тех надеждах на успех, с которыми он приступает к выполнению определенной деятельности.

Уровень, которого кто-либо стремится достичь. Определяемый человеком в ходе деятельности набор стандартов, по которым оценивается личный успех или неудача. Ср. с уровнем достижений.

система целей и задач, которые ставит перед собой личность. Он может быть завышенным, заниженным и реалистичным. Люди, имеющие реалистический уровень притязаний отличаются уверенностью в своих силах, большой продуктивностью и могут критически относиться к результатам своей деятельности.


Фиксирует статусные претензии личности в значимых для нее видах деятельности или ситуациях. Притязания развиваются в основном по тем же тенденциям, что и самооценки, но имеют и свою специфику. Например, были проведены наблюдения, показывающие, что если ребенок в детском саду, затем в школе был только во главе других детей и никогда не был в позиции "подчинения", то чаще всего у него формируется завышенный уровень притязаний.

мера трудностей целей, выбираемых человеком. Может быть адекватным, т. е. соответствующим возможностям личности, и неадекватным. Последний бывает завышенным, когда выбираются цели (трудности заданий), превосходящие индивидуальные возможности, и заниженным (достичь поставленных целей человеку не составляет особого труда). В случае успеха после достижения цели У. п. повышается, при неудаче — понижается. Завышенный или заниженный У. п. может выступать как свойство личности, т. е. проявляться постоянно в любых ситуациях.

психологическая характеристика личности человека, проявляющаяся в типичных для нее ожиданиях успехов. У.п. зависит от прошлого опыта человека, его самооценки, от того, как человек воспринимает и оценивает свои способности и в связи с этим возможности достижения успехов. У.п. может быть нормальным, завышенным и заниженным. При нормальном У.п. человек рассчитывает на успехи, которые соответствуют его действительным способностям и возможностям; при завышенном У.п. человек рассчитывает на успехи, которых он не в состоянии достичь при имеющихся у него способностях или реальных возможностях. При заниженном У.п. человек берется за решение легких задач и рассчитывает на успехи, которые заведомо ниже его способностей и возможностей. См. личность, ожидания, самооценка.

level of aspirations) Психологи классифицируют людей в соответствии с их целями в жизни. Нек-рые считают, что эти цели, или притязания, определяются базовыми чертами личности, сформированными на ранних этапах жизни. Агрессивный/покорный, обращенный внутрь/ наружу и активный/пассивный - лишь нек-рые возможные примеры таких черт. Притязания яв-ся движущими силами личности. Они оказываются важнее способностей, с к-рыми чел. рождается или к-рые он приобретает в процессе взаимодействия со своим окружением и образования, поскольку в действительности имеет значение то, что он делает с этими врожденными и приобретенными индивидуальными особенностями. Измерив расстояние между желаемым и реально достигнутым на настоящий момент уровнем устремления, можно определить "мотивационный дифференциал". Путем последующего нанесения различных точек на эту шкалу и их соединения можно определить индивидуальный профиль притязаний. Так, мы можем обнаружить существование к.-л. разрывов. У. п. могут быть слишком высокими или слишком низкими. В обоих случаях они нуждаются в корректировках. Одна из распростр. проблем в области менеджмента состоит в том, что люди нередко считают, что они переросли свою должность. Иногда установление слишком высоких У. п. может служить оправданием нежелания проявлять излишнее рвение на своем рабочем месте. Разные об-ва различаются по тем пределам, к-рые они устанавливают для притязаний. На протяжении сотен лет рядовым гражданам внушалось, что границы их роста определяются их соц. положением и классом, законами или установленными правилами, заранее предопределенными и распределенными возможностями. Сегодня в большинстве западных демократий растет осознание того, что потенциальные возможности чел. практически безграничны. Даже IQ не представляет здесь никакого препятствия. См. также Индивидуализм, Оптимальное функционирование Э. Дихтер

понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;
3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.
Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении проблемы, то есть от уровня притязаний.

Эксперимент Хоппе заключался в следующем. Участникам предлагалась серия от 14 до 18 заданий. Испытуемые знали, что задание тем сложнее, чем выше его порядковый номер, и имели возможность сами выбирать трудность выполняемого задания. По ходу решения заданий они могли менять последовательность их выполнения и, когда сочли бы нужным, закончить работу.

В результате выявилось, что выбор степени трудности задания зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего задания, а само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели.

На основании анализа результатов эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Деятельность прекращается после успеха, если наблюдается нарастание уровня притязаний, который из-за достигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно удовлетворить. То есть если человек решил задание, но чувствует, что более сложное ему не осилить, он, прочтя условие этого последнего задания, принимает решение о прекращении работы.

2. Деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху.

3. Единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности, если неудачи доказали невозможность успеха при более высоком уровне притязаний.

Итак, каждое действие испытуемого получает свой смысл только в свете стремления к более высокой (идеальной) цели.

Исследование фрустрации.

В 1941году Курт Левин совместно с учениками, Барнером и Дембо, изучал поведение детей в ситуации фрустрации. Он решил проверить свою так называемую дедифференционную гипотезу.Суть ее можно сформулировать следующим образом: в условиях фрустрации поведение становится более дедифференцированным, то есть менее разнообразным, менее гибким. Напомним, что, согласно теории поля, как внутреннее пространство человека, так и его жизненное пространство состоит из ряда секторов. Определенное количество таких секторов во внутренней части некоторым образом обеспечивает гибкость в поведении человека, а следовательно, возможность реагировать на изменения в жизненном пространстве. Согласно гипотезе Курта Левина, в ситуации фрустрации внутреннее пространство ограничивается сектором, связанным с более ранними (а следовательно, и менее конструктивными) формами поведения. В процессе эксперимента психологи наблюдали за играющими детьми 2—6 лет. Как известно, в каждом возрасте игра имеет свои особенности, и по тому, как и во что ребенок играет, можно определить его возраст. Вситуации фрустрации(исчезновение игрушки и пр.) детив среднем регрессировалидо возраста семнадцати месяцев, что подтвердило гипотезу Левина (Hothersall, D., 1995).

Исследование стилей лидерства.

Руководитель может действовать в группе в качестве эксперта, катализатора, дирижера и образца участника. Классификация, предложенная Левиным и коллегами, сейчас является самой популярной, но, как это часто бывает, мало кто помнит, кому она принадлежит.

Для размышления

Какие из феноменов, описанных в вышеизложенных исследованиях, вы наблюдали в жизни? Приведите примеры. Как бы вы могли использовать их в своей практической деятельности?

Оценка.

Методология действенных исследований, разработанная Куртом Левиным, активно используется при решении различных социальных проблем: от организационной психологии до образования. Использование метода анализа жизненного пространства помогает лучше понять жизнь человека.

Итоги главы.

— Эвристическая ценность теории поля заключается в том, что ее использование стимулирует становление и развитие новых концепций, проверку новых экспериментальных гипотез и выявление новых психологических феноменов.

— Метод анализа психологических явлений, разработанный Куртом Левиным, включает в себя определенный понятийный аппарат. Среди терминов, необходимых для анализа жизненного пространства в данный момент времени, такие как: временная перспектива, психологическая валентность, вектор, локомоция, регион и граница.

— Жизненный и творческий путь Курта Левина принято делить на два этапа: немецкий и американский. Немецкий период характеризуется созданием целостной системы анализа психологических явлений и осуществлением экспериментов, направленных на изучение незавершенных действий, забывания намерений, фрустрации и др. Американский период связан с разработкой принципов действенного исследования и применением принципов теории поля для решения практических социальных проблем. Также этот период связан с исследованием групповой динамики.

— На формирование теории Курта Левина оказали влияние достижения физики начала двадцатого века (описание явлений в терминах поля), неколичественные геометрические дисциплины (годология и топология), гештальт-психология и достижения социальных наук (социология, социальная психология и антропология).

— Курт Левин специально не интересовался непсихологическими и неосознаваемыми факторами, тем не менее предлагая их учитывать при анализе жизненного пространства. Эту сферу исследования он назвал психологической экологией.

— Стиль общения с учениками, свойственный Левину, можно охарактеризовать как демократичный. Они обсуждали научные вопросы в форме групповой дискуссии, где каждый мог высказать свое мнение. Его личность, обаяние оказали неизгладимое впечатление на всех, кто когда-либо с ним работал.

Ключевые понятия.

Вектор (Vector).Отрезок, показывающий направление действия силы. В топологической психологии, используемой Левиным для изображения жизненного пространства в данный момент времени, с помощью векторов обозначаются направления действий (реальных и нереальных) человека.

Временная перспектива (Time perspective).Понятие в теории поля Курта Левина. Было введено Л. Франком. Его содержание включает в себя регионы, связанные с будущим, настоящим и прошлым, которые актуализируются в жизненном пространстве в данный момент времени. Согласно теории Левина, само по себе прошлое или будущее не оказывает влияния на поведение человека, если только эти события не включены в его жизненное пространство.

Гештальт (Gestalt).Основное понятие гештальт-психологии. Это — целостный феномен, несводимый к сумме его составляющих. Изучение принципов организации гештальтов и являлось предметом гештальт-психологии.

Граница (региона) (Barriers).Одно из ключевых понятий концепции жизненного пространства. Определяется параметром прочности-слабости.

Дедифференционная гипотеза (Dedifferentiation hypothesis).Гипотеза, выдвинутая Куртом Левиным. Он предположил, что в состоянии фрустрации жизненное пространство имеет тенденцию к сокращению количества регионов, в него входящих. Следовательно, оно характеризуется меньшей дифференцированностью.

Действенное исследование (Action research).Исследование, направленное на получение некоторых изменений в пространстве организации, группы или индивида.

Дифференцированность жизненного пространства (Differentiation of life space).Параметр, характеристика жизненного пространства характеризующийся количеством регионов, в него входящих. У маленьких детей и умственно отсталых людей, а также у людей, испытывающих фрустрацию, пространство характеризуется низкой дифференцированностью.

Жизненное пространство (life space).Ключевое понятие в психологической теории поля Курта Левина. Представляет собой конструкцию, описывающую факторы, обусловливающие психологическую реальность и поведение личности в данный момент времени. На схемах изображается обычно в форме эллипса, в котором отмечаются регионы и локомоции.

Забывание намерений (Forgotten intentions).Сфера исследования, для описания которой использовались характеристики психологической теории поля. Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием.

Замещающее действие (Substitution).Действие, выполняющее функцию снятия напряженности в системе. Замещения бывают эквивалентные (схожие по смыслу), связанные с основным направлением деятельности и символические (осуществляемые в нереальной сфере).

Конфликт (Conflict).Определяется как противодействие приблизительно равных сил поля (Левин К., 1980б, с. 128).

Личность G-типа (G-type personality).Тип личности, описанный Куртом Левиным. Люди этого типа более склонны к проявлению индивидуальности, характеризующиеся негибкостью в общении и трудно приспосабливающиеся к изменениям в окружающей обстановке. Их внутреннее пространство характеризуется достаточно большим количеством регионов, относящихся к частной сфере.

Личность U-типа (U-type personality).Тип личности, описанный Куртом Левиным. Люди этого типа легко адаптируются к изменениям и обладают небольшим количеством регионов внутреннего пространства, которые относятся к частной сфере. Они более открыты, свободны.

Локомоция (Locomotion).Ключевое понятие, используемое для описания изменений в жизненном пространстве. Это действие, которое может осуществляться как в реальной, так и в ирреальной сферах.

Психологическое пространство (Psychological space).To же самое, что и жизненное пространство. Курт Левин с середины тридцатых годов чаще стал употреблять именно этот термин.

Регионы (Regions).Понятия, используемые для описания содержания жизненного пространства человека. Каждый регион имеет свои границы и размеры, которые определяются субъективно и могут меняться в зависимости от состояния пространства в данный момент времени. Чем больше число регионов, тем большей дифференцированностью характеризуется жизненное пространство.

Сила (Force).Характеристика жизненного пространства человека, связанная с реализацией потребности, задающая направление движения от региона к региону. Различается по интенсивности и направлению.

Стили лидерства (leadership styles).Понятие, введенное Куртом Левиным и его коллегами: Липпитом и Уайтом. Используется для характеристики отношений между лидером и группой. В результате экспериментов было выделено три стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

Теория поля (Field theory).Метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций, созданный Куртом Левиным.

Топологическая психология (Topological psychology).Метод изображения жизненного пространства индивида средствами топологии (топология — наука о пространстве).

Уровень притязаний (Level of aspiration).Оценка индивидом своих возможностей в плане решения каких-то проблем, выполнения каких-то заданий.

Фрустрация (Frustration).Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Библиография.

Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 150 с.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова Думка, 1984. — 207 с.

Гришина Н. В. Курт Левин: жизнь и судьба // Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000. — 408 с, ил.

Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 104 с.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000 а. — 408 с, ил.

Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века). — М.: Изд-во МГУ, 1980б. — 296 с.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с, ил.

Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Пер. с англ. / Общ ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с., ил.

Теория поля: Курт Левин (1890-1947) // Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1998. — 528 с.

Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1998. — 528 с., ил.

Back K. W. This Business of Topology // The Heritage of Kurt Lewin: Theory, Research, and Practice / Journal of Social Issues. 1992., vol. 48. No 2, p. 187.

Lewin M. The Impact of Kurt Lewin's Life on the Place of Social Issues in this Work // The Heritage of Kurt Lewin: Theory, Research, and Practice / Journal of Social Issues. 1992., vol. 48. No 2, p. 15-31.

The Heritage of Kurt Lewin: Theory, Research, and Practice / Journal of Social Issues. 1992., vol. 48. No 2, p. 187.

Hothersall, D. History of psychology. — 3rd ed. New York.: McGraw-Hill, Inc., 1995. — p. 610.

В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.

Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности.

Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат - личностное образование. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка - оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.

Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе.

Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.

В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии. Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Процесс рефлексии делает самосознание важным положительным фактором самоконтроля, сохранения своего поведения в принятых индивидом нормативных рамках.

Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих .

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности - в самооценку [3] . Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность, активность. Кроме этого, самооценка является показателем определенного уровня психического развития личности .

Среди регулятивных функций самооценки A.B. Захарова выделяет оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.

Организация самостоятельной активности учащихся на уроке с возможностью выбора заданий, дифференцированных по степени трудности, эвристичности и пр. способствует развитию самооценки учащихся. При этом процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности, в процессе обучения будет эффективным при соблюдении ряда условий:

  1. Учащиеся с помощью педагога включаются в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке своей познавательной деятельности
  2. Педагог разделяет традиции гуманистической педагогики и психологии, поддерживает их положительное эмоциональное состояние при оценке и самоанализе деятельности, оказывая своевременную поддержку в форме совета, корректировки и пр.
  3. Педагог побуждает школьников к осмыслению собственных достижений посредством самоанализа и самооценки учебной деятельности -> рефлексивно-оценочный этап деятельности (адаптационно-ориентировочный, репродуктивно-деятельностный этапы деятельности)

Результаты исследования самооценки с помощью методики Г.Н. Казанцевой представлены в Таблице 1, на рисунке 1 (I срез)

Скрыть уведомление

ВОЛЕВОЕ И ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Роль мотива состоит в том, что то или иное физическое пове­дение он превращает в определенное психологическое поведение. Это ему удается благодаря тому, что он включает это поведение в систему основных потребностей личности и порождает в субъекте установку его выполнения. Так получается, что основой волевого поведения становится определенная установка. Но ведь и в основе импульсивного поведения лежит установка! Какая же тогда раз­ница между волевым и импульсивным поведением?

С этой стороны действительно нет никакой разницы между эти­ми двумя основными формами поведения: в основе обеих лежит установка. Для нас это бесспорно. Значит, различие надо искать в другом направлении. Дело в том, что эта установка в одном случае создается так, а в другом — иначе и различие между этими формами поведения следует подразумевать именно в этом. В слу­чае импульсивного поведения установку создает актуальная си­туация. Яснее: у живого существа возникает определенная кон­кретная установка. Она находится в определенной конкретной ситуации, в которой должна удовлетвориться его конкретная потребность. На основе взаимоотношения этой актуально переживаемой потребности и актуально данной ситуации у субъекта появля­ется определенная установка, которая и ложится в основу его поведения. Так рождается импульсивное поведение. Естественно, что переживание субъекта тут таково, что он не чувствует свое Я подлинным субъектом поведения: он не объективирует ни своего Я, ни поведения, поэтому импульсивное поведение никогда не пе­реживается как проявление самоактивности .

Что же это за ситуация, которая принимает участие в создании установки, лежащей в основе воли? Приведем пример. Когда мне надо решить, как действовать — пойти сегодня на концерт или остаться дома работать, я заранее представляю себе обе эти ситуации (и присутствие на концерте, и пребывание дома за рабо­той); предусматриваю вс^е, что может последовать в результате одного и другого, и, наконец, в зависимости от того, с какой потреб­ностью Я мы имеем дело, у меня возникает или установка остаться дома, или же установка посещения концерта. Воздействие какой ситуации создало эту установку? Без сомнения, это та ситуация, которая была дана мне не непосредственно, не актуально, а пред­ставлена и осмыслена мной самим. В случае воли поведение, кото­рому надлежит стать предметом решения, должно осуществиться в будущем. Следовательно, и ситуация его не может быть дана в настоящем, она может быть только представлена и обдумана. Поэ­тому неудивительно, что установка, возникающая в момент приня­тия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или мыслимой ситуацией.

Как мы видим, генезис установок импульсивного и волевого поведения обусловлен различно: первое имеет в основе актуальную ситуацию, а второе — воображаемую или мыслимую.

АКТИВНОСТЬ ВОЛИ

Какое имеет значение это различие? Весьма примечательное! В случае воли установку, действительно, создает субъект, она является результатом его активности. И в самом деле, воображение, мышление являются ведь своего рода творчеством, своего рода психической _ деятельностью, в которой действительность отражена не пассивно, а активно. В случае воли субъект обращается к этим активным процессам — воображению и мышлению, с их по­мощью создает ситуацию своего возможного поведения, строит идейную ситуацию, которая вызывает в нем определенную установ­ку. И вот эта установка и становится основой процесса волевого поведения.

Таким образом, в случае воли субъект сам создает установку: он, несомненно, активен. Но, разумеется, он не прямо, не непосред­ственно вызывает установку, ибо это не в его силах; он и не пы­тается этого сделать. Его активность заключается в создании мыслимой, воображаемой, словом, идейной ситуации, что и дает возможность вызвать соответствующую установку. Иная актив­ность вообще и нехарактерна для человека. Наша активность про­является не в непосредственном, а в опосредствованном воздейст­вии. Для человека вообще специфично именно действие с орудием.

Как объяснить это специфическое переживание? Откуда оно исходит? Для нас не представляет труда ответить на этот вопрос. Надо полагать, что это переживание является подлинным отраже­нием того, что происходит в субъекте во время волевого акта. Судя по этому переживанию, в субъекте происходит нечто такое, что, с одной стороны, выявляет его активность, а с другой — его пассив­ность, зависимость. То, что мы знаем относительно сущности воли, может оказаться основой переживания.

Как мы видим, в случае воли в человеке действительно проис­ходит такой процесс, что он переживает себя и активным, и пас­сивным.

Левин (Lewin) Курт (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) —- немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы в пси­хологии. В 1926—1933 гг.—профес­сор философии и психологии Берлин­ского университета, с 1933 г. жил и работал в США.

Выполненные в школе Левина иссле­дования запоминания и возобнов­ления прерванных действий, насыще-

ния, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в разви­тии экспериментальной психологии личности.

Вместе с тем известный физикализм левиновских построений обусловил то, что топологическая психология ограничивается почти исключительно анализом и представлением, формаль­но-динамического и структурного пла­нов поведения и личности. В этом про­является антиисторизм левиновской концепции, ее неспособность понять социальную и культурную природу личности.

В американский период своей деятель­ности Левин попытался разработать теоретико-полевой подход примени­тельно к исследованию проблем груп­повой динамики и социального дей­ствия.

Соч.: Gesetz und Experiment in der Psychologie. В., 1927; A dynamic theory of personality. N. Y., 1935; Principles of topological Psychology. N. Y., 1936; Resolving social conflicts. N. Y., 1948; Field theory in Social Science. N. Y., 1951

Лит.: Cartwright D. Lewinian theory as a contemporary sistematic framework, Psychology; A 6tudy of a Science, vol. 2, N. Y., 1959; А н ц ы-ф е р о в а. О теории личности в рабо­тах К. Левина.— Вопросы психологии, 1960, № 6; 3 е й г а р н и к Б. В. Тео­рия личности К. Левина. М., 1981.

Дембо (Dembo) Тамара (род. 28 мая 1902) -- немецкий, а затем американ­ский . психолог, ученица и сотрудница К. Левина, известна прежде всего сво­им ранним экспериментальным иссле­дованием гнева.

Соч., Der arger als dynamisches Prob­lem, Psychol. Forsh., 1931; Frustration and regression.—In: Studies in topolo-gical and vector psychology, vol. II, Univ. Iowa Stud. Child Welf., 1941. Фестингер (Festinger) Леон (род. 8 мая 1919) — американский психолог, профессор психологии Стэнфорд-ского университета (с 1955). Изве­стен своими исследованиями по пси­хологии регуляции мышления, комму­никации и др. Создатель получившей широкое влияние в зарубежной пси-

хологии личности и социальной пси­хологии теории так называемого ког­нитивного диссонанса. Соч.: Deterrents and Reinforcement (соавт.), 1962; Conflict, Decision and Dissonance, 1964.

Сире (Sears) Роберт (род. 31 августа 1908) — американский психолог, про­фессор психологии Стэнфордского университета (с 1953), известен сво­ими работами по психодинамике и развитию личности ребенка. Соч.: Frustration and Aggression (соавт.), 1939; Objective Studies of Psychoanalytic Concepts (соавт.), 1943; Pattern of Child Rearing, 1957; Identification and Child Rearing, 1965.

К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 1

1 Lewin K-, Dembo Т., Festinger L, Sears P. Level of aspiration. In.: Hunt I. (Ed.) Personality and the behavior disorders, vol. 1. N. Y., 1944.

I. ЧТО ТАКОЕ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ?

1. Типичная последовательность событий. При обсуждении многих проблем и аспектов уровня притязаний полезно рассмотреть характерную последовательность событий. Человек выбил 6 очков, стреляя в мишень, в центре которой находится 10. Он решает в следующий раз попробовать выбить 8. Он попадает в 5, сильно разочарован и решает в следующий раз снова выбить 6. Мы можем выделить в этой последовательности следующие основные моменты:

Каждый из этих четырех моментов можно рассматривать в его отношении к другим. В случае, когда индивид начинает новую деятельность, прошлое действие, конечно, отсутствует, но у инди­вида может быть опыт в похожей деятельности.

Каждый момент временной последовательности представляет ситуацию, по отношению к которой встают характерные проблемы. Для динамики уровня притязаний момент 2) (установление уровня притязаний) и момент 4) (реакция на достигнутое) особенно важны. Сразу возникают две проблемы:

а) что определяет уровень притязаний;

б) каковы реакции на достижение или недостижение уровня притязаний.

2. Пояснение терминов. Прежде чем приступить к обсуждению экспериментальных данных, следует прояснить некоторые термины и факторы, входящие в очерченную выше последовательность.

Словесная цель и действительная цель. Как измерить или опе­рационально определить различные целевые уровни действия — на этот технический вопрос в разных исследованиях приходится отвечать по-разному. В эксперименте наблюдение или измерение уровня действия (точки 1 и 3 временной последовательности) обычно не составляет труда. Трудным оказывается измерение уровня притязаний и других точек' психологической целевой структуры, таких, как идеальная цель и уровень ожидания.

Размер целевых единиц. Индивид может пытаться накинуть кольцо на стержень и при этом может достичь или не достичь своей цели. В другом случае цель может состоять в том, чтобы накинуть на стержень серию из пяти колец. Насколько высоко достижение (один промах, три промаха) — можно установить толь­ко после того, как брошены все пять колец. Реакция испытуемого на соответствующее достижение, сопровождающаяся чувством успе­ха или неуспеха, будет относиться в последнем случае к достижению в целом, а не к каждому броску в отдельности.

Размер единиц деятельности, к которой относится цель, является важным моментом, который нужно учитывать при обсуждении проблемы уровня притязаний. Максимальный размер и сложность единиц, к которым может относиться цель,— важные характеристики определенных возрастных групп детей. Чтобы избежать недоразуме­ния, нужно всегда иметь в виду этот размер и характер единиц деятельности.

II. ВЫВОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

1. Уровень притязаний как ситуация выбора; валентность и вероятность. Основная проблема уровня притязаний может быть сформулирована как очевидное несоответствие между тенденцией ставить все более и более высокие цели (т. е. браться за трудные задачи) и привычным мнением, что жизнь управляется тенденцией избегать лишних усилий (экономия).

Как говорит Эскалона (Escalona, 1940), эта проблема может быть решена, если рассмотреть психологическую ситуацию в тот момент, когда индивид думает о следующей цели, т. е. точку 2 во временной последовательности. Психологическая ситуация в этот момент представляет собой ситуацию выбора. Человек дол­жен решить, выберет ли он более трудный уровень, прежний или более.легкий.

Можно утверждать, что здесь, как и в любой ситуации выбора, выбирается та цель действия, для которой разность между сум­мой привлекательных моментов (положительная валентность) и суммой неприятностей (отрицательная валентность) будет мак­симальной. Чтобы определить этот максимум, нужно знать факторы, придающие положительную или отрицательную валентность раз­личным действиям. Мы рассмотрим некоторые из этих факторов, двигаясь от общих к частным.

B ситуации уровня притязаний выбор относится к валентностям различных вариаций одной деятельности. Если выбор делается между разными заданиями, например стрельбой по мишени, умно­жением двузначных чисел и отгадыванием загадок, валентность или привлекательность будет определяться гораздо большим чис­лом факторов. Из-за большего разнообразия индивидуальных ре­зультатов предсказывать что-либо в данном случае трудно. В си­туации уровня притязаний анализ выборов облегчен тем, что общий характер деятельности является постоянным. Выбор определяется различными валентностями, которые имеют для человека различные уровни трудности одной и той же деятельности.

Индивид встречается с возможностью успеха или неудачи, и положительная или отрицательная валентность таких будущих успехов или неудач на различных уровнях является одним из ос­новных составляющих решения. Чтобы определить валентность (Va) на каждом уровне (п) деятельности (А), мы должны учесть отрицательную валентность, которую на этом уровне будет иметь неудача (Va(FaiA")), и положительную валентность успеха на этом же уровне Va(SucA").

= Va(SucA n )+Va(FaiA n ). (1)

С увеличением трудности валентность успеха также увеличива­ется. Наконец, мы достигаем уровня трудности, слишком трудного для испытуемого. Здесь валентность становится максимальной (условно обозначим ее как 10). Еще более трудные уровни, рас­положенные за границами возможного, будут, вероятно, иметь ту же положительную высокую' валентность.

Относительно решающего ряда трудностей можно утверждать:

posVa(SucA high )>posVa(SucA l0W ). (2)

negVa(FaiA high ) l0W ).. (3)

Общая валентность уровня в соответствии с формулой (1) является алгебраической суммой этих' валентностей. Так как положительная валентность успеха возрастает вместе с трудностью, а отрицательная валентность неудач уменьшается, мы можем заключить из формул (2) и (3), что общая валентность высокого уровня всегда будет больше, чем общая валентность низкого уров­ня, потому что

Va(A high ) = Va(SucA high ) + Va(FaiA high ) >Va(Suc' 0W ) +

+ Va(FaiA low )=Va(A low ).

Аналитические соображения ведут, таким образом, к заключе­нию; что нет ничего парадоксального в том факте, что люди стре­мятся к трудным задачам. Теперь объясним, почему не всегда вы­бирается самая трудная задача.

2. Вероятность будущего успеха; основное теоретическое поло­жение. Ответ состоит в том, что мы имеем дело с будущими успехами и неудачами. На индивида влияет, таким образом, не только привлекательность события, но также и вероятность того, что оно произойдет таким образом, как он это предполагает.

°Va(SucA n ) =Va(SucA n )Prob(SucA n ). (5a)

Соответствующей формулой для неуспеха будет следующая:

°Va(FaiA n ) = Va(FaiA n )Prob(FaiA n ). (56)

Уровень притязаний = п, если |°Va(A )|=max. (6)

Теория объясняет, таким образом, некоторые группы экспери­ментально установленных фактов:

а) тенденцию к установлению относительно высокого уровня притязаний;

б) тенденцию уровня притязаний подниматься только до определенных границ;

в) тенденцию уровня притязаний находиться вне области слиш­ком трудных и Слишком легких задач.

Можно предположить, что для одной и той же личности субъек­тивная вероятность успеха более или менее противоположна вероятности неудачи, т. е. вероятность успеха плюс вероятность неудачи равна 1. Неверно было бы, однако, утверждать, что валент­ности успеха и неудачи всегда противоположны. Люди очень раз­личаются в отношении того, какая тенденция управляет их поведе­нием: избежать неудачи или же достичь успеха.

III. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретические соображения показывают, что большинство ка­чественных и количественных результатов, относящихся к уровню притязаний, могут быть связаны с тремя факторами, а именно: с поиском успеха, стремлением избежать неудачи и с когнитивными факторами вероятностного ожидания. Действие этих сил определяет выбор будущей цели Величина этих сил, а также величины, свя­занные- с субъективной вероятностью, зависят от многих аспектов жизненного пространства индивида в данное время, в частности от того, каков его прошлый опыт и какова система ценностей, характе­ризующая его культуру и его личность.

К. Левин ТИПЫ КОНФЛИКТОВ'

Lewin К. Dynamic Theory of Personality. N. Y.—L., 1935.

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно возможны три типа кон­фликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными валентно­стями примерно равной величины (рис. 1). Это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена.

В общем этот тип конфликтной ситуации разрешается относи­тельно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект домини­рующим. Выбор между двумя приятными вещами в общем легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопро­сов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека.

Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колеба­нию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валент­ность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.

2. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации имеет место, когда человек находится между двумя приблизительно рав­ными отрицательными валентностями. Характерным примером яв­ляется ситуация наказания, которую ниже мы рассмотрим более полно.

3. Наконец, может случиться так, что один из двух векторов поля идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает только тогда, когда и положи­тельная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боит­ся, или хочет съесть торт, а ему запретили. В этих случаях имеет место конфликтная ситуация, изображенная на рис. 2. Позднее у нас будет возможность более детально обсудить эту ситуацию.

Читайте также: