Кем был мамай чьим наследником

Обновлено: 27.03.2024

Происхождение же украинского национального своеобразия якобы покрыто тайной. И тайну легче всего прикрыть непререкаемой догмой. Стоит посмотреть на современные споры на исторически-этнические темы между жителями Украины и Российской Федерации. Современные украинцы, в соответствии с самими же выдуманным и выпестованным национальным мифом о собственном происхождении, обвиняют россиян в том, что те де являются потомками татаро-монгольской Орды, которые издревле покушаются на земли чистокровных славян, потомков трипольцев и предков ни много ни мало, а арийцев.

А у жителей Украины данный комплекс по отношению к тюркам есть, причем изначально. И неудивительно. Ведь житель украинского села в районе Полтавы, кем и был Шевченко, с детства окружен наполовину славянским, а наполовину тюркским языком. В названиях бытовых предметов, в фамилиях окружающих, в топонимах, распространенных в Центральной Украине не славянского присутствует чуть ли, не больше, чем, собственно, славянского. И противоречие это, при сопоставлении малороссийского наречия с известными тюркскими, не может не бросаться в глаза.

В великорусском наречии тюркизмы также присутствуют, как и заимствования. Однако, во-первых, понятно откуда они взялись в процессе соединения русских и татар в одно государство. Во-вторых, даже при этом, присутствуют тюркские слова отнюдь не в том количестве, как в малороссийском. И, в-третьих, тюркизмы в Великороссии обходят такую архаичную священную для каждого народа область, как быт.

Украинская хата (тюр.) строится из самана (тюр.). Огораживают хату тыном (тюр.) украшают кылымом. Женщины носят плахту (тюр.) и тюркское же намысто. Как называется национальное войско? По тюркски! Казаки! Как выглядели? Да точно также как всегда выглядели тюркские степные кочевые воины половцы, печенеги. Половина Европы имеет в гербах и монументальных изваяниях изображение бритых голов с оселедцами в качестве символа пленных или побежденных тюрок-османов. Во рту тюркская люлька, набитая тюркским тютюном, в руках тюркская же бандура, в лучшем случае, адыгская кобза.

Со времен Атиллы

Учитывая постоянную опасность от степных кочевников, а также военные преимущества, которые дает кочевой образ жизни, русские правители довольно быстро поняли, что лучший способ защитить оседлое население от набегов кочевников, это заиметь своих собственных.

Поэтому известные нам войны русских князей с половцами происходили в основном на Левобережье, где кочевые станы половцев нужно было еще найти, а половецкое войско, чтобы наказать за набег, нужно еще догнать.

Во-вторых, родственно-враждебное совместное проживание русских и тюрок на территории Украины было закончено с Батыевым погромом. Как известно, причиной конфликта Руси и монголо-татар послужил отказ половецких племен признать над собой власть Чингизхана. За половцев, с которыми до этого несколько веков воевали, вступились русские князья со своими дружинами. И все вместе полегли, потерпев поражение от монгольских туменов в битве при Калке. Половцы, из-за которых возник конфликт, спасаясь, переселились с Левобережья Днепра в Панонию, по-нынешнему, Венгрию.

До этого монголы покорили все тюркские племена Евразии, жившие в необъятной степи от Дальнего Востока до Днепра. Те племена, которые приняли над собой власть Чингизхана и закон Ясы, влились в Орду. Правда, при этом, утратили свои изначальные названия. Все тюрки Орды, которых сейчас называют куманами-кипчаками, по-русски, половцами, стали татарами.

Более всего интересно в этом отрывке, что современник описывает существовавшее тогда русское государство, опустошенное монголами, как двуэтническое. Да и конфликт, жертвой которого пал Киев, это внутриполовецкий, или, внутрикуманский раздор. Претензии Чингизхан имел, собственно, к половцам-куманам.

Как Мамай прошел…

Дальнейшую историю данных земель мы знаем, в основном, из иностранных источников. Не из русских. На месте Киева – заброшенное сельцо с несколькими церквушками. И так на протяжении нескольких веков. На Левом берегу Днепра, в Приазовье и Причерноморье – Дикое поле, или татарские земли. Российское государство надолго интерес к этой части географии потеряло, из-за чего и описаний ее в русской историографии не найти.

Известно только, что хан Мамай здесь чего-то не поделил с Тохтамышем, а потом и Тохтамыш о чем-то не договорился с Тамерланом. Во все это активно вмешивались литовцы, а в общем, русскому человеку в этом и незачем копаться. На первый взгляд. При детальном же рассмотрении мы обнаружим, что Литва или Литовское княжество того времени – это тоже русское государство. По крайней мере, делопроизводство в нем велось на русском языке и объединяло оно, по большей части, бывшие русские земли. И кроме судебных документов и родословных Литовское княжество оставило по себе летописи и хроники, часть которых непосредственно касается заинтересовавшего нас вопроса русско-тюркского симбиоза в Приднепровье.

В период с 1359 по 1370 годы Мамаю довелось воевать с девятью ханами, претендовавшими на престол Золотой Орды.

Происходил Мамай из знатного кипчакского рода Кият. Этому роду и принадлежали с неизвестных нам времен земли Приазовья, Причерноморья и Крыма. Прадед Мамая был первым известным правителем Крыма из рода Кият. Отец Мамая был правителем Сохата (Старого Крыма) в то время как его сын рос при ханском дворе. После прихода к власти в Орде его тестя, хана Бердибека, Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. То есть именно здесь, на территории Украины, уже после Батыева погрома мы находим спустя сто лет некие тюркские племена, правит которыми род Киятов.

Столица Орды под Попасной

О том, что Мамай не самозванец на ордынском троне, а коренной правитель кипчакских племен, кочевавших в Причерноморье, историки, интересовавшиеся вопросом, конечно знали давно.

Предполагалось, что столицей Мамая был город в устье реки Конки, который назывался то ли Замык, то ли, непосредственно, Орда. Теперь это городище похоронено под Каховским водохранилищем. Был ли этот город действительно столицей половецкой орды достоверно неизвестно, известно лишь, что было какое-то татарское городище.

Между несколькими курганами, в которых археологи обнаружили ценнейшие находки времен катакомбной культуры, недалеко от поселения времен Хазарского каганата, были найдены целые россыпи монет времен хана Абдуллаха. Что самое ценное, были найдены и серебряные монеты, очень редкие для этого периода правления, и, самое главное, слитки, из которых они вырубались. То есть был найден монетный двор. И это однозначно указывает на присутствие в этом месте и хана и фактического правителя Белой Орды – Мамая.

Сам хан Абдуллах исчез около 1371 года при неизвестных обстоятельствах. Обстоятельства, по-видимому, были действительно престранные, так как такое количество монет на земле, и, более того, оборудование для их чеканки, были, по сути, брошены в месте, где должен был находиться и хан. Вместо Абдуллаха ханом Белой Орды был поставлен малолетний хан Бюлек, регентом и фактическим правителем при котором оставался Мамай. И по большому счету, куда именно, сначала ездили, а потом отказались ездить за ярлыком Михаил Тверской и Дмитрий Московский, в Замык на Днепре, в Азов, или сюда, под Попасную, значения уже не имеет.

Совершенно точно известно, что Ольгерд включил в состав Литвы Киев и более западные русские земли, вырвав их из татарской зависимости. В это время формальный наместник и фактический правитель Причерноморья Мамай не стремится отобрать у Литвы приобретения, а входит с ВКЛ в союз с целью совместными усилиями усмирить и вернуть в покорность Русский улус. Закончились неурядицы между Дмитрием Московским и Мамаем битвой на Куликовом поле, в которой последний потерпел сокрушительное поражение. В этой битве погиб и хан Бюлек, от имени которого формально правил Мамай. Литовцы к битве не успели и довольствовались лишь нападением на войско Дмитрия, возвращавшееся с битвы и разграблением обоза.

Большая часть войска Мамая перешла на сторону Тохтамыша, и потерявшему власть потомку рода Кият ничего не оставалось, кроме как искать спасения в Крыму, где род его пользовался влиянием. Однако там он и был убит.

По одним предположениям, убийц послал Тохтамыш, по другим, управились генуэзцы, которые вложились в поход на Москву и были недовольны его результатами.

Известно, что Тохтамыш приказал похоронить Мамая с почестями. И объяснялось это, скорее всего тем, что новый хан, пришедший издалека, не хотел противопоставлять себя всему роду Кият и всем кипчакским родам Причерноморья, которые Кияту подчинялись. После убийства Мамая один из его сыновей Мансур покинул Крым и отправился в родные места, в половецкие степи. И на территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур Мамай поставил несколько городов: Глинск, Глинница и Полтава. Кроме, собственного, кипчакского населения в этих местах проживала часть славянского племени севрюков.

В 1391 году, в сражении с войсками Тимура под Самарой, создатель княжества Мансур был убит. Власть в княжестве перешла в руки сына его Александра, который вступил в подданство Великого князя Литовского Витовта и принял крещение в Киеве. Последовавшая за этим битва между Тохтамышем и его литовскими союзниками и войсками Тамерлана произошла на Ворскле, в пределах этого самого новообразованного княжества Мансура Кията, то есть, на родных землях мамаевичей.

Именно это обстоятельство и спасло жизнь литовскому князю Витовту после поражения в битве. Разгромленное литовско-татарское войско воины Тамерлана преследовали с целью полного истребления. Витовта удалось спасти именно Алексе Мамаю. Благодарный литовский князь за свое спасение отблагодарил мамаевича закреплением за ним земель, которыми правил его отец – окрестностями Полтавы. А сами потомки Мамая Кията, стали именоваться в ВКЛ боярами Глинскими, по названию имения.

Откуда взялась Запорожская Сечь?

А вот в Московском княжестве подобными мелочами не особо заморачивались. И как то случайно так получилось, что менее, чем через полтора века после Куликовской битвы, московский престол занял Иван Васильевич, более известный как Грозный, сын Елены Глинской из литовских бояр, непосредственный прямой потомок по женской линии того самого Мамая Кията.

Казаки же, запорожские, по крайней мере, это непосредственные потомки той самой мамаевой орды, которая кочевала в степях Причерноморья и за много лет до битвы на Куликовом поле, и продолжила после. В ходе миграции славянского населения с территории Прикарпатья и с Севера тюрки эти сильно ославянились и даже забыли о своем изначальном происхождении. По крайней мере, Богдан Хмельницкий в своих воззваниях к казачеству упирал больше на древние моменты именно древнеславянской истории. Вслед за ним Филипп Орлик, желая дать объяснение происхождению казаков, упомянул зачем-то хазар – тюркские племена, находившиеся под властью Хазарского каганата. Хотя, как знать, может он, таким образом, просто сократил какую-то неведомую нам историю тех тюркских племен, которыми предводительствовали Кияты.

Вероятно, в этом есть какая-то особенность национального менталитета, что чернобрывы и кареоки потомки в шароварах стыдятся своего истинного происхождения от половцев, исконных жителей здешних степей, считая более престижным и выгодным, в данный исторический момент, происхождение от славян.

Впрочем, именно по этому поводу, а именно, отсутствия собственной исторической памяти у населения Малороссии, сокрушался еще полтора века тому назад Тарас Шевченко.

Из родословной Мамая мы видим, что он является потомком Русколанских князей Киятов породнившихся в свое время с Чингизом и поэтому представители семьи Мамая ( принадлежавшей к славянскому роду Кият, ведушему родословную от Князя Кия) по праву в течение нескольких десятилетий занимали высокие государственные должности в управлении Орды.

Прямую родословную Мамая можно проследить до его прадеда Тулука , который управлял Русколанью (Крым, Кубань, Дон, Ставрополье) при ханах Токте и Узбеке. После Тулука правителем был дед Мамая Исатай. А в конце 1350-х гг. правителем территории принадлежавшей Русколани был отец Мамая - Всеволод (Алибек).

Примечательно, что члены семьи Мамая традиционно выступали защитниками интересов рода Батыя (который тоже согласно летописей был родновером, поклонялся старым богам, почитал священные деревья и был огнепоклонником) в его борьбе за власть.

Происхождение из знатного рода, члены которого занимали высокие государственные должности, открыло Мамаю путь на вершину власти в Орде. В 1359 г. хан Бердибек назначил его на должность беклярибека – самую высокую в государстве после ханской. Кроме того, он получил в жёны ханскую дочь Тулунбек. Когда в Орде началась усобица то, князь Мамай покинул Сарай и откочевал на запад к себе на Родину. Эти события нашли отражение в русских летописях:

"Бысть… замятня велика въ Орде. Убьенъ бо бысть царь Хыдырь от своего сына Темирь Хожа и седе на царство на четвертыи день, а на семыи день царства его темникъ его Мамаи замяте всемъ царствомъ его, и бысть мятеж великъ въ Орде… А Темирь Хожа побеже за Волгу и тамо убьенъ бысть, а князь Мамаи прииде за Волгу на горнюю сторону и Орда вся с нимъ и царь бе с нимъ именемъ Авдула…"

Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. 25. С. 181

Уже осенью 1362 г. Абдаллах и Мамай взяли Азов, а вскоре затем и Сарай, выбив из него Шибанида Мир-Пулада. В 1369 г. умер хан Абдаллах. Вместо него Мамай провозгласил ханом другого потомка Узбека – Мухаммада-Бюляка. Однако новому хану было всего лишь восемь лет, поэтому в Сарае монархом была провозглашена жена Мамая, дочь Бердибека Тулунбек.

После Донского побоища войска Мамая сошлись на Калке с войсками Тохтамыша. Мамай потерпел поражение и ушел в Крым, где вскоре был настигнут и убит посланцами Тохтамыша.

Необходимо также сказать несколько слов об отношениях Мамая с итальянскими торговыми колониями в Северном Причерноморье в связи с тем, что в необузданном воображении евразийцев его нашествие на Русь в 1380 г. предстаёт чем-то вроде католического крестового похода, организованного папским престолом через генуэзцев.
Действительно, до середины 1370-х гг. Мамай поддерживал дружеские отношения с генуэзскими колониями в Крыму. В 1374 г. он лично посетил Кафу, где был с почётом принят местной итальянской администрацией. Однако уже в 1375 г. он конфисковал у генуэзцев 18 селений Судакской долины, захваченных ими у княжества Феодоро, бывшего вассалом Орды. Он также приказал обнести каменными стенами свою крымскую резиденцию Солхат (ордынские города обычно не имели крепостных стен), что указывает на опасения, которые он испытывал в отношении генуэзцев. Кроме того, Мамай оказывал покровительство конкурентам генуэзцев венецианцам – в 1362 г. ярлыком хана Абдаллаха он снизил для них налог с продаж с 5% (установленных Джанибеком в 1347 г.) до 4%, а в 1369 г. – до 3%. В 1372 г. его хан Мухаммад-Бюляк выдал ярлык купцам Кракова, а в 1379/1380 г. – купцам Львова, что не могло не нанести ущерба торговле итальянских колоний.

"И оттуду послы своя отпусти на Рязаньскую землю къ князю великому Дмитрию Ивановичю и къ всемъ княземъ Русскымъ, поведая имъ свои приходъ и како въцарися, и како супротивника своего и ихъ врага Мамая победи, а самъ шедъ седе на царстве Волжьскомъ. Князи же Русстии пословъ его отпустиша съ честью и съ дары, а сами на зиму ту и на ту весну за ними отпустиша коиже своихъ киличеевъ съ многыми дары къ царю Токтамышю… На ту же осень князь великии отпусти въ орду своихъ киличеевъ Толбугу да Мокшея къ новому царю съ дары и съ поминки."
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 130-131

Князь Мамай использовал свое положение в Орде для восстановления своей державы Русколань. Отношения Мамая с итальянцами и папским престолом не были более дружественными, чем отношения с ними предыдущих правителей. Тохтамыш был предателем, мятежником и узурпатором. Поражение в сражении на Куликовом поле, способствовало победе Тохтамыша над князем Мамаем и образованием безвластной территории - Дикого поля.
----------------------------
Потомки Мамая это князья Глинские, представительница которых Елена Глинская была матерью Ивана Грозного.
Группы казаков мамаевцев упоминаются среди старых Кубанских казаков, которые покинули территорию Кубани под натиском войск Суворова в конце 18 века и переселились в горную Азию.


Мамай (монг. Мамай , ок. 1335 год, Сарай-Бату, Монгольская империя — 1381 год [1] , Кафа, Крым) — монгольский полководец, темник и фактический правитель Золотой Орды, правитель Синей Орды, основатель Мамаевой Орды. В своё время имел наибольшую власть в Улусе Джучи.

Заветной мечтой его было захватить Москву, чего он однако совершить не смог. Возможным потомком Мамая является Иван Грозный (через литовский род Глинских, по их родовой росписи).

Содержание

Родился около 1335 года в городе Сарай-Бату — столице Золотой Орды.

В 1355 году Мамай был назначен наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года при хане Бердибеке он занимал должность беклярбека — один из двух верховных административных титулов. Мамай руководил армией, внешней политикой и дипломатией, управлял судебными делами.

Захватил власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 году образовал государственное образование Мамаева Орда.

На протяжении 1359 — 1370 гг. Мамай успешно воевал с 9 ханами, владевшими землями Золотой Орды. К 1366 году под его властью оказалась западная часть Золотой Орды — от Крыма до правого берега Волги). Иногда, в (1363, 1367—1368, 1372—1373), Мамай овладевал Сараем, столицей Золотой Орды, расположенной на левом берегу Волги.

Ставка Мамая находилась в городе Орда в низовьях Днепра (сейчас там расположено Каховское водохранилище) [2] . Поскольку восточные ханства не оказывали Мамаю никакой помощи, он вёл активные дипломатические переговоры с европейскими государствами — Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и некоторыми другими.

В июне 1370 года умер хан Абдуллах. По некоторым версиям это совершил Мамай, но доказательств его вины так и не было найдено. Новым ханом провозгласили Мухаммед-Булака (Бюлека), которому тогда было всего 8 лет. Он также происходил из рода Батуидов. Бюлек владел Мамаевой ордой до 1380 года и погиб в Куликовской битве.

Отношения Мамая с Москвой были весьма противоречивыми и изменчивыми. На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году Мамай заключил договор с митрополитом Алексием, регентом Московского княжества при юном князе Дмитрии, где говорилось об уменьшении дани, которую должна была платить Русь.

По одной из версий, перед этим Мамай освободил митрополита из литовского заключения, где тот пребывал в 1358—1359 гг. Кроме того, в 1363 году Мамай выдал ярлык на великое княжение московскому князю Дмитрию. Тот таким образом признал власть Мамая и его хана Абдуллаха, а Сарайский ханов.

Однако время переменчиво. В 1370 году Мамай отнял у Дмитрия великое княжение и передал его Михаилу Тверскому. Впрочем, уже в 1371 году Дмитрий лично приехал в резиденцию ордынского правителя и вернул себе ярлык. Новый хан Мухаммад-Булак оказался щедрым и возобновил прежнее решение. В 1374 году отношения двух держав стало очень напряжённым.

В 1377 году молодой хан Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Весной 1378 года уму покорилась восточная часть — Синяя Орда со столицей в Сыгнаке. Слудеющий поход был в западную часть, Белую Орду, ту самую, где власть держал Мамай.

В 1378 году Мамай послал мурзу Бегича для нападения на рязянскую землю, но отряд этот был разбит Дмитрием Иоанновичем на реке Воже.

К апрелю 1380 года Тохтамыш покорил всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (современный Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное Причерноморье и Крым. В этих условиях Мамай организовал масштабный поход на Русь.



Кульминацией борьбы русичей и Мамая стала битва на Куликовом поле, произошедшая 8 сентября 1380 года. Объединённое войско русских князей наголову разбило монголов, хотя сначала перевес был на стороне татар.

Мамай бежал в Крым, где ему удалось собрать большое войско. Все карты ему нарушило то, что в Куликовской битве погиб молодой хан Мухаммед, при котором Мамай был беклярбеком. Без поддержки хана власть Мамая оставалась ничтожной. Наступавший же с востока Тохтамыш был законным потомком Чингисхана.

Немногим позже, в сентябре 1380 года состоялась битва, войска Мамая и Тохтамыша встретились на реке Калке.

Историки Соловьёв С. М. и Карамзин Н. М. высказали предположение, что битва произошла на реке Калке.

Неудачей для Мамая стало то, что большая часть его войска перешла на сторону Тохтамыша. Мамай, понимая, что потерпел окончательное поражение, бежал в Крым со своими верными соратниками. Его гарем и часть вещеё достались Тохтамышу.

Мамай бежал в Кафу, город генуэзцев, его давних союзников, но его туда не впустили. Тогда Мамай попытался скрыться в Солхате (сейчас Старый Крым), но его перехватили воины Тохтамыша и убили. Произошло это в начале 1381 года.

Предполагаемо, Тохтамыш похоронил Мамая с почестями в Шейх-Мамае. Сейчас это село Айвазовское Кировского района, недалеко от города Феодосия. Возможная могила великого хана позже была найдена известным художником И. К. Айвазовским. Однако точное место захоронения найти не удалось. Предполагается, это Мамаев курган в Волгограде.


Согласно родовой росписи князей Глинских, они были потомками Мамая и стали служилыми князьями в Великом княжестве Литовском, родовые владения которых находились на землях Полтавской и Черкасской областей Украины. Глинские вели свой род от сына Мамая — Мансура Киятовича.

Михаил Глинский устроил в Литве мятеж, после провала которого перешёл на московскую службу. Его племянница Елена Глинская — мать Ивана IV Грозного.

Мамай правил Синей Ордой — западной частью Золотой Орды. Изначально он был всего лишь наместником Крыма и Северного Причерноморья.

В течении многих лет походов Мамай добивался различных успехов, иногда захватывал Сарай-Бату, столицу Золотой Орды. Он имел максимальное влияние в монгольских землях — Крыму, Причерноморье, Русских княжествах, Кавказе и половецких степях.

Тохтамыш, следующий хан, несколько лет добивался власти над Ордой. В 1375 году он занял престол в Сарай-Бату и лишь в октябре 1380 года его солдаты ходили по окрестностям Кафы.

Мамай имел большую власть и над Русскими княжествами. Ежегодно ему выплачивалась большая дань в обмен на мир. Правитель выдавал достойным князьям ярлыки на великое княжение в Киеве. Давал он их своим союзникам, а также в целях привлечения ценных союзников. Продолжалось это до 1380 года, когда началась открытая фаза войны монголов с русскими княжествами.

На Синюю орду Мамай имел огромное влияние. В некоторых источниках его даже называют хан Синей орды. Мамай не принадлежал к чингизидам, поэтому формально не мог претендовать а престол. А фактически власть над империей была в руках Мамая, который и назначал ханов и наместников для различных областей. Чаще всего это были его родственники, в других случаях — друзья и союзники.

Мамай активно занимался дипломатией и внешней политикой, отправлял дары европейским союзникам. Главными союзниками монголов были генуэзцы, торговавшие и основывавшие свои поселения на южном берегу Крыма. Родина же генуэзцев находится в северной Италии. Генуэзцы с монголами имели общий мощный флот для защиты их государств с моря.



На суше же Мамая поддерживало Великое княжество Литовское. Их земли следовали за княжествами Руси. Литовцы защищали империю монголов с запада и северо-запада. Литовцы следовали европейским традициям, имели сильнейших наряду с английскими и тевтонскими рыцарей, особые пехотные и конные отряды, которые охраняли орду от точивших на неё зуб Венгрии и Священной Римской Империи.

Мамай развивал экономику в своей державе, он старался чтобы она не была похожей на кочевой племенной союз. После политики, на которую Мамай активнее всего выделял средства, следовали экономика и частично архитектура. Мамай основал несколько городов, ставшие впоследствии основой для Мамаевой Орды.

Существует также альтернативная теория, по которой Мамай все-таки захватил русские земли и победил Тохтамыша. А умер на рубеже XV века, став основоположником новой династии русских царей. [3]

Потомки Мамая в соответствии с родовой росписи князей Глинских:

Целенаправленная работа по тотальному изменению истории началась в семнадцатом веке в рамках так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых. Старые памятники, надгробные плиты — в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению старых надгробных плит. В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.

Якобы на Руси до эпохи Петра первого, эпохи Романовых — своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы — это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь Русско-ордынской империи, часто категорически противоречили новой Романовской версии. На них была изображена география (география России, Европы, география мира), которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас — школой историков Романовых.

Икона с изображением битвы на Куликовом поле

В музее Ярославля хранится старинная икона, датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение Куликовской битвы. Сколько веков этот образ пролежал в забвении — мы незнаем. По технологии иконописи изображение покрывалось олифой, которая имела свойство постепенно темнеть. Примерно через сто лет икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа рисовался новый образ не всегда совпадающий с предыдущим.

Когда в двадцатом веке с помощью химических средств научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.

Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца. Но самое интригующее — на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ Спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были как русские, так и татары.

В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно иную версию истории, чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было немного. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов, косогов и генуэзцев, которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем крещеные татары наравне с литовцами воевали на стороне Дмитрия.

Кем был хан Мамай на самом деле?

У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких в истории Куликовской битвы как-то странно дублируют друг друга.

Изображение казни Вельяминова на монете

Согласно летописям явившийся в русскую землю Иван Вельяминов — предатель и будет казнен прямо на Куликовом поле после победы Дмитрия. В память об этом событии Великий Князь даже прикажет чеканить монеты. На монете Донского было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг голова, которого, отсечена. Известно, что Иван Вельяминов был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.

Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии Мамай после поражения бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем ханом Заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай был предан своим литовским союзником и был разбит.

Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете имя одного и того же правителя могло быть начеканено с двух сторон на двух разных языках. Наличие таких древних монет является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш — это одно и то же лицо.

Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской он же хан Тохтамыш разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.

Монголо-татарского ига не было!

Русско-ордынская империя

Но в этом случае возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века разделилась на три части: Золотая Орда, Белая Орда (или Белая Русь) и Малороссия (она же Синяя Орда).

Золотая Орда (другое название Волжское царство) впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.

История далекого четырнадцатого века нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное — в поиске новых неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества доблести и чести русских воинов.

Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.

3 thoughts on “Хан Мамай был русским тысяцким, рвавшимся к власти”

Дорогие русичи Хусан и Ульдамир,правда прячется за мелочами,т.к. их много, то скрыть их невозможно.Как техник-металлург скажу,чтобы получить губчатое железо , науглеродить его и перековать в сталь необходимо иметь под рукой болото и лес.Из болота вы должны набрать 10 бочек руды 200-литровых и столько же шамотной глины.Сжечь 15 больших деревьев и при изготовлении вами домницы,а так-же обслуживании её, вы будете иметь одну конскую подкову.Ничего подобного в природе Монголии нет и не было никогда.Поэтому не могут генетики найти у нас монгольских генов,не ходили они никуда воевать им и в степи хорошо,всё у них есть.Каждый завоеватель продвигает свой язык,но ни одна страна,кроме Монголии не говорит на монгольском языке.С уважением дедушка Валерий Павлович.

Давний мой интерес к царским родословиям, как ветхозаветных эпох, так новозаветного времени, который реализовывался по разным аспектам этой темы в ряде моих публикаций последних семнадцати лет, выработал у меня внимание к различным, казалось бы, второстепенным деталям царственной генеалогии.

Конспективно скажу следующее. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым, в Кафу, где был убит соперниками в следующем 1381 году. Видимо, сам князь Кият Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, но женат он был на дочери хана Бердибека из царственного рода Чингизидов.

Мансур был убит под Самарой в сражении с войсками Тимура в 1391 году. Сын же Мансура — Алекса не позже 1390 года был крещен в Киеве. Таинство Крещения совершал знаменитый святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, который с 1390 года занял Московскую кафедру. Алекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура — сын Алексы, именем Иоанн.

Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. И в его управлении уже официально оказались города-крепости, основанные его дедом Мансуром Киятом, — Полтава, Глинск и Глинище. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, их дети обрели генеалогическую связь как с Молдавскими Господарями, так и с Сербским Королевским родом Неманичей. Об этом подробнее писал академик М.Н.Тихомиров.

Великий Князь Василий Иоаннович решил расторгнуть свой первый более чем двадцатилетний брак с Великой Княгиней Соломонией, урожденной Сабуровой, по причине её бесплодия. В ноябре 1525 года Великая Княгиня Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре с именем София. А в январе 1526 года Великий Князь выбрал себе в жены дочь одного из приезжих князей Глинских — Василия Львовича Слепого — осиротевшую к той поре княжну Елену Васильевну Глинскую. Первенцем от этого брака в августе 1530 года и стал Великий Князь Иоанн Васильевич.

В свете этих генеалогических данных можно в частности отметить следующее. Взятие Царем Иоанном Васильевичем Грозным под свою державную руку Казанского и Астраханского Царств, помимо сугубо геополитических задач, имело в своем основании и вполне определенные генеалогические аспекты государственного наследия Чингисхана. Ведь с ним наш Государь через супругу своего пращура — золотоордынского темника Кията Мамая имел прямое родство. Из вышеназванных материалов я составил краткую генеалогическую справку. Желающие могут её получить посмотреть, а я готов ответить на возможные вопросы. Благодарю вас за внимание.

Историческая Справка
Из Родословий Царя Иоанна Васильевича Грозного в XIV—XVI вв.еках

По отцу
1. Димитрий Иоаннович Донской, Великий Князь (1350 — 1389).
2. Василий I Дмитриевич, Великий Князь (1371 — 1425) — сын.
3. Василий II Васильевич Темный, Великий Князь (1415 — 1462) — внук.
4. Иоанн III Васильевич, Великий Князь (1440 — 1503) — правнук.
5. Василий III Иоаннович, Великий Князь (1479 — 1533) — пра-правнук.
6. Иоанн IV Васильевич Грозный, Царь и Великий Князь (1530 — 1584) — пра-пра-правнук Великого Князя Димитрия Донского.
Промежуток — четыре поколения.

P.S: Некоторых моих слушателей на Рождественских образовательных чтениях смутила разница в числе поколений, которых между Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским и Царем Иоанном Васильевичем Грозным четыре, а между князем Киятом Мамаем и Царем Иоанном — целых семь поколений. Для пояснения этой ситуации предлагаю следующее рассуждение.

У Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского старший сын Василий родился в 21 год. У его сына только в 44 года родился внук Великого Князя Димитрия Донского — Василий Васильевич. Правнук у внука родился в 25 лет. Великий Князь Василий Иоаннович — сын от второго брака — родился, когда Отцу было 39−40 лет. Царь Иоанн — тоже от второго брака, Он родился, когда его отцу был 51 год. Трое из великокняжеских детей — поздние, родившиеся на 34-м, 39-м и 51-м годах жизни их отцов.

Князь Кият Мамай стал полководцем-темником, то есть командовал как минимум десятитысячным войском уже в 1350-х годах, когда Великий Князь Димитрий был ещё мальчиком. Таким образом, очевидно, что Кият Мамай и Великий Князь Димитрий Иоаннович — люди разных поколений. По крайней мере, у них разница в полною единицу. Надо отметить, что первенствующие роли в вооруженных силах Золотой Орды Кият Мамай получил, видимо, именно благодаря браку с дочерью Чингизида — хана Бердибека. Следовательно, его сын Мансур мог родиться в начале пятидесятых, а мог и в конце сороковых годов XIV века. В последнем случае он был бы даже старше Великого Князя Димитрия или же был его ровесником.

В 1399 году князь Иоанн Александрович Глинский, который крестился с отцом в 1390 году, был уже взрослым человеком, ведь он, а не его отец официально получил от Великого Князя Витовта титул князя Глинского и вступил в брак с Острожской княжной Настасьей. На самом же деле этот брак мог произойти и ранее — совсем вскоре после 1390 года. Это следует из деталей родословных росписей:

Из этого текста можно полагать, что Кият Иван Александрович Мамай вскоре после крещения в начале 1390-х годов мог вступить в брак с Княжной Настасьей, ещё не будучи официально собственно Глинским по титулу князем.

Великий Князь Василий I Димитриевич вступил в брак с Софьей (Анастасией) Витовной, дочерью Великого Князя Литовского 9 января 1391 года. Но только через двадцать четыре года у них родился сын-первенец — 1 марта 1415 года — Великий Князь Василий Васильевич Тёмный. По крайней мере, он был первым из выживших сыновей от этого брака. Даже если Великой Княгине Софье Витовне при бракосочетании было 14−16 лет, этот сын у неё родился, когда ей было не меньше 38 лет. Явление исключительное. А у княжеской семьи Глинских — их вероятных ровесников — к 1415 году мог родится уже и внук…

Если же князь Борис Иванович Глинский родил своего первенца Льва Борисовича в середине 1410-х или в 1420-х годах, то уже второй сын Льва Борисовича — князь Василий Львович Слепой-Глинский мог быть рожден в районе 1440-х — 1480-х годов. Это очень большой временной запас для разницы поколений в этих двух нисходящих ветвях.

Известно, что княжна Елена Васильевна Глинская, которая вышла замуж за Великого Князя Василия III Иоанновича между 1526—1529 годами, была совсем юной особой. То есть и ей могло быть около 16−17 лет. И если её отец родился в 70-е или даже 80-е годы предыдущего века, то он прибыл на Русь в 1508 году достаточно зрелым человеком, но его дочь могла родиться уже в Москве.

Думаю, эти расчеты достаточно наглядны, и существующую разницу в числе промежуточных поколений в родах Великих Князей Московских и князей Глинских можно охарактеризовать как вполне реалистичную. Вообще же, если покопаться плотнее в генеалогии князей Глинских, особенно по польским источникам, там, полагаю, можно будет обнаружить, если не даты рождений, то, по крайней мере, годы смертей основных персонажей, перечисленных в справке, начиная с князя Ивана Александровича Глинского, тем более православный род Острожских князей по летописям прослеживается довольно четко. Но, правда, в летописях редко указывались годы рождения княжон. Я же пользовался только ближайшим подручный материалом, сейчас не ставя целью дать исчерпывающую генеалогическую справку, а предлагая только первоначальный набросок.

Читайте также: