Казахстан как независимое государство и его конституционно правовое развитие

Обновлено: 28.03.2024

Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Статья 2.

Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

Статья 3.

Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

Статья 4.

На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права. .B914600

Статья 5.

Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

ГЛАВА 2. НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6.

Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.

Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Статья 7.

Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы.

Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию Республики в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

Статья 8.

Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9.

Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Статья 10.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11.

В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.

Статья 12.

Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

ГЛАВА 5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Статья 13.

Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Статья 14.

Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

ГЛАВА 6. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15.

Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

Статья 16.

Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17.

Республика Казахстан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн.

Столица Республики Казахстан - город Алма-Ата.

Статья 18.

Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

30 лет независимости Казахстана

Конституционный процесс Казахстана

26.08.2021

Конституционный процесс Казахстана

За годы независимости Казахстан прошел путь, присущий многим молодым государствам – от приверженности общим подходам и позициям до выработки деталей. Принятая всенародным голосованием 26 лет назад Конституция заложила фундамент современного государственного устройства Казахстана, стала надежной основой развития по пути демократии и свободы, стабильности и созидания. В странах, недавно вставших на путь независимости, утверждение конституционализма выступает целью и средством глубоких преобразований общества и государства, становится одной из первейших гарантий национальной безопасности.

Правильно воспользоваться уникальным средством получается далеко не у всех. О том, какой путь прошли конституционные реформы Казахстана за годы независимости порталу Qazaqstan Tarihy рассказал научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов.

Республика Казахстан успешно прошла сложнейший отрезок своей многовековой истории: мягкий, без потрясений и человеческих жертв кардинальный демонтаж социализма и вхождение в будущее - становление и утверждение государственной независимости. Конституция Казахстана является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство, правоприменительная практика, а также процесс государственно-правовых преобразований и развития страны.

В тексте Конституции закреплены как общечеловеческие, так и национальные ценности, отражена единая воля народа Казахстана, его интеллектуальный потенциал и основные стандарты международного сообщества. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (статья 1). Конституция закрепила единство народа страны и объединила представителей более 130 национальностей, 45 конфессий, связанных общей исторической судьбой. В ней в первую очередь акцентируется внимание на определение правового статуса гражданина и основ общественного устройства, а потом уже государства и его институтов. Тем самым утверждается приоритет общечеловеческих ценностей и общепризнанных норм международного права.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.

В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего.

Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Основные положения конституционной реформы сводятся к следующему. Во-первых, формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента. Часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, который получает возможность формировать Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу. Срок полномочий Президента сократился с 7 до 5 лет. Исключается норма, ограничивающая право Президента на осуществление деятельности в политической партии на период осуществления своих полномочий. Уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов - глав местных исполнительных органов. Для обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества главе государства были даны полномочия по утверждению 15 депутатов вместо прежних 7. Президент наделяется правом законодательной инициативы и роспуска Мажилиса в отдельности, а не всего Парламента. Премьер-министра руководитель страны теперь будет, назначат с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии - самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената. Маслихаты получили полномочия о даче согласие на назначение акимов областей, города республиканского значения и столицы Президенту страны. Нижняя Палата Парламента получает большее влияние на судьбу исполнительной власти. Премьер-министр обязан ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом, что, по сути, знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления. Численность Парламента увеличивается с 116 до 154 депутатов. Исключена норма о том, что парламентарий не связан каким-либо императивным мандатом.

Во-вторых, обеспечивается более широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий. Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представительства этнических групп в высшем законодательном органе страны, дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамблея народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту мест - 9 мандатов в нижней Палате Парламента. Осуществлен переход к процедуре формирования Правительства партией парламентского большинства, которая будет нести ответственность за действия Кабинета Министров. В зависимости от итогов выборов вводится частичное бюджетное финансирование политических партий.

В-третьих, создаются новые возможности для формирования общественных институтов и новой демократической культуры. Как определено Законом маслихаты становятся основой местного самоуправления, которым, в соответствии со специальным законом, может быть делегировано осуществление государственных функций. В числе их новых полномочий - сопричастность при назначении акимов, право выражения им вотума недоверия простым большинством голосов. Для обеспечения стабильности власти на местах срок, на который избираются маслихаты, увеличен с 4 до 5 лет.

В-четвертых, усиливается независимость и эффективность судебной системы, расширяется объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека. Поправка, внесенная в статью 15 Конституции, гарантирующая право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане, так как, согласно ей, смертная казнь может предусматриваться законом, как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Таким образом, конституционная реформа 2007 года стала конкретным важным шагом в сторону реальной демократизации Казахстана.

Также были расширены полномочия правительства и парламента Республики Казахстан. Переход к пропорциональной системе выборов в Мажилис усилил возможности партий в формировании законодательного поля. Повышению роли партий, а через них и усилению контроля гражданского общества над властью отвечают норма об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедура консультаций Президента с партийными фракциями при назначении Главы Правительства. Благодаря этой норме, повысилась взаимная ответственность Парламента и Правительства. Эти и другие конституционные нововведения принципиально изменили облик государства и означали собой выбор оптимальной модели казахстанской государственности.

Данные изменения позволили решить три основные задачи:

- создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед;

- повысить роль Правительства и Парламента, что даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы;

- сформировать современную модель государственного устройства в рамках международного опыта, в ответ на мировые вызовы в виде затянувшегося экономического и финансового кризиса, угрозы терроризма и экстремизма, мировой пандемии через перераспределение полномочий между ветвями власти.

Все вышеперечисленные изменения показывают модернизационный потенциал Основного закона страны. Во-первых, модернизация как тип политического реформирования состоит в значительном расширении функций государства. В Конституции 1995 г. немало статей посвящено именно функциональной роли государства.

Во-вторых, политическая модернизация означает серьезное реформирование прежних властных структур. Ключевым элементом развития этой конструкции является не конституционная реформа, а реформирование институтов государственной службы – создание рациональной бюрократии, способной эффективно действовать на правовой основе. Перспективная цель этих преобразований – создание сильного демократического государства.

Главная же идея конституционной реформы в Казахстане сильное и устойчивое государство, способное ответить на глобальные вызовы нашего сложного времени, идущее по пути дальнейшей демократизации и ускоренного социально-экономического роста при сохранении межэтнического согласия и стабильности. Конституционные изменения, оказывают позитивное воздействие на эффективность всей системы государственного управления, способствуя ее демократизации, стабильности и прозрачности.

При этом в обществе фиксируются позитивные ожидания конституционной реформы, связанной с усилением роли Парламента, улучшением транспарентности госаппарата, более активным участием и влиянием общественности в жизни государства и расширением роли местного самоуправления.

В этом контексте, именно благодаря Конституции, Казахстан за 30 лет своей Независимости сохранил и обеспечил внутреннюю стабильность, сформировал надежную социальную базу развития. За прошедшие годы Казахстан стал полноправным и ответственным участником международного сообщества, выполняющего важные функции по обеспечению геополитической стабильности и международной безопасности в регионе.

Современные темпы развития Казахстана в контексте проводимых реформ порождают необходимость глубокого осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве. Конституция как основная форма воплощения этих правовых постулатов является высшим политико-правовым актом, регулирующим основополагающие общественные отношения, и ее дальнейшее совершенствование в соответствии с глобальными вызовами и потребностями развития государства является необходимым и востребованным.

Необходимо отметить, что для Казахстана Основной закон страны сыграл положительную роль в преодолении не только экономических, финансовых кризисов, но и в период мировой пандемии. Это отмечают не только руководители ВОЗ, но и лидеры других государств со всего мира. Это высокая оценка не только деятельности Президента страны, но и оценка действующей Конституции (Основного закона) страны.

В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости республики. Ее конституционное оформление, как это утвердилось в международной практике, было осуществлено основополагающими актами нескольких поколений.


Принятая ранее по инициативе Первого Президента Рес­публики Казахстан Нурсултана­ Назарбаева­ Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года стала предвестником нашей независимости. Данная декларация, выражая волю народа Казахстана, обозначила перед республикой ясные цели: создание равных условий жизни для всех граждан, консолидацию и укрепление дружбы народов, право нации на самоопределение и другие. Первостепенной задачей являлось возрождение и развитие самобытной культуры, языка, традиций и национального достоинства. Территория в существующих границах была задекларирована как неделимая и неприкосновенная. Было провозглашено создание собственной финансовой-кредитной системы.

Стратегически важным было принятие решения о запрете испытания ядерного оружия, строительства и функционирования испытательных полигонов. В дальнейшем именно этот факт станет незыблемой основой продуманно выстроенных международных отношений молодого государства как самостоятельного субъекта с миролюбивой внешней политикой.

Таким образом, суверенитет Казахстана на период провозглашения независимости имел четкое и ясное понимание институтов государственности, которые необходимо было выстраивать и развивать. С этой целью была начата работа по разработке Конституции Республики Казахстан.

Следует отметить, что в истории Казахстана были разработаны или приняты несколько конституций. 18 февраля 1926 года после образования СССР принята первая Конституция Казахской АССР, которая в 1936 году была преобразована в союзную респуб­лику. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года на Х чрезвычайном Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года была утверждена вторая Конституция Казахской ССР. Третья Конституция Казахской ССР была разработана на основании Конституции СССР 1977 года и принята Верховным советом IX созыва 20 апреля 1978 года.

Данные факты сегодня требуют внимательного изучения, осмысления и предания широкой гласности. Это важный фактор модернизации общественного сознания. Обращая свой взор на эти страницы ушедшей истории, осознаешь, что каждый из описанных выше этапов формирования национального конституционализма положительно повлиял на развитие Казахстана и позволил сформировать определенный интеллектуальный, теоретический и практический потенциал для построения независимой государственности.

В новейшей истории страны конституционное развитие Казахстана было определено с учетом положительного мирового опыта.

28 января 1993 года на девятой сессии Верховного совета Казахстана XII созыва была принята первая Конституция независимого Казахстана, закрепившая такие важные для молодой рес­публики правовые нормы, как государственный суверенитет, определение Президента главой государства, принцип разделения властей и другие. Вместе с тем она отразила сложность и противоречивость первых лет становления независимости. Сложившаяся на ее основе ситуация не способствовала стабилизации политической и социальной обстановки в стране. Предметом общественной полемики стали положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю, гражданства и другие.

Вторая и действующая Конституция независимого Казахстана была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, которому предшествовало широкое всенародное и эксперт­ное обсуждение. В прошлом году на 25-летнем юбилее Первый Президент Казахстана заявил, что с принятием Основного закона нашего государства была открыта новая страница в истории независимого Казахстана, определены приоритеты и векторы его дальнейшего развития. Основной закон закрепил справедливое и сбалансированное сочетание дос­тижений мировой цивилизации и казахстанских ценностей, стал фундаментом пирамиды государственного устройства.

Действующая Конституция рес­публики окончательно оформила контуры независимости и создала благоприятные условия для развития политических, экономических, социальных процессов и институтов, осуществила мощный модернизационный прорыв. Основной движущей силой стал институт президентства, который позволил консолидировать в одном направлении общество и государство. В Конституции нашли отражение параметры современного государства, основанного на идеологическом многообразии и политическом плюрализме, утверждении частной собственности, верховенстве права, естественных правах человека, теории разделения властей, развитии парламентаризма, конституционном контроле, местном самоуправлении.

Как подчеркивает Президент Касым-Жомарт Токаев, Конституция заложила прочную правовую основу независимости. В ней были определены ключевые правовые, политические и социально-экономические предпосылки формирования новой государственности.

Важным фактором прогрессивного развития конституцио­нализма является не только принятие Основного закона, но и фактическое его исполнение и претворение в жизнь. Осуществление принципов и положений Конституции Республики Казахстан все эти годы обеспечивается посредством Посланий Главы государства, концепций правовой политики путем законодательного сопровождения, принятием реализующих мер правоприменительного характера.

После принятия Конституции была разработана и одобрена Концепция формирования государственной идентичности республики, в соответствии с которой в качестве образца была определена модель демократической правовой государственности, принятая в развитых странах мира.

Данная концепция поставила задачу формирования государственной идентичности. В ней говорилось, что государство в будущем должно учитывать глобализацию мировых рынков, необходимость интеграционных процессов, укрепления граж­данского общества. Развитие государственности Казахстана зависит от решения главных задач – экономической и гуманитарной интеграции в мировое сообщест­во и социальной интеграции в нацио­нальном государстве.

Одним из главных признаков государства является наличие у него территории, пределы которой должны быть четко очерчены государственными границами. Территория, на которой расположена Республика Казахстан, населялась этносами, ставшими основой казахского народа. На ней с древнейших времен существовали крупные империи и отдельные ханства тюркских народов. С XV века она являлась территорией самостоятельного государства – Казахского ханства, которое было первой в истории государственностью казахов.

Современные границы Казах­стана сложились в период пребывания республики в составе СССР. В концепции было закреп­лено, что эти границы полностью соответствуют исторически сложившемуся ареалу населения казахского народа.

За 30 лет независимости Казахстана были выстроены и сформированы конституционные институты: президентской формы правления, парламентаризма, государственного управления, местного самоуправления, судебной власти, правоохранительной системы и др.

Конституция осуществила мощный мировоззренческий прорыв, повлекший духовное возрождение нации. По крупицам было восстановлено культурное достояние народа Казахстана. Построены новые театры, концертные залы, музеи, культурные центры и другие.

В стране царят межнациональное согласие, единство в общест­ве, консолидация различных этносов вокруг общих конституционных ценностей. Быть граж­данином страны воспринимается как незыблемая форма казахстанского патриотизма. Конституционным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного проис­хождения, вероисповедания и социального положения. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха благодаря своим способнос­тям. Государство соз­дает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное развитие частной собственности – необходимого условия процветания страны.

Наше главное богатство – единство в многообразии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа как час­ти национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки стала Ассамблея народа Казахстана – уникальный институт развития межкультурного диалога, имеющий конституционный статус.

Обязательным условием суверенности государства является наличие собственного национального законодательства. За указанный период времени в Казахстане во исполнение Конституции сформирована уникальная система законодательства, основанная на прогрессивных международных нормах, лучшем зарубежном опыте, при этом адаптированная с учетом особенностей нашей страны.

Сформированы институты гражданского общества. Динамично развиваются все сферы жизнедеятельности.

В этом году по инициативе Президента республики принят ряд законодательных и иных решений, способствующих дальнейшему раскрытию созидательного потенциала Основного закона.

Утвержденные в начале года Национальный план развития, Общенациональные приоритеты республики до 2025 года, Концепция развития государственного управления до 2030 года направлены на преодоление вызовов современного этапа.

Недавно состоялись первые прямые выборы сельских акимов. Это важная веха в процессе последовательной демократизации. Конституционная формула – народ единственный источник государственной власти – нашла новое проявление в сфере местного государственного управления и самоуправления.

Обозначенные нововведения корреспондируются с закрепленными в Конституции правовыми положениями, касающимися избирательной системы. Они закладывают политико-правовые начала целостной системы народовластия, отношения непос­редственной и представительной форм демократии. Выборы являются формой наделения лица властью в государстве. По их итогам гражданин получает мандат на руководство, представление народа и его интересов.

В числе других новелл – сокращение в два раза численнос­ти граж­дан для создания политичес­кой партии, внедрение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, предоставление избирателю права голосовать против всех и многие другие.

В летописи текущего года значится еще одна важная дата. 29 августа исполняется 30 лет закрытию Семипалатинского ядерного полигона. В том далеком 1991 году данное мужественное решение Елбасы продемонстрировало всему миру приверженность молодого, устремленного в будущее государства общепризнанным гуманистическим принципам. Добровольный отказ от второго по мощности после Невады в США испытательного полигона был нелегким шагом.

Указ Первого Президента, давший сильный толчок глобальному антиядерному движению, принимался в сложнейших условиях, когда Казахстан все еще был в составе СССР, в руководстве которого, да и внутри страны, хватало деятелей, не разделяющих такой поворот событий. Казахский народ ждал этого момента более 40 лет. С 1949 года на земле великого Абая было осуществлено более 450 взрывов. Полтора миллиона человек испытали тяготы полигона. Отказ от оружия массового поражения внес важный вклад в обеспечение международной и региональной безопасности. Учитывая его беспрецедентный характер, в 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 29 августа Международным днем против ядерных испытаний.

Глубоко продуманная и поддержанная мировым сообществом политика Елбасы соответствует всем прогрессивным принципам конституционализма. В ее основе лежат высшая ценность человека, его жизни, прав и свобод, уважение норм международного права, сотрудничество и добрососедские отношения между государствами, мирное разрешение международных споров.

Республика Казахстан, провозглашая себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, при принятии Конституции заложила правовую основу для государственного механизма, обеспечиваю­щего верховенство Основного закона на всей территории, учредив Конституционный совет. Он служит оптимальной моделью органа по обеспечению конституционной законности. Осуществляя конституционный контроль, Конституционный совет выполняет важную функцию по утверждению принципов верховенства права, усилению конституционных начал в законодательстве и правоприменении. За эти годы им были закреплены концептуальные позиции по отдельным составляющим элементам государственности. Они касаются определения системы действующего права республики, конституционных полномочий Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, основ законотворческого процесса, детализации механизма действия системы сдержек и противовесов, статуса языков, конституционно-допустимых пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина и др. Правовые позиции совета были подкреплены значительными изменениями в законодательстве.

В своей деятельности совет развивает и создает условия для надлежащей реализации государственной правовой политики, определяемой Главой государства – гарантом Конституции. В этом плане Конституционным советом внесены предложения по реализации недавно изданного указа Президента о дальнейших мерах в сфере защиты прав человека.

Совет полагает необходимым расширение доступа граждан к конституционному контролю. Одним из направлений видится совершенствование порядка обращения судов в Конституционный совет, рассмотрения судами ходатайств участников судопроизводства об инициировании проверки конституционности закона.

Внимание уполномоченных государственных органов обращено на гармонизацию Уголовного кодекса и иных законодательных актов с положениями недавно ратифицированного Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Все эти меры вытекают из главного принципа правового государства – правовой защищенности человека.

Необходимо помнить, что Конституция как Основной закон государства определяет базовые принципы, которые должны учитываться и в условиях цифровой цивилизации. Информационные технологии в первую очередь должны служить повышению эффективности реализации конституционных прав человека. Период пандемии показал, что в это непростое время цифровые инструменты позволили нам сохранить необходимый уровень жизнеобеспечения населения.

Бурное развитие IT-индустрии, углубление применения цифровых технологий напрямую влияют на степень реализации ряда конституционных прав человека и требуют создания адекватной правовой базы. Она должна гарантировать защиту персональных данных граждан, расширить электронные формы участия населения в реализации прав и свобод и осуществления государственных функций.

Таким образом, Казахстаном за годы независимости на основе Конституции успешно решены задачи строительства и совершенствования государственнос­ти, преодолена прежняя историческая инерция, не разрушены при этом элементы и ценности, которые могут работать и в условиях суверенного государства. Этот процесс продолжается. Все последующие усилия направлены на дальнейшее укрепление Казахстана как активного и уважаемого члена международного сообщества.

В канун Дня Конституции Рес­публики Казахстан поздравляю казахстанцев с этим государственным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, успехов, счастья и процветания.

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

Лена Винокурова

Лена Винокурова

Лена Винокурова

2. Формирование внутренней и внешней политики государства

После августовского путча 1991 года СССР по сути перестал существовать. Бывшие союзные республики одна за другой объявляли миру о своей независимости. В начале декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, провозгласившее фактический распад бывшего СССР.
16 декабря 1991 года, Казахстан последним из всех бывших пятнадцати республик объявил о своей независимости, приняв соответствующий Закон.
20-21 декабря 1991 года руководители 11 бывших союзных республик (исключая республики Прибалтики и Грузию) подписали в Алматы соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Декабрь 1991 года был знаменателен, произошли несколько событий вписанных в историю республики: 1 декабря были проведены всенародные выборы Президента РК; 10 декабря сессией Верховного Совета принято решение о переименовании КазССР в Республику Казахстан; Конституционный Закон от 16 декабря определил Казахстан как независимое, правовое, демократическое государство.
Современный Казахстан является полноправным членом мирового сообщества. В числе первых государств, признавших независимость возрожденного Казахстана стали такие державы, как Турция, Россия, Китай и США.
К 2001 году на планете насчитывалось 223 страны, из них 188 являлись членами ООН, по линии ЮНЕСКО регистрацию прошли также 188 стран. Казахстан с первых дней независимости признали 120 государств, со 105 были установлены дипломатические отношения. Начали свою деятельность 55 посольств и представительств международных организаций. Расширилась сеть миссий Казахстана за рубежом – открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Италии, Германии и других государствах ближнего и дальнего зарубежья. Китай вдоль северо-западной границы вместо одного соседа заимел сразу четырех из числа государств бывшего СССР, три из которых представляют Центральную Азию. 3 января 1992 года в Алматы было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между РК и КНР.
РК является членом многих международных организаций: ООН (2 марта 1992), ОБСЕ (март 1992), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества, октябрь 1993), Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный крест, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ЮНЕП (охрана окружающей среды), ВОЗ (здравоохранение), ОИК (организация исламской конференции, декабрь 1995), ПРООН (программа развития для стран – членов ООН), ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. В республике были размещены 104 самые тяжелые в мире ракеты СС-18 с 10 ядерными боеголовками на каждой, стратегические бомбардировщики ТУ-95 с 240 крылатыми ракетами с атомной начинкой. Количество ядерных боеприпасов в ракетных дивизиях Державинска Тургайской области и Жангиз-Тобе Семипалатинской области, превышало допустимые нормы в 2 раза.

Лена Винокурова

Продолжение вопроса 2
С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление.
Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт.
В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику.
В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.
9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим.
Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

Лена Винокурова

Лена Винокурова

Читайте также: