Кандидат как участник избирательной кампании находится на уровне маркетинга обеспечения управления

Обновлено: 02.07.2024

Результаты выборов в органы политической власти в значительной степени определяются уровнем развития политических сил - партий, блоков, организаций и отдельных кандидатов, которые отражают интересы соответствующих социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того, как функционирует сама избирательная система в обществе.

Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой большой социально-политическое мероприятие, основная цель которого - легитимное воспроизведения отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое количество людей, выполняющих различные функции, выборы требуют соответствующего набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, то есть избирательных технологий.

В современной политологии понятие "избирательная технология" - сравнительно новое и в основном связано с организацией и проведением демократических выборов. Но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, которые используют выборы как ширму, чтобы скрыть истинные механизмы формирования властных структур, также имели потребность в специфических "избирательных технологиях". Поскольку целевая функция будто демократических выборов сводилась, с одной стороны, к твердой номенклатурной системы рекрутирования властной элиты, а с другой - имела потребность в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и "избирательные технологии", которые отличались сложностью и изяществом, должны были включать в себя соответствующие скрыты от населения действия и одновременно - мероприятия по широкой мобилизации избирателей.

В условиях демократических режимов избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую сферу взаимодействия гражданского общества и государства - передачи властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат: для государства - обеспечение правовых норм во время организации и проведения избирательной кампании, для общества - самая полная реализация социальных функций выборов, для кандидатов - осуществление в равной борьбе с политическими конкурентами своего права представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов: правового поля, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типовыми политическими событиями (схема 12).

Схема 12. Основные этапы избирательной кампании

После объявления о назначении выборов проводится выдвижение кандидатов в депутаты. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией.

Затем наступает период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием. Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включения выбранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Избирательная кампания, проведенная на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события.

Центральными действующими лицами в избирательной кампании: кандидаты в органы власти, которых могут выдвигать различные социально-политические силы в соответствии с избирательным законодательством. В Украине право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины, которые достигли восемнадцати лет и имеют право голоса. Это право реализуется ими через партии (блоки) или путем самовыдвижения в порядке, установленном законом.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят такие участники избирательной кампании:

  • доверенные лица, основная функция которых заключается в том, чтобы, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата, расширить представительские возможности кандидата в избирательном среде;
  • группа поддержки кандидата, задача которой заключается в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой во время встреч избирателей с кандидатами, во время проведения дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;
  • агитаторы - особая группа членов команды, которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;
  • члены команды, которые осуществляют связь со средствами массовой информации (СМИ). Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к С МИ может иметь разную эффективность в зависимости от профессионализма членов команды.

До команды кандидатов можно с соответствующей долей условности включить и спонсоров, которые поддерживают кандидатов материально в надежде реализовать через них свои интересы. В нее могут входить и представители партий и движений и частные лица, которые поддерживают кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти есть группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в том, чтобы получать необходимую кандидату объективную информацию. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды при всех благоприятных условий надежды кандидата на победу в основном являются нереальными.

Решающим участником выборов избиратели - люди, которые проживают на территории избирательного округа и имеют право голоса. От их выбора зависит исход кампании.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить ряд конкретных шагов кандидата и его команды - шагов, которые составляют процедуру избирательной кампании.

Для серьезного политика немыслим вступлении в предвыборную борьбу без анализа потребностей избирателей и своих возможностей. Стоит, однако, отметить, что не всегда целью участия кандидатов в выборах является победа. Для некоторых кандидатов участие в избирательных кампаниях - это проверка своих программ, инициатив, личных качеств, приобретения популярности и т.д. В связи с этим задача кандидатов и их избирательные стратегии могут существенно различаться.

Вместе с тем очевидно, что процедуру избирательной кампании на всех ее этапах нельзя оптимально реализовать без получения точной информации, прежде всего информации о главный объект внимания кандидатов - о избирателей. Эту информацию получают в результате исследования социально-политических характеристик электората.

Маркетинг существовал с тех времен, когда появился обмен и рынок. Со временем его приемы и методы совершенствовались. Сегодня мировая практика прикладного маркетинга накопила опыт его применения во всех сферах деловой активности, где присутствует конкурентная борьба.

Содержание работы

Введение……….………………………………………………. …………………..3
Глава 1. Российский рынок организаций, работающих в области
политических технологий
1.1 Российский рынок политического консалтинга………. ……………………5
1.2 Функции организаций по проведению избирательных кампаний…………..7
Глава 2. Комплекс коммуникаций политического маркетинга
2.1 Основные понятия и категории политического маркетинга…………..……. 9
2.2 PR………………………………………………………………………….…….14
2.3 Политическая реклама…………………………………………………….…. 15
2.4 Директ-маркетинг…. ……………………………………………. …………..17
2.5 Личные продажи……. ……………………………………………………..….20
2.6 Стимулирование сбыта………………………………………..………….……22
Глава 3. Планирование политических кампаний
3.1 Проведение исследований и анализ предвыборной ситуации………….…. 25
3.2 Определение целей кампании и выявление контактных групп……………..29
3.3 Планирование избирательной кампании и оценка результатов…………. 33
Глава 4. Имиджевые стратегии: Формирование имиджа
4.1 Особенности, функции, структура и типология имиджей…………………..39
4.2 Технологии формирования имиджа политика. …………………………. 43
4.3 Дискредитационные технологии и мероприятия по восстановлению имиджа. 50
Глава 5. Анализ стратегии продвижения кандидата на примере
5.1 Президентская кампания 2004 года…………………………………………..58
Заключение…………………………………………………..……………………. 62
Список литературы………………………. ………

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

К основным понятиям и категориям политического маркетинга, используемым в настоящее время в контексте предвыборной ситуации, относятся [1]:

Внешняя среда предвыборного маркетинга партии (кандидата) – совокупность субъектов и сил, действующих на данную партию(кандидата) извне (конкуренты, электорат, государства, конституция, законодательство и т.п.).

Характеристика кандидата – совокупность качеств, присущих кандидату, таких, например, как пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, образование, партийная принадлежность, доходы, социальный статус, занимаемая должность и др. особое значение имеет позиция кандидата по ключевым вопросам, волнующим электорат, и его программа.

Имидж кандидата – специально формируемый в процессе кампании образ кандидата, представляющий собой совокупность наиболее предпочтительных политических, мировоззренческих биографических, внешних качеств лидера, определенных на основе электоральных исследованиях; воплощенный в текстовой, визуальный и событийный формах в средствах коммуникации.

Формирование имиджа кандидата – основанная на изучении электората система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера.

Позиционирование кандидата - выделение кандидата из среды конкурентов путем акцентирования его отличительного преимущества.

Конкурентоспособность кандидата – наличие у него определенных преимуществ по сравнению с другими кандидатами и способность сохранять эти преимущества до момента выборов.

Поведение избирателей – ответная реакция электората на коммуникативные усилия, предпринимаемы в ходе кампании.

Характеристики избирателей – совокупность качеств, присущих всем избирателям (пол, возраст, национальность, доходы, уровень образования и т.д.).

Мотивы поведения избирателей – причины, побуждающие избирателей делать тот или иной выбор относительно участия в выборах, определяющие установки избирателей относительно авторов политического рынка.

Стратегия избирательной кампании – оптимальное направление действий кампании, ориентированных на достижение успеха на выборах, включающее определение целей, задач, последовательности действий кампании, ее планирование и ведение, а так же распределение материальных, финансовых и людских ресурсов.

Тактика избирательной кампании - конкретные пути и способы достижения электоральных целей с определением конкретных исполнителей и сроков.

Сегментирование электората – разделение избирателей на группы (сегменты), обладающие одинаковыми или близкими характеристиками, значимыми с точки зрения продвижения кандидата, и сходным образом реагирующие на маркетинговые воздействия.

Избирательные технологии – совокупность приемов и методов, направленных на оптимизацию достижения стратегических целей избирательной кампании. Их можно классифицировать: [2]

PR технологии в избирательной кампании – совокупность приемов и методов управления восприятием электората в процессе подготовки и реализации кампании, способов формирования информационного поля избирательной кампании кандидата, партии, организации и изменения отношений различных целевых аудиторий к кандидату или конкурентам в процессе кампании.

Система коммуникаций политического маркетинга формально идентична комплексу маркетинговых коммуникаций, обслуживающих традиционные продажи, с тем только, но ключевым отличием, что цели политического маркетинга принципиально иные – обеспечение прихода к власти, внедрение в массовое сознание политических идей, осуществление политический инициатив и получение одобрения и поддержки их у населения.

Комплекс коммуникаций политического маркетинга:

Комплекс коммуникации политического маркетинга можно представить следующим образом:

Рассмотрим эти коммуникации более подробно.

2.2 PR (связи с общественностью)

Цели связей с общественностью в избирательной кампании конкретны: обеспечение успеха в предвыборной борьбе: выработка стратегии и тактики кампании, ее организация и ведение, выбор политических технологий, содействие лидерам, создание политических, экономических и социальных ситуаций для разрешения конфликтов, продвижения идей, лидеров, продукции на политическом рынке.

Задачи связей с общественностью в избирательной кампании можно классифицировать следующим образом:

  • Информационно-аналитические, связанные с выработкой информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий и явлений в их динамике.
  • Организационно- технологические, представляющие собой совокупные меры и действия по организации избирательной кампании и ее мероприятий.
  • Информационно-коммуникативные, предполагающие продуцирование и тиражирование информации и включающие взаимодействие со средствами массовой информации.

Коммуникационные каналы связей с общественностью в политической сфере включает СМИ, групповое и межличностное общение, выступления, специальные мероприятия, управляемы слухи и др.

Характер использования коммуникативных каналов: целенаправленные контакты с прессой, воздействие на журналистов, создание новостей, событий, способных вызвать интерес СМИ.

PR коммуникации относятся к коммуникациям стратегического характера, ориентированы на долгосрочные цели, на перспективу, на отношения или ситуацию, на качественное решение проблемы. Это коммуникации с обратной связью, использующие как опосредованные, так и прямые формы воздействия (групповое и межличностное, официальное и неофициальное общение).

2.3 Политическая реклама

Политическая реклама — платное, неличное обращение, побуждающее представителей целевых групп к выбору кандидата, политической идеи и т.п., с использованием различных каналов коммуникации.

Политическая реклама выполняет несколько функций:

  • информационную, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, — оповещение аудитории о предстоящем политическом событии, представление кандидата, программы партии, ознакомление с их взглядами, предложениями, преимуществами;
  • коммуникативную, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную и адекватную восприятию знаковую систему; является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов;
  • социально ориентирующую, идеологическую, так как эта реклама действует в условиях политической конкуренции, выделяет собственный объект в контексте других (будь то личность или партия, за которыми, всегда стоит система взглядов на социальные проблемы и способы их разрешения, на оптимальные пути устройства жизни в социуме).

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и является подспорьем для привлечения, пример, какой-либо партией сторонников, вербовки новых членим, донесения до широких масс идей или принципов новой партии ими для побуждения членов социума к участию в той или иной политической акции.

Цели политической рекламы заключаются в побуждении людей к участию в каких-либо политических процессах, включая и участие в действиях, связанных с делегированием полномочий, по тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального, при наличии политической конкуренции.

Задачи политической рекламы четко очерчены, направлены на строго определенную целевую аудиторию, адресуя ей конкретный призыв в короткий срок, в рамках разработанной стратегии и с максимальной эффективностью.

Исходя из целей политической рекламы, ее предметами выступают, кандидат, партия и их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и др.

Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), агентства коммуникаций, рекламные агентства.

Объектом — участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя ту или иную политическую ориентацию, в каждом конкретном случае составляющие конкретную целевую группу; в ситуации избирательной кампании — электоральные сегменты.

Методы рекламной деятельности лежат в плоскости коммуникативных методов вообще, ориентированных на управление массовым! поведением посредством воздействия на их сознание. Политическая реклама пользуется рациональными и эмоциональными методами воз! действия на аудиторию, базирующимися соответственно на осознаваемых и на неосознаваемых реакциях реципиентов.

Избирательная кампания: тип и этапы [31.10.12]

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5 %, за партию С – 77 %, за партию D – 1 %, за партию N – 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

Список литературы 13

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

Каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в усло­виях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избира­тельный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам.

Избирательная кампания кандидата (партии) заканчивается с подсчетом голосов избирателей и установлением результатов выборов. А вот определить момент ее начала довольно трудно. Часто кандидаты начинают предпринимать действия, направленные на их избрание, задолго до официального старта выборов. Политические же партии находятся в процессе подготовки к выборам постоянно. Поэтому к избирательной кампании относят все действия кандидата (партии) и его команды с момента официального объявления выборов, а также все мероприятия по подготовке к указанным действиям: разработку проекта кампании, образование штаба, аккумуляцию ресурсов и т.д. Такие подготовительные мероприятия носят обеспечивающий характер и не предполагают какого-либо непосредственного воздействия на массового избирателя. Агитацию же избирателей, проводимую до начала выборов, принято называть предвыборной кампанией. В отличие от избирательной, сроки предвыборной кампании никак не связаны с датой выборов; она может вестись практически непрерывно, превращаясь на момент выборов в избирательную.

Избирательные кампании различаются по таким параметрам, как уровень, масштаб и тип.

Уровень кампании определяется административной территорией, на которой проводятся выборы. В этом плане можно говорить о кампаниях федерального уровня (выборы президента и голосование по партийным спискам в Государственную Думу), уровня региона (выборы губернаторов), района, города, округа и т.д.

Масштаб кампании характеризуется количеством избирателей, принимающих участие в голосовании. Хотя масштаб и уровень обычно связаны между собой (чем выше уровень, тем больше масштаб), иногда здесь случаются довольно значительные несовпадения. Например, по масштабу выборы депутата Московской городской думы близки к выборам глав некоторых субъектов федерации.

Тип кампании определяется порядком установления результатов выборов. В России проводятся кампании следующих типов:

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через абсолютное большинство (голосование в два тура). По этой системе избирается президент РФ, мэры городов и т.д.;

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через относительное большинство (голосование в один тур). Эта система распространяется на выборы депутатов части региональных и местных парламентов и на выборы глав муниципальных образований;

- выборы по многомандатным округам. Эта система иногда используется при выборах региональных законодательных органов и органов местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации;

- выборы по пропорциональной системе партийных списков. Так выбираются депутаты Государственной Думы;

- выборы по смешанной системе: часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по одномандатным (или многомандатным) округам. До недавнего времени так выбиралась Государственная Дума, сегодня по этой системе избираются региональные парламенты.

Несмотря на такое разнообразие параметров, методологическая основа проектирования и проведения избирательных кампаний является единой. Случаи, когда построение стратегии и тактики избирательной кампании существенным образом зависят от ее параметров, будут отмечаться и оговариваться по ходу изложения.

Существуют технологии, охватывающие одновременное проведение избирательных кампаний на двух и более уровнях, - так называемые параллельные кампании. Почва для организации таких кампаний возникает, когда партия или одновременно участвует в выборах нескольких уровней: например, выдвигает региональный партийный список на выборах в законодательный орган региона и одновременно выставляет своих кандидатов в одномандатных округах. В этом случае появляется возможность реализации параллельной кампании, т.е. объединение кампании за список и кампаний кандидатов партии в округах в некое целое. Суть параллельной кампании заключается в стратегической и тактической сшивке (стыковке) кампании регионального уровня и кампаний в отдельных округах с тем, чтобы эти кампании, проводимые на разных уровнях, взаимно дополняли и максимально усиливали друг друга.

Реализация параллельных кампаний является одной из наиболее актуальных проблем в современных российских политических технологиях.

Традиционно все вопросы, решаемые в рамках избирательной кампании, относят либо к стратегии, либо к тактике. Проведение разделительной линии между стратегией и тактикой во многом является делом вкуса. Наиболее логичным представляется отнести к стратегии содержательную часть избирательной кампании, а к тактике – коммуникативную часть. Другими словами, стратегия отвечает на вопрос: что нужно сказать избирателям, какую информацию необходимо довести до них, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата (партию), а тактика – как сказать, в какой форме, в каком объеме и в какой временной последовательности довести необходимую информацию.

Избирательная стратегия – это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избирательная кампания.

Формирование стратегии избирательной кампании включает в себя решение следующих вопросов.

1.Сбор информации об избирателях округа и конкурентах. Применительно к федеральным избирательным кампаниям можно говорить об анализе состояния общества в целом.

2.Оценку конфигурации (расстановки сил) избирательной кампании: выделение групп избирателей, которые склонны голосовать за своего кандидата (партию), за каждого из конкурентов (базовые электораты), а также колеблющейся (подвижной) части избирателей.

3.Определение основных проблем предстоящей кампании.

4.Определение ключевой идеи кампании, определение адресной группы (части избирателей, к которой будет обращена ваша агитация).

5.Формирование и расширение положительного образа кандидата (партии), компенсация отрицательного образа кандидата (партии).

6.Определение собственных действий по отношению к конкурентам.

7.Формулировка агитационных тем кампании.

Тактика избирательной кампании охватывает следующий круг проблем.

1.Определение тактического рисунка кампании: ее основных направлений, этапов и распределение ресурсов между направлениями и этапами.

2.Определение и реализация мероприятий кампании в рамках каждого из ее направлений и этапов.

3.Создание структуры управления кампанией.

Избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий.

Основные этапы избирательной кампании:

  • назначение выборов
  • регистрация избирателей
  • образование избирательных округов и участков
  • выдвижение и регистрация кандидатов
  • предвыборная борьба
  • определение результатов выборов

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.

Субъект политического процесса – это активно действующий актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики.

Субъектами выборов являются избиратели, политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные органы, наблюдатели, СМИ, государство.

1.Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе выборов.

Избиратель - это гражданин, который в соответствии с законом обладает правом голоса.

Предпочтения, высказанные в ходе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа власти или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом, или электоратом.

2.Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники — политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии — овладение политической властью или участие в ее осуществлении.

Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.

В большинстве современных государств политическим партиям отводится одна из главных ролей в функционировании государственной власти. Это проявляется, во-первых, через закрепление статуса партий в конституциях и специальных законах о партиях, во-вторых, через скрупулезное регулирование их участия на каждом этапе избирательной кампании.

3.Не менее значимыми, чем политические партии, субъектами выборов являются кандидаты на выборные должности. Конкретный перечень выборных должностей, их число и вес в современных демократиях различны и зависят от специфики формы правления, формы территориального устройства, масштаба государства, политических традиций. Так, в США в рамках трех ветвей власти их насчитывается около 18 тыс. Во Франции список выборных должностей включает президента, депутатов Национального собрания и сенаторов, а также их заместителей, членов муниципальных, генеральных и региональных советов, депутатов Европейского парламента.

В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления:

  • Президент РФ;
  • депутаты Государственной Думы;
  • депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации;
  • главы муниципальных образований;
  • депутаты представительных органов местного самоуправления.

4.Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные органы. Ясно, что возможности влияния избирательной комиссии на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Деятельность СМИ по созданию и распространению информации, связанной с выборами, включает:

7.У государства как субъекта выборов - специфическое положение в структуре избирательной системы. С одной стороны, его участие в выборах второстепенно в сравнении с действиями избирателей, кандидатов, политических партий. Но с другой стороны, избирательная система является компонентом политической системы, в которой центральное место занимает институт государства.

Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом.

Выясним, какие субъекты выборов являются основными действующими лицами на каждом из этапов избирательной кампании, и в чем заключается их деятельность. Данные представлены в форме таблицы.

Учитывая предельную юридизацию российской избирательной системы, существует огромное число возможных ошибок, совершив одну из которых кандидат может нарваться на отказ в регистрации. На этом, собственно, его избирательная кампания и будет завершена.

Представление о наиболее распространённых оплошностях кандидата позволит их избежать и дойти до ведения содержательной агитационной кампании – т.е. начать собственно борьбу за голоса избирателей.

1. Самая главная ошибка

Совет: независимо от уровня выборов, в любом случае должен быть привлечен человек, имеющий глубокое понимание избирательного процесса и его правовые параметры.

2. Порочные подписи

На фото "конвеерная" проверка подписей, занявшая 7 часов .

Выдвижение кандидата возможно в одном из двух форматов: избирательным объединением (политической партией, её структурным подразделением) или в порядке самовыдвижения. В случае выдвижения в порядке самовыдвижения кандидату для регистрации, помимо прочих документов, необходимо будет представить подписи избирателей, поддержавших его (конкретное число таких подписей устанавливается законом). Вот именно в этом требовании и заключается главный риск кандидата.

Совет: выдвигаться в порядке самовыдвижения независимому кандидату есть смысл только на выборах небольшого уровня, на выборах более высокого уровня целесообразно выстраивать коалиции с партиями.

3. Нарушение партийных процедур

Первая – выдвижение кандидата неуполномоченным органом. Законодательство о политических партиях определяет, что по общему правилу решение о выдвижении кандидатов принимается съездом, конференцией или общим собранием. При этом закон предусматривает два исключения.

Во-первых, на повторных и дополнительных выборах такое решение может быть принято также коллегиальным постоянно действующим руководящим органом (Президиум, Центральный Комитет, Генеральный совет партии и Советы, Комитеты, Политические советы региональных и местных отделений).

Во-вторых, в случае отсутствия регионального или местного отделения решение о выдвижении кандидата может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом. Всё. За исключением описанных двух исключений, выдвижение должно производиться съездом, конференцией или общим собранием.

Тем не менее, довольно часто при наличии соответствующего отделения партии на выборах партийные функционеры вместо того, чтобы созывать конференцию (общее собрание), пытаются принять решение о выдвижения кандидата постоянно действующим руководящим органом, что приводит к отказу в регистрации.

Сразу стоит оговориться, что подобные ошибки довольно часто допускаются партийными функционерами регионального и особенно муниципального уровня, однако полностью исключены на федеральном, поскольку в центральных руководящих органах партий работают, как правило, высококлассные профессионалы.

Совет: если избирательную кампанию не сопровождает квалифицированный электоральный юрист, то проверить корректность партийной процедуры можно обратившись за консультацией в центральный орган (Центральный исполнительный комитет, Центральный аппарат, Исполком и т.д.) – вопреки устоявшемуся стереотипу, сотрудники этих органов не страдают снобизмом, и без проблем дадут полезный совет (только не стоит злоупотреблять этим).

Вторым по распространённости нарушением партийных процедур является отсутствие необходимого согласования . Дело в том, что уставами большинства политических партий предусмотрена необходимость получения решения вышестоящего органа (а иногда – у двух органов) о согласовании кандидатов. Сделано это в целях сохранения управленческого контроля. Однако довольно часто партийные функционеры пренебрегают получением такого документа (или попросту забывают), что закономерно приводит к отказу в регистрации кандидата.

Совет: необходимо самостоятельно проверять устав партии на предмет наличия такого требования.

4. Неуведомление избиркома в надлежащий срок

5. Представление не того документа

По действующему избирательному законодательству выдвинутый кандидат должен представить в избирком пакет документов. В их числе заявление о согласии баллотироваться, в котором помимо прочего указываются паспортные данные кандидата, сведения о профессиональном образовании (при наличии), основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанную информацию. Вроде бы ничего сложного, однако довольно часто и тут допускаются ошибки.

Так, довольно часто кандидат прикладывает не тот документ, который необходим, что способно повлечь отказ в регистрации.

В качестве примера можно привести два распространённых случая. Первый связан с предоставлением кандидатом, обладающим статусом адвоката, для подтверждения своего рода занятий (адвокатская деятельность не является основным местом работы по смыслу трудового законодательства) справки, заверенной соответствующим адвокатским образованием, в то время, как законом об адвокатской деятельности строго определено, что единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является его удостоверение.

Второй распространённый случай связан с желанием кандидата поразить публику своей образованностью. Указав в заявлении о согласии баллотироваться и своё высшее образование, и учёную степень кандидата наук, кандидат вместе с ним сдаёт диплом кандидата наук. Однако указанный диплом не является документом, подтверждающим сведения о профессиональном образовании, как того требует закон. Как следствие – отказ в регистрации.

Совет: избежание ошибок в подготовке документов кандидата может обеспечить лишь специалист с опытом участия в избирательных кампаниях, поэтому постарайтесь включить такого в избирательный штаб.

С данными документами связаны две ошибки, влекущие отказ в регистрации.

Во-первых, довольно часто кандидаты представляют в избирком такие справки только на себя, руководствуются они при этом нелинейной логикой, мол, ни у жены, ни у тем более детей нет ни активов, ни крупных сделок, так зачес на них что-то заполнять. Однако закон прямо предусматривает предоставление этих справок на каждого члена семьи, невыполнение указанного требования – основание для отказа в регистрации.

7. Первый финансовый отчёт

Финансовый отчёт с кампании Дмитрия Гудкова в ГД, 2016 год

По закону, в числе прочих документов на регистрацию кандидат должен представить первый финансовый отчёт. Форма отчёта утверждается избирательной комиссией и, как правило, представляет из себя табличку объёмом в две страницы. Поскольку обычно к этому моменту у кандидата нет каких-либо расходов (исключение – если кандидат проводил сбор подписей), поэтому к заполнению первого финансового отчёта относятся довольно легкомысленно, проставив в соответствующих графах нули, кандидат сдает эти две страницы в числе других документов. И получает отказ в регистрации. Причин тут обычно две.

Во-вторых, к первому финансовому отчёту должна прилагаться справка-выписка из банка (это обычно указывается в соответствующем порядке, утверждаемым избиркомом, либо так же малым шрифтом в форме финансового отчёта). Непредставление такой справки…ну, вы поняли.

Совет: первый финансовый отчёт необходимо сдавать в полном объёме (с приложениями), при этом к нему необходимо прикладывать справку-выписку из банка, выданную не позднее даты, определенной соответствующей инструкцией избирательной комиссии.

Автор - наш читатель, решивший остаться анонимным. Спасибо вам за потрясающий текст.

Читайте также: