Какую власть осуществляет парламент рк

Обновлено: 25.04.2024

Парламент Казахстана является высшим представительным органом страны, осуществляющим законодательную власть. Полномочия парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии нового созыва

Парламент Казахстана состоит из двух палат: сената (верхняя палата) и мажилиса (нижняя палата), действующих на постоянной основе.

История выборов депутатов сената

Сенат Казахстана образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики. Пятнадцать депутатов сената назначаются президентом Казахстана.

До октября 1998 года срок полномочий депутатов сената составлял четыре года, с октября 1998 года – шесть лет. Срок полномочий парламента определяется сроком полномочий депутатов мажилиса очередного созыва. Срок полномочий депутатов мажилиса – пять лет.

Первый созыв сената действовал с января 1996 года по ноябрь 1999 года. Полномочия парламента первого созыва начались с открытием первой сессии 30 января 1996 года и завершились с началом работы первой сессии парламента второго созыва 30 ноября 1999 года.

На выборах 5 декабря 1995 года было избрано 40 депутатов сената – по два человека от 19 областей и столицы Казахстана Алматы (сейчас Нур-Султан). Семь депутатов сената были назначены президентом республики.

В связи с окончанием срока полномочий депутатов сената, избранных в 1995 году на два года, 8 октября 1997 года состоялись выборы депутатов сената на 4 года.

В результате оптимизации областей республики были назначены выборы по 14 областям республики и Алматы. В октябре 1997 года в сенат были избраны 15 депутатов.

11 февраля 1998 года состоялись выборы депутатов сената парламента Республики Казахстан по городу Акмоле - в связи с объявлением Акмолы столицей Казахстана.

Второй созыв действовал с первого декабря 1999 года по третье ноября 2004 года. В связи с окончанием срока полномочий депутатов сената, избранных в 1995 году на 4 года, 17 сентября 1999 года состоялись выборы депутатов сената на 6 лет. Полномочия депутатов сената, избранных в 1997 году, в соответствии с конституционными нормами, продолжались во втором созыве до декабря 2002 года.

Третий созыв работал с третьего ноября 2004 года по первое сентября 2007 года. Полномочия депутатов сената, избранных в 2002 году, в соответствии с конституционными нормами продолжались в третьем созыве.

Четвертый созыв действовал со 2 сентября 2007 года по 19 января 2012 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Казахстана в мае 2007 года, 29 августа 2007 года указом президента страны назначены еще восемь депутатов сената. Полномочия депутатов сената, избранных в 2002 году, продолжались в четвертом созыве до декабря 2008 года, а депутатов, избранных в 2005 году, продолжались до сентября 2011 года.

23 ноября 2011 года указом президента назначены семь депутатов сената, полномочия которых завершились в 2017 году.

Пятый созыв сената работал с 20 января 2012 года по январь 2016 года. В пятом созыве парламента полномочия депутатов сената, избранных в 2008 и 2011 годах, назначенных президентом в 2007 и 2011 годах, в соответствии с конституционными нормами были продолжены.

26 августа 2013 года в связи с истечением конституционного срока полномочий депутатов сената, назначенных в августе 2007 года, указом главы государства назначены восемь депутатов сената.

Шестой созыв сенаторов прошел в марте 2016 года. В шестом созыве депутатские полномочия продолжили сенаторы, назначенные президентом в 2011, 2013 и 2014 годах в соответствии с конституционными нормами.

28 июня 2017 года состоялись выборы депутатов сената в соответствии с указом президента. Полномочия депутатов сената, избранных в 2011 году, были прекращены в связи с регистрацией новых депутатов.

Спикеры сената

Первым спикером сената Казахстана был Омирбек Байгельди (30 января 1996 года – 1 декабря 1999 года), затем палату возглавил Оралбай Абдыкаримов (1 декабря 1999 года – 10 марта 2004 года), главой третьего созыва стал Нуртай Абыкаев (10 марта 2004 года – 11 января 2007). В январе 2007 года по 15 апреля 2011 года спикером сената был Касым-Жомарт Токаев (ныне президент Казахстана).

С 15 апреля 2011 года палату возглавил Кайрат Мами. 16 октября 2013 года Токаев вновь стал председателем сената. 20 марта 2019 года палату возглавила Дарига Назарбаева.

История выборов депутатов мажилиса

Первые выборы в мажилис Казахстана состоялись 9 декабря 1995 года. На основе мажоритарной системы (система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе) было избрано 67 депутатов. Полномочия депутатов мажилиса первого созыва начались с открытием первой сессии 30 января 1996 года. Председателем мажилиса первого созыва был Марат Оспанов.

В депутатском корпусе преобладали руководители и работники местных исполнительных органов и маслихатов – 19 человек. Каждый пятый депутат работал руководителем предприятия, ассоциации, фирмы, фонда и других структур.

Девять мажилисменов являлись работниками науки, высших учебных заведений, учителями. Каждый десятый депутат был работником администрации президента, министерств и республиканских комитетов. Временно не работали четыре парламентария. В аграрной сфере работали 11 депутатов, трое - в сфере культуры. Работниками правоохранительных органов и инженерами-экономистами были по два депутата. В депутатском корпусе также были представлены юрист, военнослужащий и пенсионер.

В мажилисе работали семь докторов наук, 10 кандидатов наук. Женщин-депутатов в первом созыве было девять человек.

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в мажилис парламента Казахстана по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом, в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное на тот период для Казахстана количество кандидатов - в среднем восемь человек на одно место. По итогам выборов в мажилис были избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии - "Отан" (сейчас партия Nur Otan ), Гражданскую, Аграрную и Коммунистическую партии, преодолевшие 7% барьер. Председателем мажилиса парламента Казахстана второго созыва был Жармахан Туякбай.

Выборы в мажилис парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четверо - в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в мажилис было избрано 77 депутатов. 67 депутатов были избраны по одномандатным территориальным избирательным округам, образованным с учетом административно-территориального деления республики с примерно равной численностью избирателей.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от республиканской политической партии "Отан", по одному от партии "Асар", Демократической партии "Ак жол" и избирательного блока "АИСТ" (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрной и Гражданской партий Казахстана. Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: "Отан" - 42, избирательным блоком "АИСТ" - 11, республиканской партией "Асар" - 4, демократической партией "Ак жол" - 1, демократической партией Казахстана - 1. Самовыдвиженцы - 18 депутатов.

В составе палаты работали 69 мужчин и 8 женщин. Средний возраст депутатского корпуса мажилиса третьего созыва составлял 53 года, самому молодому депутату было 28 лет, самому пожилому - 73 года. Председателем мажилиса третьего созыва был Урал Мухамеджанов.

В 2007 году прошли выборы в мажилис четвертого созыва в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу. Остальные девять депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана.

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7% барьер преодолела только партия "Нур Отан", депутаты от которой занимали все 98 мест в мажилисе. Девять мест в палате были предоставлены депутатам, избранным Ассамблеей народа Казахстана 20 августа 2007 года.

В состав мажилиса из депутатского корпуса прошлого созыва вошли 39 депутатов, из органов государственного управления - 24 человека, местного госуправления - 19 человек, из структур бизнеса - 8 человек, образования науки и культуры - 8, и 9 человек из других сфер. Председателем мажилиса четвертого созыва был Аслан Мусин. Сейчас парламент работает по модели, предложенной в 2007 году.

В январе 2012 года прошли выборы пятого созыва мажилиса. В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по результатам набрали больше 7 % голосов избирателей и прошли в мажилис: Народно-демократическая партия "Нур Отан" (80,99 %), Демократическая партия Казахстана "Ак жол" (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

Председателем пятого созыва был избран член партии "Нур Отан" Нурлан Нигматулин, спустя два года, в апреле 2014 года, палату возглавил Кабибулла Джакупов.

Совместное заседание палат парламента по случаю закрытия парламентской сессии

20 января 2016 года в связи с изданием указа президента Казахстана "О роспуске мажилиса парламента пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов мажилиса" пятый созыв парламента завершил свою деятельность.

20 марта 2016 года прошли выборы шестого созыва мажилиса, в них приняли участие шесть политических партий, три из которых, набрав более 7 % голосов избирателей, прошли в состав мажилиса. Сред них партия "Нур Отан" (82,20 %), Демократическая партия Казахстана "Ак жол" (7,18 %) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %).

От партии Nur Otan в мажилисе работают 84 депутата, от "Ак жол" - 7 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Девять депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана. В состав мажилиса шестого созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60%.

В действующем составе мажилиса количество мужчин составляет – 78 (73 %), женщин – 29 (27 %). Средний возраст депутата – 55 лет (по состоянию на 31 марта 2016). Депутаты представляют различные сферы деятельности: госслужбу, бизнес, неправительственные организации, образование, науку.

Председателем шестого созыва в марте 2016 года был избран Бактыкожа Измухамбетов. Спустя три месяца его сменил Нурлан Нигматулин, возглавляющий палату до сих пор.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Казахстана

Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Парламент. Сенат и Мажилис, их состав, процесс избрания. Депутаты, их полномочия, независимость, работа в группах. Депутатская этика. Порядок работы парламента. Подготовка и принятие проектов законов.

Парламент и его состав. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, принимающим законы. Он состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Парламент (англ, parliament, фр. parlement от parler — "говорить") — высший представительный орган. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным. Обычно в государствах с федеративным устройством создается двухпалатный парламент. Как правило, нижняя палата парламента и однопалатный парламент избираются прямым голосованием.

Сенат и его состав. Сенат — верхняя палата парламента Республики Казахстан.

Сенат (лат. senatus от senex — "старец") — в Древнем Риме Совет знати, высший государственный орган. Сенат берет начало от Совета старейшин из рода патрициев. В настоящее время Сенатом называется верхняя палата парламентов многих государств. В некоторых странах Сенат избирается прямым (США, Италия), в некоторых — многоступенчатым (Франция) голосованием. В некоторых странах состав Сената полностью или частично определяет глава государства.

Сенат парламента Республики Казахстан формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики; 2) семь депутатов Сената назначаются президентом на срок полномочий парламента.

Депутатом Сената может быть гражданин Респуб­лики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения не менее трех лет.

Мажилис состоит из 67 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам, и 10 депутатов, избираемых по партийным спискам. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Казахстана, достигший 25 лет.

Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Депутаты должны работать в парламенте постоянно и быть независимыми.

На первой сессии парламента на совместном заседании его палат депутаты приносят присягу народу Казахстана.

Полномочия депутата парламента Республики Казахстан. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях парла­мента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избиратА и быть избранным в координационные и рабочие органы парламента и его палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, предложения о заслушивании на сессии парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение; осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотре­нию, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием депутата к должностным лицам государ­ственных органов дать на сессии парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании парламента или палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление парламента или его палаты.

Работа депутатов в группах. Депутаты имеют право организовывать в парламенте следующие объединения:

Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого независим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответ-

ственность по закону. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также несут ответственность по закону.

Депутат и избиратели. Конституция Республики Казахстан отказалась от императивного мандата депутата, при котором избиратели давали наказ своему депутату, и если депутат не оправдывал доверия избирателей, они могли его отозвать.

Во время парламентских каникул депутаты выезжают в свои избирательные округа, встречаются с избирате­лями, рассматривают жалобы, заявления, поступившие от них. Предложения, заявления способствуют правиль­ному и своевременному решению депутатами вопросов, поднимаемых избирателями; депутаты изучают обще­ственное мнение и при необходимости могут вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, общественные объединения. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом беспрепят­ственного посещения государственных органов и органи­заций, общественных объединений, правом безотлага­тельного приема их руководителями и другими долж­ностными лицами.

Порядок работы парламента. Парламент осуществля­ет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных палат, бюро палат, постоянных комитетов и совместных комиссий палат. Первая сессия парламента нового созыва созывается Президентом РК не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат. Сессия парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях Мажилиса и Сената.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в конституцию. Такой вопрос предлагается только президентом. Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя часто вносить изменения. На совместном заседании палат парламента принимаются конституционные законы, которые не вносят изменений в конституцию. При помощи конституционных законов определяются полномочия парламента, президента, правительства, Конституционного совета; I а также судебных органов. При помощи конституционных законов устанавливается порядок проведения выборов президента, в парламент, местные представительные органы (маслихаты), а также референдума.

На совместном заседании Сената и Мажилиса рассма­триваются и утверждаются республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении. Бюджет имеет важное значение для государства, народа, каждого чело­века. Ведь из бюджета выделяются средства на содер­жание государственных школ, институтов, лечебных учреждений, зарплату учителям, медикам, ученым, государственным служащим, на содержание армии и т.д. Поэтому депутаты как представители народа должны строго контролировать, как собираются доходы в бюджет, как и на что расходуются народные деньги.

На совместном заседании Мажилис и Сенат решают вопрос о передаче президенту законодательных полномочий парламента. Если парламент решит, что президенту следует передавать законодательные полно­мочия, тогда президент будет иметь право сам принимать законы. Для того чтобы президент не превратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законов на срок до одного года.

Мажилис и Сенат на совместном заседании решают и другие важные вопросы.

Подготовка и принятие проектов законов. Депутатам парламента и правительству предоставляется право законодательной инициативы. Это право означает, что только депутаты и правительство имеют право вносить проекты законов на рассмотрение Мажилиса. Граждане, государственные органы (кроме правительства) не имеют права законодательной инициативы, но они могут разрабатывать проекты законов и передавать их депутатам, правительству.

Мажилис детально рассматривает проект закона. Каждая статья, каждое положение проекта обсуждаются отдельно. Затем проект закона ставится на голосование депутатов. Если более половины всех депутатов Мажилиса проголосуют за проект закона, то он считается принятым. После этого проект закона направляется на рассмотрение Сената, который тоже основательно обсуждает проект закона, затем путем голосования решает, принять или отклонить его. Если больше половины депутатов Сената проголосуют за проект закона, то он считается при­нятым. Закон должен быть подписан президентом. Если он подписывает его, то тогда закон начинает действовать, или, как говорят, приобретает юридическую силу.

Президент может не подписать закон, или, иначе говоря, наложить вето. Тогда президент направляет закон в парламент на новое рассмотрение с указанием его недостатков. В этом случае парламент вновь рас­сматривает закон и может учесть замечания президента, после чего закон снова передается на подпись президенту.

Закон является нормативным актом, обладающим, после конституции, высшей юридической силой. Закон не должен противоречить конституции. В то же время все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Законы принимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, человека.

В конституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан, собственности, налогообложения, организации и деятельности государственных органов, государствежой и военной службы, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.

Работа парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты—юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и др. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государ­ственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

1. Из каких палат состоит парламент Республики Казахстан? 2. Каков состав палат парламента и как они избираются (назначаются)? 3. Какое значение для развития общества имеет независимость парламента?

Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва (п.2 ст.49 Конституции).

Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (в случаях, предусмотренных в ст. 63 Конституции).

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе (принцип бикамерализма и принцип континуитета).

Избрание депутатов Сената осуществляются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Это означает, что депутаты Сената Парламента прямо и непосредственно гражданами не избираются, а в их выборах участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Тем самым, граждане принимают косвенное участие в выборах депутатов Сената через депутатов маслихатов, которые в свою очередь, избираются прямо и непосредственно гражданами.

Из ста семи депутатов Мажилиса девяносто восемь депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана по мажоритарной избирательной системе также на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тем самым, исключен институт выборов в Мажилис по одномандатным избирательным округам, и значительно расширено представительство депутатов, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, где единым общенациональным избирательным округом является вся территория Республики Казахстан. Ранее, как известно, из семидесяти семи депутатов Мажилиса только десять депутатов избирались на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Конституционная компетенция Парламента на совместном заседании Палат, компетенция в раздельном заседании Палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, исключительные ведения Сената, исключительные ведения Мажилиса, компетенция каждой из Палат без участия другой Палаты установлены соответственно в ст. ст. 53, 54, 55, 56, 57 Конституции Республики Казахстан.

Статья 53 Конституции устанавливает следующие полномочия Парламента на совместном заседании Палат:

-по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию;

-утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству;

-двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;




-решает вопросы войны и мира;

-принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

-заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;

-образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;

-осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Конституции Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе:

-утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;

-устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;

-устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Казахстан;

- учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;

-решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;

-решает вопросы амнистии;

-ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики.

Пункт 2 этой же статьи устанавливает следующее: Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

-обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета;

-проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;

-проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;

К исключительному ведению Сената относится:

-избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;

-дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;

-лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;

-выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;

-осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента (ст. 55 Конституции).

Статья 56 Конституции устанавливает исключительные полномочия Мажилиса. Пункт 1 данной статьи устанавливает:

-принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

-большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;

-объявление очередных выборов Президента Республики;

-осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

Пункт 2 данной статьи определяет, что Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.

Статья 57 Конституции устанавливает, что каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

-назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии; трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;

3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;

4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;

5) проводит по вопросам своей компетенции парламентские слушания;

6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства.

7) формирует координационные и рабочие органы Палат;

8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты.

Бюро Палат включают в себя заместителей председателей Палат, председателей постоянных комитетов Палат. В состав Бюро Мажилиса также входят руководители фракций политических партий, представленных в Мажилисе.

1) осуществляют координацию работы комитетов и комиссий Палат;

2) подготавливают для Палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его Палат;

3) оказывают содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов;

4) решают иные вопросы организации работы Палат, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов и должностных лиц Парламента.

Заседания Бюро Палат созываются председателями Палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов (ст.10).

Постоянные комитеты Палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палат. При образовании постоянных комитетов Палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов комиссий осуществляется самостоятельно каждой из Палат.

В целях осуществления полномочий Парламента и его Палат, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47, подпунктами 5 и 6 статьи 57 Конституции, Палатами Парламента образуются специально временные комиссии.

2. Законодательная власть. Органы законодательной власти и их полномочия.

3. Парламент РК. Состав, структура, функции.

4. Законодательный процесс. Стадии принятия законопроекта в РК.

5. Заключение. Парламентаризм в Казахстане.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ


Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей. Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей, в ней законодательная, судебная и исполнительная власти действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему “импичмента”, т.е. об отстранении от должности. “Возбуждает” же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на “три власти” федеративное устройство является также способом децентрализации и “разделения” власти, предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Республики Казахстан, рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.” К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.


Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах эти органы занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.

К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов.

Названная статья устанавливает основные полномочия местного законодательного (представительного) органа государственной власти — маслихата:


1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.


Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти региона РК принадлежит депутатам, акиму территориально-административной единицы, представительным органам местного самоуправления. Конституцией Республики Казахстан право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного региона РК.

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории административно-территориальной единицы.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определены Конституцией Республики Казахстан и описаны выше.

К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся местный референдум, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива.
Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при изменении границ территории и при определении структуры органов местного самоуправления.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с законодательством.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории административно-территориальной единицы, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. Порядок их созыва и проведения, принятия и изменения решений, пределы компетенции устанавливаются в соответствии с законами РК.

Население, помимо этого, имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на от¬крытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).

Читайте также: