Какую ответственность могут понести лица виновные в нарушении законодательства рф в сфере под фт

Обновлено: 25.06.2024

В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ ) в организациях - субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.

Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:

  1. разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
  2. назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
  3. управление рисками;
  4. установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
  5. внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
  6. исключение конфликта интересов;
  7. выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
  8. четкое разделение полномочий сотрудников;
  9. проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.

В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин " комплаенс-контроль ". Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного "фундамента", стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.

Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.

Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115 ), в соответствии со ст. 5 которого к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ , относятся:

  1. кредитные организации (КО);
  2. лизинговые компании;
  3. организации федеральной почтовой связи;
  4. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  5. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  6. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  7. операторы по приему платежей;
  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
  9. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  10. индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  11. некредитные финансовые организации (далее - НФО ):

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (УК ПИФ);
  • кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  • микрофинансовые организации (МФО) в виде микрокредитных компаний (МКК) и микрофинансовых компаний (МФК);
  • общества взаимного страхования (ОВС);
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению ;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами.

Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее - поднадзорные организации ) обязаны :

Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю , устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ , а к подозрительным операциям относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций , установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ и специфики (особенностей) ее деятельности.

Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:

  1. Перечень террористов и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  2. Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  3. Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 "Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)". В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
  4. Перечень государств - оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)".

Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( ФСФМ России или Росфинмониторинг ).

К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:

  1. лизинговые компании;
  2. операторы по приему платежей;
  3. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  4. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  5. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России, а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом - Центральный банк РФ (Банк России).

Банк России вправе проводить в отношении своих поднадзорных организаций - субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:

  1. выездных или камеральных проверок;
  2. направления предписаний и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
  3. привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ ( как правило, в виде наложения административного штрафа ) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
  4. в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об аннулировании , приостановлении ранее выданной лицензии или исключения поднадзорной организации из соответствующего государственного реестра организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).

Административная ответственность для всех типов организаций - субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:

"1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.


2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Примечания : 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица."

При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России ( НФО и кредитными организациями ), рассматриваются непосредственно самим Банком России.

В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК "ДЕКАРТ" оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115 ) следующие услуги :

  1. разработка полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил в целях ПОД/ФТ, а также подготовка подробной памятки (рекомендаций) по организации специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ "с нуля", реализации Правил в целях ПОД/ФТ, выполнению требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и прохождению проверки надзорного органа в части ПОД/ФТ;
  2. аудит Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  3. обновление Правил в целях ПОД/ФТ (внесение изменений) с учетом требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  4. комплексное юридическое сопровождение - выполнение функций ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ (специального должностного лица - СДЛ );
  5. подбор специального должностного лица (СДЛ), соответствующего установленным законом квалификационным требованиям;
  6. организация специального внутреннего контроля в целях соблюдения организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ c "нуля" и "под ключ", включая разработку полного пакета внутренних документов в целях ПОД/ФТ, обучение сотрудников и т.д.;
  7. сопровождение проверок Росфинмониторинга, Банка России, Прокуратуры РФ, Пробирной палаты РФ в сфере ПОД/ФТ;
  8. административное делопроизводство, представление интересов организации в Росфинмониториге и Банке России;
  9. проведение обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний (квалификации) в учебном центре ЮК "ДЕКАРТ", аккредитованном Росфинмониторингом, со скидкой до 15%.

Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК "ДЕКАРТ" в сфере ПОД/ФТ можно в разделе " Услуги по ПОД/ФТ " или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.

Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая).

Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства РФ в сфере под ФТ?

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что грозит компании за нарушение под ФТ?

Часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей.

Когда не проводится идентификация бенефициарных владельцев?

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не .

Какие из указанных полномочий осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу?

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по .

Чем грозит нарушение федерального закона?

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто не входит в Фатф?

В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны. Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле.

Какие акты включены в состав Пвк ПО под ФТ?

ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы: программа организации системы ПОД/ФТ; программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее - программа идентификации);

Что такое легализация доходов полученных преступным путем?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов .

Кто осуществляет контроль за организацией в Банке работы под ФТ?

Контроль за организацией в Банке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также за соответствием настоящих Правил требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, осуществляет единоличный исполнительный орган, или его заместитель, или член коллегиального исполнительного органа) "1" (далее - Руководитель .

Кто является представителем клиента?

Представитель клиента — лицо, действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Когда банк обязан провести идентификацию клиента?

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. . За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями.

В каком случае должна быть проведена повторная идентификация клиента?

Повторная идентификация Клиентов производится не реже одного раза в год в случае, если операции Клиентов отнесены к высокой степени (уровню) риска, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

Кому Подведомственна Федеральная служба по финансовому мониторингу?

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

Что входит в информационную функцию Росфинмониторинга?

Функции Росфинмониторинга

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю. Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии со статьей 2 Закона № 176-ФЗ была изложена в новой редакции статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая стала содержать несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). В результате ее применения к настоящему времени обозначились следующие серьезные проблемы.

1. Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо о подозрительных операциях.

При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Однако в подавляющем большинстве случаев (по оценкам Банка России - до 92%) совершение указанных нарушений связано со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю по сделкам с драгоценными металлами, сделкам с недвижимым имуществом, сделкам финансовой аренды (лизинг), сделкам по предоставлению беспроцентных займов. По перечисленным сделкам документы, из которых следует, что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представляются клиентами в срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.

Таким образом, у банка автоматически возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, хотя при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков и их должностных лиц административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам.

Однако в рамках КоАП РФ такие полномочия у Банка России отсутствуют, в результате чего привлечение банков к ответственности становится безусловным.

Но при этом необходимо в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотреть возможность многократного применения предупреждения в виде административного наказания.

2. По оценке экспертов, применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ.

По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган будет вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета для привлечения ответственного сотрудника к административной ответственности и, как следствие, для его дисквалификации (согласно требованиям Банка России), применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме ответственных сотрудников кредитных организаций, а в худшем случае приведет к вакантности должностей сотрудников внутреннего контроля. В итоге меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к прямо противоположному результату – снижению эффективности правового механизма ПОД/ФТ.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностных лиц (ответственных сотрудников), полагая, что ответственность за эффективность функционирования системы ПОД/ФТ несет прежде всего сама организация, а вопрос о необходимости и характере мер ответственности в отношении ответственных сотрудников должен решаться организацией самостоятельно в рамках трудовых правоотношений.

1. Текст законопроекта на 11 листах;

2. Пояснительная записка на 5 листах;

3. Финансово-экономическое обоснование на 1 листе;

4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона на 1 листе.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в "черный список ФАТФ", следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

  1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
  3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок";

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
  2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  • Обучение СДЛа.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

Фиксирование информации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
  • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе "Обучение" (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Порядок подготовки к проверке по 115-ФЗ

В федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязывает компании наблюдать за операциями клиентов и вычислять лиц, производящих обналичивание денег и прочие сомнительные процедуры.

Организации, которые должны исполнять требования закона, называют субъектами 115-ФЗ. К ним относятся банки, лизинговые предприятия, бухгалтерии по обслуживанию, агентства недвижимости и прочее. Целиком перечень описывается в ст. 5 и ст. 7.1.

Кто отслеживает выполнение 115-ФЗ

В Российской Федерации функционируют органы-регуляторы, их цель — отслеживать соответствие закону в области ПОД/ФТ. К числу таких органов относят Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральную пробирную палату и Роскомнадзор.

Каждый субъект 115-ФЗ имеет собственного регулятора в зависимости от типа деятельности организации:

  • Центральный банк занимается контролем функционирования банков, ломбардов, микрофинансовых предприятий, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов и участников рынка ценных бумаг по соответствию положениям ПОД/ФТ
  • Росфинмониторинг занимается контролем агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых предприятий, бухгалтеров на аутсорсе, юристов, операторов по получению оплаты, лотерей и тотализаторов
  • Федеральная пробирная палата занимается контролем ювелирной сферы
  • Роскомнадзор занимается контролем операторов мобильной связи и Почты России

Алгоритм проведения контроля

Порядок контроля, в том числе развёрнутая статистика по нарушениям, не публикуется Росфинмониторингом из-за особенностей деятельности. Ведь регулятор не считается ведомством, занимающимся организацией контроля согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В период прошедшего года проверки не проводились. Весной произошла отмена моратория, в результате в текущем году могут быть инспектированы любые юридические лица и ИП, находящиеся под надзором ведомства, вне зависимости от их рода деятельности. Так сообщает Росфинмониторинг.

Контроль производится для выяснения соответствия положениям ПОД/ФТ организацией. Следует указать главные критерии, которые наиболее внимательно рассматривает регулятор:

  • нахождение предприятия на учёте в Росфинмониторинге
  • учреждение правил внутреннего контроля в организации
  • назначение специального служащего или должностного лица
  • частота проведения сверки клиентской базы с реестром террористов и экстремистов, распространителей оружия
  • качество ведения клиентских анкет и их хранения
  • отправка ФЭС о процедурах, подлежащих необходимому контролю

Ответственность за нарушение в области ПОД/ФТ описана в ст. 15.27 КоАП. Предприятие может получить взыскание в объёме от 30 тыс. до 1 млн. руб., функционирование может быть приостановлено на период до 60 суток, более того, организация может потерять лицензию.

Примеры нарушений

Следует рассмотреть некоторые ситуации, при которых в период выездного контроля регулятором были выявлены отклонения по 115-ФЗ.

Ошибки при заполнении ФЭС

Согласно законодательству, кредитные потребительские кооперативы обязываются:

  • производить сверку базы клиентов с физлицами и юрлицами, к которым применялись меры для замораживания или блокировки средств или прочего имущества, минимум единожды в 3 месяца (пп. 7 п. 1 ст. 7 115-ФЗ)
  • соотносить базу клиентов с реестром распространителей оружия массового поражения как минимум единожды в 3 месяца (п. 6 ст. 7.5 115-ФЗ)
  • осуществлять отправку ФЭС с итогами проверок (Указание Банка России от 17.10.2018 № 4937-У)

Кооперативу ранее была назначена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд отказал в удовлетворении апелляции предприятия.

Регулятором было вынесено постановление о назначении предприятию административной ответственности по ч . 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Общество направило в Арбитражный суд заявление о признании постановления незаконным. Тем не менее, суд не удовлетворил данное требование.

Проверка соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ

Одно из самых распространённых заблуждений: организация не состоит на учёте регулятора, поэтому не должна выполнять требования закона. Проверкой соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ занимается не только регулятор и штрафов по 115-ФЗ не избежать.

  • агентство не состоит на учёте в Росфинмониторинге
  • организацией не учреждены правила внутреннего контроля
  • сотрудники не закончили обучение по ПОД/ФТ
  • специалисты не занимаются сверкой клиентов, которые были обслужены, с перечнями террористов, экстремистов и распространителей оружия

Прокуратурой было вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ. Агентству был назначен штраф от Росфинмониторинга в размере 60 тыс. руб.

Представители агентства предпринимали попытки оспорить постановление прокуратуры в арбитражном суде, настаивая на том, что их деятельность нельзя причислить к указанной в 115-ФЗ, ведь они не предоставляют посреднические услуги при организации сделок купли-продажи, а лишь проводят консультации.

Тем не менее, суд отметил предоставление агентством посреднических услуг при купле-продаже недвижимости, что подтверждается данными из устава и выписки из ЕГРЮЛ. Иск риелторов не был удовлетворён.

Согласно документации дела, налоговая произвела проверку и обнаружила нарушения норм 115-ФЗ:

  • компанией не были составлены правила внутреннего контроля
  • не был создан личный кабинет на платформе Росфинмониторинга для сверки клиентской базы со списками террористов и экстремистов

Как подготовиться к проверке регулятора

Соблюдение требований законодательства — это самый надёжный способ обезопасить себя от штрафов и прочих нежелательных последствий проверки.

Росфинмониторингом была разработана памятка для субъектов закона из ст. 5 и ст. 7.1, содержащая в себе подробные инструкции по соблюдению норм 115-ФЗ.

Организация системы по внутреннему контролю

Организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями мер, включающих в себя:

  • разработка ПВК и своевременное их обновление
  • назначение сотрудника, ответственного за соблюдение ПВК
  • постановка на учёт в Росфинмониторинге
  • регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга

Ведение внутреннего контроля

Осуществление внутреннего контроля — реализация организациями правил внутреннего контроля, включающая в себя:

  • ведение идентификации клиентов, бенефициарного владельца
  • выявление операций, подлежащих обязательному контролю
  • оценивание рисков и блокировка средств на счёте клиента или его возможности распоряжаться имуществом в случае выявления признаков ОД/ФТ, также необходимость сообщать об этом в Росфинмониторинг
  • проведение обучения работников

Облегчить работу по ПОД/ФТ помогут облачные сервисы, такие как Контур.Призма. Система производит автоматизацию сбора информации о клиентах, составления анкет и сверки с перечнями. Также она способствует прозрачности результатов проверок и простой их демонстрации регулятору в случае проверки.

Читайте также: