Какую основную функцию психики осуществляет воля

Обновлено: 30.06.2024

Психологи и философы давно пытаются сформулировать, что такое воля. Это понятие считается одним из наиболее сложных для восприятия среди всех психологических. Принято рассматривать явление в качестве психологического процесса, одновременно термином можно обозначать один из аспектов процессов, протекающих в психике человека. Это еще и явление, формирующееся в качестве уникальной личностной возможности контролировать действия, совершаемые персоной.

Как все начиналось

Впервые, как доподлинно известно из надежных источников, о том, что такое воля, начали задумываться древнегреческие мыслители и философы. Так, до наших дней дошли рассуждения Аристотеля, посвященные этой теме. Он считал волю базой человеческой нравственности, а также усмотрел тесные связи между волеизъявлениями и этичностью, присущей человеку. Аристотель впервые высказал уверенность в том, что именно персона – тот, кто несет ответственность за ее благополучие, то есть индивидуум полностью определяет свою судьбу сам. Он назвал человека действующей силой, определив в качестве начала любого действия именно волю. В равной степени с нее начинается и плохое, и хорошее.

Любой человек добровольно меняет действия. Намерения также меняются добровольно. Основываясь на таких рассуждения, Аристотель посчитал, что лишь от персоны зависит, насколько плохой или хорошей она будет. В его рассуждениях добровольность представляет собой свободу выбирать желаемое, ориентируясь на цели, достижение которых оправдано разумными доводами.

По мере развития психологии мыслители стали все чаще задумываться о том, что такое воля. Это размышление было базой работ многих известных психологов, благодаря чему даже зародилось специальное направление, названное волюнтаризмом. В его рамках волю считают автономной энергией, определяющей психическое действие. Такая научная позиция не допускает сведение волевого акта к конкретному процессу психики. Считается, что именно воля определяет их течение и развитие.

Воля – это функция психики, затрагивающая все аспекты человеческой жизни

воля

Психологи и объект их исследования

Воля – это функция психики, затрагивающая все аспекты человеческой жизни. Она определяет упорядоченность и стремление к конкретной цели. От воли зависит сознательность деятельности конкретной персоны. Волевое действие, как определял Рубинштейн, представляет собой целенаправленный поступок, за счет которого индивидуум осуществляет некоторую определенную себе цель. Благодаря воле, как можно узнать у Рубинштейна, импульсы подчиняются контролю со стороны сознания, а персона имеет возможность корректировать мир, в котором живет, ориентируясь на собственный замысел и идею.

Воля – это еще и способность персоны регулировать свое поведение. Считается, что она является инструментом самодетерминации. Благодаря этой психической особенности индивидуум освобождается от обстоятельств, давящих на него извне. Благодаря воле жизнь получает субъективный аспект.

Хочу, могу, творю

Воля – это психическая особенность, явление, благодаря которому персона преодолевает встречающиеся на ее жизненном пути сложности, реализуя запланированные действия. Когда человек сталкивается с проблемами, он может отказаться от своей линии. Альтернатива – приложить больше усилий, дабы барьер остался в прошлом.

Психологи расценивают преодолением барьера совершение некоторого исключительного действия, не вписывающегося в изначальные рамки: цели, которые персона поначалу для себя определяла, не включали таких методов. Особенное действие сопровождается сменой побуждения для его совершения. Персона осознанно пользуется дополнительной мотивацией, в построении которой во многом участвует творческая сущность, способность воображать, предсказывать развитие ситуации. Создание нового мотива во многих случаях обусловлено способностью представить, какими последствиями будет обладать действие.

Воля в жизни человека – это непроизвольный формат активности. Ее необходимо инициировать, для стабилизации нужно прикладывать усилия, а также тормозить определенные стремления. Воля возможна лишь в случае, если персона готова работать с побуждениями и стремлениями, мотивацией. Она требует от индивида организации системы активности, дабы таковая позволила добиться желаемого. При детальном исследовании ситуации можно видеть селективный волевой функционал. Речь идет о повседневных конфликтах мотивов, между которыми персона должна выбирать.

Развитие ситуации

Сила воли в жизни человека – это не только психическая функция, имеющая селективный подтекст. Предположим, человек оказался в ситуации, когда перед ним есть несколько вариантов развития событий, каждый из которых влечет за собой некоторые последствия. Определив, какой вариант наиболее предпочтителен в текущих обстоятельствах, персона активизирует инициирующий волевой функционал. Он заключается в приложении ряда усилий для реализации определенного сценария. Поскольку еще не ослабли все альтернативные мотивы, с которыми пришлось встретиться на этапе реализации селективной волевой функции, приходится прикладывать усилия для устранения всех тех побуждений, в пользу которых решения принято не было.

Человек с сильной волей реализует запланированное, четко придерживаясь составленного изначально плана. Он определяет для себя конкретные действия, маршруты и последовательности, строго соблюдая их в жизни, не допуская отклонения в пользу сиюминутного желания. В психологии это называется стабилизирующей волевой функцией, благодаря которой можно придерживаться определенного уровня активности, невзирая на возникающие проблемы и сложности.

Нередко персона, занимаясь определенным действием, представляет разнообразные ситуации, которые могут последовать, формирует планы, осуществление которых пойдет на пользу. Это называется произвольным регулированием процессов психики и действий, происходящих внутри личности персоны и во внешнем мире. Если удастся определить дополнительный мотив, сформулировать, для чего нужно действие, которое было выбрано на селективном этапе, если получится сформулировать для себя действительно важный итог, к которому персона готова стремиться, при изменении мотивации и дополнении ее новыми пунктами, сформированными, исходя из воображения, говорят об изменении роли реализуемого действия в человеческой жизни за счет волевого усилия.

Функции и процессы

Человек с сильной волей имеет развитый высочайший метод регулировании своей психики. Воля важна относительно эмоционального статуса, способности концентрировать внимание и мотивировать себя на действия. Три ключевых функции процессов воли – угнетающая, стабилизирующая, инициирующая. Инициация также именуется побуждением. Такая функция имеет тесную связь с факторами мотивации и направлена на начало действия. Она определяет особенности поведения и позволяет человеку быть активным. За счет инициирующей волевой функции преграды (объективные, внутренние) преодолеваются.

В качестве стабилизатора воля связана с усилиями, за счет которых деятельность сохраняется на достаточном уровне, несмотря на помехи извне и внутри персоны.

Ингибирующая – заключительная важнейшая функция, которой определяется роль воли в жизни человека. Она направлена на замедление иных желаний, поведенческих сценариев и паттернов, противоречащих определенной цели. Угнетающая волевая функция обуславливает способность персоны отказаться от некоторого действия, из-за которого самая значимая ценность может оказаться в ущербном положении. Торможение – один из ключевых и важнейших аспектов регулирования человеческих поведенческих шаблонов.

Видео: Понятие, виды и теории Воли.

Признаки воли

Психологи, выясняя и определяя, что такое воля человека, сформулировали три присущих этой психической особенности признака. Первый – это осознание собственной свободы. Человек понимает, что он волен творить любые действия. Он осознает, что нет предопределенности в принципе, только лишь он сам устанавливает, какими будут поведенческие реакции.

Признак воли – детерминированность действия. Таковая должна быть объективной. Ее наличие обязательно. Признак обязан присутствовать в любом действии, даже если со стороны кажется совершенно свободным.

Вместе с тем волевое поведение – это целостное явление, затрагивающее все личностные аспекты. Персона выражает себя через такие психические особенности явно, полностью. Регулирование поведения за счет воли считается самым высоким уровнем контроля со стороны психики.

Психический феномен

Специалисты в сфере философии и психологии, пытаясь определить, что такое воля человека, предложили назвать ее уникальным феноменом регулирования персоной собственной деятельности. Во многом именно за счет этого аспекта возможна векторная ориентация сознания и его состояний на неопределенную цель. Воля позволяет сконцентрировать усилия, дабы добиться желаемого. Характерная особенность воли – невозможность сведения феномена к конкретному предметному аспекту. Ее нельзя назвать чистым внепрактическим сознанием. Воля представляет собой связь между поступком, объектом, предметом, импульсом, потребностью.

Изучение воли и деятельности человека позволяет с уверенностью говорить, что эта психическая функция предполагает объективацию субъектом и легитимацию желания, селекционирование такового в цель. В некоторой степени воля – это итог рефлексивных рассуждений о потребностях персоны, одновременно она является прогностическим анализом того, что может стать результатом поступка.

Воля – это соединение желания и ощущения долженствования в сочетании с концентрацией усилий, которые нужно приложить для реализации сформулированного. Воля одновременно – это способность человека осознать доминирующую цель, выделить ее из всех других и отказаться от альтернатив, препятствующих достижению цели. Ядро акта воли – осознание ценности цели и значимости ее реализации для персоны. Психологи обращают внимание: воля всегда сопряжена со способностью человека оценить соответствие сформулированной цели и внутренней шкалы ценностей.

Многосторонняя и важная: воля необходима человеку

Этот феномен с давних пор вызывает удивление у исследователей человеческой психики. Воля – это способность человека балансировать между торможением и побуждением. При этом, активируя конкретное действие и блокируя иные, ориентируясь на оглашенную заранее цель. Акт воли – это формулировка решения, определение метода борьбы, мобилизация сил для достижения желаемого.

Волевой феномен обусловлен субъективным тезаурусом, артикуляцией информации с учетом смысла действия для конкретного индивидуума. Воля связана с установками личности и ее предрасположенностью к некоторым конкретным действиям. Во многом именно от них зависит скорость реакции на обстоятельства, состояние готовности персоны. Как известно из социальной психологии, воля задает субъективную человеческую ориентацию на некоторую общественную ценность.

Творить и развиваться

В психологии воля человека – это качество, благодаря которому творческая персона организует жизнь, несмотря на проблемы окружающего мира. Человек, которому присуща эта особенность психики в выраженной форме, способен бороться со сложностями и преодолевать их. Некоторые называют волю умением существовать, несмотря на необходимость бороться, а другие говорят, что само напряжение уже можно назвать волей. Если его нет в жизни, именовать персону волевой неправильно. Чтобы развить это качество, необходимо проявлять мудрость и стремиться к цивилизованности.

Волевой человек – тот, кто может и готов сотрудничать и посредством этого делать свою жизнь эффективнее. За счет организации жизненной ситуации с учетом перспектив и собственного вытуренного богатства волевая персона приходит к успеху. В некоторой степени именно рассматриваемая психическая функция обеспечивает возможность развития и является способом, которым оно происходит. Она формируется и совершенствуется, наиболее ярко проявляет себя в условиях отрицательной мотивации, то есть ситуации, когда персона четко понимает, какой она быть не хочет, и готова прикладывать все силы, дабы избежать становления таким человеком.

Характер и воля человека – психические особенности индивидуума, совершенствующиеся и развивающиеся с течением лет. Специализирующиеся на этих вопросах психологи призывают развивать волю, прикладывая для этого усилия в рамках разумного. Перегружая себя, персона не получит никакого положительного итога. Волевые нагрузки нужно сочетать с позитивными мотивами, учитывая, что воля в некоторой степени является силой, но отражающей не мускульную массу и ее тренированность, а особенности характера. Для грамотного распоряжения своими ресурсами нужно быть мудрым, уметь правильно анализировать происходящее, прикладывать усилия рационально. Воля позволяет персоне двигаться к труднодостижимой цели, но она же может быть инструментом, посредством которого творческий поиск альтернативного пути становится эффективнее и проще.

Шаг за шагом

Поскольку воля человека и желания персоны тесно связаны, формирование волевого личностного аспекта во многом обусловлено способностью противостоять внешнему, наносному, излишнему. Появление личностного характера сопровождается волевым зарождением персоны, обусловленным ее способностью отстаивать выбранную позицию и интересы, а также определенную точку зрения. Если воля представляет собой позитивный аспект такого поведения, то его негативная сторона называется упрямством.

Волевое формирование продолжается за счет противостояния лишнему, чуждому, зародившемуся во внутреннем мире человека. Когда персона осваивает сопротивление внешним факторам, она получает достаточные ресурсы для борьбы с внутренними эмоциями, стремлениями и желаниями, противоречащими текущей цели и времени, ситуации. Воля превращается в наработанный индивидуумом навык действовать сообразно обозначенной цели наперекор сиюминутному желанию. Для многих этот формат появления воли настолько сложен, что они в принципе не могут его освоить и ситуация становится тупиковой. Это связано со сложностью наработки воли в детском возрасте, а с годами становится сложнее формировать что-то новое, связанное с любыми аспектами характера, не только таким сложным и конфликтным.

Развиваем: нужно ли?

В некотором смысле для человека воля – качество, которое можно тренировать, равно как мышечную силу, разве что упражнения для этого нужны другие. Если вести занятия правильно, можно освоить управление своими асоциальными реакциями и поступками, дабы удавалось эффективнее достигать поставленных целей. Чем качественнее получится отточить волю, тем проще будет справляться со слабостями, присущими любому индивидууму, а также привычками, отрицательно влияющими на жизнь. Воля становится сильнее, если человек дает себе соответствующие нагрузки, но только в ограниченном формате.

Причины, почему люди заинтересованы в тренировке воли, от случая к случаю разнятся. Некоторые просто хотят научиться контролировать свою жизнь, другие – улучшить собственное мнение о себе как ценной личности. Тренировка воли помогает стать устойчивее к стрессовым факторам, оставить в прошлом вредоносные привычки. Проводились исследования, призванные изучить значение воли человека и ее тренировок. Они позволяют с уверенностью говорить о существовании результативных стратегий укрепления этой психической личностной особенности.

Самый простой вариант начала тренировок – отработка режима жизнедеятельности и четкая регламентация периодов сна и поглощения пищи. Необходимо выбрать для себя диету с четырьмя или пятью трапезами в сутки, определить временные рамки. Это позволит держать тело в хорошей форме. Важно исключить из рациона любые вредные продукты. Одновременно ставят рамки по сну. Классический вариант – сон с 11 вечера до семи утра.

Соблюдение таких рамок позволяет привнести в свою жизнь четкую временную организацию. Чем раньше персона встает, тем проще для нее начать работать над важными делами, избегая соблазна отложить их на поздний срок. Еще один аспект такой тренировки: человек должен делать то, что должно быть сделано, не отказываясь от задачи лишь из-за нежелания работать над ней. Совершая такие поступки, можно наработать волевые качества и сделать свою личность сильнее.

Видео: Почему у нас есть/нет свобода воли и ЭТО НОРМАЛЬНО?

Воля и привычки

Во многом формированию воли помогает упражнение, связанное с отказом от вредных привычек и наработкой полезных. Вредоносные есть у любой персоны, даже если человек о них не говорит; в глубине сознания есть желание оставить их в прошлом. Кто-то желает отказаться от табачной продукции или спиртного, кто-то стремится скорректировать рацион. Кстати, некоторые считают, что от курения можно отказаться, держа при себе всегда пачку с сигаретами. Такое мнение ошибочно. Ограничение провоцирует еще более сильное желание, а вот в отсутствии ограничения деятельность полностью определяется волевыми усилиями.

Формирование новых привычек также сопряжено с приложением усилий: привычка представляет собой неосознанно совершаемое действие. Однажды сформировав ее для себя, нужно ввести ее в повседневность и настолько часто прибегать к действию, что оно станет неотъемлемой частью личности. Должно пройти некоторое время – лишь тогда совершаемое войдет в повседневность органичной частью, не требующей дополнительных усилий. Если получится этого добиться, можно с уверенностью говорить об успешной тренировке силы воли.

Поскольку воля человека и желания персоны тесно связаны, формирование волевого личностного аспекта во многом обусловлено способностью противостоять внешнему, наносному, излишнему

воля

Воля –это способность души, определяющая и побуждающая активность человека (К.К. Платонов).

Воля– это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь).

Воля –это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков (Маклаков А.Г.; Гамезо М.В.).

Таким образом, главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.

К внутренним (субъективным) препятствиям можно отнести усталость, страдание, желание развлечься, инертность, леность человека и др.; к внешним – время, пространство, физические свойства вещей (нет инструментов или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута) и др.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй – проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение. Изменение смысла действия – необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может происходить на трёх уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

Например, бывают случаи, когда человек осознаёт то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия и принято называть импульсивными. Степень их осознания резко снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, Воля связана с мыслительной деятельностью (выбор цели и средств для её достижения; выполнение задуманного действия) и чувствами.

2)на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определённому мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключёнными; действия произвольные – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные; на рис. 1 представлен механизм произвольного действия.

Потребность - Мотив Цель План Реализация плана Рефлексия

Рис.1. Механизм произвольного действия

3)волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями. На этом уровне личность становится субъектом деятельности. На этом уровне человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция – это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления (Иванников В.А., Веккер Л.М. и др.).




В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им самим собой (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О.А., Калин В.К., Шульга Т.И. и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, т.е. волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой – на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трёх компонентов: 1)мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2)исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самими; 3)оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

На рис. 2 представлен механизм волевого действия.

Потребность - Мотив Цель План Реализация плана Рефлексия

Рис.2. Механизм волевого действия

(М1 и М2 – дополнительные мотивы)

Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Волевые действия – это действия, которые характеризуются следующими особенностями:

1)имеют целенаправленный характер;

2)поставленная цель осознаётся (отражается во второй сигнальной системе, т.е. обозначается конкретными словами);

3)на пути к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г. и др.).

Следует отметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствий является волевым: например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь её.

Например, чтобы получить профессию учителя, нужно поступить в педагогический университет, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое количество зачётов и экзаменов. Цель конечная – стать учителем – может быть привлекательной, но для её достижения потребуется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные, неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекательными – чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия.

Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придётся убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более трудные действия, отказываясь от более лёгких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства также требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты работы. Понадобиться делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт.

Обучение в вузе часто сопряжено с преодолением различных внешних препятствий, например, переездом в другой город, устройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режима и т.п. Преодоление этих препятствий также требует от человека реализации волевых действий. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Пример сложного волевого действия: альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут своё восхождение. Или: когда человек хочет утолить жажду, он встаёт, наливает воду в стакан и т.д.

Вместе с тем следует учитывать, что высокая субъективная значимость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем конфликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превысить возможности человека, оказаться непосильными. Например, если юноша выбирает профессию без учёта своих реальных способностей, спортсмен ставит перед собой нереальную цель, то каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом горечь разочарования.

Сеченов выбивает почву у сторонников абсолютной свободы воли, мастерски доказывая, что сама воля не является побудителем (мотивом) того или иного действия. Специфическая функция воли выражается в регуляции деятельности (пуск в ход движений и действий, их усиление и ослабление, ускорение и замедление, временная задержка и возобновление, остановка и пр.).

Селиванов В. И. 1992. С. 177

Произвольную регуляцию поведения и психических процессов считал главным содержанием понятия воли и Л. С. Выготский. Воля является, по Выготскому, одним из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами, мотивацией. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса.

Воля личности — это не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность свойств, характеризующая достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения.

Воля — это сторона всего сознания человека, она соотносится со всем сознанием, а не с каким-либо частным психическим процессом.

Воля — это основная целенаправленность человека, определяемая его жизненным идеалом, в соответствии с которым он организует всю свою деятельность.

Селиванов В. И. 1992. С. 132, 176, 177

Регулирующую роль воли отмечали также А. Ц. Пуни [1966], Б. Н. Смирнов [1983], П. А. Рудик [1962; 1967], Н. П. Рапохин [1981], М. Брихцин [1989] и др.

Р. Мэй [May, 1974] характеризовал волю как категорию, определяющую способность личности организовывать свое поведение таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания, воля подразумевает возможность выбора, несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

В. К. Калин считал, что исследования феномена воли в рамках анализа предметного действия не привели к успеху в раскрытии сущности воли. По его мнению, специфику понятия воли нельзя выделить и при анализе мотивации, равно как и при рассмотрении воли только как механизма преодоления препятствий. Специфику воли указанный исследователь видел в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Как и Л. С. Выготский, В. К. Калин считал, что главная задача воли — обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями. Это означает, что в воле отражаются самосубъектные отношения, т. е. активность человека, направленная не на внешний мир или на других людей, а на самого себя.

Сказанное, по-видимому, достаточно убедительно свидетельствует о том, что волевые действия летчика по овладению собой и управлению самолетом являются проявлением как самосубъектных, так и субъект-объектных отношений. Такое понимание регуляторной функции психики, включая ее высший уровень, находится в русле рассмотрения любой реальной деятельности как имеющей внешний и внутренний планы, неразрывно связанные между собой [Божович Л. И. с соавторами, 1976, с. 212].

Смирнов Б. Н. 2004. С. 65

В связи с данным им определением волевой регуляции В. К. Калин ставил вопрос об индивидуальных стилях волевой регуляции. Под этим он имел в виду устойчивые способы организации волевых действий, т. е. структуру волевой регуляции. Индивидуальный стиль волевой регуляции обеспечивает соотнесенность функционирования психики с требованиями деятельности. К сожалению, автор не приводил конкретных примеров проявления разных стилей волевой регуляции, в связи с чем остается неясным, в чем состоит специфика этого нового понятия по сравнению со стилями деятельности, многократно описанными в литературе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.2. Филогенез смысловой регуляции

Особая игра, или Как за пять минут в день превратить общение с ребенком во взаимное удовольствие

Особая игра, или Как за пять минут в день превратить общение с ребенком во взаимное удовольствие Особая игра – это игра по правилам ребенка, которые он устанавливает на пять минут в течение дня. Родитель (или родители по очереди – тогда время игры составит десять минут)

Особая благодарность основным ингредиентам моего рациона

Особая благодарность основным ингредиентам моего рациона Я бы хотел посвятить эту книгу особым людям, которые остаются основными ингредиентами моего рациона отношений: брату, Энтони Маттео-младшему, который всегда был моей главной опорой; Джеффу Бреннану, закадычному

Особая глава

Особая глава Наверное, вы заметили – всю книгу я старался не говорить о детях. Хотя, если они есть у разводящихся супругов, они всегда – вольно или невольно – оказываются втянуты в эту историю. Но я намеренно не говорил о том, как это может быть, потому что самая главная

7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ

Почему вам нужна особая техника

2. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА

2. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА Какие представления у нас возникают, когда мы думаем о разговорной речи? Видимо, это короткие фразы — реплики, обращенные к другому, т. е. к собеседнику, и рассчитанные на ответную реакцию. Иными словами, нам прежде всего

Мы действительно существуем как особая группа

Мы действительно существуем как особая группа В этой книге я утверждаю, что человек обычно либо относится к сверхчувствительным, либо нет, однако прямых доказательств этого утверждения у меня нет. Я придерживаюсь данного мнения потому, что Джерому Кагану из Гарварда

воля функции

Трактовка понятия в философии и психологии

С древних времен философов и психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под многочисленными углами и трактовались абсолютно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он выявил рациональную природу воли, но отнес ее к самым потаенным уголкам души. В это период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от пут воли.

Хотелось бы отметить, что в психологи выделяют три главных сферы человеческой деятельности:

  • эмоциональную;
  • интеллектуальную;
  • волевую.

Специалисты считают, что последняя сфера изучена менее всего, и часто именно ее преподносят в искаженном варианте. К примеру, психологи в Советском Союзе, давая определение функции воли и самому понятию, утверждали, что ее можно понимать как довление общественных целей и интересов над индивидуальными. Примечательно, что при такой трактовке индивидуальные ценности, сформированные волевой природой, становились всего лишь совокупностью принятых ценностных ориентиров общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля полностью и безоговорочно была подчинена общественным и государственным интересам.

Примечательно, что до сих пор философы ведут диспуты о свободе воли. Одни авторы трудов придерживаются идей детерминзма. Их смысл в нескольких словах можно выразить в отсутствии свободы воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных устоев. Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители данного течения приводят доказательную базу идей свободы воли. Они утверждают, что каждая личность от рождения свободна и в подобном контексте воля только способствует развитию и движению вперед.

В психологии существуют определенные характеристики, через которые определяют волю:

  • качества личности – целеустремленность, настойчивость, самообладание и так далее;
  • умение регулировать психические и поведенческие реакции;
  • волевые действия, имеющие ряд четких признаков – преодоление моральных и других видов препятствий, осознанность и тому подобное.

Конечно, все вышеперечисленное не дает точного определения структуре воли и функции. Однако в целом становится понятен механизм ее действия в тех или иных условиях. В следующих разделах статьи мы более подробно рассмотрим волю, ее основные признаки и функции.

воля и волевые процессы функции воли

Определение

В современном научном мире понятие воли считается одним из самых сложных и многогранных. Ведь, рассматривая его, приходится учитывать, что воля может выступать самостоятельным процессом, непременным аспектом тех или иных действий, а также умением личности подчинять и контролировать свои действия и эмоции.

Если ссылаться на терминологию психологии, то можно сказать, что воля – это умение личности регулировать свое поведение путем преодоления ряда трудностей и препятствий. Данный процесс протекает осознанно и обладает рядом функций и признаков. Воля в этом случае предстает как определенное свойство психики человека. Ведь для достижения своей цели личность должна не просто преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого все свои эмоциональные и физические силы. Поэтому трудно представить себе человеческую деятельность без волевого аспекта.

основные функции воли

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

воля структура волевого акта функции воли

Признаки

Прежде чем говорить о функциях воли, необходимо рассмотреть ее признаки. Их существует несколько:

  • концентрация усилий для волевого акта;
  • наличие детального плана действий;
  • внимание к собственным усилиям;
  • отсутствие положительных эмоций в процессе своих действий;
  • мобилизация всех сил организма;
  • предельная концентрация на поставленной цели и пути к ней.

Перечисленные признаки раскрывают психологическую основу воли. Ведь подобные действия направлены в первую очередь на преодоление собственных страхов и немощей. В процессе реализации волевого действия человек настроен на борьбу с самим собой, что считается характерным только для высокоразвитой личности.

Признаки волевого действия

Мы уже говорили, что воля – это основной аспект всей деятельности человека. Она незаметно проникает во все сферы жизни и подчас подчиняет их себе. У данного процесса существует три основных признака, объясняющие, что воля и волевые процессы и функции воли – это тесно взаимосвязанные понятия:

  • Обеспечение целью любой деятельности человека, а также упорядочивание жизни. Волевые действия способны изменить мир вокруг той или иной личности, подчинив его определенным целям.
  • Способность контролировать себя с помощью воли дает человеку свободу. Ведь в этом случае внешние обстоятельства не могут оказывать решающее влияние и личность превращается в активного субъекта, имеющего возможность принимать сознательные решения.
  • Осознанное преодоление преград на пути к цели активизирует все волевые процессы. Ведь при столкновении с трудностями только сам человек может решить, стоит ли ему продолжать движение вперед или пришла пора остановиться. Воля дает ему толчок для принятия решения.

Стоит отметить, что проявляется описываемая нами психическая функция в различных свойствах человеческой личности. О них стоит рассказать более подробно.

Проявление воли

Каждая личность обладает теми или иными качествами. Многие из них являются четким отражением воли:

  • Настойчивость. Ее можно интерпретировать как умение собрать все силы и сконцентрироваться на поставленной задаче.
  • Выдержка. Подчинение и сдерживание ума, эмоций и действий ради одной-единственной цели.
  • Решительность. Стремление к наиболее быстрому принятию решения и претворению в жизнь плана действий.
  • Обязательность. Выполнение всех действий в срок и в полном объеме.

Конечно, это далеко не все качества личности. В реальности их гораздо больше, однако уже из этого небольшого списка становится понятно, что воля буквально пронизывает всю деятельность человека, его мысли и мечты. Без нее личность не смогла бы реализовать ни одну из возникших идей. В этом полностью раскрывается воля и волевые процессы.

главная функция воли

Функции воли

Наука выделяет их уже давно. Изначально психологи говорили о наличии двух функций воли, но сейчас их количество увеличилось до трех. Это считается наиболее верным определением функциональной роли данного психического аспекта. Сегодня мы можем выделить:

  • побудительную функцию;
  • тормозную;
  • стабилизирующую.

В следующих разделах статьи мы подробно рассмотрим основные функции воли.

Побудительная

Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.

Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает личности возможность подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.

Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.

Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.

Тормозная функция

Функции воли в психологии изучаются уже давно, поэтому специалисты утверждают, что тормозная и побудительная функции выступают в единстве и работают на одну и ту же цель в жизни человека. Любая личность способна приостанавливать действия, которые противоречат ее принципам, моральным устоям и сформированному в результате воспитания мировоззрению. Примечательно, что тормозная функция может даже приостановить развитие нежелательных идей. Без нее ни один человек не смог бы регулировать свое поведение в обществе.

Особенно важна привычка контролировать себя именно в коллективе. Она воспитывается в личности еще с младенчества. Сначала родители, а потом и воспитатели в детском саду учат малыша тормозить себя в различных негативных проявлениях. Еще Антон Семенович Макаренко в своих работах не единожды выделял, насколько важно воспитать в подрастающей личности саморегуляцию. Причем контроль должен войти в привычку и быть максимально естественен. К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость. Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом.

Мы уже говорили о том, что личность не может существовать без побуждений к действиям. Их можно поделить на низшие и высшие. Первые формируют нашу потребность в самых простых и необходимых вещах: пище, питье, одежде и тому подобном. А вот высшие дают нам возможность переживать широкую гамму эмоций и чувств, связанных с нравственными переживаниями. Воля позволяет личности сдерживать свои низшие потребности ради высших. Благодаря ей человек может довести до логического завершения начатое дело вопреки всем соблазнам и трудностям.

Побудительная и тормозная функции в своем единстве работают на достижение цели, несмотря на все проблемы, встречающиеся на пути.

Стабилизирующая

Определение функций воли невозможно без описания стабилизирующей функции. Она выполняет свою, очень значимую роль в развитии и становлении личности. Благодаря ей поддерживается необходимая степень активности при столкновении с препятствиями. В тот момент, когда человек осознает ряд проблем, которые ему придется преодолеть для достижения поставленной цели, и уже готов отступить, именно стабилизирующая функция не дает активности снизиться и мотивирует личность на продолжение борьбы.

воля структура функции

Определение функции воли: произвольная и волевая регуляция

Рассказывая о воле и ее функциях, невозможно не упомянуть о произвольной и волевой регуляции. Это не самая простая тема, ведь до сих пор в психологии не существует единства между специалистами относительно терминологии. Примечательно, что большая часть психологов ставят знак равенства между произвольной и волевой регуляцией, однако применяют эти определения в различных ситуациях.

В широком смысле слова под произвольной регуляцией понимается контроль за поведением и деятельностью человека в целом. Данный процесс имеет свои особенности, однако стоит учитывать, что не каждое действие, которое подлежит саморегуляции, является волевым. Например, человек, который злоупотребляет алкоголем делает это произвольно. То есть, он осознанно ежедневно губит себя, но ему не хватает волевых усилий, чтобы радикально изменить ситуацию. Однако в других жизненных ситуациях именно произвольная регуляция поведения становится тем самым механизмом, который запускает процесс доминирования высших мотивов и потребностей над низшими. Это зависит от уровня развития самой личности и условий, в которых должны происходить те или иные действия.

Когда психологи упоминают волевую регуляцию, то чаще всего под этим понимается действие в критической либо сложной для конкретной личности ситуации, требующей концентрации физических и в первую очередь моральных сил. Любое волевое действие включает в себя борьбу мотивов и сопровождается непрерывным движением к сознательно поставленной цели. Процесс волевой регуляции можно рассмотреть на простейшем примере. Многие люди активно занимаются спортом и делают утренние пробежки. Что мотивирует их совершать эти действия практически ежедневно? Давайте выясним:

  • В первую очередь определяется потребность в необходимости физической нагрузки, которая преобразовывается в конкретную и ясную цель.
  • Каждое утро происходит борьба мотивов, ведь часто поспать хочется гораздо больше, чем выходить на свежий воздух в самые ранние часы, когда все домочадцы еще сладко дремлют.
  • На данном этапе вступает в действие волевая регуляция, заставляющая личность подняться из постели и выйти на пробежку.
  • Параллельно данный процесс ослабляет мотивацию, склоняющую человека отказаться от своих намерений относительно утреннего бега.
  • До возвращения домой личность четко регулирует свои действия, чтобы не соблазниться заходом в магазин, например, или пробежкой на меньшее расстояние, чем планировалось изначально.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что волевая регуляция способствует проявлению, формированию и развитию различных психических процессов. Благодаря им волевые качества личности становятся более заметными. Повышается сознательность, целеустремленность, решительность и самообладание человека. Некоторые психологи называют этот механизм генетической функцией воли. Однако с подобным термином согласны далеко не все ученые, поэтому он применяется в научных работах крайне редко.

 воля понятие функции воли

Подводя итоги, хочется сказать, что воля – это еще не до конца изученный психический процесс. Но о его значимости трудно спорить, ведь именно благодаря ему человечество еще живет и развивается.

Читайте также: