Какую меру наказания должен избрать патрульный гибдд в отношении водителя лаптева который управлял

Обновлено: 25.06.2024

За невыполнение правил ПДД РФ предусмотрена административная ответственность. Закон позволяет представителям Госавтоинспекции отстранить водителя от управления транспортным средством. Это один из способов административного наказания. После отстранения от управления автомобилем, лицо не сможет сесть за руль до того момента, пока не устранит причину, повлекшую за собой применение меры.

Основания для отстранения от управления транспортным средством фиксируются в постановлении, которое составляют сотрудники ГИБДД. Отстранить человека от вождения можно лишь с соблюдением установленных норм.

Что такое отстранение от управления транспортным средством?

Определение понятия вытекает из положений статьи 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством – мера наказания за совершение ряда административных правонарушений, влекущая за собой временное лишение права водить автомобиль. Ограничение может быть наложено на водителя любого ТС:

  • легкового или грузового авто;
  • речного судна;
  • автобуса;
  • трамвая;
  • прочих транспортных средств.

Отстранение от управления автомобилем осуществляется для предотвращения более серьезных административных правонарушений, к которым могло бы привести продолжение движения. Применить наказание имеет право сотрудник ГИБДД или иное лицо, контролирующее соблюдение норм ПДД РФ. Мера носит временный характер. Как только нарушение устранено, доступ к вождению вернут.

Основания и причины

Перечень оснований для применения отстранения от управления транспортным средством приведён в статье 27.12 КоАП РФ. Наказание наложат на нарушителя в следующих ситуациях:

  1. За рулем машины находится гражданин, который ранее был лишён права на управление авто, и срок возврата удостоверения ещё не наступил (ст.12.7 КоАП РФ).
  2. У представителя Госавтоинспекции присутствует основание полагать, что человек находится в состоянии опьянения. Причём неважно, наркотическое оно или алкогольное (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ). Гражданину предложат пройти медицинское освидетельствование.
  3. Лицо эксплуатирует автомобиль, зная, что тормоза, сцепление или рулевое управление неисправны. Это ведет к возникновению опасности для самого хозяина автомобиля и других участников движения (ст. 12.5 КоАП РФ).
  4. У гражданина отсутствует при себе полный перечень документации, который в обязательном порядке должен находиться в автомобиле (ст. 12.3 КоАП РФ). Список необходимых бумаг представлен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  5. За рулем автомобиля находится лицо, не имеющее прав (ст. 12.7 КоАП РФ).

Если у представителя Госавтоинспекции есть подозрение, что водитель находится в нетрезвом состоянии, гражданина отстраняют от управления авто и направляют на освидетельствование. Поводами для принятия подобного решения выступают:

  • присутствие запаха алкоголя;
  • неустойчивость позы или неспособность сохранять вертикальное положение;
  • поведение, не соответствующее обстановке;
  • окраска кожных покровов изменена;
  • нарушение четкости и ясности речи.

Если продолжать движение в подобном состоянии, это может привести к возникновению серьезной аварии. Поэтому даже самый незначительный признак учитывается.

Отстранение выполняется в присутствии двух понятых. Если их привлечь к разбирательству не удалось, производится видеосъемка. В обязательном порядке составляется протокол об отстранении от управления авто.

Освидетельствование выполняется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и п. 227-232 Административного регламента ГИБДД. До начала процедуры сотрудник ГИБДД должен объяснить, что планирует делать, а также продемонстрировать прибор для измерения, предъявив документы на него и показав, что клеймо целое.

Затем производятся измерения с учетом погрешности прибора. По результатам процедуры составляется акт освидетельствования. Документ должны подписать понятые, если они присутствуют, инспектор и водитель.

Если водитель не согласен с полученными результатами, он может потребовать проведение освидетельствования в медучреждении, куда гражданина обязан доставить представитель ГИБДД. Если опьянение подтвердится, машину заберут на штрафстоянку. Исключение составляют случаи, когда водителя есть, кому заменить. Взять на себя управление авто может гражданин, имеющий права и вписанный в страховку ОСАГО. В этом случае автомобиль не заберут.

Если в результате освидетельствования факт опьянения не подтвердился, водитель сможет продолжить движение. Представитель Госавтоинспекции обязан доставить лицо к месту, где был оставлен автомобиль.

Нормативная база

Условия, при наличии которых допустимо использование отстранения водителя от управления транспортным средством, отражены в следующих главах КоАП РФ:

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Процесс отстранения от управления авто осуществляется в соответствии с нормами п. 223-226 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года.

Если выявлены основания, позволяющие применить меру, представитель Госавтоинспекции составит протокол. Оформление документа выполняется в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, привлекаемых для удостоверения осуществляемой процедуры. Человек, выступающий в этой роли, должен достичь совершеннолетия. Понятыми могут быть только незаинтересованные лица. Об их участии делается запись в протоколе. Если дело дойдет до судебного разбирательства, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.7 КоАП РФ). Если понятые отсутствуют, разрешено произвести видеосъемку (ст. 27.12 КоАП РФ).

В протоколе указывается следующая информация:

  • место остановки;
  • дата и время задержания;
  • личные сведения водителя и сотрудника ГИБДД;
  • причина отстранения от управления.

Когда бумага оформлена, представитель Госавтоинспекции подписывает её и передаёт задержанному водителю. Гражданин должен ознакомиться с документом. Если все пункты соответствуют действительности, водителю предложат подписать документ. У гражданина присутствует право отказаться осуществить манипуляцию. В этом случае на месте подписи проставляется отметка, подтверждающая факт отказа. Копия готового протокола предоставляется нарушителю.

Машину забирают на штрафстоянку. Здесь она будет находиться до устранения нарушения. Процедуры удастся избежать, если присутствует гражданин, способный заменить водителя, отстраненного от управления. Правом сесть за руль обладают люди, имеющие водительское удостоверение и вписанные страховку. Лицо должно прибыть на место оформления правонарушения до момента эвакуации автомобиля на штрафстоянку. В ином случае придется забирать транспортное средство в стандартном порядке.

Составление протокола об отстранении от управления транспортным средством

Составление протокола выполняется в соответствии с п. 225 Административного регламента МВД. Для оформления документа рекомендуют использовать образец. Он отражен в положении № 14 вышеуказанного нормативно-правового акта. Составить протокол об отстранении от управления транспортным средством имеет право сотрудник Госавтоинспекции, остановивший нарушителя. В документе отражают следующую информацию:

  1. Время задержания нарушителя и место остановки транспортного средства. Если ситуация произошла в населённом пункте, фиксируется улица и номер ближайшего здания. Когда нарушителя остановили на трассе, указывается ее название, номер километра и прочие особенности, позволяющие идентифицировать место.
  2. Причина, повлекшая за собой принятие решения о необходимости отстранения водителя от управления транспортным средством.
  3. Сведения о сотруднике Госавтоинспекции, составившем протокол. В документе фиксируется должность, звание, подразделение, к которому он относится, а также ФИО.
  4. Информация о водителе, в отношении которого применяется административное наказание. В бланк протокола вносят ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, сведения о трудоустройстве, телефон для оперативной связи.
  5. Данные о понятых. Инспектор запишет ФИО, место жительства и телефон.

Водитель может следить за составлением протокола. Указание недостоверной информации или несоблюдение правил отстранения от управления может стать поводом для признания документа недействительным.


Если человек совершил правонарушение, но протокол не был составлен, привлечь лицо к ответственности не получится. П. 225 приказа МВД РФ №664 предписывает в обязательном порядке оформлять документ. Если человек откровенно пьян, и представитель Госавтоинспекции не отстранил его от управления авто, представителя уполномоченного органа могут обвинить в халатности.

Права и обязанности водителя

Права и обязанности водителей вытекают из норм ПДД, КоАП РФ, а также иных нормативно-правовых актов. Лицо может:

  1. Требовать составление протокола только в присутствии понятых или в процессе видеосъемки. Несоблюдение правила считается нарушением.
  2. Попросить предоставить все составленные в процессе оформления административного правонарушения материалы.
  3. Потребовать провести освидетельствование в медицинском учреждении, если отстранение от управления осуществляется в связи с подозрением в опьянении.

Водитель обязан соблюдать нормы ПДД РФ, предъявить по требованию представителя Госавтоинспекции права, документы на автомобиль и страховку, не препятствовать составлению протокола и помещению автомобиля на штрафстоянку.

На какой срок водителя могут отстранить от управления транспортным средством?

Точный период в действующем законодательстве не обозначен. Всё зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

Что происходит с автомобилем?

Если гражданина отстранили от вождения автомобиля, транспортное средство задержат. Правило закрепляет ст. 27.13 КоАП РФ. В ч. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта приводится исчерпывающий перечень случаев, при которых применяется мера. Все ситуации, влекущие за собой отстранение от управления транспортным средством, также попадают в список.

Сам процесс задержания автомобиля регламентируют пункты 244-257 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года. Решение о применении меры принимают должностные лица, имеющие право составлять протоколы. Соответствующий документ оформляется по факту задержания машины до начала ее перемещения на специализированную стоянку. Если причина задержания устранена, процесс эвакуации незамедлительно прекращается. Когда автомобиль находится вне населённого пункта, его доставят в ближайший город.

Протокол о задержании авто составляется в присутствии двух понятых. Если их привлечь не удается, применяется видеосъемка. Когда бланк заполнен, сотрудник Госавтоинспекции подписывает документ и предлагает выполнить аналогичную процедуру нарушителю. Если водитель отказывается осуществлять действие, в протоколе проставляется отметка об этом. Копия бумаги вручается нарушителю и лицу, привлеченному для исполнения решения о задержании машины. Владельцу авто сообщат, где будет храниться транспортное средство.

Обязательна ли видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством?

Видеофиксация применяется, если должностному лицу не удалось привлечь к разбирательству двух понятых (ст. 27.12 КоАП РФ). В ином случае можно обойтись без проведения съемки.

Отстранение от управления транспортным средством без понятых

Если понятые отсутствуют, отстранение от управления авто выполняется по классической схеме. Представитель Госавтоинспекции составляет протокол, предоставляет его копию нарушителю, а затем организует процесс задержания машины. Однако во время процедуры проводится видеосъемка (ст. 27.12 КоАП РФ). Запись рассматривают в качестве доказательства в процессе судебного разбирательства, если оно будет осуществлено.

Процесс возврата автомобиля со штрафстоянки

Когда нарушение устранено, гражданин сможет забрать транспортное средство. Решение о возврате автомобиля принимают лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Незамедлительно оплачивать услуги эвакуации необязательно.

Ранее получить машину без внесения необходимой суммы не удавалось. Теперь достаточно устраненить причину задержания, чтобы авто вернули. Подобные коррективы внес в законодательство ФЗ № 205 от 23 июня 2016 года.

Пошаговая инструкция возврата автомобиля со штрафстоянки имеет следующий вид:

  1. Гражданин берет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, ПТС и обращается в подразделение ГИБДД.
  2. Инспектор проверяет документацию и убеждается, что нарушение устранено.
  3. Заявителю предоставляется справка-уведомление, позволяющее получить машину со штрафстоянки.
  4. Собрав документы, необходимо посетить штрафстоянку, на которую доставили транспортное средство. Предъявив бумаги, гражданин получит машину обратно.

Что делать, если отстранение от управления транспортным средством было неправомерным?

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

В жалобе указывается адрес отправителя, фиксируются данные для оперативной связи, описывается характер противоправных действий сотрудника ГИБДД, а также приводятся основания, подтверждающие факт присутствия нарушения. Затем лицо выдвигает требования. В конце документа ставится дата и подпись.

Нюансы

На практике автомобилисты часто путают отстранение от управления авто с лишением водительских прав. С юридической точки зрения понятия кардинально отличаются. Первая мера считается временной. Достаточно устранить причину, послужившую основанием для принятия решения, чтобы вернуть себе возможность управлять автомобилем.

Получить права обратно после лишения сложнее. Гражданин должен будет дождаться окончания срока лишения, выполнить все предписания законодательства в зависимости от первопричины или оспорить принятое решение.

Отнять права могут лишь по решению суда. Отстранить от управления авто имеет право инспектор. Причём длительное разбирательство не осуществляется. Решение принимают на месте.

WhatsApp

Дача взятки и покушение на взятку – в чем отличие?

Для начала следует разобраться с терминологией. Многие почему-то думают, что если инспектор ДПС не взял предложенные ему деньги – то и преступления не было, а значит никакое наказание за дачу взятки водителю не грозит. Это мнение ошибочно!

Итак, сравним термины:

  • Дача взятки – это активные свершившиеся действия, которые выражались в личной передаче должностному лицу денег или иных материальных ценностей в обмен на бездействие или действия в отношении взяткодателя. Например, чтобы инспектор ДПС закрыл глаза на управление автомобилем в пьяном виде и не составлял протокол.
  • Покушение на дачу взятки – это посягательство, не доведённое водителем до конца по независящим от него причинам (ч. 3 ст. 30 УК РФ). К примеру, сотрудник ГИБДД отказался от предложенных ему денег или задержание произошло до передачи вознаграждения должностному лицу. В данном случае доказательством покушения на дачу взятки должностному лицу может служить, к примеру, запись с регистратора в служебном автомобиле ДПС.

Важно знать, что покушение на взятку, как и дача – это уголовные преступления. За оба деяния для водителя предусмотрена серьезная ответственность в рамках УК РФ.

Однако, если говорить о покушении на дачу взятки, то ответственность тут применяется не в полном объеме. Максимальный размер наказания для пытающегося дать взятку может быть не более 3/4 от того, что грозило бы ему по ст. 291 УК РФ за доведение дела до логического конца (ч. 3 ст. 66 УК РФ).

Что грозит водителю за дачу взятки сотруднику ГИБДД в 2021 году?

Жесткость уголовного наказания зависит от суммы взятки и особенностей передачи денег сотруднику ГИБДД.

Согласно Примечанию 1 к ст. 290 УК РФ, размеры взяток бывают:

  • до 10 тысяч рублей – мелкий,
  • более 25 тысяч – значительный,
  • свыше 150 тысяч рублей – крупный,
  • более 1 млн – особо крупный.

В контексте взяток на дорогах в 2021 году чаще всего встречаются мелкие и значительные, в исключительных случаях – крупные.

Рассмотрим санкции в таблице:

  • наложение штрафа до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы, либо иного дохода взяткодателя за период до 3 месяцев;
  • исправительные работы сроком до 1 года;
  • арест до 2 лет;
  • тюремное заключение до 1 года.
  • штраф в размере до 500 тысяч рублей, либо удержание заработной платы в течение 1 года, или штраф в 5-30 раз больше суммы взятки;
  • назначение исправительных работ сроком до 24 месяцев + лишение права занимать определенные должности (или без такового лишения);
  • принудительные работы до 3 лет;
  • 2 года тюрьмы, со штрафом в 5-10 раз превышающим сумму мзды (или без такового).
  • штрафные санкции до 1 млн рублей, либо за вычетом зарплаты на срок до 2 лет, либо в размере от 10-40 крат от суммы взятки;
  • исправительные работы сроком от 1 года до 3 лет – с возможностью лишения права занимать определенные должности;
  • реальное лишение свободы до 5 лет, с вероятностью наложения штрафа в 5-15 раз выше, чем размер взятки.

Назначение того или иного наказания зависит от смягчающих и отягчающих факторов. Суд будет смотреть на послужной список водителя, оценивать его действия после совершения преступления, во время расследования и в целом на ситуацию с дачей взятки.

  • Смягчающие обстоятельства в пользу автолюбителя: беременность, наличие у обвиняемого детей до 14 лет, совершение преступления в первый раз средней и небольшой тяжести, сотрудничество со следствием.

Так, в Красноярске пьяный водитель дал взятку в 2 000 рублей инспектору ГИБДД, но преступление попало на камеру в автомобиле ДПС. При вынесении приговора суд учёл, что виновный раскаялся в содеянном и у него на иждивении есть малолетний ребенок. В итоге водителю дали 7 месяцев лишения свободы, а также вынесли запрет заниматься деятельностью, связанную с управлением автомобилем на срок 2,6 месяцев (Приговор № 1-239/2020 от 12 ноября 2020 г. по делу № 1-239/2020).

  • Отягчающие обстоятельства: повторная дача взятки должностному лицу, отсутствие помощи следствию, совершение деяния с целью скрыть другое преступление.

За явку с повинной и активное содействие в раскрытии коррупционной схемы водителю могут назначить 2/3 наказания от максимального срока или иного взыскания за дачу взятки (ч. 1 ст. 62 УК РФ).

Ответственность за дачу взятки ИДПС

Наказание за ложный донос

Бывает, что инспектор ДПС выявил правонарушение со стороны водителя, а тот затаил на него обиду. С целью насолить должностному лицу такой водитель может прийти в Следственный комитет и сообщить, что сотрудник ГИБДД вымогал у него деньги.

Но если выяснится, что с целью обличить автоинспектора, водитель искусственно создал доказательства о вымогательстве взятки, срок лишения свободы может увеличится до 6 лет.

Какая ответственность для инспектора ДПС за получение взятки?

Находящиеся при исполнении лица несут уголовную ответственность за вымогательство и получение взяток от водителей по ст. 290 УК РФ.

Суровость наказания точно так же зависит от величины полученной суммы денег в качестве вознаграждения за действия/бездействия сотрудника полиции.

  • наложение штрафа на инспектора до 1 млн рублей, либо удержание из его заработной платы за 2 года, либо 10-50 кратной суммы от размера взятки;
  • исправительные работы на срок 1-2 года;
  • принудительный труд – до 5 лет;
  • лишение свободы до 3 лет + штраф в 10-20 кратном размере от суммы взятки (решение за судом).
  • штраф колеблется от 200 тысяч до 1,5 млн рублей, с вычетом из з/п на срок от полугода до 2 лет, либо штраф в размере от 30 до 60 крат от полученной взятки;
  • тюрьма до 6 лет + в дополнение назначение штрафа в 30 раз больше взятки (на усмотрение суда).
  • штраф до 4 млн рублей, с возможностью удержания суммы из заработка на срок до 4 лет, либо от 70 до 90 крат от полученной взятки;
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, с возможностью назначения штрафа в пределах 60 крат от взятки (или без штрафа).
  • штраф на сумму до 5 млн, либо вычет из з/п сроком от 3 до 5 лет, либо назначение суммы, в 80-100 раз превышающую размер взятки;
  • тюремный срок – от 8 до 15 лет, с назначением штрафа в 70 раз больше суммы взятки (или без такового).

Что грозит за взятку сотруднику ГИБДД

Есть ли наказание для посредников?

Да, посредник в получении взятки – это тот же преступник.

Посредник выступает связующим звеном между тем, кто даёт взятку, и тем, кто берёт. Например, это может быть человек, который ищет нужное должностное лицо, чтобы с его помощью ученик смог сдать экзамен в МРЭО ГИБДД. При вынесении наказания не так важно, на чьей стороне работал посредник. Куда важнее факт его противоправных действий. Посредничество во взяточничестве грозит наказанием по ст. 291.1 УК РФ. Меры ответственности также зависят от величины взятки.

Предлагаем вам самостоятельно изучить данную статью – а мы лишь перечислим максимальные наказания посредникам за их участие в коррупционных схемах:

  • штраф – 3 млн рублей,
  • запрет заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты – 7 лет,
  • тюрьма – 12 лет.

Например, в Приморье арестовали целую группу взяточников в лице начальника МРЭО и его подчинённых. Они получали взятки от будущих водителей в обмен на успешную сдачу экзаменов на права.

Но как узнают о передаче взятки?

Откуда оперативники узнают о факте дачи или получения взятки:

  1. С камер видеонаблюдения, установленных в салонах патрульных машин – камера снимает не только происходящие события снаружи, но и то, что происходит внутри салона. И факт предложения сотруднику ГИБДД взятки моментально попадает на камеру – а это существенное доказательство виновности автолюбителя.
  2. Из записей с камер на одежде инспекторов ДПС.
  3. На основании рапорта сотрудника ГИБДД – если тот столкнулся с предложением замять дело от кого-то из водителей.
  4. От автолюбителей и их родственников, с которых должностные лица требовали деньги в обмен на определенные действия или бездействия.
  5. От водителей, давших взятку, но позже сознавшихся в преступлении.
  6. От любых других свидетелей произошедшего.

В 2021 году ситуация со взятками гораздо лучше, чем в 90-е годы. Заслуга в этом кроется в политике контроля за работой полицейских со стороны Управления собственной безопасности (УСБ). Риск быть пойманным на месте получения взятки и получить реальный срок всё больше влияет на сознательность блюстителей закона.

Задержание при передаче взятки

Могу ли я оплатить штраф инспектору на месте?

Да, но только в строго определенных случаях.

Во-первых, вы должны убедиться, что инспектор ДПС вынес постановление о правонарушении и вручил вам его копию. Оплачивать штраф на основе оформленного протокола не нужно – это не постановление с квитанцией, а всего лишь документ о возбуждении административного дела.

Во-вторых, у автоинспектора должен быть при себе терминал для приёма платежей по штрафам ГИБДД – по аналогии с терминалом в магазине. Это устройство должно выдавать квитанции об успешной оплате штрафа. Причём таких квитанций должно быть целых две – одну автоинспектор прикладывает к выписанному постановлению, а вторую обязательно отдаёт водителю.

В-третьих, оплата штрафа ГИБДД на дороге через терминал возможна лишь безналичным способом – по банковской карте. Если ИДПС предлагает вам заплатить ему наличными, без чеков – не соглашайтесь. Ведь в таком случае у вас не будет никаких доказательств того, что вы оплатили штраф, а не улучшили финансовое состояние сотрудника ГИБДД.

Итак, оплата штрафа наличными расценивается как взятка. Если у инспектора есть терминал для оплаты, то можно оплатить через устройство, но обязательно взять чек.

Сотрудник ГИБДД требует с меня взятку – что делать?

Теперь рассмотрим, что же делать, если автоинспекторы осторожно или в требовательной форме хотят получить с вас взятку (неважно за что):

В общем, старайтесь вести себя естественно, общайтесь в корректной форме, не переходите на угрозы и гнев. Многие сотрудники ГИБДД своего рода психологи. Их цель – испугать водителя, сбить с толку, поставить в безвыходное и стрессовое положение. Ваша цель – не поддаваться на их уловки и ни в коем случае не соглашаться дать взятку!

Можно ли избежать уголовной ответственности за дачу взятки в 2021 году?

Да, и это хорошая новость.

Но избежать уголовной ответственности можно лишь в двух случаях. Они описаны в Примечании к ст. 291 УК РФ:

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Подробности описанных действий приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 24 от 09.07.2013 года, и вот что они означают:

Таким образом, в 2021 году у вас есть законная возможность избежать уголовного наказания, даже если ранее вы пошли на преступление в виде дачи взятки сотруднику ГИБДД. Но для этого вы обязаны сообщить о содеянном в УСБ МВД или в региональное подразделение Следственного комитета. Если этого не сделать, а о факте взяточничества станет известно – то вас привлекут как участника преступления.

Как избежать наказания за дачу взятки

Вернут ли деньги на взятку обратно?

Казалось бы, водитель даёт взятку, а потом заявляет о преступлении в следственные органы, где всеми силами помогает в расследовании. Однако это не отменяет того, что в действиях автолюбителя был состав преступления. Поэтому о переданных деньгах можно забыть – их конфискуют.

На это указал Верховный Суд в том же ППВС № 24:

30. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Главное в этом деле — знать, на какие статьи закона ссылаться в жалобе. Вместе с адвокатом мы написали для вас шпаргалку.

1. Инспектор вам нагрубил

Хамство — понятие растяжимое, и, чтобы не допускать разночтений, Административный регламент ГИБДД предписывает инспекторам определенную модель поведения с водителями.

«44. При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

Если вы понимаете, что в разговоре с вами инспектор вышел за рамки дозволенного и позволил лишние слова (интонации, к сожалению, к делу не подошьешь), можно напомнить ему эти выдержки из Административного регламента. Не помогло? Пишите на инспектора жалобу. Только не пытайтесь победить инспектора его же оружием. Оскорбление представителя власти — не высокопарное выражение, а статья 319 УК РФ. Она предусматривает штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года. Не тот результат, на который вы рассчитывали.

«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения, и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

В этом же пункте Административного регламента есть интересная ремарка, которая теоретически может дать инспекторам почву для злоупотреблений:

Так что при составлении жалобы на инспекторов ГИБДД, притаившихся за поворотом, ваша задача доказать, что это было сделано умышленно и никак не из соображений безопасности. Лучшим помощником может стать запись с видеорегистратора или мобильного телефона.

3. Инспектор преувеличил наказание за нарушение

4. Инспектор не разъяснил вам права при составлении протокола

Имейте в виду: Если инспектор ГИБДД не разъяснил вам ваши права и это зафиксировано на патрульный видеорегистратор и (или) отражено вами в протоколе, то такой документ признается недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении. В этом случае оно прекращается.

5. Инспектор не внес в протокол важные сведения

Куда и кому жаловаться?

  • в устной форме по телефону доверия, указанному на патрульном автомобиле
  • по месту работы инспектора ГИБДД
  • в суд с заявлением о признании действий инспектора незаконными
  • в районную прокуратуру
  • в территориальные следственные органы (только в том случае, если в отношении вас было совершено преступление — например, незаконное задержание или насилие)

Жалоба рассматривается в срок не позднее 30 дней с момента подачи. В исключительных случаях он может быть продлен еще на 30 суток (п. 341 Административного регламента ГИБДД).

И что будет дальше?

Если по результатам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, инспектор ГИБДД привлекается к дисциплинарной ответственности (например, в виде выговора). Об этом вас известят письменно по почте.

Выяснить, был ли на самом деле инспектор привлечен к дисциплинарной ответственности, не получится. На бумаге ситуация может выглядеть одной, а по факту быть другой. Особенно придирчивые иногда требуют у руководства инспектора ГИБДД ознакомления с материалами служебной проверки. Но обычно это заканчивается отказом — внутренние документы Госавтоинспекции не подлежат ознакомлению гражданами.

Мнение эксперта

Общество и госорганы являются сообщающимися сосудами, и чем больше будет обоснованных жалоб, тем выше будет уровень порядка в системе МВД. Сейчас у многих инспекторов прослеживается безответственное отношение к своей работе, поскольку они понимают, что большая часть граждан даже не будет жаловаться. Многие случаи нарушений просто не доходят до разбирательства, поскольку люди не готовы отстаивать свои права в порядке, предусмотренном законом.

Чье слово дороже: ВС решил, кому верить – водителю или инспектору ГИБДД

Кому верить в случае, когда слово правоохранителя становится единственным доказательством, а предполагаемый нарушитель заявляет, что ничего противоправного не совершал? Так произошло в деле жителя Домодедова, лишенного прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. В суде водитель заявил, что на момент "нарушения" он им не управлял. Но инспектор ГИБДД настаивал, что нарушение имело место. Кто оказался прав в споре водителя и представителя власти – разобрался Верховный суд.

Версии разошлись

25 апреля 2015 года в 10 часов вечера Владимира Царева проверил инспектор ГИБДД. Водитель был нетрезв, решил инспектор. Признаков опьянения было достаточно: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, невнятная речь и изменение цвета кожи. Подтвердило предположение и проведенное медосвидетельствование, против которого водитель не возражал: алкотестер показал, что алкоголь в выдыхаемом воздухе составляет 1,576 мг/л – существенно выше нормы.

Дело об административном правонарушении попало на рассмотрение в Судебный участок № 35 мирового судьи Домодедовского судебного района Московской области к судье Марине Чибуткиной. В ходе процесса выяснились интересные подробности произошедшего: Царев настаивал, что никакого правонарушения он не совершал, поскольку, хотя и был пьян, машиной не управлял, а всего лишь стоял рядом с автомобилем и общался с другом. К ним подошел инспектор ДПС и, уточнив, чья машина, попросил Царева предъявить водительское удостоверение. Тот передал документы, после чего в присутствии понятых инспектор освидетельствовал его на состояние опьянения.

В подтверждение своих слов водитель привел двух свидетелей. По версии одного из них, он встретил своего знакомого и Царева, которые разговаривали, стоя рядом с машиной. Во время разговора к ним подошли представители ДПС, которые и провели освидетельствование Царева, обнаружив, что он пьян. Второй свидетель изложил примерно такую же версию событий. Автомобиль стоял на стоянке, и в его присутствии Царев никуда не ездил, подтвердил он слова друга.

Вопрос "Кто виноват?" был разрешен не в пользу водителя: не доверять сотруднику ДПС у суда оснований не имеется, указала судья Чибуткина в постановлении. Показания свидетелей защиты, в свою очередь, "не согласуются как между собой, так и с материалами дела", указала судья, признав Царева виновным в нарушении ст. 12.8 ч.1 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения). За это водитель лишился прав на полтора года и должен был выплатить штраф в размере 30 000 руб.

Царев попытался оспорить решение суда первой инстанции в Мособлсуде, однако результатов это не принесло – суд поддержал первую инстанцию. Тогда водитель отправился в ВС РФ.

Верховный суд встал на сторону водителя

В Верховном суде дело рассматривал судья Сергей Никифоров. Разобравшись в обстоятельствах произошедшего, он, в отличие от судей в нижестоящих инстанциях, занял в споре сторону водителя, а не сотрудника ДПС. Как отмечено в решении, мировой судья, делая вывод о виновности Царева, опиралась на показания должностного лица ГИБДД, которые, в свою очередь, вступали в противоречие с показаниями двух других свидетелей. Хотя судья и оценила показания критически, неясно, на чем именно она основывалась, признав одни показания достоверными, а другие – нет, рассуждает Никифоров. По сути, оценка доводам Царева в решении не дана, заключает он.

Указал судья ВС и на другое обстоятельство: Царев хотел получить запись с видеорегистратора автомобиля ДПС за 25 апреля 2015 г. Хотя мировой судья ходатайство удовлетворила, истребованная запись по запросу не поступила и, соответственно, в судебном заседании ее не исследовали. Ответа из ГИБДД по этому вопросу в адрес судьи также не поступало. "Иных доказательств, которые могли бы объективно свидетельствовать о том, что в указанные выше месте и время Царев управлял транспортным средством, в ходе производства по делу добыто не было", – отмечает Никифоров.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, напомнил судья ВС и отменил постановления нижестоящих судов, прекратив производство по делу.

Инспектор все реже прав

Решение по делу Владимира Царева пополнило целую серию решений ВС, принятых за последнее время в пользу водителей. Последним, чтобы добиться справедливости, действительно чаще всего приходится доходить до последней инстанции. Однако это не гарантия того, что к материалам дела отнесутся внимательно, считает Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры". "К сожалению в правоприменительной практике очень редкий случай, когда высший судебный орган действительно разбирается в материалах дела об административном правонарушении и дает реальную правовую оценку, имеющимся в указанных делах доказательствам, – говорит Корчаго. По его словам, на практике нередко суды "практически поголовно принимают решения в пользу правоохранителей, не беря во внимание и не давая надлежащей оценки доказательствам стороны защиты".

Очень часто в административных делах слово водителя сталкивается со словом сотрудника ГИБДД и зачастую суд отдает предпочтение последнему, подтверждает Данил Левченко, управляющий адвокатской группы "Левченко и партнеры". Объяснить большее доверие к словам сотрудников ГИБДД можно только психологическим отношением судей, считает он. "Судьи объясняют такое отношение тем, что сотрудник находится при исполнении и у него нет заинтересованности в исходе дела. На практике при недобросовестном поведении сотрудников ГИБДД такая позиция судей приводит к серьезной уязвимости водителей", – отмечает он. Чтобы успешно выстроить защиту против незаконных обвинений в совершении административного правонарушения, необходимо собрать как можно больше доказательств своей правоты, советует Левченко. "В рассматриваемом случае основанием для отмены постановления мирового судьи послужили как раз показания двух свидетелей, к которым мировой судья безосновательно отнесся критически. Это яркий пример того, что, защищая свои права, надо всегда идти до конца", – говорит он.

В целом же в последнее время шансов на победу в суде у водителей стало больше. "В настоящее время судьи постепенно переходят от принципиальной позиции "Сотрудник ДПС – всегда прав" к правовому, обоснованному и взвешенному решению по делу об административном правонарушении в области дорожного движения", – рассказывает Сергей Лесин, адвокат юридической фирмы "Интеллектуальный капитал". По его словам, стали должным образом оцениваться показания свидетелей, исследоваться в судебном заседании видеозаписи с автомобильных регистраторов и в целом в каждом конкретном случае обстоятельства совершения того или иного правонарушения. "Также, во многих случаях из материалов дела об административном правонарушении судьями стали усматриваться и выявляться не только грубые нарушения законодательства инспекторами ДПС ГИБДД РФ при составлении ими протоколов об административном правонарушении, но и их личная заинтересованность в том или ином деле", – отмечает юрист.

"К сожалению, большая доля таких законных и обоснованных судебных актов выносятся не мировыми судьями по первой инстанции, как должно быть, а судьями федерального значения по жалобам заявителей, в рамках пересмотра постановления об административном правонарушении", – признает Лесин. Постановление же Верховного суда в этой ситуации можно только приветствовать, сходятся во мнении эксперты.


Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность ГИБДД, действующие нормативные правовые акты. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.

Без необходимости – не останавливать!

Остановка ТС и её причины регламентируются: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.

Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.

Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине для проверки документов является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.

Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а это недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на телефон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.

Перед началом записи рекомендую Вам произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.

Часть 2. Избегаем конфликта

Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.

Всему своё место и время

Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов на шоссе на перекрёстках.

Вы можете смело подвергнуть сомнению законность остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.

В случае конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.

Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.

С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.

В любом случае, будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.

По уму провожают

Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, а также наши публикации — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.

Часть 3. Тет-а-тет с инспектором

Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.

Закон доброй воли

Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:

— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;

— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;

— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;

— для устранения технической неисправности автомобиля.

Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.

Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.

Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.

Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.

Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.

В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.

Однако водитель должен знать следующее:

— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;

— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;

— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.

А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.

Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.

Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.

Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.

Постановление по делу об административном правонарушении с наложением штрафа, составленное инспектором ДПС на месте, является незаконным, так как при этом нарушаются права лица, привлекаемого к административной ответственности. Также является нарушением со стороны инспектора ДПС составление протокола об административном правонарушении и одновременное вынесение на месте постановления по делу об административном правонарушении, так как исключается целая стадия административного производства.

В случае, если на месте выявленного нарушения Правил дорожного движения инспектор ДПС ГАИ принимает решение назначить водителю штраф, не превышающий одного МРОТ (100 рублей), то в соответствии со ст.28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении он не составляет, а оформляет постановление-квитанцию о наложении административного штрафа в двух экземплярах, в которых указывается информация о получателе штрафа. Водителю при подписании этого документа необходимо обратить внимание на строчку, где говорится, что виновное лицо не оспаривает правонарушение и согласно оплатить штраф. Если же водитель оспаривает виновность в правонарушении или не согласен с мерой наказания, то инспектор ДПС обязан составить протокол об административном правонарушении, который рассматривается в общем порядке в соответствии с гл.29 КоАП РФ. Копию этого протокола инспектор обязан вручить водителю.

Часто инспекторы ГАИ из-за отсутствия бланков постановлений-квитанций о наложении административного штрафа оформляют постановление по делу об административном правонарушении на месте и обязывают водителей подписать этот документ, в котором делают приписку, что лицо согласно с наказанием, в то время как водитель оспаривает виновность в нарушении ПДД.

При подписании любых документов водитель должен сначала прочитать текст и осознать то, что он подписывает – не писать бездумно свои объяснения под диктовку гаишника, так как это может в дальнейшем, в случае привлечения его к административной ответственности, усугубить ситуацию.

Право на несогласие

Такой ход не позволит инспектору вынести постановление на месте, так как он Вас не сможет обеспечить юридической помощью. Из-за этого он будет вынужден перенести рассмотрение дела, а у Вас появится время для того, чтобы собраться с мыслями, найти адвоката или получить квалифицированную консультацию.

Если же инспектор всё-таки вынесет в отношении Вас постановление, это будет являться нарушением Вашего конституционного права на защиту – такое постановление обязан отменить любой суд или вышестоящее должностное лицо.

Однако если Вы признали свою вину, а сумма штрафа превышает один МРОТ и инспектор ДПС, собрав и проанализировав все факты и доказательства, решит, что Вы виновны, то в дополнение к копии протокола об административном правонарушении Вы также получите копию постановления о привлечении Вас к административной ответственности с наложением штрафа. То есть на месте инспектор свершит скорый суд. В данном случае водителю такой ход дела будет удобен тем, что ему незачем будет тратить время в группе административной практики.

Если же Вы чистосердечно раскаялись в совершённом нарушении и просите инспектора вынести наказание по-минимуму, а инспектор отказывает Вам в этом, тогда ходатайствуйте, чтобы инспектор не выносил постановление на месте, а направил в группу разбора. Это право Вам предоставлено ч.1 ст.29.6 КоАп РФ. Возможно, другие должностные лица будут более снисходительны к Вам и учтут все смягчающие вину обстоятельства.

Всегда берите копии протоколов и постановлений, которые Вам обязаны выдать, иначе в дальнейшем не исключена возможность, что Вы будете удивляться, откуда в протоколе появилось то, чего при Вас не вносилось.

Постановление-квитанция оформляется инспектором ДПС на месте при условии, что сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (100 руб.) и водитель не оспаривает свою вину.

В противном случае оформляется протокол об административном правонарушении.

На его основании выносится постановление об административной ответственности. Часто инспекторы ДПС оформляют его на месте. Хотя это и незаконно, но в случае согласия водителя это экономит время.

В случае нарушения Правил дорожного движения водителю необходимо знать, что он имеет право зафиксировать в протоколе об административном правонарушении всех свидетелей. Кроме того, сам протокол должен быть понятным и читаемым.

Все свидетели важны

В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении, согласно ч.1 ст.25.6 КоАП РФ, может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Никаких ограничений по родству, знакомству, дружбе и прочим отношениям нет.

Обратите внимание на то, указана ли в протоколе норма права, которая нарушена водителем, привлекаемым к административной ответственности. Часто в протоколах инспекторы не указывают, какой конкретно пункт Правил дорожного движения нарушил водитель, а существо допущенного нарушения описывает произвольно, и эта трактовка не соответствует составу правонарушения.

Когда расписываетесь в получении копии протокола или постановления, обратите внимание, возможно ли прочитать текст, так как часто инспекторы выдают копии с трудночитаемым текстом. Вам обязаны выдать копию документа, текст которого можно прочитать без труда, в противном случае инспектор должен составить новый документ или сделать запись читаемую.

В суд не торопимся

Часть 6. Когда изымаются документы

Водительское удостоверение изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Об изъятии прав, согласно ч.5 ст.27.10 КоАП РФ, делается запись в протоколе об АПН. После этого инспектор ДПС, в соответствии с нормативными документами, обязан выдать водителю временное разрешение, которым мо

Читайте также: