Какую из тенденций развития образования иллюстрирует право учащегося на образовательную программу

Обновлено: 28.06.2024

Образование - это процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Ступени российской системы образования (образовательные уровни):

1) дошкольное образование;

2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы);

3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

Цели образования:

1) приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации;

2) подготовка индивида к самостоятельной деятельности;

3) передача и сохранение опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Эта связь осуществляется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Функции образования в обществе

Функции образования в обществе:

1-й вариант ответа

1) экономическая функция - формирование социально-профессиональной структуры;

2) социальная функция - социализации личности, воспроизводство социальной структуры;

3) культурная функция - развитие интеллектуального, творческого потенциала личности.

2-й вариант ответа

1) передача знаний и культурного опыта общества;

2) социализация новых поколений;

3) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Как связан уровень образования населения с развитием общества?

От качества образования зависят во многом темпы экономического, политического развития общества, его нравственное состояние.

Тенденции развития и приоритеты в реформировании системы образования в РФ

Тенденции развития и приоритеты в реформировании системы образования в РФ

1) гуманизация - большое внимание уделяется нравственному воспитанию, психологии личности, её интересам, запросам, сохранению здоровья обучающихся;

2) плюрализм - наряду с государственными широко распространены негосударственные образовательные учреждения;

3) информатизация - использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в процессе образования;

4) интернационализация (стандартизация) - создаётся единая система образования для разных стран;

5) демократизация;Демократизация образовательного процесса в современных условиях проявляется через доступность образования (начальное образование является обязательным и доступным в большинстве стран мира); обеспечение равных возможностей для получения общего и профессионального образования (независимо от нации, социального происхождения, здоровья и возраста обучающихся); разрастание рынка образовательных услуг; компромисс между жесткой централизацией и автономией (права регионов в решении вопросов определения содержания образования и организации образовательного процесса); участием общества в управлении образовательным процессом (деятельность попечительских советов, организация ассоциаций выпускников и др.).

6) гуманитаризация - усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин;

7) непрерывность образования

8) профилизация - создание условий для ориентации учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности

Разбор заданий по теме

С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим

1) образование позволяет человеку получить профессиональные знания, устроиться на работу. ( Например, Пётр. закончил технический вуз и пошел работать инженером-конструктором);

2) образование дает человеку формирует знания, умения, компетенции. (Например, Иван за годы обучения в школе научился грамотно писать, считать, говорить на двух иностранных языках, делать групповые проекты и обрел другие компетенция, необходимые в жизни);

3) образование духовно, нравственно развивает человека. (Например, обучаясь в музыкальной и художественной школах Наталья выросла образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки);

План по теме "Образование как социальный институт"

1. Понятие образование.

2. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

3. Система образования:

a) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

4. Тенденции развития современного образования:

г) гуманитаризация и др.

5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института образования:

6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института образования:

а) учителя (преподаватели);

б) учащиеся (студенты) и т.д.

7. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

8. Ценность образования на протяжении всей жизни.

Тест в формате ЕГЭ

Для выполнения теста надо перейти по ССЫЛКЕ

Тест. Домашнее задание

1) гуманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация

2. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует создание условий для самоопределения учащегося, раскрытия творческого потенциала личности, формирования ценностных ориентации и нравственных качеств?

1) гуманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация

3. О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?

1) гуманизации 2) информатизации 3) гуманитаризации 4) интернационализации

4. Модернизация системы образования в России особое внимание школы, педагогов обращает на личность учащегося, его интересы, запросы, индивидуальные особенности. О какой тенденции развития российского образования идет речь?

1) интернационализации 2) демократизации 3) гуманизации 4) гуманитаризации

5. О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие большого количества спортивных и художественных учреждений для людей с ограниченными возможностями?

1) информатизации 2) гуманитаризации 3) интернационализации 4) гуманизации

6. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук 3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье 5) особое внимание нравственному воспитанию 6) компьютеризация образовательного процесса

7. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов 2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук 3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика 4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье 5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию 6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

8. В стране Z учащимся предоставлена возможность выбора наиболее удобной формы получения образования (домашнее обучение, экстернат и т.п.), а также уровней и программ обучения. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте любую одну из них.

9. Докажите, что образование является важнейшим социальным институтом. Приведите не менее 3-х аргументов.

Читайте также: