Какую деятельность нельзя осуществлять в открытом море

Обновлено: 14.05.2024

Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.

В основе международно-правового режима открытого моря лежит принцип свободы открытого моря(был введен как ответ против притязаний со стороны испании, португалии, австрии в 16 в, они хотели монополизировать живые морские ресурсы и торговые пути в море) , означающий для всех государств свободу судоходства, рыболовства, а также полетов на летательных аппаратах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных исследований, свободу возводить искусственные острова и другие установки. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.+ еще принципы морск права, относящиеся к открытому морю : принцип использования открытого моря только в мирных целях(запрещение военной деят-ти государств,применение силы и угрозы), принцип свободы морских научных исследований

Согласно ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для мирных целей. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Права и обязанности гос-ва флага

государства, занимающиеся промыслом живых ресурсов в открытом море, должны руководствоваться принципом охраны живых ресурсов моря и непременно выполнять все рыбоохранные мероприятия. Под правовой охраной живых ресурсов понимается совокупность мер, направленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов. Программы ограничительных мер должны составляться таким образом, чтобы в первую очередь обеспечивать снабжение человека пищей.

В соответствии со ст. 116 Конвенции 1982 г. все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения ими договорных обязательств, а также прав, обязанностей и интересов прибрежных государств.

В соответствии со ст. Конвенции 1982 г. при определении размера допустимого улова и установления других мер охраны живых ресурсов открытого моря государства принимают научно обоснованные меры в целях поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровне, обеспечивающем максимально устойчивые уловы.

Однако любые меры по сохранению живых ресурсов и осуществление их на практике не должны быть ни по форме, ни по существу дискриминационными в отношении рыбаков любого другого государства.

На практике сложной проблемой в области регулирования рыболовства был поиск сбалансированного режима, при котором сочетался бы принцип свободы открытого моря с теми ограничениями, которые являются необходимыми для сохранения живых ресурсов моря в интересах всех государств- В ст. 118 Конвенции 1982 г. предусмотрена возможность сотрудничества прибрежных государств и компетентных международных организаций в целях сохранения живых морских ресурсов моря. Региональные организации по управлению рыболовством (РФМО) вправе запрещать, ограничивать или регулировать промысел рыб и морских млекопитающих.

Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства. В случае столкновения или другого происшествия с судном в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность должностного лица, находящегося на судне, уголовное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства, под флагом которого плавает судно, или того государства, гражданином которого является это должностное лицо. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследований никем, кроме властей государства флага судна.




Государства вменяют в обязанность капитанам судов оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, обязывают их следовать со всей возможной скоростью на помощь, а также оказывать после столкновения помощь другому судну, его экипажу и пассажирам и, насколько это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Конвенция 1982 г. возлагает на каждое государство обязанность издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с судов или из трубопроводов, а также в результате разработки или разведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа.

Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями, а также сотрудничать с другими государствами в международных организациях по предупреждению загрязнения моря или воздушного пространства над ними в результате применения радиоактивных материалов или других вредоносных веществ.

В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

Преследование судна может быть начато только после подачи звукового или зрительного сигнала остановиться на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать.

Судно, отдающее приказ предполагаемому нарушителю остановиться, само может находиться в любом месте, в том числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны (например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах этих зон).

Право преследования может осуществляться только военными или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря без достаточных оснований, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.

Правовой режим открытого моря

История формирования принципа свободы открытого моря

Трудно представить, что бескрайние просторы морей и океанов могут быть разделены между отдельными государствами. И действительно, в настоящее время провозглашенная свобода открытого моря рассматривается как наиболее значимый и фундаментальный принцип морского права.

Между тем, этот принцип не всегда был признан со стороны государств. В разное время отдельные страны, например, такие, как Испания, Португалия, Англия, Голландия и др., стремились навязать свой суверенитет над некоторыми частями морей.

Открытое море — это часть пространства Мирового океана, находящаяся вне юрисдикции какого-либо государства, под сферой правового регулирования норм международного права в целях его использования и защиты.

Следует отметить, что в период XV-XVII вв. в мире доминировали две морские супердержавы — Испания и Португалия, которые фактически разделили между собой огромные пространства земных океанов. К тому же, они пользовались поддержкой Папы Римского. Однако их исключительный контроль над морями, окружающими новые земли в Африке, Тихом океане и Южной Америке, в том числе и отказ в доступе к торговым путям для других развивающихся морских держав, привел к серьезному конфликту. В частности, англичане и голландцы, стремящиеся получить свою долю от прибыли от торговли в Новом Свете, активно противостояли политике закрытых морей. Все чаще стали высказываться аргументы о том, что моря свободны и открыты для всех людей.

Исторические страницы России свидетельствуют, что наша страна также внесла свой вклад в развитие принципа свободы открытого моря. Так, свои мнения от открытом море как свободной территории от чьего-либо влияния высказывали в разное время царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Петр I и др., которые высказывались о Море-океане как пути Божьем.

В дальнейшем принцип свободы открытого моря к началу XIX в. окончательно утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Международно-правовой режим открытого моря

Общепризнанные обычаи, применявшиеся на море, т.е. морские обычаи, относятся к числу самых древних. Возможно поэтому принцип свободы открытого моря длительное время существовал в виде неписанного международного обычая морского права.

Содержание принципа свободы открытого моря включает в себя следующие свободы:

  • судоходства;
  • пролета;
  • прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • строительства искусственных островов и других сооружений;
  • рыболовства;
  • научных исследований.

Между тем, следует отметить, что рассматривались и иные альтернативы принципу открытого моря:

1) оформление раздела мирового океана между всеми государствами;

2) подчинение Мирового океана юрисдикции какого-либо международного органа;

3) наделение государств дублирующей юрисдикцией в отношении деятельности в открытом море.

Однако международное сообщество провозгласило и юридически закрепило принцип свободы морей, который необходимо понимать в качестве соглашения о том, что все страны договорились не предпринимать попыток установления исключительного контроля над океанами.

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, — открытое море свободно и не может быть разделено между государствами.

Между тем, содержательное наполнение принципа свободы открытого моря изменилось — если раньше оно рассматривалось как ничейное, то в современное время — это общее наследие человечества.

Вопросы правового режима открытого моря по законодательству Российской Федерации

Для Российской Федерации, имеющей обширнейшую и крайне неоднородную (в природном, хозяйственном и этнокультурном отношении) территорию, а также одно из самых больших по численности население, пространственные аспекты территориального развития являются неизменно актуальными и находятся в высоком приоритете.

Основополагающий документ, в котором определяются национальные интересы России в Мировом океане – это Морская доктрина Российской Федерации. В данном документе отмечено, что Российская Федерация в Мировом океане осуществляет реализацию и защиту свободы открытого моря, включающую свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы. В этой связи Морская доктрина Российской Федерации до 2030 г. подтверждает незыблемость государственного суверенитета, юрисдикции и суверенных прав Российской Федерации, в том числе в открытом море.

В Указе Президента РФ от 20.07.2017 № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года отмечается, что современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство (п. 29). В документе обозначена необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Целями данной работы являются всестороннее изучение международно-правового режима открытого моря, отслеживание процесса кодификации международно-правовых норм, устанавливающих режим открытого моря, рассмотреть проблемы соотношения международно-правовых норм и национальных законодательств при осуществлении деятельности государств в открытом море.

Содержание

Введение.
1. Понятие открытого моря.
1.1 Общие положения об открытом море.
1.2 Права и обязанности государств в открытом море.
1.3 Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море.
2. Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими.
3. Замкнутые и полузамкнутые моря.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

Преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних морских водах, территориальном море или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

Преследование судна может быть начато только после предъявления требования остановиться подачей звукового или зрительного сигнала. Сигнал должен быть подан на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать.

Судно, отдающее приказ остановиться предполагаемому нарушителю, само может находиться в любом месте, в том числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны – например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах исключительной экономической зоны.

Иностранное судно, совершившее правонарушение, разрешается преследовать в открытом море, захватить и отвести в порт для принятия мер в соответствии с законодательством государства, осуществляющего преследование.

Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальные воды своего государства или какого-либо третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными кораблями или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

Если судно было остановлено или задержано без достаточных на то оснований, ему должны быть возмещены причиненные вред и убытки.
3. Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море заключается в их прокладке по дну открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должны надлежащим образом учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности их ремонта. Одновременно предусматривается ответственность физических и юридических лиц за нанесение ущерба или повреждения как собственных, так и других кабелей и трубопроводов. Но если указанные лица докажут, что они понесли убытки или им причинен вред (пожертвовали якорем, сетью или другой рыболовной снастью), при совершении действий, чтобы избежать повреждения кабеля или трубопровода, им должно быть предоставлено необходимое возмещение.

Несомненно, что наряду с правами все государства при осуществлении деятельности в открытом море несут и соответствующие обязанности.

  1. Несанкционированное вещание из открытого моря.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закреплены обязанности всех государств сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.

Несанкционированное вещание означает передачу в нарушение международных правил звуковых радио - или телевизионных программ с судна или установки, расположенной в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением сигналов бедствия.

В открытом море государство, в отношении которого ведется несанкционированное вещание, может арестовать любое лицо или судно, занимающееся таким противоправным деянием, и конфисковать передающую аппаратуру.

2. Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

3. Обязанность оказания помощи. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

4. Каждое государство принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, будет свободен.

1.3 Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут без достаточных на то оснований задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами и военными кораблями, плавающими под флагом другого государства.

Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, собственный реестр которой размещался в Сингапуре. Он стал первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов.

Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом. В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказать их. Однако определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 г., отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море, в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.

Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).

Нельзя сказать, что ничего не делается для решения этой проблемы. Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данному вопросу, что само по себе говорит о его мировом значении.

Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.

Проще говоря, для большинства стран пока не решена проблема, что делать с захваченными пиратами. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией о передаче ей пиратов для уголовного преследования, всех проблем не снимают, в том числе для членов Европейского союза. Многим странам приходится отпускать пойманных пиратов, поскольку законы этих стран и дейст вующие международные договоры не позволяют их судить.

Предпринимавшиеся до настоящего времени усилия - это в основном паллиативные и временные меры, неспособные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного правового ответа на пиратские акты. Очевидно, что государствам следует принять дополнительные меры на международном уровне, направленные на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.

Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в мире является сохранение окружающей природной среды. Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Мировой океан играет в жизни человека важнейшую роль, располагает значительными биологическими ресурсами. Здесь обитает 4/5 всех живых существ земного шара: 180 тыс. видов животных и 20 тыс. видов растений.

Беспокойное время великих географических открытий и колониальных захватов европейских держав востребовало необходимость появления новых правовых доктрин, которые стали бы служить серьезным обоснованием для решения спорных вопросов, возникших при столкновении интересов двух или более государств. Долгожданным ответом на нужды мореходства стали сформированные юридические принципы, из которых наиболее важным считается "открытое море". Эта концепция впервые была введена в XVII веке голландским ученым Гуго Гроцием (Гуго де Грооту). И как верно потом подметил И. В. Лукшин, в дальнейшем она приобрела всеобъемлющий характер и на ней доныне базируется свобода судоходства.

Вам будет интересно: Манящий краб: описание и фото

Вам будет интересно: Американский трехпалый дятел: описание, ареал обитания

Таким образом, открытое море – это части моря (Мирового океана), которые находятся в общем использовании всех государств на основании их полного равенства. Эксплуатация открытого моря зиждется на утверждении общепринятого постулата, определяющего, что никакое государство не имеет права устанавливать свое правление на территориях открытого моря и воздушного пространства над ними.

понятие

Из истории

Вам будет интересно: Благородная шпинель: разновидности, описание, свойства минерала, практическое значение

Утверждение принципа свободы открытого моря в международном праве – это следствие необходимости стран в экономических связях, поисков новых рынков сбыта и источников сырья. Окончательная ратификация данного положения произошла к концу XVIII столетия. Нейтральные страны, страдавшие в ходе боевых действий на морях и несшие серьезные экономические потери, выступили за обеспечение свободы судоходства. Их интересы нашли четкое обоснование в российской декларации 1780 года адресованной Франции, Англии и Мадриду. В ней правительство России, излагая основы свободы судоходства и торговли на морских просторах, объявило о праве нейтральных стран применять соответствующую защиту при нарушении этих основ.

В начале XIX века принцип свободы моря был признан почти всеми государствами. Надо отметить, что серьезное препятствие его глобальному утверждению учиняла Великобритания, нередко претендовавшая на полное господство в открытых водах.

Конвенция 1982 года

Международно-правовые принципы

Правовое положение открытого моря в XX веке впервые было сформулировано на Женевской конференции 1958 года. Во 2 статье международного договора, заключенного по итогам встреч стран-участниц, было провозглашено, что в водах открытого моря все государства в равной степени обладают правом на свободу судоходства, полетов, рыболовства, на беспрепятственное извлечение природных ресурсов и прокладку маршрутов подводных кабелей связи и трубопроводов. Также было подчеркнуто, что никакое государство не может иметь какие-либо притязания на отдельные части открытого моря. Это изложение требовало проработки, поскольку государства никак не могли прийти к полному соглашению в вопросах правового положения некоторых частей открытого моря.

Вам будет интересно: Среднеазиатская кобра: описание, размножение, где обитает

На конференции ООН по морскому праву 1982 года государствам удалось достичь согласия по ряду спорных вопросов, после чего был подписан Заключительный акт. В принятой Конвенции подчеркивалось, что свобода пользования открытого моря реализовывается только соответственно установленным нормам международного права. Само свободное пользование вытекает из положения разумного совмещения определенных видов деятельности государств, при которых они должны учитывать возможные интересы остальных участников в пользовании открытого моря.

В существующих реалиях принцип свободы открытого моря являет собой верное правовое обеспечение против попыток прибрежных государств расширить свой суверенитет на морские пространства за водворенные пределы территориальных вод.

международный район морского дна

Международный район морского дна

На Конвенции ООН по морскому праву 1982 года были также усмотрены положения относительно международного района морского дна, который в прошлом представлял собой составную часть открытого моря. Открывшиеся возможности эксплуатации дна привели к необходимости обсуждения вопроса о его особенной регламентации. Под термином "район" подразумевается дно морей и океанов, их недра за границами влияния национальной юрисдикции. Уставом ООН и другими нормами международного права было постановлено, что операции, проводимые в районе морского дна, не должны касаться правового статуса вод открытого моря над районом дна или воздушного пространства над ними.

Район морского дна, как и открытое море, это общее достояние человечества, следовательно, все пространства дна и все его недра принадлежат всему человеческому обществу. Поэтому развивающиеся государства имеют полное право на часть дохода, зарабатываемого другими государствами при разработке минеральных ресурсов морского дна. Ни одна страна не может иметь притязания на суверенитет и осуществлять его в отношении какой-то отдельно взятой части района или его ресурсов, а также не имеет права присваивать какую бы то ни было его часть. Только уполномоченная межправительственная организация по морскому дну может заключать договора с государствами или определенными компаниями, желающими вести деятельность в данном районе, и она же обеспечивает контроль этой деятельности согласно заключенному договору.

правовой статус судна

Правовой статус корабля в открытом море

Свобода судоходства определяет, что любое государство, как находящееся в прибрежной зоне, так и не имеющее доступа к морю, обладает правом на то, чтобы корабли под его флагом курсировали в открытом море. Судно будет иметь национальность той страны, под флагом которой оно вправе плавать. Это значит, что каждый корабль, бороздящий воды открытого моря, должен иметь флаг страны его регистрации или международной организации. Условия и процедура предоставления флага кораблю и его права плавать под этим флагом не являются предметом международно-правового регулирования и имеют отношение к внутренней компетенции государства, где регистрируются надлежащими документами.

Предоставление флага не является формальным актом и в соответствии с международным правом налагает на государство определенную ответственность. В частности, подразумевается действующая реальная связь между государством и самим судном. Также в обязанностях государства осуществление технического, административного и социального контроля над судами, ходящими под его флагом. Судно лишается возможности искать защиту любого государства или международной организации в случае возникшей необходимости, если его плавание совершалось под разными флагами или вообще без флага.

право на вмешательство

Право на вмешательство

Если судно, занимающееся незаконной деятельностью, находится в открытом море, в этом случае Конвенциями 1958 и 1982 года предусмотрено вмешательство военных кораблей, которые имеют право в открытых водах подвергнуть осмотру судно с иностранным флагом, если есть основания предполагать, что оно практикует пиратство, работорговлю, несанкционированное радио- и телевещание или совершить остановку судна, осуществляя право преследования. Также вмешательство предусмотрено в ситуациях, когда у судна не поднят флаг или оно пользуется флагом не своей страны, или имеет национальность ту же, что и военный корабль, но при этом уклоняется от поднятия флага. Помимо этого, акт вмешательства допускается на основании установленных международных договоров.

Следует добавить, что корабли военного назначения и суда на государственной службе обладают в открытом море полной неприкосновенностью от правомочия какого-либо государства, исключая лишь государство флага.

пиратство на море

Пиратство и вооруженный разбой

Пиратство в открытом море - это не канувший в Лету раздел истории, а проблема, которая в настоящее время довольно сильно волнует мировое сообщество, и все вопросы, связанные с ним и вооруженным разбоем на море, имеют особенную актуальность. Прежде всего, острота данной проблемы культивируется активной деятельностью пиратов в разных частях мира, но еще более ее усугубляет то, что пиратство стало сопряжено с такими противоправными деяниями, как международный терроризм, контрабанда оружия и наркотических средств, и другими опасными элементами.

Немалый вклад в борьбу с пиратской преступностью внесла Конвенция 1982 года, на которой было провозглашено, что воды открытого моря нейтральны и резервируются только для мирных целей. Она утвердила право военного корабля любого государства прерывать плавание судна, подозреваемого в разбойной деятельности. Военный корабль имеет полномочия задерживать пиратские суда и выполнять все операции, предусмотренные положениями данной Конвенции.

свободное плавание

Заключение

Пространства открытого моря - это территории с международным режимом, находящиеся за пределами территориального моря, на которых не действует суверенитет какого-либо государства. Они определяются также как территории, принадлежащие всем. Эти пространства не могут подлежать национальному присваиванию, и доступны для исследования и эксплуатирования всеми государствами земли, согласно нормам международного права. Другими словами, это значит, что открытое море в современном мире доступно кораблю любого государства, который имеет полное право свободно двигаться по морским просторам, где никто не будет ему препятствовать, задерживать или подвергать преследованиям без правомерных на то оснований.

Читайте также: