Какую цель преследовало движение фениев отказ великобритании от колонии всеобщее избирательное право

Обновлено: 02.07.2024

Отношение к колониям. В промежуток времени между дву­мя парламентскими реформами происходит процесс значительно­го развития и реорганизации британской колониальной империи. Завоевательных шагов на путях внешней экспансии в этот пери­од наблюдается мало, и вся энергия направлена на внутреннюю консолидацию империи и на урегулирование новых отношений между метрополией и колониями, отношений, перестраивавших­ся в соответствии с принципом свободной торговли.

Известно, сколь велика была роль колоний в мануфактур­ный период в XVII—XVIII вв. Вооруженный захват новых земель отдавал их во власть купцу (“торговля следует за флагом”), а тор­говая гегемония обеспечивала в мануфактурный период и промыш­ленное преобладание[20]. В XVII—XVIII вв. Англия в борьбе с ис­панцами, голландцами и французами сколотила широкую основу колониальной империи, раскинувшейся во всех частях света.

Колонии явились важнейшим источником экономического пер­венства Англии, одной из важнейших основ ее капиталистическо­го развития. Беря у них очень много, Англия давала им очень мало. В конце XVIII в. эгоистическая политика Англии по отношению к ее североамериканским владениям привела к их возмущению и отпаду.

Нельзя сказать, что английская буржуазия не извлекла из этого важного факта никаких уроков. Пользуясь тем, что почти до середины XIX в. всесторонняя зависимость колоний от метро­полии все усиливается, имперская политика, прикрываясь новым принципом фритредерства и либерализма, могла свернуть на неко­торое время и без особого риска на путь видимого ослабления не экономических, а политических уз, приковывавших колонии к метрополии.

По мере упрочения промышленной монополии Англии и пре­вращения ее в “мировую фабрику”, с которой никакая страна не осмеливалась соперничать на мировом рынке, Англия оказалась заинтересованной единственно в том, чтобы распространить и на колонии все тот же чудодейственный принцип свободной торгов­ли.

В этом случае колонии в качестве рынков сырья и сбыта по­падали в такое же подчинение к промышленной монополистке, как и всякая другая страна, не отгороженная протекционистскими та­рифами. Но этого можно было достигнуть и иными формами ко­лониальной политики, которые, не требуя больших затрат, не вы­зывали бы и повышения налогов и, не осложняясь крупными во­енными столкновениями, не нарушали бы мирное течение торго­вых операций. Отсюда странное, на первый взгляд, охлаждение к колониям, охватившее англичан в период между двумя парламент­скими реформами. Радикал Кобден выражал, конечно, мнение очень могущественных кругов, когда требовал полного отказа Ве­ликобритании от колоний. Консерватор Пиль многозначительно заявлял, что “во всякой нашей колонии мы получаем вторую Ир­ландию”[21], т. е. кровавую арену нескончаемой и жестокой борьбы. В 1852 г. ему драматически вторит сам Дизраэли: “Колонии, это — мельничные жернова на нашей шее”. Так “в эпоху наибольшего процветания свободной конкуренции в Англии, в 1840—1860 гг., руководящие буржуазные политики ее были против колониаль­ной политики, считали освобождение колоний, полное отделе­ние их от Англии неизбежным и полезным делом”[22].

Около этого времени Милль создает программу внутриимпер- ских политических отношений в духе “просвещенного либерализ­ма”: справедливость и мораль требуют, чтобы колониям предос­тавлено было право изменения своих конституций, право свобод­ного создания представительных учреждений и собственной ис­полнительной власти. Полный же разрыв с метрополией нежела­телен, ибо возникает опасность поглощения колоний какой-либо иностранной державой[23].

И действительно, в рассматриваемый период кое-что из этих планов и пожеланий было реализовано в отношении ряда колоний. В это время положено было начало формированию нового типа колоний — доминионов, которым предстояло широкое будущее.

Положение Ирландии в первой половине XIX в. Но ни фрит­редерство, ни либерализм не могли улучшить положения Ирлан­дии.

В 1800 г. Ирландия была “объединена” с Великобританией. Некоторые данные позволяют утверждать, что члены ирландско­го парламента, голосовавшие за это объединение, были подкупле­ны. Союз (“юнион”) открыл новую эру страданий ирландского на­рода. Реформа 1832 г. ничего не дала Ирландии. Отмена религиоз­ных ограничений, закрывавших ирландцам, исповедовавшим в гро­мадном большинстве католическую религию, доступ в палату об­щин и к государственным должностям вообще, еще долгое время оказывалась чисто бумажной мерой. Английский историк права не может не признать, что “долго спустя после 1829 г. протестан­ты широко монополизировали и административные, и судейские, и центральные, и местные должности”[24]. До самого 1846 г., когда сделана была ничтожная попытка расширить участие католиков в местном самоуправлении, число католиков, обладавших правом избирать в муниципальные органы, не превышало 200 человек.

Тем не менее освободительное движение ирландцев, хотя и очень оживленное, отличалось в тот период почти исключительно мирными формами. Оно попало в руки О’ Коннеля, который наде­ялся средствами мирной агитации добыть автономию Ирландии. Он придавал большое значение парламентской деятельности и в палате общин являлся вождем группы ирландских депутатов, под­держивавших вигов в их столкновениях с тори, но достиг этим путем лишь нескольких не особенно значительных реформ вроде отмены налога с католиков-ирландцев, взыскивавшегося в пользу английского духовенства Ирландии (1838 г.).

Лишь после голода 1846 г., уничтожившего в Ирландии свы­ше миллиона бедняков, возникла партия “Молодой Ирландии”, про­возгласившая своей целью революционное восстание для завое­вания независимости Ирландии. Английское правительство отве­тило жестокими репрессиями, которыми ирландское политичес­кое движение было оттеснено в глубокое подполье.

Ирландские реформы Гладстона. Так продолжалось довольно долго, пока в 60-х годах сигнал к возобновлению борьбы не был дан из Соединенных Штатов, где изгнанники-ирландцы образовали тайное революционное общество “фениев”, завязавшее оживлен­ные сношения с ирландскими революционерами в Ирландии и вступившее на путь террористических актов в Ирландии и в са­мой Англии.

Чтобы ослабить освободительное движение в Ирлан­дии, Гладстон — глава либерального кабинета, образовавшегося в результате блестящей победы либералов на выборах 1868 г., — провел реформу положения церквей в этой стране. Реформа официально уравняла католическую церковь с англиканской и пре­свитерианской и должна была, как не трудно догадаться, дав некоторое удовлетворение ирландской буржуазии, лишить вме­сте с тем ирландских революционеров сочувствия католического духовенства Ирландии. Такое же значение придавалось земель­ному закону 1870 г., который клонился, по видимости, к ограни­чению прав ирландских помещиков сгонять крестьян-арендаторов с земли по собственному произволу, но который практически лишь несколько облегчал положение более зажиточных крестьян, ос­тавив наименее обеспеченных в той же безусловной зависимости от помещика.

А наряду с этим Гладстон вел в Ирландии жестокую борьбу с революционерами испытанными приемами исключительных за­конов, вполне легализовав разнузданную ярость полиции и судов. По сути дела, Ирландия оставалась в осадном положении даже и тогда, когда фенианское движение почти прекратилось и стра­на была “умиротворена”.

Канада. Положение заморских владений Англии было не­сколько иное. Крупное английское землевладение далеко не так глубоко, конечно, было заинтересовано в Канаде или Австралии, как в Ирландии. Поэтому по отношению к другим колониям с бе­лым населением либерализм фритредерства мог проявляться го­раздо более свободно, и среди этих колоний Канада сразу оказа­лась в наиболее благоприятном положении. Тяжелый урок, полу­ченный метрополией от ее североамериканских владений в конце XVIII в., научил ее осмотрительности и благоразумию в обращении с оставшимися в ее власти американскими колониями. К тому же, сюда, в Нижнюю и Верхнюю Канаду, в морские провинции (Новая Шотландия, Новый Брунсвик) переселилось много обитателей из Новой Англии и Виргинии, недовольных отложением этих коло­ний и оставшихся верными королю, но тем не менее привыкших у себя к конституционным и демократическим порядкам, почти неизвестным в Канаде. Здесь права представительного собрания были существенно ограничены генерал-губернаторскими правами вето, резервации, роспуска палаты и произвольного назначения министров.

Здесь было, по английской терминологии, представи­тельное правление, но не было ответственного правительства.

В Нижней Канаде началось довольно активное движение за расширение автономии, и в 30-х годах городская буржуазия, фер­меры и даже местное дворянство Квебека объединились в реши­тельном отказе терпеть самовластие губернатора. Восстание вспых­нуло в 1837 г., его очагом была Нижняя Канада с ее преоблада­ющим французским населением, но и некоторые слои Верхней Канады ему сочувствовали. Метрополия пошла на уступки. На­правленный в Канаду лорд Даргем усмирил восстание вооруженной рукой, но этим не ограничился, а предложил лондонскому прави­тельству проект полного самоуправления Канады с ограничением вмешательства метрополии лишь такими вопросами, которые не­посредственно затрагивают интересы империи. Он, впрочем, скоро был отозван, но проект его был в основных чертах осуществлен, правда, с медлительностью и постепенностью, столь характерной для всех прогрессивных мероприятий английского правительства. При генерал-губернаторе Канады Эльджино принцип ответствен­ного правительства получил для Канады полное признание, оста­ваясь, разумеется, конвенциональным правилом и подчиняясь в разное время различным условиям классовых и партийных взаимо­отношений. Властные генерал-губернаторы еще долго после этого с успехом пользовались борьбой канадских партий для того, что­бы навязывать свои решения и парламенту, и кабинету Канады.

В таком смысле немногое изменилось даже и после 1867 г.

В этом году “акт о Британской Северной Америке” предста­вил собой конституцию этого доминиона и положил начало Ка­надской федерации в составе Квебека, Онтарио, Новой Шотлан­дии и Нового Брунсвика.

Записка Даргема получила, вообще, большую популярность и сделалась теоретической основой имперской политики английс­кого либерализма. После Канады ответственное правительство утвердилось в приморских провинциях, а в 1854 г. то же про­изошло в Нью-Фаундленде.

Австралия. В Австралии развитие шло медленнее.

В 30-х годах, когда Канада уже подняла знамя вооруженного восста­ния, австралийские колонии все еще управлялись отставными адмиралами и генералами, грубыми солдатами, административ­ные таланты которых проявлялись, главным образом, в неогра­ниченном применении плетей и виселиц, а в конце 60-х годов в Западную Австралию все еще ссылали преступников. Новый Юж­ный Уэльс, более других австралийских поселений приближав­шийся к типу колоний с представительным правлением, лишь в 1855 г. получил целиком выборную нижнюю палату, откуда уже недалеко было до ответственного правительства. На этот же путь в течение ближайших лет вступили Тасмания, Южная Австра­лия и Виктория (Западная Австралия лишь с 1890 г.). В Новой Зеландии представительное правление утвердилось в 1852 г. и почти тут же признано было ответственное правительство.

Для Канады, Австралии и Новой Зеландии имел большое зна­чение акт 1865 г. “О действительности колониальных законов”, твердо определивший компетенцию колониальных легислатур. Он установил, что действительность их актов может быть оспарива­ема лишь в том случае, если они противоречат имперскому акту, прямо относящемуся к соответствующей колонии. Так был сде­лан важный шаг по пути распределения компетенции между мет­рополией и колониями.

Южная Африка. Конституционное развитие Южной Африки двигалось вперед с более заметными затруднениями. В Кэплэнде,

перешедшем, как мы уже знаем, к Англии в 1815 г., недовольство буров-голландцев (основной массы белого населения) английским владычеством все увеличивалось. Местные рабовладельцы к тому же были возмущены упразднением рабства (1834 г.). В 1835 г. боль­шинство буров, подвижных и воинственных, организованно по­кинули Кэплэнд и перешли в Наталь. Здесь англичане, однако, не оставили их в покое, и в 1843 г. Наталь после неудачного воо­руженного сопротивления буров был присоединен к Кэплэнду. Не­сколько лет спустя буры ушли отсюда за реку Оранжевую и ос­новали здесь республику того же имени. Почти вслед за ними (1848 г.) пришли английские отряды и покончили с независимос­тью и Оранжевой республики. Часть буров немедленно ушла за реку Вааль, где возникла республика Трансвааль (1849 г.). К это­му времени в колониальной политике Англии происходит уже из­вестный нам перелом. Это отразилось в Южной Африке тем, что признаны были независимость Трансвааля и автономия Оранже­вой республики. В 1856 г. Наталь с его многочисленным и преоб­ладающим негритянским населением выделен был в самостоятель­ную колонию.

Все эти перемены совершались на фоне беспрестанных и кро­вопролитных войн с негритянскими племенами, стойко сопротив­лявшимися завоевателям, но страдавшими недостатком единства в своих рядах.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода из четы­рех основных колоний, составивших впоследствии Южно-Афри­канский союз, две бурские республики стояли особняком, белое население Наталя, руководимое англичанами-плантаторами, было слишком малочисленно и слишком поглощено борьбой с черными для того, чтобы вести энергичную борьбу за самоуправление, и только Кэплэнд усиленно добивался политической свободы. Он и получил ответственное правительство в 1872 г.

Положение других колоний. Но за пределами Канады, Авст­ралии, Новой Зеландии, Южной Африки конституционные фор­мы почти не находили себе применения. Там, где коренное мес­тное население — негры, малайцы, индусы и т. п. — составляло основную массу или, во всяком случае, численно преобладало над белыми, там принципы либерализма отказывались действо­вать. В Вест-Индии, например, с ее непокорным цветным насе­лением и белыми плантаторами, эксплуатировавшими его, раз­витие шло даже вспять, и Ямайка, имевшая с XVII в. конститу­цию и выборную легислатуру, потеряла все это в 1865 г. после подавления восстания негров. К тому времени из колоний, осно­ванных в XVII в., только Барбадос, Бермудские и Багамские ос­трова еще сохраняли представительное правление.

Положение Индии в первой половине XIX в. Среди заморских колоний, эксплуатируемых без всяких конституционных прикрас,

Индии принадлежало первое место. С начала XIX в. территори­альные захваты Ост-Индской компании все расширялись, и бри­танские владения в Индии, составлявшие в 1814 г. 480 тыс. кв. миль, в 1856 г. доведены до 987 тыс. кв. миль[25]. Вплоть до середины XIX в. Индия управлялась на основе акта 1784 г. В 1833 г. после того, как Ост-Индская компания лишена была своей торговой мо­нополии, генерал-губернатор Бенгалии стал генерал-губернатором Индии. Корона все более подчиняла себе Ост-Индскую компанию, прибылям которой в Англии давно завидовали. Назревала потреб­ность приобщить к наживе за счет Индии более широкие слои буржуазии при прямом посредстве государства, что должно было обходиться Индии еще дороже. И вот в 1858 г., после восстания сипаев, компания была ликвидирована, и Индия перешла под не­посредственное управление короны. Но хотя создано было мини­стерство по делам Индии с совещательным, по статуту 1869 г., советом при нем, все управление Индией находилось в руках ге­нерал-губернатора при весьма проблематическом контроле каби­нета и парламента. Провинции, на которые разделена была стра­на, имели (не все) “законодательные” советы, которые считались всего лишь как бы филиалами центрального совета, состоявшего при генерал-губернаторе и имевшего, в свою очередь, только со­вещательный характер.

Громадная страна находилась под личной диктатурой гене­рал-губернатора, который недаром именовался неофициально вице- королем.

причины независимости английских колоний У них были в основном экономические причины, связанные с торговлей, сделками и централизацией рынка в Лондоне. К этому добавляется влияние Просвещения или зарождающееся стремление к политической независимости.

13 английских колоний были группой колоний на восточном побережье Северной Америки, которые из-за расхождений с английской короной продвигали движение за независимость.


Это привело к американской революции, в которой колонии функционировали как союз автономных провинций, образуя Соединенные Штаты. Наконец они объявили себя независимыми в 1776 году.

Эти колонии включают в себя существующие штаты восточного побережья Америки, такие как Нью-Йорк, Джорджия, Северная и Южная Каролина, Вирджина, Нью-Гемпшир, Пенсильвания, Массачусетс, Делавэр, Род-Айленд, Мэриленд, Коннектикут и Нью-Джерси..

В движении за независимость, продвигаемом этими, в то время колониями, именами которых были имена Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина и Томаса Джефферсона.

К тому времени, когда английской короне пришлось реорганизовать свою империю и ввести более строгие меры в отношении своих колоний, американцы уже имели определенную автономию в своей внутренней политике и коммерческих отношениях. Они отвергли меру Англии и воспользовались своим правом увековечить свою свободу.

Независимость 13 английских колоний начала начальную фазу того, что сделало бы Соединенные Штаты Америки суверенной нацией, отметив в истории действия, которые влияют на ее современность..

Причины независимости британских колоний

1- Коммерческие и экономические прецеденты

Во время своей большей стадии колониального регулирования, почти за столетие до независимости, Английская империя искала способ централизовать и контролировать коммерческие операции своих колоний, чтобы обогатить только королевство.

Колонии Северной Америки, хотя и не самые продуктивные, не избежали этой первой серии навязываний.

Намерения централизации более крупных колоний создали первые разногласия между колонистами и Великобританией, что привело к принятию мер, которые нанесли вред новым поколениям рабочих и торговых поселенцев, а также затруднили внутренние колониальные процедуры..

В это время рождаются первые признаки, которые привели бы к независимости.

2- Экономические навязывания английской короны

Семилетняя война против Франции привела к тому, что Английская империя оказалась в очень плохом социальном и экономическом состоянии, разбалансировав свои внутренние отношения и, тем более, те, которые она поддерживала со своими колониями в Америке..

Правительство пыталось выздороветь, вводя новые и более строгие меры по контролю за коммерческими отношениями своих колоний и снабжая внутреннюю казну.

Чтобы максимизировать доход через колонии, Корона оказывала большее давление на свои североамериканские колонии, которые до этого были признаны одними из наименее продуктивных на континенте..

3- Внутренние свободы

Обе колонии и их внутренние провинции развили большую экономическую и политическую автономию, поддерживая торговые отношения между ними без какого-либо посредничества английской империи..

Причиной такого отсутствия надзора за колониями в Северной Америке было то, что они не считались такими продуктивными, как колонии в Южной Америке и Карибском бассейне..

Идея увидеть, что их экономическая и политическая свобода подорвана навязыванием короны, была достаточной причиной для консолидации организации, которая стремилась к независимости и признанию в качестве нации..

Колонии уже имели историю политических, экономических и социальных отношений, что позволило им укрепиться против уничтоженной английской короны..

Это позволило сохранить лучший контроль над завоеванными территориями, хотя внутреннее разделение на американском континенте между патриотами и лоялистами было довольно заметным.

4- Влияние Просвещения

Американские колонии не были изолированы и были осведомлены о появлении и формировании движения на европейских землях, где доминировали абсолютные монархии, и почти все они были колониалистами в некоторых регионах Америки..

Просвещение дало бы новые концепции равенства, справедливости и разделения властей.

Появление первых размышлений о человеке и его рациональной способности рассеять сомнения вокруг него в движении, известном как Просвещение, ослабило социальный контроль, который империя могла иметь над 13 североамериканскими колониями..

Члены этих групп начали развивать свою собственную муку, так как это было стремление к свободе.

Таким образом, учитывая, что Французская революция была кульминационным моментом Просвещения, реакции и движения, возникшие в Северной Америке в 18 веке, также дополнили его консолидацию..

5- Поддержка и импульс других стран

Колонии, которые впоследствии сформировали Соединенные Штаты Америки, некоторое время автономно управляли отношениями с такими странами, как Франция, получая отношения, которые в конечном итоге были бы полезными..

Эта независимая компания позже завоевала симпатии таких королевств, как Испания и Голландия..

Франция воспользовалась прецедентом Семилетней войны против англичан и обратила все свои силы на поддержку борьбы американских колоний, вновь объявив войну Британской империи..

6- Начинающая политическая власть

Колонии считались поселениями очень далеких отношений по отношению к английскому мегаполису..

Необходимость развиваться практически сама по себе привела зарождающуюся американскую нацию к поиску механизмов, необходимых для консолидации общества, которое не должно полностью зависеть от контроля над большим государством..

Низкий политический охват высших поселенцев сделал для них почти невозможным играть ведущую или влиятельную роль в имперских дискуссиях о колониализме..

Их дипломатическая отдаленность будет держать североамериканские колонии в подвешенном состоянии, в котором они должны были только подчиниться новым требованиям короны.

В начале независимость 13 колоний считалась движением, которое привело бы к рождению нации.

Объявленная этими колониями независимость, объявленная борьбой с очень низким уровнем насилия, приведет к серии конфликтов, которые будут охватывать процесс, переживаемый американской революцией, и развиваться в течение почти 20 лет с признанием независимости Великобритании в 1783 году.

Читайте также: