Какова функция эпизода гадания олеси что говорит олеся о доброте ивана тимофеевича права ли она

Обновлено: 28.06.2024

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

2. Слово учителя о творческой истории повести:

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

- Ваше отношение к главным героям повести

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

Сколько лет Олесе?

Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

Какой дар передан Олесе по наследству?

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

Настоящее имя Олеси?

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

Как звали собаку Ярмолы?

Самое любимое занятие дворян?

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.

Повстречавшись в избе ведьмы Мануйлихи, между Олесей и рассказчиком пробегает искра, которая очень скоро перерастает в страсть, позволяющую им забыть обо всем на свете. Несмотря на отсутствие опыта с мужчинами, Олеся мудра, но и одновременно решительна в этом вопросе. Чувства полесской колдуньи к гостю искренние, а любовь все поглощающая. Девушка представлена автором с качествами, напоминающими ребенка. Она наивна, игрива, верит в лучшее. Обособленная жизнь с бабушкой вдали от людей привела ее к тому, что она не знала о том, сколько зла существует на свете. Героиня вела себя непосредственно, каждое ее слово было откровенным, а жесты привлекательны. Именно это делало ее неповторимой в глазах писателя, готового находиться у ее ног и день, и ночь. Кроме того, умение приводить в исполнение заговоры разыгрывают воображение мужчины еще больше.

На фоне нетронутой природы отношения Ивана Тимофеевича и Олеси строятся идеальными. Писатель становится на путь самообмана , не желая верить в предсказания своей возлюбленной. Его страшит разлука, связанная с болезнью. Подобное состояние становится проявлением скуки, страсти и любви мужчины. Однако он сдается, отказываясь от своего счастья в одно мгновение. Поведение влюбленных на протяжении произведения полностью соответствует их внутренним переживаниям. Они не замечают ни времени, ни то, что о них думают окружающие люди.

Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича?

Мне всегда было непонятно: как можно что-то строить, когда ты заранее знаешь, что это все вскоре рухнет? Как можно любить, зная, что твоя любовь обречена?

А ведь именно о такой любви купринский рассказ “Олеся”.

Девушка Олеся, выросшая вдали от людей, воспитанная своей бабушкой и свято верившая в судьбу, нагадала Ивану Тимофеевичу любовь трефовой дамы. Карты подсказали ей, что любовь обернется трагедией. Олеся даже не подозревала, что она-то и будет этой трефовой дамой.

И все же уже при первой встрече девушка прониклась симпатией

Молодая, красивая “дикарка” тоже понравилась городскому человеку. Он отметил, что она не похожа на других: Олеся была естественна во всем. “Олеся влекла его к себе, как влечет все новое и тайное, неизведанное и непонятное”. Молодые люди стали общаться, что не очень нравилось колдунье Мануйлихе. В отличие от молодых людей, она понимала, что ничем хорошим это кончиться не может.

После долгой разлуки Олеся и Иван Тимофеевич признались друг другу в любви. Они решили одолеть свою судьбу, пойти наперекор ей и быть вместе. Думаю, что будущего у этой любви не было. Иван Тимофеевич – городской

интеллигент, он не смог бы жить в лесу, он “не смел даже воображать, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев”.

И хотя чувства его были глубокими, а желание жениться на Олесе и забрать ее и Мануйлиху в город было искренним, многое стояло между ними.

Олеся была дочерью Природы, которая верила в то, что их род проклят Богом, что у каждого есть своя судьба. Она попыталась переломить судьбу – чтобы сделать приятное любимому, пошла в церковь. Приход Олеси в церковь – это еще и желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный.

Но селяне не пустили “колдунью” в церковь, они избили и оскорбили Олесю – жестокий мир не знает пощады. Олеся не вписывается в окружающий мир Злобы и Зависти, корысти и лицемерия. И тут уж Иван Тимофеевич ей ничем не поможет.

Олеся уезжает, оставив как воспоминание о себе нитку красных бус.

И несмотря ни на что, герои были счастливы то недолгое время, что были вместе.

Могла ли их судьба сложиться по-другому? Думаю, что нет – слишком велика разделяющая их пропасть. Куприн показал неизбежность столкновения и гибели хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.

Вариант 2

Действие происходит не в привычном русском регионе, а в достаточно самобытном Полесье (Волынская губерния, ныне территория Украины и Белоруссии). Главный герой — писатель Иван Тимофеевич, петербуржец, вынужденный на несколько месяцев переехать на западную окраины Российской Империи. Местное население — полещуки, очень своеобразная национально-этническая группа, со своим устоявшимся укладом жизни и традициями.

Среди местных жителей Иван познакомился с местными изгоями, матерью и дочерью, живущими в лесу, не общающимися ни с кем из местных жителей. Суеверные односельчане обвиняют их в колдовстве, а женщины не очень и стремились опровергать слухи, вместо этого предпочли покинуть деревню

Молодая девушка, Олеся (местный вариант имени Елена), начинает общаться с главным героем. Девушка очень понравилась горожанину, но он тоже не способен отказаться от снобизма. Иван Тимофеевич не способен понять Олесю, которая привыкла жить в лесу в гармонии с природой. Она ничем не соответствует стандартам просвещенного общества.

Повесть заканчивается расставанием главных героев. Олеся, посетившая церковь, подверглась травле со стороны местных жителей. Она была вынуждена сбежать вместе с матерью. Единственное, что осталось молодому человеку от еще недавней возлюбленной — коралловые бусы, оставленные Олесей на память.

Произведение написано в духе Тургенева. Как и у другого великого русского писателя, женский персонаж оказывается более сильным и мужественным. Молодая девушка, также полюбившая Ивана, осознала, что его чувство к ней — поверхностно, главный герой не способен бороться за свою любовь. Поэтому девушка предпочла сбежать.

Главный вывод из повести Куприна — ради настоящей любви нужно быть готовым принимать волевые решения. Главный герой оказался не готов, именно поэтому вынужден с грустью вспоминать свое увлечение.

Другие сочинения: ← В недрах земли↑ КупринСуламифь →

Сочинения

Русский писатель Куприн Александр Иванович написал много произведений. Они популярны и в настоящее время, вызывая волнения у людей разных возрастов, ведь главной темой своих работ автор выбрал любовь. На одном из уроков мы также познакомились с одной из его повестей. Называлась она Олеся. Это, наверное, самая трогательная его работа, по которой школьники пишут сочинение, раскрывая образ Олеси, поднимая тему дружбы, тематику любви и отношений. Вот и мы сегодня пишем сочинение по повести Олеся, раскрывая взаимоотношения героев, где есть он и она и их любовь, а остальное не важно. Но, выдержат ли герои испытания? Пронесут ли они свою любовь до конца?

Он и она в повести Куприна Олеся

Работа Куприна Олеся — это не просто повесть, это гимн, посвященный настоящему чувству любви. В повести он и она — главные герои и главная тема произведения. Здесь Куприн воспел чистое и светлое чувство, которое может испытать каждый человек. Любовь Олеси к своему герою оказалась по-настоящему великой, ради которой девушка готова была на все. А вот любовь Ивана Тимофеевича вряд ли была чистой и большой. А может это был просто очень слабый человек, не готовый к жертвам и идти на все ради своей любимой.

Герои повести очень разные. Он — городской житель, что приехал в деревню изучать нравы и быт. Она — выросла в лесу и была внучкой ведьмы. Он — писатель, образованный, добрый, но вместе с тем, слабый человек. Она — самобытная, по-детски наивная, свободная натура со светлым умом и очень сильная.


Они полюбили друг друга. Но проблема была в том, что персонажи отличались не только своим сословием, но и любовью друг к другу. Если его привлекла красота девушки, ее женственность и наивность, то девушка увидела все недостатки героя. Она их узнала и приняла его таким, какой он есть, несмотря на то, что их чувство было обречено. Она любила очень сильно, поэтому и пошла ради Ивана Тимофеевича в церковь зная, что этот поход завершится трагедией. А вот главный герой оказался не способен на жертвы и на поступки ради любимой. Он ведь предчувствовал несчастье и даже был у него порыв остановить любимую, но нет. Сдержал себя и что мы имеем? Из-за его слабости, страха, боязни жениться, девушка пострадала, а их любовь завершилась расставанием. Олеся с бабушкой были вынуждены оставить свое жилище в лесу и бежать подальше из родных краев, где им уже давно были не рады.

А какую оценку поставите вы?

Символы в повести

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

1. Какие периоды выделяют в развитии русской литературы 20 века? Укажите хронологические рамки этих периодов.

2. С чем связана раздробленность литературного процесса 20 века?

4. Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

5. Перечислите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

6. Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?

7. В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?

8. Перечислите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.

9. Чем реализм начала 20 века принципиально отличается от критического реализма в литературе 19 века?

10. Дайте общую характеристику сатирической литературе начала 20 века.

2. Иван Алексеевич БУНИН

1. В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика? Каким темам посвящены рассказы писателя? Какую роль играют в бунинских рассказах сюжет, лирические мотивы, исповедальные мотивы, художественная деталь? Каков хронотоп прочитанных вами рассказов Бунина?

10. Почему повествование сопровождается цитатами из священных буддийских книг?

13. Соотнесите название рассказа с эпиграфом. В чём смысл и названия, и эпиграфа?

14. Что Бунин сообщает читателю о Чанге и его хозяине? Почему события их жизни намечены только штрихами? 15. Можно ли считать измену жены капитана событием , предопределившим его горестную судьбу?

19. Выпишите из этих рассказов 5 – 7 высказываний, привлекших ваше внимание, и прокомментируйте их.

3. Александр Иванович КУПРИН


(Максим Горький)

Мне и хочется на волю,

Цепь порвать я не могу…



а) убийство Пеплом Костылева;

в) самоубийство Актёра?

  • Существует мнение, что Лука и Сатин – только кажущиеся антиподы. В каких эпизодах они ведут себя одинаково?
  • Выпишите реплики персонажей пьесы, ставшие афоризмами. Какое значение эти афоризмы приобрели в наше время?
  • Что вам известно об истории создания повести? Почему Андреев изменил первоначальное название повести?
  • Насколько тесна связь повести и Евангелия? Что, по вашему мнению, важнее для автора – переосмыслить евангельский сюжет или осмыслить предательство как таковое?
  • Что привлекает и отталкивает во внешности Иуды? Что известно о его прошлом?
  • Чем Иуда выделяется среди других апостолов? Выделяет ли его Иисус?
  • Что объединяет Иуду и Иисуса? Можно ли сказать, что у каждого из них своя миссия?
  • Дайте характеристики Иоанну, Фоме, Петру. Над чем заставляет их задуматься Иуда?
  • Какие поступки Иуды получают двойственное толкование?
  • Любит ли Иуда Иисуса? Почему он предает учителя?
  • Может ли предательство быть вызвано благими намерениями? Дайте оценку предательству Иуды.
  • Подтверждает ли финал повести то, что Иуда – единственный верный ученик Иисуса?
  • Чем интересна повесть современному читателю?

6. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

6. А) Поэзия К.Д. Бальмонта

Я – изысканность русской

медлительной речи,

Предо мною другие

поэты – предтечи…

К.Д. Бальмонт Он всегда был величав, ни на минуту не забывал,

что он не простой смертный, а поэт.

6. Б) Александр Александрович Блок

1.Какие периоды выделяют в творчестве А.А.Блока?

2.Какое влияние на поэзию Блока оказало учение Владимира Соловьёва?

3.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

Выучите одно (или два) из них наизусть.

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество.

Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь.

? При внешней простоте сюжета — в чём новаторство повести?

2. Почему Ивана Тимофеевича привлекает рассказ о местной колдунье?

3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?

4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?

5. Чьими глазами показаны события в повести? Кому из персонажей даны характеристики? А кому НЕ даётся характеристика?

6. Какова функция эпизода гадания Олеси? Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она?

7. Какие поступки Ивана Тимофеевича позволяют судить о его чувствах к Олесе?

8. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

9. В чём смысл финала повести?

. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны?

11. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?

12. По каким деталям можно воссоздать психологический портрет Желткова?

13. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере? Какова реакция окружающих на подарок?

14. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

15. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

16. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли — любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.

Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, — она убивает в них душу, лишает самого главного — трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.

Личность Ивана Тимофеевича


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

2. Слово учителя о творческой истории повести:

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

- Ваше отношение к главным героям повести

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

Сколько лет Олесе?

Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

Какой дар передан Олесе по наследству?

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

Настоящее имя Олеси?

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

Как звали собаку Ярмолы?

Самое любимое занятие дворян?

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

Чёрный кот и сова.

За что люди прогнали ведьму из села?

Извела у одной молодицы дитя.

Какие птицы дружили с Олесей?

О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?

Какой картой в колоде является Олеся?

Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?

Почему Олеся никогда не ходила в церковь?

Её душа с рождения продана дьяволу.

За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?

За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.

Чего самого элементарного не знает Олеся?

За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?

Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?

Во сколько раз деревня меньше Петербурга?

На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?

В середине болит, ни есть, ни пить не могу.

Сколько грамотных людей в деревне?

В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

7. Выводы по повести на материалах презентации

8. Подведение итогов, рефлексия:

- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.



Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли.


Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".

Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС.


Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе".


Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского").


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.

Портрет: возраст, описание внешности, речевая характеристика

Описания внешности Ивана Тимофеевича в повести нет, так как это произведение написано от его лица. Сколько ему лет не указано, известно только, что он довольно молодой человек, писатель, первый рассказ которого был уже опубликован в какой-то маленькой газетке. Иван Тимофеевич — интеллигентный человек, речь его грамотна, пишет он свои воспоминания об истории любви его и Олеси интересно.

Социальное положение, образ жизни

Иван Тимофеевич был дворянин, интеллигент, городской житель, служил в каком-то ведомстве. Однажды ему предложили поехать на 6 месяцев по служебным делам в Волынскую губернию, в село Переброд, и он согласился. Иван Тимофеевич приехал в Полесье, не предполагая, что будет скучать. Он надеялся, что ему будет интересно познакомиться с обычаями, легендами и преданиями народа, живущего там.

От скуки Ивана Тимофеевича спасала только охота. Когда наступила непогода и охотиться стало невозможно, он стал с увлечением учить грамоте Ярмолу. Полесовщик очень хотел научиться расписываться — писать свою фамилию Попружук. Это оказалось для Ярмолы очень трудным делом.

Однажды в разговоре Ярмола сообщил Ивану Тимофеевичу о колдунья Мануйлихе, раньше жившей в Переброде, и сейчас живущей на болоте за Ириновским шляхом (это в 10 верстах от Переброда).

Олеся и была внучкой этой Мануйлихи, которую местные крестьяне считали ведьмой и когда-то прогнали её из села вместе с внучкой. Это произошло лет 5 назад, и с тех пор девушка со своей бабушкой почти не общались с сельчанами. Только иногда приходили к Мануйлихе бабы за зельем или просили им погадать, да Олеся очень редко ходила в местечко за мылом и солью да чай для бабушки купить.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича

Первая встреча Олеси и Ивана Тимофеевича произошла перед весной. Иван Тимофеевич на охоте заблудился и вышел к хате, стоящей на краю болота. В ней жила Мануйлиха с внучкой Алёной (так девушка представилась молодому барину, сказав, что по-здешнему её зовут Олесей).

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича зарождается постепенно. Они поняли, что любят друг друга после того, как почти две недели не виделись из-за болезни молодого человека ( он болел полесской лихорадкой).

Олеся так любила Ивана Тимофеевича, что, зная, что ему будет это приятно, решила пойти в церковь, хотя всегда считала, что её род из-за общения с тёмными силами проклят Богом.

После этого события Олеся и Иван Тимофеевич расстались, так как и девушке, и её бабушке невозможно было оставаться в своей хате — ведь потом что бы ни случилось в Переброде (пожар, падёж скота и т. п.), все будут считать, что это они виноваты.

На следующее утро он узнал, что град, который выпал вечером на село, у многих крестьян побил жито, и они думают, что это несчастье наслала ведьма.

Характер, поступки

И Олеся, и Иван Тимофеевич добры, вежливы, умны, любознательны. Несмотря на совет Ярмолы не ходить к Мануйлихе, молодому человеку было очень интересно познакомиться с этой ведьмой. В её внучке Олесе его очаровала не только красота, но и ум, любознательность. Она не уставала его расспрашивать о том, что волновало её яркое воображение: о других странах, городах, явлениях природы и т. д.

Олеся и Иван Тимофеевич — чувствительные натуры, обладающие интуицией. Хоть молодой человек критично относился к дару девушки предсказывать, он невольно поверил в то, что Олеся нагадала ему. Она предсказала Ивану Тимофеевичу, что скоро его очень полюбит какая-то трефовая дама и что от этой любви даме будет долгая печаль. А у молодого человека, когда Олеся спросила его, будет ли ему приятно, если она когда-нибудь пойдёт в церковь, мелькнула в голове мысль: не будет ли из-за этого несчастья. И потом он очень жалел, что не послушался смутного влечения сердца и не сказал своей любимой, чтобы она не ходила в церковь.

Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича (таблица)

Вывод

Читайте также: