Какому разряду тарифной сетки соответствует мрот

Обновлено: 28.06.2024

1. История тарифного регулирования оплаты труда в России
В социалистический период в России, как и в других странах, в том числе с рыночной экономикой, тарифная система занимала ключевое место в организации заработной платы на предприятиях. Тарифная система представляла собой совокупность нормативов, утверждаемых государством и обеспечивающих регулирование уровня тарифных ставок и окладов рабочих и служащих в зависимости от отрасли и региона страны, сложности и условий труда.
Осуществляемое централизованно тарифное регулирование заработной платы распространялось как на рабочих, так и на служащих. Тарифная система рабочих включала в себя:

  • тарифные ставки 1 -го разряда;
  • тарифные сетки;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; доплаты и надбавки к тарифным ставкам.

В тарифную систему служащих были включены:

  • схемы должностных окладов руководителей, специалистов служащих;
  • квалификационные справочники должностей служащих;
  • доплаты и надбавки к окладам.

В тарифном регулировании заработной платы рабочих и служащих важное место занимал Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, положения которого были обязательными для предприятий и организаций. Элементами тарифной системы являлись также районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за стаж работы, которые выполняли компенсационную и стимулирующую функции. Система тарифов оплаты труда выступала важнейшим инструментом государственного регулирования заработной платы.
Почти все элементы тарифной системы и рабочих, и служащих устанавливались централизованно Советом Министров СССР при участии ВЦСПС или по поручению Правительства СССР Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС. Исключение составляли лишь стимулирующие надбавки к тарифным ставкам и окладам, по которым государство устанавливало предельные ограничители, а конкретные размеры определяли сами предприятия и организации в своих положениях об оплате труда.

Государство с помощью тарифной системы стремилось обеспечить:
а) народнохозяйственное единство в оплате труда, реализацию равной оплаты за равный труд в масштабе всего общества;
б) всестороннюю дифференциацию основной части заработной платы в соответствии с различиями в сложности, тяжести, интенсивности, условиях труда;
в) неуклонный рост заработной платы на основе повышения производительности труда.
На различных этапах развития страны коренным образом изменялись основные элементы тарифной системы: тарифные сетки и тарифные ставки. В 1919 г. была введена единая 35-разрядная тарифная сетка. По первым 14 разрядам тарифицировались рабочие, по остальным — инженерно-технические работники.
В 1921—1923 гг. была осуществлена тарифная реформа. Сначала введена 17-разрядная тарифная сетка с диапазоном 1:5, а затем 1:8. По этой сетке ученикам присваивались первые два разряда; необученным рабочим простого труда — третий; рабочим низкой квалификации четвертый; квалифицированным рабочим — пятый, шестой, седьмой; Высококвалифицированным рабочим — восьмой, девятый. Служащие тарифицировались до 17-го разряда. В конце 1921 г. взамен 17- разрядной сетки было введено несколько сеток с различным диапазонами в том числе
для рабочих — 1:3, для служащих — 1:8. В 30 — х годах с целью усиления дифференциации тарифных ставок в зависимости от сложности труда диапазон тарифной сетки рабочих был увеличен до 1:3,8, а в некоторых отраслях тяжелой промышленности — до 1:4,4.

В годы Великой Отечественной войны в основном применялись натуральное снабжение и карточная система. Одновременно с этим была повышена стимулирующая роль заработной платы, прежде всего в тех видах производств, где укреплялась оборонная мощь государства.
В послевоенные годы в отраслях народного хозяйства использовалось огромное количество тарифных сеток, доходившее примерно до 2 тысяч с различным количеством разрядов и диапазонов. Сохранявшийся в течение многих лет неизменным размер тарифных ставок в условиях повышения заработной платы привел к тому, что тарифная система перестала выполнять присущую eй роль в организации оплаты труда.
Реформирование тарифной системы было проведено в 1956 -1964 годах. Тарифные ставки рабочих в различных отраслях были повышены на 30—70%, при этом ставки низшего разряда — 60—80%. Количество применяемых тарифных сеток оплаты труда рабочих было сокращено до 10, число тарифных разрядов с 5—15 довели до 6—10, диапазон тарифных сеток уменьшили с 1:2,5- 1:4,1 до 1:1,8—1:2,6. В 1968 г. в связи с повышением минимального размера заработной платы до 60 руб. в месяц были увеличены тарифные ставки и оклады отдельным категориям рабочих.
Очередные коррективы в тарифную систему были внесены в 1972—1975 годах. Одновременно с повышением минимальной заработной платы до 70 руб. в месяц были увеличены тарифные ставки и оклады среднеоплачиваемых категорий работников. Количество тарифных сеток рабочих было сокращено с 10 до 4, рам рядов — с 6—10 до 6—8, диапазон тарифных сеток был изменен с 1:1,35—1:2,42 до 1:1,58—1:2,1.

Для планово-распределительной системы был характерен высокий уровень централизации в сфере тарифного регулирования заработной платы. Тарифная система была малоподвижной и неспособной в полной мере и оперативно учитывать все особенности различных видов деятельности, а также изменения, связанные с динамикой национального дохода, внедрением достижений научно-технического прогресса в производство. Тарифные ставки и оклады пересматривались крайне редко, что вынуждало руководителей предприятий обеспечивать рост общей заработной платы работников за счет повышения размеров доплат, надбавок и премий. Уменьшение доли тарифа вело к деформированию структуры заработной платы, снижению воспроизводственной функции тарифных ставок и окладов.
Понимая необходимость учета специфики предприятий при тарифном регулировании заработной платы, государство расширило их возможности в применении надбавок к тарифным ставкам и окладам. Так в производственных отраслях народного хозяйства в 1986 г. постановлением № 1115 было предоставлено право предприятиям устанавливать надбавки за высокое профессиональное мастерство рабочим III разряда в размере до 12% тарифной ставки, IV разряда — до 16 %, V разряда — до 20%, VI разряда — до 24%. Кроме того, предприятия получили право устанавливать рабочим высшей квалификации выполняющим особо сложные работы, повышенные до 250 руб. (а в отдельных отраслях до 350 руб.) оклады взамен тарифных ставок. Такие меры повысили гибкость тарифной системы рабочих.
При регулировании заработной платы специалистам, служащим и большинству руководителей была предусмотрена так называемая вилка, определяющая диапазон между минимальным и максимальным окладами по каждой должности. В пределах этого диапазона с учетом реально имеющихся различий в квалификации соответствующей должностной группы устанавливался конкретный оклад работнику.

2. Определение минимальной тарифной ставки
Определение минимальной тарифной ставки — центральный пункт разработки внутрипроизводственной тарифной системы. Минимальная тарифная ставка представляет собой, по существу, норму оплаты за норму труда, принимаемого за эталон, т. е. имеющего самые низкие характеристики по всем тарифообразующим факторам (сложности груда, условиям труда, его напряженности и тяжести, значимости в производственном процессе предприятия и др.). Иными словами, как минимум это должен быть наиболее простой труд, выполняемый в нормальных (благоприятных) условиях труда с интенсивностью в пределах или даже несколько ниже нормы и не относящийся к видам труда повышенной значимости для предприятия.
Уровень оплаты работника, занятого таким трудом, при условии выполнения им нормы труда (трудовых обязанностей) должен обеспечить ему уровень потребления, достаточный для воспроизводства его способности к труду. При этом норма труда должна быть рассчитана на полную загрузку работников в течение рабочего дня нормальной продолжительности.

С теоретической точки зрения, минимальная тарифная ставка должна быть или равной минимальной заработной плате, гарантируемой законом, или быть несколько выше ее.
Самым первоочередным критерием, на который целесообразнее всего ориентироваться (не принимать, а ориентироваться), — это величина прожиточного минимума, рассчитанного для города (территории или экономического района), где находится предприятие. Имеются в виду расчеты, основанные на использовании главным образом региональных минимальных потребительских бюджетов (МПБ) или бюджетов прожиточного (физиологического) минимума по регионам Российской Федерации (БПМ).
Названные бюджеты регулярно рассчитываются административно-территориальными органами по труду в составе органов исполнительной власти субъектов РФ по единой методике. МПБ и БПМ формируются по стандартному набору потребительских благ и услуг с использованием соответствующих норм потребления основных продуктов питания и основных услуг по зонам Российской Федерации и рассчитываются в действующих в регионах ценах. Так, структура МПБ мужчины трудоспособного возраста как основа для определения минимального размера заработной платы предусматривает 12 основных статей расходов, в том числе расходы на питание, одежду, обувь, жилищные и коммунальные услуги, транспорт, связь и т. д. Эти расходы, выраженные в денежном исчислении в расчете на месяц по ценам конкретных регионов, представляют собой издержки воспроизводства трудоспособного мужчины и являются поэтому основой для установления минимальной оплаты его труда.

В настоящее время на общегосударственном уровне большее применение находит бюджет прожиточного (физиологического) минимума населения РФ, рассчитываемый по сокращенной против МПБ структуре статей расходов.
Вполне вероятно, что в отличие от общегосударственного уровня на уровне предприятия можно достичь большего сближения, а возможно, и равенства размеров минимальной оплаты со стоимостью БПМ и МПБ. Не исключена также возможность превышения размера минимальной ставки оплаты труда по отношению к стоимости бюджетов, что целиком и полностью зависит от экономических возможностей предприятия.
Названные выше региональные бюджеты можно запросить в соответствующих административно-территориальных органах по труду городов, областей, краев, других административных образований в составе Российской Федерации. В случае отсутствия таких бюджетов в административно-территориальных органах по труду предприятие может самостоятельно провести ориентировочные расчеты МПБ и бюджета минимума материальной обеспеченности по методикам, официально действующим или неофициальным, рекомендованным научными и другими организациями.
Полученную расчетную величину прожиточного минимума далее необходимо сопоставить со средней заработной платой за соответствующий период в расчете на месяц. Если это соотношение находится на уровне, превышающем 45—50%, то соответствующую величину прожиточного минимума нельзя принимать в качестве минимальной тарифной ставки предприятия, поскольку, вероятнее всего, не останется средств на нормальную дифференциацию по другим тарифообразующим факторам (сложность, условия труда), а также на поощрение за перевыполнение норм трудовых затрат и показателей премирования. Если это соотношение находится в пределах 35—45%, то расчетную величину соответствующего бюджета можно принять в качестве минимальной тарифной ставки.
Второй важный критерий, который необходимо иметь в виду при определении минимальной тарифной ставки — это ее соотношение со средней заработной платой. Если минимальная тарифная ставка устанавливается на уровне 35% от средней заработной платы, то при сохранении ранее сложившихся факторов дифференциации (т. е. 1:2 -диапазон оценки сложности труда рабочих и 1 : 5 — весь диапазон оценки сложности от рабочего 1 -го разряда до 6-й группы дифференциации по условиям труда от 4 до 24% и т. п.) будет обеспечиваться доля тарифа в заработной плате на уровне, близком к 60%, если минимальная ставка будет установлена на уровне 45% от средней заработной платы, то доля тарифа повышается до 80-85% среднего заработка. При увеличении диапазонов дифференциации заработной платы по сложности, условиям труда и другим тарифообразующим факторам доля тарифа в заработке возрастет, при их уменьшении — соответственно снизится.

Вопрос о доле тарифа в заработной плате имеет существенное значение. Чем она выше, тем более гарантированный характер имеет организация заработной платы на предприятии. Но в то же время гарантированность в оплате требует более высокой организации производства, более высокой дисциплины труда и соответствующим образом гарантированной производительности со стороны работников, т. е. требуется относительная стабильность производства при достаточно высокой его организации.
Низкая доля тарифа при нормальной организации производства может выступать фактором, дестабилизирующим организацию зарплаты и через нее организацию производства. Удельный вес тарифа менее 40—50% свидетельствует о том, что нормы труда начинают все более и более перевыполняться вследствие их малой напряженности и постепенно устаревать, что рост заработной платы обусловливает факторы, зависящие не от работника, а от предприятия в целом и не учитываемые в нормах труда работников (монопольное взвинчивание цен на продукцию, техническое переоснащение производства и внедрение новых технологий, общее улучшение организации производства и т. п.). При определении минимальной ставки работников предприятия следует ориентироваться на оптимальный для работы предприятия в условиях некоторой нестабильности удельный вес тарифа в заработной плате, примерно равный 65—70%, с последующим повышением этого уровня. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет не менее 90%, что обеспечивает высокий уровень организации оплаты и труда.
На нестабильно работающих предприятиях необходимо поддерживать долю тарифа в среднем на уровне 50%, не допуская, во всяком случае, снижения ниже 45%. Вынужденный низкий удельный вес тарифа предполагает, что и минимальная тарифная ставка не может устанавливаться на уровне, соответствующем прожиточному минимуму. Нестабильность производства, его спад, падение производительности труда означают, что организация производства не может обеспечить загрузку работника в пределах нормы (трудовых обязанностей). Это служит объективной основой установления заниженного уровня минимальной тарифной ставки.
В современных условиях получается, что минимально необходимый уровень воспроизводства рабочей силы обеспечивается всей заработной платой, а не ее тарифной частью.

Если при решении вопроса об уровне минимальной тарифной ставки предприятие вынуждено устанавливать ее на уровне ниже прожиточного минимума, то необходимо следить, чтобы это снижение не зашло за пределы:
а) уровня, предусмотренного территориальным соглашением;
б) уровня, предусмотренного отраслевым соглашением;
в) минимальной заработной платы, установленной Правительством РФ. Устанавливать минимальную тарифную ставку ниже законодательно установленной минимальной заработной платы предприятие не имеет права.
При окончательном установлении размера минимальной тарифной ставки работников предприятия следует также иметь в виду, что в ранее действовавшей административно-командной модели экономики тарифная часть заработной платы устанавливалась на сравнительно низком уровне, что создало определенный стереотип в организации оплаты, от которого не каждое предприятие может отказаться сразу, опасаясь завышения оплаты труда за счет увеличения тарифной, т. е. гарантированной ее части. С другой стороны, происходящие в стране инфляционные процессы, повышение стоимости жизни и, как следствие, возросшее давление работников на администрацию предприятий с требованиями увеличения заработной платы ставят предприятия перед необходимостью соответствующего увеличения оплаты труда, а следовательно, и повышения ее минимального уровня. Названные процессы должны приниматься во внимание при определении размера минимальной тарифной ставки как основы для разработки внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда рабочих и служащих.

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Комментарии к ст. 143 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. Комментируемая статья дает понятие тарифной системы и называет все ее элементы. Она в большей части имеет характер нормы-дефиниции.

2. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы. Она включает в себя следующие элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады); тарифные коэффициенты; тарифную сетку.

Традиционно к тарифной системе относили также тарифно-квалификационные справочники работ и профессий; тарифно-квалификационные характеристики; локальный акт тарификации работ на основе оценки рабочих мест; районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки, имеющие компенсационный характер.

Часть 9 комментируемой статьи подчеркивает, что тарифные системы разрабатываются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, т.е. значение актов, содержащих квалификационные характеристики, сохраняется. Наряду с этим должны учитываться и профессиональные стандарты.

При разработке тарифной системы должны учитываться государственные гарантии по оплате труда, т.е. обязанность работодателя регулярно производить индексацию заработной платы, в повышенном размере оплачивать работу с особыми условиями труда, недопустимость установления оплаты труда ниже установленного федеральным законом минимума и др.

3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. На основе тарифно-квалификационного справочника определяется разряд работ и присваиваются разряды рабочим.

Порядок тарификации (отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда) определяется локальными нормативными актами.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих служит основой для дифференциации оплаты труда указанных категорий работников.

Тарифно-квалификационные справочники в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" разрабатываются Минтрудом России совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, и утверждаются Минтрудом России. Минтруд России определяет и порядок их применения.

В настоящее время применяются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г., и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

Профессиональный стандарт в соответствии с ч. 2 ст. 195.1 ТК представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".

Министерством труда приняты несколько приказов в целях организации деятельности по разработке профессиональных стандартов:

- от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта";

- от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";

- от 12.04.2013 N 147н "Об утверждении макета профессионального стандарта".

4. Следующим элементом тарифной системы являются тарифные ставки. Они определяют размер оплаты труда работников соответствующих разрядов в единицу времени (час, день, месяц).

Тарифная ставка первого разряда - это размер вознаграждения за простой труд (труд низшего уровня квалификации), произведенный в единицу времени (день, час, месяц). Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера заработной платы, установленной законом.

Тарифные ставки первого разряда на практике обычно дифференцируются по формам оплаты (сдельная и повременная) и по отдельным профессиональным группам (с обычной и повышенной интенсивностью труда).

Тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются умножением тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих разрядов.

Наряду с тарифными ставками тарифная система включает оклады, а также должностные оклады для руководителей, специалистов и служащих.

Оклады могут устанавливаться и для рабочих. Должностные оклады (ежемесячный размер оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией) устанавливаются в штатном расписании.

5. Важнейшим элементом тарифной системы является тарифная сетка. Она представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость заработной платы рабочего от его квалификации.

Тарифные сетки имеют следующие параметры: число разрядов; диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду).

6. Тарифный разряд отражает сложность труда и требуемый от работника квалификационный уровень. Квалификационный разряд отражает уровень профессиональный подготовки работника. Эти разряды могут не совпадать в тех случаях, когда профессиональная подготовка работника ниже или выше той, которая требуется для выполняемой работы.

7. Часть 9 ст. 143 определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от вида работодателя и формы собственности организации тарифные системы устанавливаются в едином порядке - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.

О выборе и соотношении указанных актов см. коммент. к ст. 135.

Задайте вопрос юристу:

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Комментарий к Статье 143 ТК РФ

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

- оклады (должностные оклады);

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 рублей (на сегодняшний день - это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим - 2,047), несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент - 2251,7 рубля.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке - на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней содержится 18 разрядов. Ранее соотношение тарифных разрядов этой тарифной сетки было установлено 1:10,07, т.е. оплата труда по высшему XVIII разряду превышала оплату труда по первому (низшему) разряду в 10,07 раза. Однако с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5.

Размер тарифной ставки I разряда устанавливается Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда. При повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.

Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти коэффициенты увеличиваются при увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Разряды оплаты труда в ЕТС отражают сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивается различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и т.п.).

Тарификация различных работ, профессий, специальностей в зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т.е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТС), порядок утверждения которого обозначен в Постановлении Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787.

ЕТС устанавливает тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника ("должен знать").

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Данный квалификационный справочник содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Должностные обязанности" перечисляются трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел "Должен знать" включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации" предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

Тарификация рабочих производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14 октября 1992 г. N 785 руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, месячные ставки и оклады могут устанавливаться, исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ (сейчас - Министерством здравоохранения и социального развития РФ), исходя из XI и XII разрядов Единой тарифной сетки.

С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196. В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ETC.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Другой комментарий к Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 143 ТК РФ дано легальное определение понятия "тарифная система оплаты труда" и ее элементов, которое ранее было закреплено в ст. 129 ТК, закреплен порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах, коллективных договорах и соглашениях правил, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т.е. реализовать требования ст. 132 ТК РФ.

2. В соответствии со ст. 143 ТК РФ в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда. Месячная тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.

Оклад - это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию. Размер месячного оклада не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний - наиболее сложным.

3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Присвоение работникам тарифных разрядов производится с целью оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов - с целью оценки уровня профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников установлен Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г.) "О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а Порядок применения справочников - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (БНА. 2004. N 14).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.

Применяемый в настоящее время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8) этот справочник применяется во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а необходимые изменения и дополнения в него вносит Министерство труда и социального развития РФ.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: "должностные обязанности", "должен знать", "требования к квалификации".

4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является то, что разработка всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям, осуществляется на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней).

5. В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу (Закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.).

Размер тарифной ставки в бюджетном учреждении — от 4500 рублей и выше. Единого показателя нет, оклад зависит от отрасли, должности и региона.

Каждому работнику заработная плата начисляется индивидуально. Она напрямую зависит от количества отработанных часов и выполненного объема работ. Эти показатели лежат в основе зарплатной сетки работника и влияют на тарифную ставку. Последняя применяется бухгалтерами для ежемесячных расчетов зарплаты. Для каждой должности в трудовом договоре предусмотрена отдельная ставка.

Что такое тарифная сетка

Систему используют с советских времен. Применяют тарификационную сетку для бюджетников и в коммерческих организациях. Тарифная сетка — связь между разрядом работника и тарифной ставкой, ее оформляют в виде таблицы. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.

Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве и позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии.

Тарифная система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими.

Как ее применяют

Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.

Как используют классификацию по новым стандартам

Проводить тарификацию работ и устанавливать профессиональный уровень рабочих профессий рекомендуется по государственному единому тарификационному справочнику. И хотя конкретные разрядные сетки бюджетника-воспитателя (тарификационные сетки) в ЕТКС не установлены, в классификаторе приводят наиболее полный перечень характеристик работ, их сложности, корректные требования к уровню знаний и навыков работников.

Классификатор разделен на несколько разделов, каждый из которых посвящён отдельной отрасли. Причем все части справочника были утверждены приказами соответствующих министерств. Здесь некоторые статьи одобрены Госкомтрудом СССР или Минтрудом РФ. Несмотря на то что справочник периодически обновляется, он еще имеет немало стандартов видов работ, которые были разработаны очень давно.

Квалификация работников руководящего звена тоже унифицирована. Этим трудовым категориям посвящён единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Содержит он в себе основные виды должностей. Последние различаются на следующие категории:

  • служащие;
  • специалисты;
  • руководители.

Этот справочник поделен на 2 части. Первая охватывает производственные сферы хозяйствования, вторая касается проектной, научно-исследовательской и конструкторской сфер деятельности. Характеристики должностей включаются себя следующие разделы:

  • должностные обязанности, то есть основные трудовые функции сотрудника;
  • уровень знаний, в том числе нормативов, касающихся деятельности предприятия;
  • рабочий стаж и наличие профессиональной подготовки.

Действуют ли единые тарифы для бюджетников

Ранее заработная плата начислялась по 18 разрядной тарифной сетке для бюджетников: на 2022 год она не применяется. Система предусматривала наличие 18 рабочих разрядов и коэффициенты от 1 до 10,7. Базовая ставка назначалась Правительством РФ. В 2007 году эта система начислений была модернизирована.

В каждой отрасли установлены базовые коэффициенты и месячные ставки, которые зависят от сложности выполняемых работ и квалификационного уровня сотрудника. Размер оплаты труда руководителя напрямую зависит от величины заработной платы его подчиненных.

Как регулируется сетка для бюджетников

Постановление Минтруда № 32 от 06.06.1996 указывало, что такое 18 разряд у бюджетников — это максимальный разряд по ЕТС, его присваивали директору бюджетного (и коммерческого) учреждения с I группой оплаты труда руководителя. Теперь единую тарифную сетку не применяют, бюджетники перешли на НСОТ — новую систему оплаты труда. Эта система утверждена ПП РФ № 583 от 05.08.2008.

По новой системе зарплата бюджетника состоит из:

  • окладов (тарифных ставок);
  • компенсационных выплат;
  • стимулирующих выплат.

Оклады и ставки зарплаты определяют руководители бюджетных учреждений в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей с учетом сложности и объема выполняемой работы. Кроме того, при распределении ставок учитывают:

  • действующий ЕТКС работ и профессий;
  • единый квалификационный справочник должностей руководителей;
  • профессиональные стандарты;
  • государственные гарантии по оплате труда;
  • перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (обновляются ежегодно);
  • мнение представительного органа работников.

Каждое бюджетное учреждение разрабатывает локальное положение об оплате труда на основе примерных положений, которые утверждают отраслевые ведомства или региональные органы власти. В этих положениях фиксируют оклады по группам оплаты труда или профессиональным квалификационным группам.

Приведем пример — таблицу окладов бюджетников в 2022 году для Ростовской области для педагогических работников по постановлению правительства Ростовской области № 886 от 25.10.2021:

Профессиональная квалификационная группа Квалификационный уровень Минимальный должностной оклад, ставка заработной платы, в рублях
ПКГ должностей педагогических работников 1-й квалификационный уровень 12 041,00
2-й квалификационный уровень 12 626,00
3-й квалификационный уровень 13 242,00
4-й квалификационный уровень 13 893,00

Учреждения бюджетной сферы ежегодно составляют тарификацию. К примеру, тарификационная сетка для воспитателей детских садов и для школьных учителей формируется на начало учебного года, то есть в конце августа. Обычно тарификацию образовательных учреждений составляют по состоянию на 1 сентября.

Компенсационные выплаты устанавливают, руководствуясь приказом Минздравсоцразвития № 822 от 29.12.2007. Компенсация положена тем, чьи условия работы отличаются от нормальных.

Стимулирующие выплаты бюджетникам рассчитывают по итогам выполненной работы за конкретный период. Деньги для этого выделяются из фонда заработной платы, который формируется исходя из штатного расписания предприятия. Бюджетное учреждение распределяет стимулирующие выплаты между работниками согласно приказу Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.2007. Директор учреждения назначает комиссию, куда входят не менее 3 человек с обязательным присутствием в составе члена профсоюза. Задача комиссии — оценить качество работы каждого сотрудника, присвоив ему баллы. Критерии, которыми будут пользоваться для этого анализа, прописывают в коллективном договоре. Вот вариант расчета цены одного балла сотруднику:

  • установить размер поощрительного фонда;
  • суммировать все баллы, полученные работниками;
  • разделить сумму фонда на общее количество балов;
  • полученную фиксированную стоимость умножить на результат работника.

Выводы комиссии фиксируются в протоколе. После этого между работниками распределяют стимулирующие выплаты, согласно сделанному заключению. Размер премии каждого работника прописывается в приказе. После подписания этого документа бухгалтерия начисляет выплаты. К работе комиссии предъявляются следующие требования:

  1. Объективность. Результаты деятельности сотрудников необходимо оценивать справедливо.
  2. Адекватность. Размер премии всегда соответствует заключению комиссии.
  3. Прозрачность. Каждый работник имеет право знать, какими оценочными критериями пользовалась комиссия, какой объем стимулирующих выплат ему полагается.
  4. Своевременность. Премии, надбавки и прочие положенные выплаты, прописанные в приложениях к коллективному договору, начисляют работнику сразу же после проделанной работы.

Поощрительные выплаты являются хорошей прибавкой к должностным окладам бюджетников. Они стимулируют качественно выполнять работу, повышать уровень своей квалификации.

Как составить тарифную сетку: пример

Согласно трудовому законодательству 18 разрядная сетка для учителей в 2022 году не действует, ее отменили еще в 2008 году. Если для должности работника бюджетной сферы не установлен конкретный оклад по межотраслевому положению или региональному постановлению, то за месячную (базовую) тарифную ставку принимают текущий размер МРОТ. С 1 января 2022 года его планируют увеличить до 13 890 рублей в месяц.

Примерная таблица с тарифной сеткой бюджетников на 2022 год в России выглядит так:

Разряд Тарифный коэффициент, % Месячная ставка, руб.
1 1,00 13 890,00
2 1,10 15 279,00
3 1,23 17 084,70
4 1,36 18 890,40
5 1,51 20 973,90
6 1,67 23 196,30
7 1,84 25 557,60
8 2,02 28 057,80
9 2,22 30 835,80
10 2,44 33 891,60
11 2,68 37 225,20
12 2,89 40 142,10
13 3,12 43 336,80
14 3,36 46 670, 40
15 3,62 50 281,80
16 3,90 54 171,00
17 4,20 58 338,00
18 4,50 62 505,00

Каждая отрасль имеет собственные коэффициенты и ставки, но схема начисления оплаты труда одинакова для всех бюджетников.

Об авторе

Александра Задорожнева Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Свежие публикации
  • 2021.12.29 ОтчетностьКак заполнить нулевую отчетность в ФСС в 2022 году
  • 2021.12.27 Отчетность ИП/ООО в ПФРКто сдает форму ДСВ-3 в 2021 году
  • 2021.12.22 Отчетность ИП/ООО в ПФРОбразец заполнения нулевой отчетности РСВ в 2022 году
  • 2021.12.21 РосстатПорядок заполнения формы ПМ (статистика)

Один комментарий

Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается на федеральном, региональном и местном уровне. В постановлениях местных властей приводятся минимальные и максимальные цифры по отраслям, профессиональным группам и должностям, а вот на федеральном уровне конкретики не найти. К примеру, Положение о системе оплаты труда в госучреждениях Ленинградской области утверждено постановлением областного правительства № 262 от 30.04.2020. А в Московской области выпустили отдельное постановление об оплате труда работников государственных образовательных организаций МО № 1186/58 от 27.12.2013 и периодически обновляют. положение.

Читайте также: