Какой запрет накладывал духовный регламент на старообрядцев

Обновлено: 14.05.2024

С конца XVII – начала XVIII в. началось жесткое административно-политическое преследование раскольников, как нелояльных к гражданским и церковным властям, одновременно используемое и как инструмент влияния на РПЦ. Оказавшись в результате гонений на окраинах страны и за ее пределами, раскольники-переселенцы ассимилировали наиболее высокие формы местных традиций – культуры и искусств (напр., Новозыбковское, Ветковское старообрядч. [территория совр. Брянской и Гомельской обл.]), порождая формы, сходные с бытовавшими в центральных районах Московской Руси, против которых выступали идеологи церковной смуты.

Государственно-церковные власти, воспринимая старообрядчество как сектантство в многообразии согласий и толков 9 , на протяжении XVIII–XIX вв. вели в отношении раскольников активную просветительскую и административно-политическую работу по линии Министерства народного просвещения, Священного Синода, МИД и МВД. В кон. XX в., в 1971 г. Собор РПЦ на основе ранних достижений в вопросах врачевания церковно-гражданского раскола и ради церковной икономии снял наложенные Собором 1666–1667 гг. на старые обряды клятвы.

Ответных примерительных, восстанавливающих церковный мир и единство шагов со стороны последователей старообрядчества в истории зафиксировано не было, что свидетельствует собственно о старообрядчестве как феномене, прежде всего, социокультурной и политико-экономической жизни общества, имеющем ярко выраженный религиозный компонент. В условиях изменения законодательной базы, это сектантское движение, оставаясь по сути лишь разрозненными социокультурными, религиозно-политическими группами, в редких случаях достигшими уровня организации Деноминации, постепенно получило институциональное оформление, безосновательно считая себя Церквами и усваивая себе именования, связанные с Русской Православной Церковью.

Таким образом, начавшееся с частных амбициозных позиций в агрессивно-неучтивых формах несогласие и противостояние, противопоставление личностно– незначительного церковной соборности и иерархии, трансформировалось посредством светского вмешательства и государственной заинтересованности в процесс и систему общественно-церковного движения, церковной жизни и привело к разделению не только внутри Церкви, но и в обществе.

Заключая, можно сказать, что в итоге преднамеренной и весьма последовательной государственной политики в отношении Церкви во второй половине XVII в. последняя, а вместе с ней и совокупное общество получили явление и процесс, последствиями которого стали, с одной стороны, социокультурная аутизация значительных групп населения, а с другой – политизация внутрицерковной жизнь, приведшая спустя несколько десятилетий к упразднению института Патриаршества в Церкви с последующим ее подчинением государству в виде государственного института – коллегии – Священного Синода вместо того, чтобы все более последовательно проводить политику в части автономизации и самостоятельности во внутрицерковном управлении и политике – независимости не только от государства, но и секулярно-партикуляристских тенденций в масштабах как Православной Эйкумены, так и Вестфальской международной системы 21 .

Невозможно не обратить внимание – посмотреть на староверие – старообрядчество 22 как на социально-политическую институцию с оригинальным идеологическим, литературно-полемическим ресурсом, которое именно своей политической активностью решительно врастало в народную словесность, постепенно формируя свою источниковую базу, которая впоследствии не только указывает и на ее якобы гражданско-экономическую, культурно-историческую значимость, и оправдывает ее социально-полическое участие-влияние на жизнь общества, государства и, безусловно, Церкови, но и активно используется для этого оправдания и влияния.

Становится очевидно, что все эти заблуждения – качественно отличная сумма идей и верований с соответствующими им умонастроениями и социально-политической активностью от православно-христианских – идейно восходят к новгород-московской ереси жидовствующих – русской версии манихейства, являя собой русское богомильство. Именно сумма этих идей и верований указывает на дуалистичность картины мира не только раннего староверия, но и в целом всего русского богомильства – исторического старообрядчества, и, подчеркнем еще раз, предопределяет совокупное умонастроение-действование своего носителя, которое и который, безусловно, имеют не только внешние отличительные признаки.

Рассуждая о генезисе старообрядчества, его представленях, также невозможно не указать базовых элементов, неразрывно связанных, сформировавшихся в древнерусско-староверческой (патриархальной) картине мира 24 .

Все это указывает на то, что старорусское староверие было категорическим противником вмешательства церковной иерархии в полномочия Царя. Но в соответствии с этим представлением, мог ли Царь обладать какими-либо правами в отношении Церкви?

Староверы, а вслед за ними и старообрядцы, во-первых, отводят Царю важное место в управлении Церковью, но отнюдь не провозглашают монарха ее полновластным хозяином. Эти их представления носили все более идеалистический характер, и суровая историческая реальность не преминула нанести по ним жестокий удар. Во-вторых, старообрядцы считали, что в первейшие обязанности Царя входит борьба с разного рода еретиками и противниками истинного православного благочестия вне и внутри Церкви и вообще обеспечение в ней благолепия и мира. После знакомства со старообрядческими сочинениями может показаться, что, по мнению их авторов, в этом вообще заключался главный смысл существования царской власти.

За попрание божественных канон и правил святых отец – за не следование установленной и преданной от предков традиции неотвратимо наступит кара, если не покаяться и не отрешиться от зла. По мнению древнерусского святоотеческого староверия ответственную миссию обличения Царя и борьбы за его душу с дьяволом должны были в первую очередь принять на себя высшие духовные и светские сановники, во главе которых должен стоять первый иерарх – митрополит или Патриарх. Реальность, однако, оказалась, для всех участников тех непростых событий совершенно иной…

Общераспространенное мнение, что раскол хранит русскую “старину”, – верно лишь при оговорке, что эта старина – не более как XVII в. Раскол не знает и не понимает настоящей русской “старины” старше XVII в. Древние тексты свято-отеческих творений (Андриатис и Златоструй, Иоанна Златоустаго, Пандекты Никона Черногорца и т.п.) неизвестны даже по названиям современному раскольнику; он так мало знаком с древним языком, что не в состоянии понимать в них ничего, кроме простейших фраз, понятных всякому грамотному русскому. Его интересы не идут далее печатных книг XVII в. до-Никоновского времени, и он дорожит здесь всем, не справляясь о древности: и Большим Катихизисом южно-русса Лаврентия Зизания, и Кирилловою книгою, составленною из статей поздних юго-западно-русских писателей, и Книгою о вере, также юго-западно-русскаго происхождения. Многочисленныя печатныя издания раскольников XVIII в. (клинцовския, гродненския и т.д.) не дают вовсе старины; это – или перепечатки книг XVII в., или “Цветник”, “История об отцах и страдальцах Соловецких”, и т.п. Лишь в немногих случая раскол держится за старину: это – “Толковый апокалипсис”, “Слово Ипполита об антихристе” и вообще те сочинения, где речь идет о конце мира.

Сделав эти замечания, также укажем: разностороннее осмысление старообрядчества как феномена социально-политической и социокультурной, религиозной жизни началось с конца XVII в. и активно ведется по настоящее время с различными целевыми установками. Важный и наибольший вклад, на наш взгляд, в историю вопроса внесли: Александр Б., Андреев В.В., Бонч-бруевич В., Гагарин Ю.В., Голубинский Е.Е., Громогласов И.М., Зеньковский С.А., Каптерев Н.Ф., Карташов А.В., Кириллов И.А., Ключевский В.О., Князьков С., Костомаров Н.И., Кутузов Б.П., митрополит Макарий (Булгаков), Макаров В.Е., Мельгунов С.П., Мельников П.И., Мельников Ф.Е., Паскаль П., Плотников К., Пономарев С., Розанов В.В., Рябушинский В.П., Сенатов В.Г., Смирнов П.С., Соловьев В.С., Субботин Н.И., Тулупов Т.С., Щапов А.П. и др.

Данная речь, направленная на принятие с участием духовных властей неканоничных решений, с которых, собственно, начинались и в предпетровское время, усилившись в петровское, гонения на ушедших в раскол, отражает логику все того же цезареполизма как цезарепапизма – антиклерикальное государство неизбежно вмешивается во внутренние дела Церкви, вынуждая ее как госорган к непопулярным и ее же дескридитирующим действиям, тем смым обеспечивая удержание своей – государственной – святости и сакральности.

Комплексный анализ в отношении содержания социально-политической активности правительственных учреждений в отношении так называемого церковного раскола представляет следующее положение вещей: наблюдается постоянное дезавуирование в расколе политической и акцентуация религиозной составялющей, притом предлагаемые просветительские меры никогда в полном объеме не были реализованы, а заменялись в основном введением социально-экономических санкций и проведением пропагандистско-полемических и карательно-репрессивных мероприятий 70 . Приведенные же факты свидетельствуют о специфике отношений государства и светских властей к религиозным организациям как виду государственно-общественных институтов, обладающих, в первую очередь, внушительными нравственно-идеологическими и социально-политическими ресурсами. Эти организации – и господствовавшая Церковь, и раскольнические общины, – как верно замечает Дж. Биллингтон, после 1667 г. были склонны заимствовать скорее светские, нежели духовные идеи, поэтому обе эти стороны могут представлять лишь обширную просветительско-миссионерскую и обличительно-полемическую литературу с весьма скудной богословско-философской базой аргументации 71 .

Общезначимый результат преемственной царско-советской политики в области государственно-конфессиональных отношений в характерных формах идеологически-ангажированного, социально-перверзивного процесса оказался неутешительным. С одной стороны, небезосновательно во внешнем восприятии старообрядчества со стороны господствующего большинства, у старообрядцев произошла квазиполитизация фидеистского направления социологизированной религиозно-философской мысли с нагнетанием ее детерминантности и антисоциальности установок, а с другой, у никониан, – стремление избегать предметных исследований, популяризации и возрождения ортодоксальной онто-гносеологии с ее аксиоматической системой, которая аутентична модели (парадигме) бытия, с целью ее социального раскрытия и становления.

2. ГИМ. ОР. Ф. Син. греч. 469: История о соборе 1666-67 гг. и суд над Патриархом Никоном Паисия Лигарида; РГБ. ОР. Ф. 173/IV (МДА). № 69: Сборник против Никона.

3. Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона: В 2 ч. СПб., 1882–1884; Дело об оставлении Патриархом Никоном Патриаршего престола, о пребывании его в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима; письма его оттуда к Царю Алексею Михайловичу; о созвании в Москве собора против Никона; о приглашении на оный Восточных Патриархов и суд над Патриархом Никоном (опись архива) // Патриарх Никон. Труды / Научн. исследование, подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. С. 1047–1078.

4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1860. Т. I–XI; также См. историографический обзор: Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи: В 3 т. Варшава, 1931–1939; М., 1995 (репринт). Т. III. Гл. VI: Отзывы о Никоне; Иконников В.С. Новые материалы и труды о Патриархе Никоне // Университетские известия. Киев, 1888. № 4.

5. РГАДА. Ф. 27. Д. 140: Дело об оставлении Патриархом Никоном Патриаршего престола…

6. Palmer W. The Patriarch and the Tsar. London, 1871–1876. Vol. 1–6.

7. Подробнее см.: Шмидт В.В. Патриарх Никон и его эпоха: Историко-философские аспекты государственной идеологии // Власть. 2008. № 2.

8. Буслаев Ф.И. История русской литературы: Лекции, читанныя Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу (1859–1860): Вып. 1–3. М., 1906. Лекция 80. С. 172; Лекция 83. С. 199.

9. См., напр.: Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998. С. 466-470; Городцов П.А. Западносибирские народные легенды о творении мира и борьбе духов // Этнографическое обозрение. Кн. 80. 1909. № 1. С. 51-60; Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 275-278; Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; История русского раскола старообрядчества. Рязань, 1893 (СПб., 1895; 1912); Он же. Внутренние вопросы в расколе в XVII в.: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898; Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Старообрядчество и процесс формообразования в российской цивилизации // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 98–108; Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001; Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опят энциклопедического словаря. М., 1996. См. историографич. обзор: Покровский Н.Н. Пути изучения истории старообрядчества российскими исследователями // Археографический ежегодник за 1998 г. М., 1999. С. 3–20.

10. Карташев А.В. Смысл старообрядчества // Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1992. № 2. С. 20.

11. Патриарх Никон. Труды / Научн. исследование, подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004.

12. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Старообрядчество… // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 100.

14. См., например: Мельгунов С.П. Религиозно-общественные движения XVII–XVIII вв. в России. М., 1922.

15. Субботин Н.И. Материалы… Т. 5. С. 1–113 – автобиография Неронова.

16. Выступления старообрядцев против властьимущих более всего раздражали правительство и высшее духовенство, поэтому, например, не случайно в центре внимания оказалась жена муромского воеводы, а протопоп Логгин был выдан последнему на расправу. А протопоп Аввакум в крайне неприличных выражениях обращался к Рязанскому митрополиту Илариону (Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1. Стлб. 303).

17. Субботин Н.И. Материалы для истории раскола… Т. 1. С. 99–100, 192–198, 201–212, 215, 226–232, 290; о клевете Аввакума – Т. 5. С. 59–60, 119–136; Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России. С. 105–174; Панченко А.М. Иоанн (Гавриил) Неронов // Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 2. С. 72–76, 61–62.

18. См.: Материалы для истории раскола… Т. 5. С. 65; Т. 1. С. 310; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1872. С. 107–151.

20. Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1843 (2 изд.), 1881 (3 изд.); Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. СПб., 1853. Т. 5. № 102; Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия: В 2 т. СПб., 1861–1863.

22. Сделаем замечание: историческая и обществоведческая как специализированная, так и популярная литература – аутентичная, оппозиционно-просветительская и официальная гражданская – содержит множество документальных фактов «стояния за веру до единого “аз”«, проявленных последователями старообрядческой религиозной традиции. В целом мы рассматриваем эти факты как явления, достойные примера и восхищения с позиции церковно-гражданской ответственности за сохранение в среде последователей религиозной традиции исповедуемых групповых ценностей, осознаваемых как конституирующие картину мира фундаментальные основы бытия.

25. РИБ. Т. 39. Стлб. 767.

26. Субботин И.И. Материалы. Т. 1. С. 39.

28. Субботин Н.И. Материалы. Т. 4. С. 287.

29. Там же. С. 290.

30. Там же. Характерно, что ревнитель старого благочестия Федор Трофимов выступает на стороне Императора, т.к., по его мнению, Папа Григорий присвоил себе принадлежащие светской власти и несвойственные ему полномочия.

31. Черниговские епархиальные известия. Чернигов, 1875. № 14. С. 459–460. Эта челобитная не опубликована у Н.И. Субботина, хотя один из ее списков находится в: Рог. № 667; в 1875 г. ее опубликовал специалист по расколу в Западной России М.И. Лилеев.

32. Субботин Н.И. Материалы. Т. 1. С. 44.

34. Об Александре Вятском и его письменном наследии см.: Бубнов Н.Ю. Александр Вятский – писатель и книжник XVII в. // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41.

37. Там же. Л. 118–118об.

38. Субботин И.И. Материалы. Т. 1. С. 175.

39. Савва Романов. История о вере и челобитная о стрельцах // Летописи русской литературы и древности. М., 1863. Т. 5. Отд. 2. С. 117.

40. Там же. С. 145.

41. Белокуров С.А. Арсений Суханов. М., 1894. Ч. 2. Вып. I. С. 181.

42. РИБ. Т. 39. Стлб. 469.

45. РИБ. Т. 39. Стлб. 58.

46. РГБ. ОР. Рогож. № 667. Л. 199–199об.

47. Субботин И.И. Материалы. Т. I. С. 38.

48. Савва Романов. История о вере и челобитная о стрельцах // Летописи русской литературы и древности. М., 1863. Т. 5. Отд. 2. С. 137.

49. Становится очевидным, что староверие никак не могло увидеть и отличить суть двух процессов – церковного с церковно-обрядовой справой и государственно-политического с реорганизацией системы госуправления.

50. Субботин Н.И. Материалы. Т. 7. С. 114.

51. Там же. Т. 1. С. 81.

53. ГИМ. ОР. Вахр. № 401. Л. 4об.–5. См.: Бубнов И.Ю. Писатели-старообрядцы Соловецкого монастыря // Книга и книготорговля в России в XVI–XVII вв. Л., 1984.

54. Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. 1691 г. / Сообщ. Х. Лопарева. СПб., 1895. С. 94.

55. РИБ. Т. 39.Стлб. 467.

56. Но если это есть, с точки зрения вождя-идеолога старообрядческого староверия, закономерное требование должное быть исполненным, то насколько правомерны современные требования покаяния за гонения к тем, кто именно этой же властью понимался как раскольники и еретики?

57. Субботин Н.И. Материалы. Т. 6. С. 240.

59. Субботин Н.И. Материалы. Т. 4. С. 263.

60. Соболевский А.И. Несколько мыслей об древней русской литературе. СПб., 1903. С. 4–5.

64. Далее Тондини отмечает: «Екатерина II считала себя слугой Вольтера, и должно краснеть православному человеку при чтении ее корреспонденции с Вольтером. Если протестанты могут рассматривать Петра, как одного из своих, то так же неверующие – Екатерину, ибо она высмеивает церемонии и таинства своей Церкви в этой корреспонденции; а дух нечестия вокруг нее и костюмы – зеркало ее неверующей души. Было бы чудо, если бы православные, умеющие читать и писать, оставались верующими при таком режиме. Она сама это понимала и писала Московскому губернатору: “Я не устраиваю школ, но для Европы надо сохранять в общественном мнении наше отношение. В тот день, когда наши крестьяне пожелают учиться, ни вы, ни я не останемся на своем посту”«.

65. См.: ЧИМОИ и др. рукописей. 1859. Т. III. С. 69–70.

66. Карлович В.М. Исторические изследования, служащия к оправданию старообрядцев. Т. 3.

68. См., например: Шашков А.Т. Аввакум Петров (ПрЭ. Т. I. С. 83–87).

71. Биллингтон Дж.Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. С. 200.

74. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е.В. Борисова. Томск, 1998. Основная часть. Гл. III–IV. С. 295–298. См. также, например: Из истории русской культуры. Т. III: XVII – начало VIII века (М., 2000) и, в частности: Плюханова М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: Самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т. 3. С. 380–459.

Фрагмент картины П.Е.Мясоедова Сожжение протопопа Аввакума

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного".

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев "бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь".

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.


Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года. Хромолитография с картины Алексея Кившенко. 1880 год Государственный исторический музей

Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон () провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство Существует семь таинств: крещение, миро­помазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение (соборование). Понятие обряда шире: к ним относятся любые ритуальные действия. .

При этом епископов, которые имели право рукополагать Рукоположение — одно из семи церковных таинств, возведение лица в духовный сан. Епископ буквально возлагал на будущего священника правую руку, произнося молитву. священников, у старообрядцев не было. Поэтому вплоть до середины XIX века у поповцев служили беглые православные священники из официальной Церкви, несо­гласные с никоновскими реформами. Все изменилось в 1846 году, когда в старообрядчество перешел греческий митрополит Амвросий: он рукопо­ложил нескольких священников и основал старообрядческую иерархию В середине XIX века священники-старо­об­рядцы подвергались гонениям со стороны императора Николая I. Поэтому в 1844 году поповцы попытались создать свой религи­озный центр в Австро-Венгрии. Местное правительство разрешило учредить старо­обрядческую епископскую кафедру в Бело­криницком монастыре (сейчас это терри­тория Украины). Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий. . Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь (РДЦ).

Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Среди них существует множе­ство направлений: поморское и часовенное согласия Согласие — группа старообрядцев, объединенная общими религиозными практиками. , федосеевцы, филип­повцы, каменщики, кержаки, новоспасовцы, нетовцы и прочие. В ве­ках самым многочисленным и влиятельным направлением были федосеевцы. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов (даже похоронного), только таинство крещения.

Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы

2. Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть?


Спас Вседержитель. Икона VI века Ιερά Μονή Αγίας Αικατερίνης στο Όρος Σινά

Это был политический ход: патриарх Никон действовал от имени царя Алексея Михайловича Позже отношения между царем и патриар­хом, стремившимся получить все большую власть, испортились: Никон был лишен сана и сослан в монастырь простым монахом. . В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее.

Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи.

В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими.

На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике. . Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу.

3. Кто такой протопоп Аввакум?


Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. 1898 год Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение.

Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века. .

4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же?


Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века Wikimedia Commons

Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.

5. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?


Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 годы Государственная Третьяковская галерея

Жестокость преследований определялась, с одной стороны, суровостью правовых практик той эпохи, с другой — твердостью противников реформ, переходившей в фанатизм, вплоть до самосожжения. Особенно интересен феномен гарей Гари — массовые самосожжения старо­обрядцев. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек. . Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Другие считают, что самосожжения связаны с самим старообрядческим вероучением: старообрядцы верили, что само­сожжение очищает грехи. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжа­лись вплоть до апреля 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротер­пимости, устанавливавший свободу выбора религии и прекращавший пресле­дования старообрядцев. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. со старообрядцев.

6. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?


Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год Wikimedia Commons

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции. . Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми.

7. Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?


Представители четырех ветвей рода Морозовых. Начало 1860-х годов Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимо­выручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке Круговая порука — групповая ответствен­ность всех за каждого и каждого за всех. и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громо­вы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатен­ковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.

8. У них всегда были длинные бороды?

Даже сегодня старообрядцы не только не бреют бороду, но и не стригут ее. До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками.

9. Как к старообрядцам относились в СССР?


Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Фролова. 1925 год Государственный архив Брянской области

Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективи­зацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. , например Александр Гучков. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов.

В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преуве­личивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь.

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.

Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку.

10. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?


Русские старообрядцы перед своей церковью в Вудберне, штат Орегон © Михаил Евстафьев / CC BY-SA 2.5

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру.

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы не признают церковную иерархию, что делает объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

11. А в других христианских странах есть свои старообрядцы?


Скольжение по тонкому льду. Карикатура Джона Тенниела на папу Пия IX и Первый Ватиканский собор, вызвавший раскол Католической церкви. 1869 год Wellcome Collection

В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора Второй Ватиканский собор, проходивший с октября 1962 по октябрь 1965 года, иниции­ровал папа Иоанн XXIII. Целью собора была реорганизация Церкви с тем, чтобы она больше соответствовала реалиям современ­ного мира. произо­шел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.

В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ.

В 1681 году официальные власти ужесточили меры к повсеместному розыску староверов с конфискацией их собственности, запретили продажу старообрядческих рукописей и книг, учинили строжайший надзор за домовыми церквями, скитами и часовнями. Всех староверов повсеместно велено было ловить и жечь. В случае их покаяния бить как собак и казнить лютой смертью.

В 1685 году произошел раскол среди староверов на: поповщину - старообрядцы (смещение центра тяжести на обрядовую сторону с совершением всех таинств, кроме священства, признанием брака) и беспоповщину - староверы (Отец есть в душе каждого человека и каждый идет к нему своей дорогой; из обрядов совершение только крещения и исповеди; окончательно прервана связь с церковью, как антихристовой).

Императрица Елизавета Петровна ввела для старообрядцев особую пошлину за ношение бороды.

Петр 3 в период своего недолгого царствования несколько смягчил отношение властей к старообрядцам. На основании Указов старообрядцы приравнивались в религиозных правах к иноверцам, повелевалось прекратить по отношению к ним все следствия, в связи с участившимися случаями массового самосожжения.

Первые послабления по отношению к старообрядцам произошли во в время правления Екатерины 2. Беглым объявлялось полное прощение, при возвращении в отечество предоставлялось право селиться по желанию в любых местах, избирать по желанию вид жизнедеятельности. Разрешено беспошлинное ношение бороды и ношение любого цивильного платья и т.д. Высочайше разрешено допускать старообрядцев по тяжебным делам к присяге и свидетельству, освобождать от двойного оклада с выбором на общественные службы. Относительно старообрядцев требовалось впредь не делать им ни малейшего притеснения за веру, а иметь только попечение. Что касается церквей, то вновь строить их не дозволялось, запрещено выбирать беспоповцев на общественные должности, поручив их особому наблюдению полиции.

В 1825 -1838 гг. учреждены секретные комитеты по делам старообрядцев со строгим к ним отношением сначала в Петербурге и Москве, а затем во всех губерниях. Старообрядцы не признаны были особым классом или частью общества среди ассимилировашегося населения, и лишены многих гражданских прав. Им запрещалось занимать выборные должности, доступ в гимназии и университеты был закрыт. Старообрядческие кладбища подчинены приказам общественного призрения. Молельные дома были оставлены только те, которые существовали до 1826 года, новые устраивать не разрешалось, старые, приходившие в ветхость, разрушались без права на восстановление.

В 1853 году право на уничтожение скитов, молельных домов, кладбищ и т.п. предоставлено министру внутренних дел. Любые отлучки из скитов были строжайше запрещены, все старообрядцы были обложены принудительным рублевым сбором в пользу православной церкви.

В 1883 году Высочайшим постановлением старообрядцы в паспортном отношении уравнены в правах с православными, им разрешено занимать общественные должности, совершать беспрепятственно богослужение и духовные требы, поправлять и возобновлять ветхие часовни и молельные дома, а в торговле и промысловом деле они подчинялись общим законам. В то же время категорически запрещено распространение старообрядчества, крестные ходы и т.д.

Благоприятный период истории старообрядчества закончился в 1917году. Пришедшие к власти большевики, в антирелигиозном угаре не церемонились со всеми верующими, и старообрядцы наряду с представителями других религий испили горькую чашу унижений и преследований за веру.

Некоторые небесспорные выводы.

1.Церковные реформы под руководством патриарха Никона и при поддержке светских властей привели к расколу российского общества, последствия которого не преодолены до настоящего времени.

2.В умах российской власти любого уровня прочно утвердился радикализм при проведении реформ, уверенность в том, что власть всегда лучше знает, что нужно народу.

3.Церковный раскол, если на породил, но, несомненно, способствовал усилению нетерпимости к инакомыслию. Инакомыслящих преследовали, как государственных преступников, а с преступниками на Руси не церемонились: их сжигали заживо, вешали, расстреливали, отправляли на каторгу, эшелоны с ними двигались по бескрайним просторам в лагеря для исправления трудом на стройках социализма. И были в тех эшелонах потомки гонителей старообрядцев.

В наше непростое время, трудно представить через какие унижения, невзгоды, лишения прошли эти люди, какой нужно иметь характер, силу духа, волю, и все только ради одного: жить по старой вере.

Возникает вполне законный вопрос: почему и за что на протяжении почти трех веков светские и церковные власти с упорством, достойным лучшего применения, преследовали, унижали, уничтожали своих соотечественников?

Какое будущее готовит нам сегодняшняя поддержка большинством населения России одной партии?

Источники информации

· Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв., Москва, 1914

· Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4 .

· Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старо­обрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.

· Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII — начала XX в. Новосибирск: Наука, 1977. С. 179—198.

· Покровский Н. Н. Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах / Сост. И. В. Павлова. Вып. 2. Ново­сибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 198—211.

· История об отцах и страдальцах соловецких, которые за благочестие и святые церковные законы и предания в нынешние времена великодушно пострадали

· Книга, называемая СЫН ЦЕРКОВНЫЙ

· Книга глаголемая ДОМОСТРОЙ

· ДОКУМЕНТЫ — История старообрядчества в Нижнем Поволжье в 1930—1940 гг.

· Д. А. Урушев. Возьми крест свой: история старообрядчества в событиях и лицах. — Барнаул, 2009.


План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы и другие конфессии.


Проблемный вопрос ! (стр.53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?






Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству. Патриарх Адриан Петр и церковь


Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской


Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриарха Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский Управление делами церкви передано Святейшему Синоду Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Церковь содержала школы и богадельни Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители. Петр и церковь



Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Задание 1 - раб. тетрадь, стр.27


Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Петр и церковь



Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Задание


Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Петр и церковь


В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству. Петр и церковь


Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Задание


2. Упразднение патриаршества.





Указы Сената и Синода 1722 года Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались Упразднение патриаршества


25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Духовный регламент Упразднение патриаршества


Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода Упразднение патриаршества



3. Феофан Прокопович.


Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Феофан Прокопович




Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем Феофан Прокопович


Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью. Задание


4. Старообрядцы и другие конфессии.


Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость. Старообрядцы и другие конфессии


Что такое старообрядчество? Что такое старообрядчество? Задание


В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань) Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны. Старообрядцы и другие конфессии





Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны. Задание-работа с картой


В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? Задание


Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь начала терять финансовую и административную автономию Снижено количество монахов и монастырей Увеличено число налогов Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.



Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.


Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Задание 2 - раб. тетрадь, стр.28


Читайте также: