Какой закон закрепляет перечисленные в статье права в российской федерации

Обновлено: 28.03.2024

Кодекс об административных правонарушениях > Раздел II КоАП РФ. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ > Глава 5 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН > Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" с последующими многочисленными изменениями (далее - Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 - 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются "обучающимися", а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях - "воспитанники".

Термин "обучающиеся" законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также "студенты" (см. ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом "Об образовании" обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 - 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 - 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи - как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Есть три международных акта, прямо регулирующих вопросы медицинского вмешательства, в том числе прививок:

1) Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS N 164). Заключена в г. Овьедо 04.04.1997 (есть в СПС Консультант Плюс).

Однако Россия в данной Конвенции не участвует.

Согласно преамбуле данной Декларации, она определяет всеобщие принципы на основе общих этических ценностей.

Названная Декларация не является международным договором, но выражает общепризнанные принципы международного права.

Согласно этим пунктам Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз:

- обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью сделать себя вакцинацией, если они не хотят делать это сами;

- гарантировать, что никто не подвергнется дискриминации за то, что он не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.

Россия является членом Совета Европы.

Конституционное регулирование

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

На основании ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это может относиться и к тем правам и свободам, которые закреплены в конвенциях, в которых Россия не участвует.

Имеет значение и ч. 2. ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Особенно это становится важным в тех случаях, когда испытания вакцины до конца не проведены.

Исходя из этого, а также с учетом того, что все нормы права должны толковаться с учетом правовых принципов, даже обязательная вакцинация, в том числе для определенных категорий работников, не может умалять право на отказ от этой вакцинации (т. е. полностью ликвидировать это право). А уж тем более вакцинация не может быть принудительной.

Последствия отказа от обязательных прививок

Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).

Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.

В Конституции РФ прямо закреплено:

- каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27);

- каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

- каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41);

- каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:

1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.

В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;

Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.

- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Первая мера вполне правомерна, поскольку в межгосударственных отношениях абсолютная свобода перемещения не действует.

Две другие меры, по мнению автора, неконституционны, поскольку полностью умаляют указанные выше конституционные права, а при отстранении от работы потеря заработной платы является дополнительным наказанием. Полная ликвидация права не может называться ограничением и соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности).

Правда, ограничения могут носить временный характер. В связи с этим нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ: «Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П).

Таким образом, при отказе от прививок работниками, для которых они обязательны, в качестве профилактических мер помимо уже упомянутых могут применяться перевод на дистанционную работу (глава 49.1 Трудового кодекса РФ), изменение трудового договора (глава 12 Трудового кодекса РФ). Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность, применяться не могут.

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Читайте также: