Какой юридический механизм препятствует повторному совершению однородного административного права

Обновлено: 25.06.2024

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к ст. 4.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 4.3 КоАП РФ перечисляет обстоятельства, которые относятся к отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение Правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Повторным признается имеющее единый родовой объект посягательства административное правонарушение, совершенное одним тем же лицом в течение года после окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за первое по времени совершения правонарушение (решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2018 по делу N А60-70886/2017).

Точкой отсчета при формировании фактора повторности является факт предыдущего совершения административного правонарушения, за которое лицо впоследствии привлечено к административной ответственности. Условием применения названной нормы КоАП РФ является неистечение периода, точкой отсчета по которому является вступление в законную силу постановления о назначении административного наказания. Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2017 N Ф10-5958/2016 по делу N А23-4305/2016);

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

На основании ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний


Согласно ст. ст. 4.3, 4.4, 4.6 Кодекса об административных правонарушениях, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, повторность совершения административного правонарушения учитывается, только если эти правонарушения являются однородными (предусмотрены одной главой Кодекса об административных правонарушениях).

Близость сущности административной ответственности и административного наказания
настолько велика, что часто их отождествляют как равнозначные правовые категории. Между
тем в законодательстве указанные термины достаточно четко разделены. Понятие
административной ответственности имеет гораздо более широкий смысл, чем
административное наказание. Чаще всего обыватель даже не задумывается о том, что прежде
чем наказать, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуальноправовые вопросы, закреплённые в законе в качестве обязательных. Это необходимо в целях
обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного
правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в
своем деле должностными лицами правоохранительных органов.
С одной стороны, такой правовой механизм (производство по делу об административном
правонарушении) гарантирует гражданам соблюдение прав, возможность полноценно
защищать их, с другой стороны — минимизировать риски, связанные с превышением
должностных полномочий субъектов правоохранительных органов.
Административная ответственность — это юридически значимое действие и состояние, а
административное наказание — их качественный результат, причём часто лишь технического
характера. Действие связано с правоприменителем и нарушителем. Первый возбуждает дело в
случае административного правонарушения, применяет различные действия по установлению
его обстоятельств и приходит к определённому решению в отношении правонарушителя.

Второй обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и
правоприменителем сроки, после чего будет находиться в течение года или более в особом
правовом состоянии, при котором повторное совершение им однородного административного
правонарушения будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении последующего
административного наказания.
Административное наказание является итоговым решением во взаимодействии
правоприменителя и правонарушителя. Со стороны правоприменителя это оценка
противоправного поведения нарушителя, призванная восстановить социальную справедливость и
предупредить совершение им нового административного правонарушения. Со стороны
правонарушителя это искомый правоприменителем эффект переживания от материальных и
(или) физических потерь, способное, по мнению правоприменителя, изменить его поведение.

Почему, по мнению автора, прежде, чем назначить наказание,
правоприменителю требуется разрешить многочисленные
процессуальноправовые вопросы, закрепленные в законе в качестве
обязательных? Каковы цели правоприменителя при оценке противоправного
поведения нарушителя? (Укажите две цели.) Как объясняет автор связь между
административной ответственностью и административным наказанием?
1. В целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в
совершении административного правонарушения, как правило, не
имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем
деле должностными лицами правоохранительных органов.
2. Восстановить социальную справедливость и предупредить
совершение нового административного правонарушения.
3. Административная ответственность — это юридически значимое
действие и состояние, а административное наказание — их
качественный результат.

Автор упоминает о действиях правоприменителя при нарушении административного права. Укажите
любые три действия правоприменителя, названные в тексте, и конкретизируйте каждое из них примером.
(Сначала указывайте действие, затем приводите пример. Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто.)
1) возбуждение дела о совершении административного правонарушения (после футбольного матча
возбуждённые победой болельщики громко кричали, приставали к прохожим и перевернули
скамейки в сквере; представители полиции составили протокол об административном
правонарушении);
2) установление обстоятельств административного правонарушения (должностные лица провели
допрос подозреваемого в совершении административного правонарушения и установили
отсутствие его вины);
3) вынесение решения в ходе судебного заседания по делу о совершении административного
правонарушения (судья Петров провел судебное заседание и вынес решение об административном
аресте правонарушителя на пятнадцать суток за совершение мелкого хулиганства).

Автор утверждает, что правовой механизм производства по делу об административном
правонарушении гарантирует защиту прав граждан, обвиняемых в совершении
административного правонарушения. Почему государство защищает права лица,
обвиняемого в совершении административного правонарушения? (Приведите три причины.)
1) этот факт отражает конституционный статус человека и гражданина в РФ: в соответствии с
Конституцией РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод, а, значит, и тому, кто
обвиняется в совершении правонарушения;
2) это требование закона отражает особенности правового государства, для которого приоритетом
являются права и свободы граждан;
3) государство защищает гражданина от превышения полномочий субъектов правоохранительных
органов или от судебной ошибки.

Степану 12 лет. Назовите три вида сделок, которые соответствуют его
дееспособности, и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Сначала
назовите вид сделки, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто.)
) мелкие бытовые сделки (например, Степан самостоятельно купил себе тетради в начале нового
учебного года);
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального
удостоверения либо государственной регистрации (например, родители подарили Степану велосипед);
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для
определённой цели или для свободного распоряжения (например, родители регулярно выдают Степану
карманные деньги, на которые он покупает леденцы).

Назовите трёх субъектов политики и приведите примеры, иллюстрирующие деятельность
каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
1) политический лидер (политический лидер государства Z подписал закон о повышении пенсии);
2) политическая партия (либеральная партия государства Z в ходе выборов в парламент получила
большинство голосов);
3) СМИ (СМИ страны Z информируют о парламентских дебатах).

Николай и Александра познакомились, когда девушка объявила в соцсетях о создании
приюта для бездомных собак и кошек и пригласила волонтёров поддержать её
начинание. На её призыв откликнулось множество желающих помогать животным.
Николай – учредитель и совладелец известного в городе транспортного предприятия –
оказывал приюту финансовую помощь. Перед свадьбой Николай и Александра решили
заключить брачный договор. Александра хотела включить в договор имя их будущего
ребенка и согласие супруга на проживание с её родителями в течение первого года
семейной жизни, а Николай – согласие Александры вести домашнее хозяйство,
посвятить свою жизнь воспитанию детей и доверить ему решение всех вопросов семьи.
Семью какого типа стремится создать Николай? Каким видом дохода располагает он в
соответствии с условиями задачи? Какие факты свидетельствуют, что приют для
бездомных животных, созданный Александрой, – это организация гражданского
общества? (Укажите два факта.) Почему предложения супругов не могут быть включены
в брачный договор при его нотариальной регистрации в соответствии с Семейным
кодексом РФ?

1) ответ на первый вопрос, например: традиционного (патриархального) типа;
2) ответ на второй вопрос, например: прибыль;
3) ответ на третий вопрос, например:
— негосударственный характер
— частная инициатива при создании организации;
— добровольный характер участия в деятельности организации;
— отражение частных интересов граждан;
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании любых двух признаков.)
4) ответ на четвёртый вопрос, например: потому что они представляют личные неимущественные
отношения.
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих
элементов ответа.

Граждане РФ Марина и Фёдор накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По
обоюдному согласию они включили в него пункты о способах участия в доходах друг друга, о разделении
бытовых обязанностей, о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной
и деловой переписки, а также пункт о порядке несения каждым супругом семейных расходов. Нотариус,
к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить
два пункта.
О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните.
Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный нотариусом
брачный договор вступил в силу?
Какие ещё полномочия, кроме названного в условии задачи, есть у нотариуса? (Назовите любые два
полномочия.)

1) ответ на первый вопрос:
— о разделении бытовых обязанностей;
— о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой
переписки;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух пунктов.)
(Ответ на первый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого
воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи.)
2) объяснение, например: брачный договор в РФ регулирует только имущественные отношения
супругов;
(Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
3) ответ на второй вопрос: государственная регистрация заключения брака;
4) ответ на третий вопрос, например:
— удостоверение сделок с недвижимостью;
— ведение наследственных дел;
— составление проектов заявлений и других документов;
— предоставление разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий.
Могут быть названы другие полномочия нотариуса.

Юрий Иванович приобрёл туристическую путёвку в загородный пансионат.
Туристическая фирма нарушила условия договора: Юрию Ивановичу не был
предоставлен номер, соответствующий договору, питание было
некачественным. Вернувшись домой, Юрий Иванович обратился c иском в суд.
В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться это дело? Кто
является сторонами в судопроизводстве данного вида (назовите каждую из
сторон)? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два
примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.

1) ответ на первый вопрос: гражданское судопроизводство;
2) стороны: истец (Юрий Иванович) и ответчик (туристическая фирма);
3) примеры других дел: о разделе наследства, расторжении брака, определении отцовства,
возмещении причинённого ущерба и др.

Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об установке пластиковых окон.
Бригада монтажников из этой фирмы произвела соответствующие работы‚
качество которых не устроило гражданина Р., и он подал исковое заявление в суд.
В рамках какого судопроизводства может быть разрешён этот спор? Как
называются стороны в данном судопроизводстве? (Назовите обе стороны и
укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.)
Назовите ещё две категории дел, подведомственных этому суду.
1) судопроизводство: гражданское;
2) две стороны с указанием названных участников:
— истец (гражданин Р.),
— ответчик (фирма Z);
3) две категории дел, например:
— об ограничении дееспособности;
— о расторжении брака.

По итогам конкурса на замещение должности
секретаря-референта работодатель отказал 50-летней
Анне Ивановне, полностью соответствующей по своим
профессиональным качествам должностным
требованиям. На работу была принята 19-летняя
студентка, не имевшая опыта работы и специального
образования. Анна Ивановна сочла свои права
нарушенными и обратилась в суд. Правомерны ли
претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ.
В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено
это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны
Ивановны в судебном разбирательстве?

1) претензии Анны Ивановны правомерны.
2) Обоснование: трудовое законодательство запрещает
дискриминацию по возрастному признаку в сфере труда, в том числе
и при приеме на работу.
3) Дело будет рассматриваться в рамках гражданского
судопроизводства.
4) Должна быть указана процессуальная роль: истец.

В своем высказывании Н. Казинс поднимает проблему значения человека в демократическом обществе. Он
считает, что человек несет полную ответственность при демократическом политическом режиме (К1 – 1Б)
Я полностью согласна с автором, ведь при демократии государство предоставляет свободу человеку в сферах
жизнедеятельности. Вообще, демократия – политический режим государства, при котором человек является
свободным носителем прав и свобод, которой распоряжается ими по своей воле. Но нужно понимать, что
данная свобода может нанести и вред государству и гражданам. Поэтому одно из основных признаков
демократического государства является верховенство права. Люди должны придерживаться правовых норм
(правила поведения человека, которые обеспечивают стабильность государства). Но также граждане должны
придерживаться норм морали и нести ответственность за свои поступки. Если же люди не будут нести
огромную ответственность за свои действия и будут нарушать нормы права и признаки демократии, то
государство принимает к таким гражданам санкции (наказание за нарушение порядка). Они будут нести
юридическую ответственность
Чтобы доказать позицию автора, приведу пример из собственной жизни. В государстве, в котором я живу
провозглашён демократический политический режим. Я моя семья, мои друзья, все граждане соблюдают
нормы поведения, а главное несут огромную ответственность за свои поступки. Именно поэтому в государстве
царит мир, не возникают преступления. Люди, в том числе и я, мои родители и все те, кто меня окружают живут
счастливо.
Совершенно противоположный пример государства недавно освещался в СМИ. Там тоже присутствует
демократия, но люди не несут ответственность за свою свободу. Они считают, что если в стране демократия, то
и совершать они могут все, что пожелает душа. Тем самым граждане видят постоянные нарушения права. Здесь
очень часто происходят преступления. Люди живут в страхе, государство разрушается
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, действительно, для достойной жизни граждан и должному
функционированию государства, люди должны нести ответственность за предельно возможную власть. Данная
тема очень актуальна в наше время, так как все хотят жить в мире и согласии.

За сочинение по критериям выставлено:
К1 – 1/1Б
К2 – 1/2Б
К3 – 1/1Б
К4 – 1/2 Б
ИТОГО – 6/6 БАЛЛОВ.
Комментарии:
1. Недостаточно теоретической аргументации. Не раскрыты способы участия граждан в
политике, порядок принятия решений, ответственность за них.
2. Приводимая практическая аргументация не несет конкретики. В примерах необходимо
указать ситуации, в которых граждане отвечают за последствия своего выбора, принятия
решения.

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к ст. 4.3 КоАП

1. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию ни законами субъектов Федерации, ни судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи).

Основанием приобщения имеющих место обстоятельств к категории отягчающих является увеличение общественной опасности тех последствий, которые повлек за собой совершенный проступок.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, корреспондирует статье 28.3 КоАП РФ, которая содержит перечень тех самых уполномоченных лиц, упоминающихся в данном случае. Хотя нельзя говорить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию в рамках и на основании действующего законодательства РФ или субъектов РФ. К уполномоченным лицам можно отнести должностных лиц органов государственной власти и управления, а также других должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил. При совершении административных правонарушений в зоне проведения контртеррористических операций признак обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствует, так как действующими нормами предусмотрена самостоятельная административная ответственность (см. комментарий к статье 20.27 КоАП РФ).

Административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, в течение одного года, который исчисляется с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к статье 4.6 настоящего Кодекса). Повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что характеризует отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку, и выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения. Так, к длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени (см. комментарий к статье 4.5 КоАП РФ).

Относительно вовлечения несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения в виде обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо учитывать наличие самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 КоАП РФ, где говорится об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, вплоть до уголовной - статьи 150, 151 УК РФ.

Усиливают общественную опасность и групповые правонарушения, совершенные умышленно при совместном участии двух или более лиц. Где определяющую роль играет характер и степень фактического участия каждого лица в совершении общественно опасного деяния.

В условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах квалификацию состава административного правонарушения необходимо проводить с учетом положений ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (Парламентская газета. 2001. 1 июня; Российская газета. 2001. 2 июня; СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277) и статьи 20.5, 20.6 КоАП РФ. Однако при выявлении признаков бюджетного, налогового правонарушения данное обстоятельство, являющееся по КоАП РФ отягчающим, не только не принимается во внимание, но и согласно п. 1 ст. 111 НК относится к обстоятельствам, исключающим вину юридического или физического лица в совершении налогового правонарушения. Так как стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают привлечение к ответственности.

В свою очередь, квалификация административных правонарушений, а также преступлений, совершенных с превышением пределов крайней необходимости, всегда сопряжена с установлением объективной стороны соответствующего правонарушения и подтверждением соответствующих фактов, т.е. в этих случаях, в отличие от налогового проступка, необходимы специальные средства доказывания.

Состояние опьянения выступает самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, что устанавливается медицинским экспертным заключением (актом) на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2002 N 930 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов" (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5233; Российская газета. 2002. 31 декабря) и Приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (ред. от 10.01.2006) "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (Российская газета. 2003. 24 июля) (изменения внесены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 1, которые опубликованы в Российской газете 02.03.2006), а в отдельных случаях на основании показаний свидетелей.

Необходимо отметить, что настоящий Кодекс содержит и самостоятельные составы административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения, например ст. 11.9, 11.13, 12.8, 12.26.

Кроме того, статьей 27.12 КоАП РФ закреплен порядок отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования (см. комментарий).

Факт допустимости усмотрения суда, органа или должностного лица, назначающего административное наказание, является важной гарантией полного, объективного, всестороннего выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения, примеры которых были приведены выше.

Судебная практика по статье 4.3 КоАП

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 указанного Кодекса).

Административное наказание назначено Шватову Д.Д. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено Дзюбаку И.И. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено Воронову С.Л. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Воищеву Н.Н. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Кикалишвили Т.М. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Елсакову С.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено Хитову А.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.13, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Читайте также: