Какой выдающийся римский юрист провел кодификацию преторского права помпоний

Обновлено: 04.07.2024

Наряду с прецедентным правом, существует система континентального права, основы которого были заложены таким явлением как римское право. Римские юристы на много веков вперед, вплоть до современности, определили каким должно быть право многих стран. При этом, римское право не было изначально таким, каким мы его видим в лучшие годы своего развития.

Первые римские юристы и римское право в начале своего развития

Изначально, право толковалось понтификами (специальной коллегией жрецов), которые ежегодно провозглашали свою позицию.

Светский характер юриспруденция приобретает в 300 г. до н. э. благодаря Гнею Флавию. По легенде, будучи писцом Аппия Клавдия Цека он украл и обнародовал кодифицированный сборник формул, которые применялись в процессе. Позже документ и его содержание стало известно, как цивильное право Флавия.

Обучение праву в древнем Риме берет свое начало в 253 г. до н. э. верховным понтификом Тиберием Корунканием, который первым стал обучать юриспруденции учеников.

Во втором веке до н. э. сборник Флавия был дополнен новыми исковыми формулами Секстом Элием Петом. Им же опубликован труд, содержащий смешение Законов 12 таблиц, комментариев и формул. Толкование и комментирование законов стало для римских юристов большой частью их деятельности. Во втором веке до н. э. особенно сильно развивали право, в том числе и гражданское Маний Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. А первым комментатором преторских эдиктов стал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 до н. э.). Теорией разделения права на частное и публичное занимался Квинт Элий Туберон.

Римские юристы – толкователи права

При этом, юристы могли интерпретировать те или иные действующие нормы в ключе соответствия их духу справедливости. В случае такого несоответствия или коллизий, своими комментариями они буквально могли изменять действие нормы, давая ей иногда полностью противоположное значение. Комментируя право, римские юристы пытались понять, что имел в виду законодатель или какой бы смысл вложил в норму при изменившихся условиях. Новая норма из комментария становилась действующей нормой цивильного права (ius civile), которое состояло из обычного права, преторского права, законодательства народных собраний. Именно комментарии римских юристов были тем цементом, что скреплял все источники римского права, обеспечивал его развитие и изменение.

Самыми авторитетными юристы становятся в период поздней республики и ранней империи. Императоры, понимая, как важно пользоваться одним из самых эффективных инструментов – правом, пытаются заручится поддержкой юридической братии. Так, Август дарует прослойке правоведов право комментирования от имени императора (ius respondendi). Уже к 3 века н. э. на ответы юристов ссылаются как на закон, они же становятся обязательными к применению судьями.

Упадок римского права и римских юристов приходится на время, когда принцепсы становятся законодателями (вторая половина 3 века н. э.). С этого времени юристы теряют свое право ius respondendi. Однако, комментарии юристов классического периода рассвета римской юриспруденции пользуются уважением и далее.

Как всегда, некоторые коллеги становятся более успешнее, чем остальные. Так, Валентиниан III придал силу закона пяти известным юристам — Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и Модестин (II—III вв.). При коллизиях в их мнении, спор решался большинством, а если такое было невозможно, то предпочитался комментарий Папиниана. Законную силу придали и комментарием тех юристов, которых цитировали указанные правоведы — Сабина, Сцеволу, Юлиана и Марцелла.

Таким образом, труды юристов были направлены на решение конкретных ситуаций, и только второстепенное значение носила разработка теоретических положений, хотя в последующем именно они сформировали наследие, которое до сих пор оказывает влияние на правовые системы многих стран. Такие теоретические обобщения делались на проработке конкретных правовых вопросов. Есть некая осторожность в такой теоретической работе, ведь именно она станет далее обязательной к применению (всякое определение опасно, говорил еще Луций Яволен Приск).

Публичное и частное право

Классическим является разделение права на публичное право (о пользе государства) и частное право (о пользе отдельных лиц). Частное право в свою очередь (по словам Ульпиана), делилось на три взаимодополняемые, взаимодействующие и не действующие друг без друга части — естественные предписания, (предписания) народов и (предписания) цивильные.

Так, естественное право (ius naturale) оказывает влияние на цивильное право (ius civile) и право народов (ius gentium), соотносятся как целое и части. Так, по Ульпиану к естественному праву относился брак, рождение детей, другие семейные вопросы, как проблемы присущие всем живым существам. Соглашаясь с указанным, Гай утверждал, что хоть эти вопросы и являются сферой естественного права, это не значит, что такие положения не могут подкрепляться цивильным правом.

Ульпиан указывал, что право получило свое название от iustitia (правда, справедливость). Ссылаясь на Цельса, он говорит, что право это искусство (ars) добра (boni) и справедливости (aequi).

Понятие справедливости (Aequitas) является для римских юристов во многом основополагающим. Это своеобразный ориентир для правотворчества и противопоставления равного и справедливого права праву несправедливому.

Таким образом, юриспруденция является знанием справедливого и несправедливого. Древнеримские юристы всячески подчеркивают ценность права, права как мерило того, что должно быть. Павел об этом писал — претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать.

При этом, сам закон понимается римскими юристами не только как форма правового акта, но и как ценность, основанная на указанных чертах. Таким образом, если закон несправедлив, не несет пользу большинству, то этот закон неправовой.

Римское публичное право

Публичное право, как отрасль, устанавливала положение религии, полномочия должностных лиц, государственных институтов, гражданства и прочее. Именно юристы, как привилегированная прослойка сделала все, для того, чтобы обосновать необходимость дарования монарху законодательной власти в период становления империи.

Так, во многом обосновывалась власть принцепса как законная, а сам закон не распространяется на него.

При этом, действуя на стороне сильной власти монарха, находясь на высоких постах, сами юристы терпели произвол. Ульпиан, являясь префектом претория был убит в 228 г. прямо на глазах у императора. В 212 г. казнен на этой же должности Папиниан, отказавшийся обосновывать и с точки зрения права оправдывать убийство.

Римское частное право

Гай утверждал, что цивильное право является установленным для того или иного государства правом. Папиниан создал классификацию источников цивильного права — законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов, преторское право (в качестве исправлений остальных источников).

Частное право было тщательно проработано, разрешены многие спорные вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности, имущественных отношений в особенности (как инструмент защиты прав собственника). В том числе, частное право особо прорабатывает вопросы рабов как собственности и объектов вещного права. Ульпиан отмечает, что рабство возникло по праву народов, ведь по естественному праву все рождаются свободными.

Право народов включает в себя международные отношения, отношения римских граждан с перегринами. Это право формировалось из эдиктов магистратов, императорских конституций и трудов юристов. Указанное обеспечивало взаимодействие права народов и цивильного права.

Как уже было сказано, римское право определило развитие права на многие века и определяют до сих пор. Мы не можем не отметить высокую культуру юриспруденции, ее научность, аргументированность проработку.

Система частного права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права.Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право, как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве . В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Источники римского частного права. Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов.Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства

Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы , как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты - обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.

КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.




Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

Государственность древних франков. Меровинги и Каролинги. Реформы Карла Мартелла.

Долгое время в Древнем Риме одновременно сосуществовали два противоположных правовых уклада - цивильное право и право народов. В конце классического периода происходит слияние указанных правовых систем на базе права народов благодаря предостав­лению римского гражданства всему населению Империи (212 г.), а также под влиянием преторской практики и деятельности римских юристов. Окончательное слияние указанных систем происходит к се­редине IV века.

Преторское право, не противопоставляясь квиритскому, допол­няло, исправляло и развивало цивильное право. При этом постепенно происходило сближение указанных правовых систем. Некоторые пра­вила цивильского права воспроизводились в преторских эдиктах, а положения преторского права переходили в область цивильного. Начало слияния преторского и цивильного права характерно для классического пери­ода римского права (17 г. до н.э. - 235 г.), а полное слияние происхо­дит в юстинианов период (527-565 гг.).

Отличие права частного от права публичного

Римские юристы проводили деление права на публичное и част­ное.

Таким образом, частное право- совокупность правовых норм, защищающих права и законные интересы конкретных частных лиц.

В свою очередь, публичное право- совокупность правовых норм, ох­раняющих интересы государства и общества в целом.



Значение римского права

Значение римского права определяется его огромным влиянием на последующее развитие права, также как и на всю мировую куль­туру в целом. Этому способствовали такие черты римского частного права, как:

а) детальная разработка правовых категорий в сфере част­но-правовых отношений;

б) развитие основ частного права;

в) уни­версальность гражданско-правовых норм;

г) закрепление способов защиты интересов частных собственников и др.

Войдя через рецепцию (возрождение ранее существующей си­стемы права) в практику средневековых государств, римское право повлияло затем и на последующие кодификации гражданского права (например, Гражданский кодекс Наполеона; Германское гражданское уложение).

Установлениями римского частного права пропитана и теория современного отечественного гражданского права. Многие термины и определения (например, виндикация, реституция, цессия и т.д.) могут быть наилучшим образом усвоены лишь при предварительном изуче­нии римского права. Более того, римское право, отличаясь хорошей юридической техникой, помогает современному юристу в приобре­тении навыков точной формулировки юридических категорий и пра­вильного применения закона. Таким образом, римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского законо­дательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.

Раздел II. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

2.1. Понятие и виды источников римского права

Источники римского права- формы (способы) выражения и за­крепления правовых норм.



Обычное (неписаное) право является древнейшей формой обра­зования римского права.

Обычай- сложившееся и широко применяемое на практике пра­вило поведения, не предусмотренное законодательством.

-устная категория источников;

- обычай основывается не на предписании государственной власти, а на давности применения и молчаливом согласии общества;

- обычай поддерживается государством, ибо нарушение его вле­чет применение к нарушителю санкций государственной власти.

В период принципата (Iв. - сер. IIIв.) обычай имеет такую же силу, как и закон. В начале IVв. обычай приравнивался к закону, но не должен был противоречить ему (Конституция Константина).



Особенности законов:

- это высшая и самая совершенная форма права (принимаются

народом как суверенным коллективом);

- носят универсальный характер;

- обеспечивают определенность права, исключая произвол государства и частных лиц.

Следует отметить, что законов в республиканском Риме издавалось немного, ибо большое распространение получили другие формы правообразования (например, эдикты магистратов). Наиболее известен древнейший источник - Законы 12 таблиц (451-450 гг. до н.э.).

12 таблиц - основной законодательный акт всей римской правовой истории. По сути это единственная кодификация цивильного права, ибо цивильное право не развивалось посредством интерпретации ХП таблиц.

Кроме указанных Законов, важное значение для гражданского права имели:

-закон Петелия (326г. до н.э.), отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга;

-закон Аквилия(Ш в. до н.э.), регламентирующий ответственность за уничтожение и повреждение чужих вещей, и некоторые другие.

В конце 1 в. Народные собрания перестали принимать законы. Полномочия представлять народ присвоил себе Сенат. В период принципата акты Сената становятся основной формой закона.

Сенатусконсульты - законы, издаваемые Сенатом в период принципата. По сути акты Сената ~ это распоряжения императора, которые Сенат лишь подтверждал. Во ІІ-ПІ вв. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, приравненной к Іех. В конце Ш в. происходит исчезновение сенатусконсультов как самостоятельного источника права.

С ІІІ в. основным источником права, имеющим высшую юридическую силу, стали конституции императоров. Окончательное укрепление императорской власти в период принципата привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом.

Таким образом, конституции императоров - это акты императорской власти.


Эдикты - общие постановления и распоряжения, обращенные к населению.

Декреты - решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам.

Рескрипты - распоряжения императоров по конкретным делам.

Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций и чиновникам.

Из всех видов Конституций в период домината остались только эдикты.

Характерным именно для римского права источником являются эдикты магистратов.

Эдикты магистратов - программные документы, которые издавались магистратами при вступлении в должность.

Особо важное значение придавалось эдиктам городского претора, перегринского претора, курульных эдилов. В своих эдиктах указанные доткностные лица закрепляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности. Определяющее значение имел эдикт претора, изданный в начале его годичного правления при вступлении в должность (годичный эдикт).

В отличие от разовых объявлений по определенным поводам в годичном эдикте претор объявлял, какие новыеправоотношения требуют ого защиты, какие сделки имеют значение законных и т.д.

Эдикты формально не отменяли нормы цивильного права, но дополняли их, лишали юридической силы отдельные положения законодательства, а в ряде случаев давали судебную защиту лицам, которые не были защищены нормами цивильного права.

В период принципата издание преторских эдиктов не прекращается, но они не могут противоречить установлениям императорской власти.

Важнейшим источником римского права являлась юриспруденция.

Юриспруденция - профессиональная юридическая деятельность лиц, обладающих специальными юридическими знаниями.

В архаический период развития римского права (753 г. до н.э. - 367 г. до н.э.) роль юристов принадлежала жрецам, которые выступали как хранители и толкователи права.

В период республики (367 г. до н.э. ~ 17 г. до н.э.) появляются светские юристы, пользующиеся в Риме большим авторитетом, зарождается теоретическая юриспруденция. К наиболее видным республиканским юристам относят Цицерона, Квинта (І в. до н.э.).


В период принципата происходит наивысший расцвет частного права и юриспруденции. Принцепсы (Август и его преемники) предоставили наиболее известным юристам право давать официальные

консультации, имеющие силу собственного толкования императора и обязательные для судов.

Деятельность классических юристов (Капитон, Прокул (І в.); Африкан, Гай, Юлиан (2 в.); Павел, Модестин, Ульпиан, Папиниан (3 в.) характеризуется:

- выработкой общих принципов права;

- развитием логического толкования права;

- научно-литературным творчеством (составлением Институций (учебников права) и т.д.);

Кодификация римского права

Первые попытки кодификации римского права (т.е. объединения и систематизации нормативного материала) предпринимались частными лицами, составляющими сборники императорских конституций (Кодекс Грегориана (конец 3 в. - нач. 4 в..); Кодекс Гермогениана

Первая официальная кодификация была осуществлена впервой половине 5 в. императором Феодосием 2(Феодосиев кодекс).В данном документе были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина.


Однако самой значительной кодификацией римского права была кодификация восточно-римского императора Юстиниана (\/1 в.). Кодификация Юстиниана - это единое законодательное произведение, представляющее собой компиляцию из существовавших ранее источников, многократно переделанных и обобщенных.


В 528 г. император Юстиниан создал комиссию из 10 человек под руководством юриста Трибониана для составления свода императорских конституций. В 529 г. осуществляется опубликование Кодекса под названием Кодекс Юстиниана. Одновременно было запрещено пользоваться старыми Кодексами. Кодекс Юстиниана - это собрание императорских Конституций от Адриана (нач. 11 в.) до самого Юстиниана, регулирующих вопросы уголовного, гражданского и государственного права. В текст были внесены замечания и дополнения составителей - интерполяции. Например, кодификаторы заменяли современными понятиями устаревшие к 6 в. обряды и термины.Интерполяции следует отличать от глоссов, представляющих собой объяснения непонятных слов и терминов переписчиками.В 534 г. в связи с изданием Дигест осуществляется вторая редакция Кодекса (добавление новых конституций Юстиниана и фрагментов из старого республиканского законодательства).В 530 г. была образована комиссия из 17 человек под руководством Трибониана для кодификации сочинений классических юристов.В 533 г. под названием Дигесты (Пандекты) был издан сборник юридических материалов, получивший обязательную силу как законодательный акт. Использование старых источников и любых комментариев к Дигестам было запрещено.Весь собранный материал состоял из 50 книг, разделенных натитулы и фрагменты. В структуре Дигест преобладала сабинианская масса (фрагменты из сочинений по цивильному праву); эдиктальная масса (преторские эдикты); папинианова масса (выдержки из сочинений Папиниана).В период составления Дигест на Трибониана,Теофила, Доротея было возложено составление нового элементарного учебника римского права (Институций) взамен устаревших Институций Гая. Институции Юстиниана, получившие силу закона, были обнародованы в 533 г.
Составление институций, Дигест и Кодекса не могло устранить потребность в издании новых законов После окончания кодификационных работ Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл, т.е. новых законов (565 г.). Новеллы примыкают к Кодексу Юстиниана и составляют четвертую часть Кодификации Юстиниана.В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своеи совокупности название Свод гражданского права.

Преторское право – представляет собой особую часть римского гражданского права. Данное право сложилось в республиканский период римской истории, и было основано на осуществлении преторами совей деятельности.

Римское право – представляет собой определённую систему правовых и юридических норм, которые были составлен и приняты в период существования Римского государства.

Римское государство – государство, возникшее в Италии и распространившее свою власть на бассейн Средиземного моря. Развитие римского права повлияло на дальнейшее становление уже феодального и буржуазного права стран Западной Европы.

Источниками римского права являлись – обычаи (обычное право), законы, императорские указы и т. д

Хронология существования и развития римского права:

  • VIII—III в. до н. э – период развития цивильного права, связанного с религиозными практиками и обычаями. Законодательным памятником такого права являются Законы 12 таблиц.
  • III—II в. до н. э - В данный период происходит развитие римского права, предвосхищающий будущий расцвет римской правовой мысли.
  • I в. до н. э. — III в. н. э – является классическим периодом в истории правовой мысли римской цивилизации. В данное время происходит становление основных понятий и норм латинской юриспруденции.
  • IV—VI в. н. э – происходит, несмотря на политические проблемы и падение Западной Римской империи, кодификация римского законодательства. Кодификацию римского законодательства провел император Восточной Римской империи Юстиниан.

В римском праве правовые нормы были разделены между следующими видами права:

Цивильное право – национальное право городской римской общины. Распространялось сначала исключительно на граждан данной общины, называемых также квиритами.

Готовые работы на аналогичную тему

Преторское право - его целью было регулирование и дополнение имеющегося цивильного права.

Право народов – в его основе была практика по урегулированию взаимоотношений между римскими гражданами и приезжими иностранцами – перегринами. Отсюда ещё одно его название – перегринское право. Дела связанные с перегринами были в подчинении перегринского претора.

Преторское право возникло вследствие развития римского общества, и несоответствия прежнего цивильного права новым требованиям времени, в частности в связи с развитием торговых отношений. В результате прежние установленные Законами 12 Таблиц правила приходить в противоречие и с новыми правовыми нормами и правилами.

В IV веке до н. э.( 367 г. до н. э) в Риме создается магистратура которая занимается судебными делами. Её возглавляет городской или цивильный претор, Претор был выходцем из верхов военной и гражданской администрации Древнего Рима.

Первоначально должность претора была доступна лишь высшему слою римского общества – патрициям.

Однако, после уравнения патрициев и плебеев в политических и гражданских правах эта должность также стала доступна и представителям плебеев. Это произошло в 337 году до н. э.

Несколько позднее в помощь претору был направлен и претор по делам перегринов, иноземных купцов. Они взаимодействовали по делам в которых принимали участие граждане Рима.

Права и обязанности претора

Претор имел право:

  • созывать народные собрания,
  • представлять различные законопроекты
  • принимать начальство над войском, если его ставили во главе легионов.

Претор обладал высшей начальственной властью, по латински - imperium.

Претор мог издавать эдикты, которые имели обязательную силу и интердикты, приказы, исполнение которых было обеспечено соответствующими санкциями.

Отметим также, что претор, несмотря на более низкий статус, чем у консула, не подчинялся ему. Это было связано с заведенным порядком о невмешательстве одной римской магистратуры в дела другой.

Эдикт, который издан претором был обязательным к исполнению. И формально действовал год, ровно столько, сколько претор исполнял свои обязанности.

Однако на практике новый претор мог оставить от предыдущего эдикта, что то на его взгляд нужное и верное, и добавить уже своё. Таким образом, каждый новый вкладывал в развитие римского права свои идеи, которые считал нужными и оправданными основанными на его представлениях о законности и справедливости.

Преторы не могли отменять законодательные акты. Для этого существовали в римском праве народные собрания и специальные постановления сената – сенатусконсульты. Однако, как отмечается практика отмены законов, была довольно нечастой.

Развитие деятельности преторов активизируется, когда на смену нормам традиционного цивильного права приходят новые требования обусловленные изменениями экономического и политического плана.

В середине II века до н. э. в римском праве появился новый порядок гражданского процесса. Он назывался формулярным. Согласно этому правилу претор устанавливал, действительно ли иск истца стоит внимания со сторон судебного органа. И в случае положительного мнения претор мог вырабатывать особую инструкцию – формулу для судьи

Таким образом, претор мог создавать особые формулы - иски, которые были обязательными, к исполнению судьями.

Ещё одной формой правотворческой деятельности претора стало появление такого элемента как юридической фикции.

Данное понятие означало привнесение заведомо не существующего факта, или наоборот, отказ от какого – либо четкого и ясного доказательства.

Таким образом, претор мог отказать в иске, который был законным с точки зрения национального, но уже устаревшего цивильного права, но входил в противоречие с действующими условиями социальной и экономической жизни римского общества.

Преторское право в период Империи

В период перехода к империи к империи преторская деятельность постепенно стала заменять указами императора постановления сената.

В результате в 130 году н. э. согласно указу императора Адриана был создан свод эдиктов преторов. Данный документ права был важным правовым источником римского права, вплоть до появления кодекса императора Юстиниана.

В ходе развития римского права преторское, цивильное (вобравшее в себя перегринское) право стало сливаться в одно известное нам классическое римское право, которое дошло да наших дней.

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV-V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции - 4 книги; Дигесты - 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс - 12 книг; Новеллы.

Вопрос № 7 Система римского частного права. Три исторические системы Древнего Рима

Римское частное право-- совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право делилось накомплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировалоимущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные.

В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. За рабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса -- это отличительные признаки римского частного права.

Система римского права-- порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

В составе римского права различают отдельные системы-- цивильное право, преторское право, право народов, справедливое право и естественное право.

Древнейшее римское право называлось виритским.Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское-- система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право)Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория -- требование морали.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: