Какой возрастной ценз в дореволюционной россии был установлен для кандидатов в присяжные поверенные

Обновлено: 30.06.2024

Для института адвокатуры, как и в целом становления судебного процесса России, наиболее важным этапом развития стало правление императора Александра II, который вошел в историю как великий реформатор [1, с. 8]. В 1864 году Александром II был принят основополагающий документ в сфере судебного производства – Указ об учреждении Судебных установлений. В этом документе был предусмотрен институт присяжных поверенных, то есть фактически впервые в России была создана адвокатура [4].

В указе были установлены требования к присяжным поверенным: их уровень был достаточно высокий, поскольку практически полностью совпадал с требованиями, которые предъявлялись к лицам на должность судей. Так, например, присяжным поверенным мог стать только человек, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Не могли стать присяжными поверенными:

1) лица, которые не достигли 25-летнего возраста;

2) граждане и поданные иностранных государств;

3) лица, объявленные банкротами;

4) находившиеся на государственной службе;

5) лица, в отношении которых был вынесен приговор о лишении или ограничении прав состояния, а также граждане, в отношении которых проводится следствие при возможности применения такой меры наказания;

6) священнослужители, которые были лишены духовного сана на основании решения духовного суда;

7) лица в отношении которых принято решение об исключении их со службы за пороки;

8) исключенные ранее из числа присяжных поверенных;

9) женщины (что как нам представляется являлось существенной дискриминацией, но на тот период соответствовало общим подходам к статусу женщины как в России, так и в других государствах).

Порядок получения статуса присяжного поверенного был урегулирован следующим образом.

Первым шагом должно стало стать соответствующее прошение (заявление), которое подавалось в совет присяжных поверенных вместе с документами, подтверждающими соответствие условиям для осуществления деятельности в качестве присяжного поверенного (возраст, образование, опыт работы и т.д.).

После рассмотрения советом документов, выносилось решение: в случае положительного решения статус присяжного поверенного начинал действовать после принесения присяги по правилам вероисповедания (это означало, что представители любой религии могли стать адвокатами).

Говоря о статусе присяжных поверенных на данном этапе развития законодательства, необходимо отметить, что к их правам относилось следующее:

2) право на самоотвод в случае, если должен противостоять близким родственникам Обязанностями присяжных поверенных были:

1) необходимость осуществления своей деятельности на протяжении всего дела без возможности отказа от него,

3) передать свои дела другому присяжному при переезде в другой город [2, с. 13].

Важно отметить, что если заключалось соглашение между присяжным поверенным и подсудимым, то соответственно и определялся размер вознаграждения за работу присяжного поверенного. Как отмечают исследователи, если по уголовным делам размер действительно определялся сторонами, то в отношении гражданских дел был установлен единый размер, который должен был каждые три года пересматриваться. Однако данный размер был установлен в 1868 году и более не менялся до 1917 года. Данная сумма использовалась судами для определения конкретной суммы в каждом случае. Вместе с тем, уже в тот период сформировались определённые правила, которые действуют и сегодня. Так, например, размер вознаграждения определялся как процент от цены иска: чем больше сумма иска, тем больше и вознаграждения присяжного поверенного. В том случае, когда суд не мог оценить цену иска, то суд исходил, как правило, из важности и значения дела, а также материального положения сторон, объема труда, вложенного поверенным. Анализ дореволюционной практики позволил установить, что данная сумма могла быть от 50 до 1200 рублей.

Присяжный поверенный получал также вознаграждение и в том случае, когда работал по назначению: в зависимости от сложности дел присяжный получал от 50 до 600 рублей.

Необходимо отметить и недостатки судебной реформы Александра II в части присяжных поверенных. Так, недостаточно был урегулирован вопрос помощников присяжных поверенных: в указе только упоминалось о праве присяжных нанимать помощников, которые являлись лицами, окончившими получение юридического образования, но не имевшие стажа работы по юридическому направлению, либо работавшие в судах. В Судебных установлениях было указано также, что после прохождения практики в течение пяти лет у присяжного поверенного помощники могли претендовать на звание присяжного поверенного. Вместе с тем фактически детально их правовой статус, в том числе процедура поступления на службу, права, обязанности, не был урегулирован и зависел от принятия внутренних документов советами присяжных поверенных. Так, например, в 1872 году в г. Санкт-Петербурге впервые в истории адвокатуры были приняты правила организации деятельности помощников присяжных поверенных [5]. Аналогичный документ в 1878 году появился и в г. Москве [5].

Таким образом была сформирована система адвокатуры, которая действовала без изменений вплоть до 1917 года, когда к власти пришли большевики, которые упразднили институт адвокатуры как таковой.

Проведенный анализ показывает, что законодателем были достаточно четко урегулированы основные положения статуса присяжного поверенного, однако пробелом являлось положение его помощника.

1. Баранов Д.П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. – М.: Дашков и К, 2009. – 368 с.

2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М.: Статут, 2008. – 183 с.

Читайте также: