Какой вид контроля надзора не осуществляется росреестром

Обновлено: 07.07.2024

"Российская газета", N 256, 31.12.2001,"Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002,"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля

Организация и осуществление государственного надзора производятся в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности, индивидуальных предпринимателей, презумпции невиновности.
В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления государственного надзора фактов, указывающих на наличие состава административных правонарушений, возбуждение дел по которым не входит в компетенцию Росреестра (территориальных органов), уполномоченные должностные лица Росреестра в срок не позднее пяти рабочих дней с момента их выявления направляют в соответствующий уполномоченный орган материалы, содержащие такие факты.
Должностными лицами Росреестра и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, являются (далее - должностные лица):
1) руководитель Росреестра - главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель;
2) заместитель руководителя Росреестра и руководитель структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;
3) специалисты структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственные инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;
4) руководители территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации - главные государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по использованию и охране земель;
5) заместители руководителей территориальных органов Росреестра, руководители структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, и их заместители - заместители главных государственных инспекторов в субъектах Российской Федерации по использованию и охране земель;
6) специалисты структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по использованию и охране земель;
7) руководители структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главные государственные инспектора в городах и районах по использованию и охране земель;
8) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместители главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель;
9) специалисты структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственные инспектора в городах и районах по использованию и охране земель.
Должностные лица имеют право:
1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;
4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Должностные лица при проведении проверок обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти и органа местного самоуправления;
2) своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) проводить проверку на основании приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа), копии документа о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры (в случае необходимости согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры);
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки;
11) не требовать от юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченных представителей ознакомить их с положениями Административного регламента;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя в журнале учета проверок или в случае отсутствия у проверяемого лица журнала учета проверок делать соответствующую запись в акте проверки.
Должностные лица при проведении проверок не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного надзора, от имени которых действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" подпункта 2 пункта 64 Административного регламента.
Проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии его своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату;
3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) превышать установленные сроки проведения проверки.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю

При проведении проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин, их уполномоченный представитель, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному земельному надзору, имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного надзора, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой не запрещено (не ограничено) нормативными правовыми актами;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного надзора, повлекшие за собой нарушение прав и законных интересов юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении проверок юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставить запрошенные должностными лицами Росреестра (территориального органа) документы и сведения, необходимые для проведения проверок, а также обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления. При проведении проверок индивидуальные предприниматели обязаны предоставить запрошенные должностными лицами Росреестра (территориального органа) документы и сведения, необходимые для проведения проверок, а также присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
Юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, граждане, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания органа государственного надзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что закон относит к объектам

ВИД ОБЪЕКТА

ПОЯСНЕНИЕ

Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки

Оборудование, устройства, предметы, материалы

Компоненты природной среды

Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).

  • промышленная безопасность;
  • безопасность гидротехнических сооружений;
  • пробирный надзор.

Учёт объектов контроля

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:

  • информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • получаемую в рамках межведомственного взаимодействия;
  • общедоступные данные (СМИ, Интернет, соцсети и др.).

При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:

  • иное предусмотрено федеральными законами;
  • соответствующие сведения/документы есть в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Какое значение имеют объекты контроля

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск (если объект отнесли к этой категории, то его плановые проверки не проводят).

КАТЕГОРИЯ РИСКА

КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА

  • Положением о виде контроля могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, их особенности;
  • федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от плановых мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный нарушением обязательных требований.

Положением о виде контроля может устанавливать запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении таких объектов контроля.

При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:

  • степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
  • вероятность их наступления (выделяют видов объектов контроля со схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда/ущерба);
  • добросовестность контролируемого лица при соблюдении обязательных требований.

Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.

В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.

  • внутренних правил и/или установлений контролируемых лиц;
  • режима работы объекта контроля.


Муниципальный район "Сунтарский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Часто задаваемые вопросы по государственному земельному надзору.

Часто задаваемые вопросы по государственному земельному надзору.

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Д.Н. Местников, ответил на ряд самых часто задаваемых вопросов по государственному земельному надзору.

1. Что представляет из себя государственный земельный надзор и кто его осуществляет?

Государственный земельный надзор представляет из себя надзор со стороны государства за соблюдением требований земельного законодательства. Это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос.власти, местного самоуправления, юр.лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством.

Надзор осуществляется специалистами Управления Росреестра, которые одновременно по должности являются госземинспекторами.

2. В отношении каких лиц осуществляется государственный земельный надзор и что является основанием для его проведения?

Проверки также проводятся по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства и по требованию органов прокуратуры.

3. Какова цель проводимого Вашей службой государственного земельного надзора?

Цель одна - это устранение нарушений земельного законодательства и повышение состояния законности в сфере земельных отношений в целом.

Проводимые мероприятия по осуществлению госземнадзора способствуют оформлению прав на землю в установленном порядке, а также восстановлению нарушенных прав землепользователей.

Наши действия направлены на пресечение и устранение выявленных нарушений. Контроль за устранением нарушений сохраняется до его полного устранения. В случае неустранения нарушений материалы направляются в суд для привлечения виновных лиц к административной ответственности и в органы местного самоуправления для подготовки судебных исков по освобождению самовольно занятых земельных участков, т.к. эта процедура не входит в полномочия нашего Управления.

4. Как часто проводятся проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании оценки риска совершения противоправных действий при использовании земельных участков. Таким образом в планы проведения проверок могут быть включены земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска.

При этом следует отметить, что проведение плановых проверок земельных участков, относящихся к категориям среднего и умеренного риска, не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 и 5 лет соответственно.

Например, земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства относятся к категории среднего риска, плановые проверки в отношении них проводятся не чаще 1 раза в 3 года. Также к среднему риску можно отнести земельные участки, которые предназначены для захоронения и размещения твердых бытовых отходов.

К категории умеренного риска можно отнести земельные участки, находящиеся на землях населенных пунктов и граничащие с землями сельскохозяйственного назначения. Земли, расположенные на границе с лесным фондом также относятся к категории умеренного риска.

Полным перечень критериев отнесения земельных участков к определенной категории риска можно найти в приложении к Положению о государственном земельном надзоре, на сайте Росреестра в сети Интернет.

- проведения последней проверки;

- государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- с момента начала осуществления деятельности;

- материалы ранее проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (административные обследования), в результате которых выявлены признаки нарушений земельного законодательства.

План проведения проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой РС (Я), ознакомится с ним можно на интернет-сайте прокуратуры и Росреестра.

Внеплановые проверки проводятся по исполнению ранее выданных предписаний, а также по согласованию с органами прокуратуры при наличии весомых доказательств о том, что имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинен вред.

Кроме этого, государственный инспектор вправе выдать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

5. За какие нарушения земельного законодательства предусмотрена административная ответственность и в каких размерах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Как показывает анализ, наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства являются самовольное з анятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Большая часть нарушений в 2018 году (91%) была выявлена на землях населенных пунктов.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в сфере земельного законодательства:

За самое распространенное нарушение - самовольное з анятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа от 100 до 200 тыс. рублей для юридических лиц и от 20 до 50 тыс. рублей для должностных лиц.

В случае если у самовольно занятого земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Это от 1,5 до 2% для должностных лиц и от 2 до 3% для юридических лиц.

Также и с использованием земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за что предусмотрена ответственность ст. 8.8 КоАП РФ.

  1. За использование земельных участков не по целевому назначению грозит наложением административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Также, если у земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее того размера о котором было сказано выше.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельхоз назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Пресс-центр Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия)

Читайте также: