Какой вид экологического контроля осуществляют предприятия

Обновлено: 07.07.2024

Определение проф. Боголюбова. Экологический контроль представляет собой вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей среды, ее изменения под влиянием хозяйственной или иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Экологический контроль - это проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Посредством экологического контроля обеспечивается принуждение субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

В экологический контроль в широком смысле входит мониторинг окружающей среды, проверка деятельности хозяйствующих субъектов и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

В узком смысле экологический контроль отождествляют с государственным инспекционным контролем, т.е. с проверкой хозяйственной деятельности на предмет соблюдения экологического законодательства.

Функции экологического контроля:

1. Предупредительная. Субъект хозяйственной деятельности, зная, что возможна проверка, боится нарушать экологическое законодательство и выполняет все его требования;

2. Информационная. В ходе проверок контролирующие органы получают информацию о состоянии природного объекта, на котором осуществляется хозяйственная деятельность, и о видах этой деятельности, и об уровне и качестве соблюдения закона;

3. Карательная. При выявлении экологического правонарушения включается механизм юридической ответственности.

Виды и формы экологического контроля:

1. Государственный экологический контроль

1.1. Общий. Его осуществляет органы общей компетенции: Президент, Правительство соответствующие органы субъектов РФ.

1.2. Специальный. Его осуществляют органы специальной экологической компетенции: Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Формы государственного экологического контроля:

а) Предварительный. Он осуществляется на стадии планирования будущей хозяйственной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Он осуществляется путем проведения государственной экологической экспертизы. Эту форму контроля иногда еще называют предупредительный контроль.

б) Текущий. Он осуществляется на стадии эксплуатации предприятий в процессе хозяйственной деятельности. В литературе его называют государственный инспекционный контроль.

2. Муниципальный экологический контроль. Он осуществляется в форме камеральных или рейдовых проверок на территории муниципального образования, что позволяет учитывать местную специфику и особенности производства. Этот вид контроля осуществляют органы местного самоуправления.

3. Производственный экологический контроль. Распространяется на производственную хозяйственную деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Главная задача - проверка соблюдения самим предприятием нормативов предельно допустимых воздействий на природу, которые установлены для данного предприятия.




4. Общественный экологический контроль. Это форма участия граждан, трудовых коллективов и общественных экологических объединений в обеспечении выполнения экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадии принятия экологически значимых решений.

Формы общественного контроля:

а) Выяснение мнения граждан на собраниях, референдумах;

б) Общественные слушания;

в) Общественная экологическая экспертиза;

г) Затребование экологически значимой информации у предприятий и государственных органов;

д) Обжалование в судах незаконных действий в сфере природопользования.

Повышению эффективности общественного контроля способствует сотрудничество с органами прокуратуры.

В литературе выделяют ещё два вида контроля - ведомственный и функциональный, по мнению Булацкой, они вписываются в государственный контроль.

Периодичность проведения контроля в плановом порядке - не чаще 1 раза в 2 года, в отношении субъектов малого предпринимательства - не ранее, чем через 3 года с момента государственной регистрации субъекта. Внеплановые проверки периодичностью не ограничены.

Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.
  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Читайте также: