Какой термин имеет более широкое смысловое значение коррупция или коррупционная преступность

Обновлено: 25.06.2024

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

понятие коррупции
Понятие, сущность и признаки коррупции

Коррупция в настоящее время является серьезнейшей глобальной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения государства.

По мнению ученых, элементы психологии коррупционера присущи почти каждому взрослому человеку, вследствие чего это социально-негативное явление является хронической и неизлечимой болезнью любого общества, за исключением, самых примитивных. Коррупция процветает там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Следует отметить, что коррупция, будучи сложным явлением, может рассматриваться с самых различных позиций. Поэтому коррупцию изучают криминологи, социологи, политологи, юристы, психологи и т.д. Например, в социальном аспекте коррупция рассматривается как негативное явление, одна из форм элитных девиаций, в юридическом аспекте — как различные виды правонарушений коррупционного характера.

Коррупция многолика. Именно поэтому крайне затруднительно дать ее точное определение. Особенно это касается выработки общепринятого в международном масштабе определения данного понятия. Во многом это обусловлено тем, что если в одних государствах небольшой подарок чиновнику может поощряться как дань сложившейся деловой традиции, то в других — за это можно получить серьезный тюремный срок.

Несмотря на то, что в целом данное определение правильно отражает содержание данного негативного явления, однако, необходимо признать, что данная дефиниция не является определением коррупции как явления, а содержит простой перечень коррупционных правонарушений, т.е. дает узкое определение понятия коррупции с юридической точки зрения.

Данные признаки позволяют отличить коррупцию от других видов девиаций и правонарушений, например, от дискриминации или плохого управления. Это определение также помогает отграничить коррупцию от конфликта интересов. При коррупции он всегда присутствует, т.е. происходит выбор лица между государственными (общественными) интересами и частными интересами, но при коррупционном нарушении лицо всегда предпочитает руководствоваться личными интересами.

Таким образом, по сути, коррупция — это использование своего должностного статуса или положения для получения личной выгоды в ущерб государственным и общественным интересам.

Уровни коррупции

Учитывая, что понятие коррупции охватывает широкий круг самых разнообразных проявлений, она может существовать на различных уровнях и в любых проявлениях.

Выделяются следующие уровни коррупции:

В отличие от бытовой преступности, при системном характере коррупции у людей может не быть иного выбора, кроме как дать взятку, чтобы получить доступ к государственным услугам, которые они по праву могут получить, особенно, если речь идет о таких х сферах как здравоохранение или образование. Иногда и сами государственные должностные лица могут быть принуждены к получению взяток своим начальством.

Индекс коррупции 2020-2021 гг.

Ежегодно международной межправительственной организацией Transparency International на основе 28 индикаторов рассчитывается индекс коррупции, а точнее — индекс восприятия коррупции населением. В исследовании участвуют 180 стран, шкала оценки от 0 до 100, при этом, чем выше этот показатель, тем ниже уровень коррупции и соответственно эффективнее политика противодействия данному явлению.

В 2021 году индекс восприятия коррупции (рассчитывается по итогам 2020 года), как и в предшествующие годы, показал, что 2/3 стран набрали менее 50 баллов, среднее значение — 43 балла.

Верхние строки рейтинга традиционно занимают Скандинавские страны: на 1 месте — Дания (88 баллов), на 3 месте — Швеция и Финляндия (по 85 баллов), Норвегия — 7 место (84). В число стран, достаточно успешно борющихся с коррупцией, входят — Германия (9 место, 80 баллов), Канада (11 место, 77 баллов), Япония (19 место, 74 балла).

Россия в 2021 году, улучшив свой рейтинг на пару позиций по сравнению с прошлым годом, располагается на 129 месте (30 баллов), наряду с такими странами, как Лаос и Малави. Отметим, что наши бывшие союзники из стран СНГ имеют более высокий рейтинг, например, Украина занимает 117 место, Казахстан – 94, Армения – 60, а некоторые страны Прибалтики и вовсе находятся в верхних строках — Эстония — 17 место, Латвия — 42 место.

Рейтинг стран по уровню восприятии коррупции 2020-2021 гг.


индекс коррупции 2021

В целом, эти данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинству стран по-прежнему не удается эффективно бороться с коррупцией.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует.

  1. В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
  2. В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
  3. Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.

Международно-правовое понимание коррупции

В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция. При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования.

Однако с учетом распространенности и уровня общественной опасности, понятие коррупции уже давно прочно закрепилось и в разнообразных международно-правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение различных форм общественно-опасного поведения. Так, например, несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в международном праве, оно содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конвенция ООН против коррупции в 2003 г.и ее международно-правовая характеристика подробнее , исходя из содержания которого под таковой следует понимать злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Готовые работы на аналогичную тему

В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.

Еще более широкое понимание коррупции заложено в Руководстве Секретариата ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Секретариат ООН подробнее , исходя из анализа содержания которого можно сделать вывод о том, что коррупция одновременно включает в себя:

  • Имущественные преступления против государственной собственности (кража, присвоение и т.д.);
  • Злоупотребление должностным лицом собственным служебным положением для целей получения неоправданных личных выгод, посредством неофициального использования тех или иных элементов своего специального правового статуса;
  • Сам факт наличия конфликта интересов между личной корыстной заинтересованностью и общественным долгом, вытекающим из существа выполняемых служебных (трудовых) обязанностей.

Общественная опасность коррупции

Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.

С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.

Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.

Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Читайте также: