Какой субъект административной юрисдикции имеет право рассматривать данное правонарушение

Обновлено: 19.05.2024


Административное право – наиболее всеобъемлющая правовая отрасль. Оно обладает характерным методом правового регулирования – императивом, который присутствует практически во всех законодательных актах. Это значит, что органы административной юрисдикции крайне многообразны.

Субъекты, рассматривающие дела об административных проступках и выносящие по ним решения, условно делятся на три категории:

  • судебные органы, в т.ч. в лице представителей судейского корпуса;
  • коллегиальные органы при муниципальных, районных образованиях, например – комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы исполнительной власти Федерального уровня, их территориальные, структурные подразделения, включая контролирующие органы согласно их функциям и полномочиям, определенным законом и подзаконными актами. Эта категория органов административной юрисдикции наиболее широка.

Обращает на себя внимание распределение компетенции указанных органов. Суды осуществляют юрисдикцию в отношении широкого диапазона дел, в то время как протоколы по ним составляют органы исполнительной власти (например, ГИБДД).

Характерно, что компетенция административных комиссий при районных и городских администрациях наиболее широка – они рассматривают все дела об административных правонарушениях, кроме тех, которые отнесены к полномочиям других органов. Каждая комиссия возглавляется председателем, включает его заместителей, ответственного секретаря, и других членов, традиционно – из числа специалистов в конкретной сфере, предмет которой затрагивается тем или иным правонарушением.

Государственные же контролирующие органы обладают отраслевой юрисдикцией и составляют самую многочисленную группу субъектов административной юрисдикции. Их круг начинается от санэпидстанции и заканчивается налоговой инспекцией.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

От их имени дела рассматривают:

  • руководители соответствующих государственных органов федерального уровня;
  • руководители территориальных и структурных подразделений;
  • прочие служащие указанных органов, осуществляющие контрольные функции согласно федеральному законодательству и подзаконным актам.

Производство по делам об административных проступках осуществляют должностные лица органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Все служащие, на которых возлагаются полномочия по рассмотрению дел определенной категории, обладают ими в полном объеме, за исключением случаев, когда подобные полномочия ограничиваются КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Следует помнить, что административный процесс не ограничивается одними лишь деликтными отношениями. Он регулирует великое множество отношений положительного характера, например, разрешительные и правоустанавливающие процедуры, начиная от получения водительского удостоверения и охотничьего оружия до лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности и получения гражданского паспорта. А занимаются отправлением этих юрисдикционных полномочий органы исполнительной власти, в т.ч. контролирующие.

Органы гражданской юрисдикции

Несмотря на превалирование в гражданском праве принципов равенства, диспозитивности сторон и свободы гражданско-правовых соглашений, в гражданском праве сохраняется своя юрисдикция, описанная объемом властных полномочий, где используется императивный метод правового регулирования. И это понятно, потому что даже при полной свободе порядок держится на высоком авторитете, выполняющем регулировочную функцию.

Самым очевидным субъектом гражданской юрисдикции являются суды, выносящие решения по спорам гражданско-правового (в т.ч. хозяйственного характера). Однако кроме судов, в систему субъектов гражданской юрисдикции входят прочие компетентные органы, наделенные полномочиями по рассмотрению дел, вытекающих из гражданско-правовых споров (третейские суды), или бесспорных отношений (нотариат, органы регистрации актов гражданского состояния, служба судебных приставов).

Юрисдикционная деятельность при этом имеет правоустанавливающий, принудительно-исполнительный, посреднический и регулирующий характер.

Классификация субъектов гражданской юрисдикции имеет большое теоретическое и практическое значение. В первую очередь, различают субъекты спорной и бесспорной юрисдикции. Первая направлена на решение конфликтов правового характера при наличии коллизии интересов граждан, либо гражданина с существующим порядком, и реализуется судебными органами.

Вторая направлена на закрепление факта, имеющего юридическое значение в условиях, когда интересы других лиц и установленный правовой порядок не должны пострадать. Например, это регистрация факта рождения, смерти физического лица, заключение брака, составление завещания.

В случае, если подобные отношения в силу каких-то проблем не удается реализовать в рамках бесспорной гражданской юрисдикции, обращаются в судебные органы – т.е. прибегают к юрисдикционному механизму, направленному на разрешение правовых споров (признание факта, имеющего юридическое значение, обжалование завещания и т.д.).

Субъекты международной уголовной юрисдикции

Одним из наднациональных органов уголовной юрисдикции является Международный уголовный суд, занимающийся привлечением к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против человечности и военных преступлений без срока давности.

Статус Международного уголовного суда был принят в 1998 году, а свою работу он начал в 2002 году. В отличие от сопредметных по роду деятельности международных организаций, это постоянно действующий орган.

Международному уголовному суду подведомственны преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута.

На национальном же уровне субъектами уголовной юрисдикции выступают государственные судебные органы.

Субъекты конституционной юрисдикции

Органом конституционной юрисдикции в нашей стране является Конституционный суд РФ. Его деятельность регулируется самой Конституцией РФ и соответствующим законом. Хотя это и суд, он не входит в систему судов общей юрисдикции, поскольку занимается рассмотрением специфических дел, проистекающих из законодательных и правоприменительных противоречий.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В состав КС РФ входят 19 судей, избираемых на должность в особом порядке. Они занимаются анализом законодательства, подзаконных и нормативных актов, международных договоров, а также судебной практики на предмет соответствия Основному закону РФ. КС РФ не занимается производством по жалобам и искам граждан: он начинает рассмотрение спора лишь по обращению государственных органов и первых лиц государства, которые имеют соответствующие полномочия.

Он выносит решения, которые не касаются прав и интересов отдельных лиц, но содержат заключение о том, соответствует ли тот или иной правовой акт Конституции. Также он разбирается с нарушениями конституционных прав и свобод неограниченного круга граждан, даже если таковые нарушения еще не успели произойти, но вероятны в перспективе.

Субъекты трудовой юрисдикции

Органами трудовой юрисдикции являются суды, занимающиеся рассмотрением дел, проистекающих из трудовых отношений, а также трудовые комиссии на предприятиях, в учреждениях и организациях, состоящие из представителей работодателя (руководства) и профсоюзных организаций.

Чтобы рассмотреть материалы дела о проступках в рамках КоАП РФ и назначить наказание, необходимо установить виновное лицо. Субъект административного правонарушения определяется по правилам, указанным в главе 2 КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, при каких условиях граждане, должностные лица или предприятия будут признаны субъектом правонарушения.

Субъект административного права

Виды субъектов и их признаки

При рассмотрении административных дел суд, либо иное уполномоченное ведомство, должны установить все обязательные признаки проступка, в том числе его субъект. В отличие от норм уголовного права, в КоАП РФ содержится следующее разграничение по юридическому статусу нарушителя:

Для назначения санкций по КоАП РФ, к юридическим лицам могут приравниваться индивидуальные предприниматели.

Указанные виды субъектов также могут подразделяться на дополнительные категории, которые повлияют на привлечение к административной ответственности. Физические лица, как общий субъект, могут выступать в административном процессе как:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, т.е. лица. имеющие действующее гражданство одной из стран мира;
  • лица без гражданства.

Принадлежность к определенному гражданству может являться основанием для привлечения к ответственности по КоАП РФ.

Например, только иностранный гражданин может быть привлечен к ответственности за нарушение правил миграционного режима или несоблюдение порядка постановки на учет в МВД. Для российских граждан такая обязанность отсутствует, поэтому они не будут выступать субъектом по указанной статье.

Для предприятий такое разграничение по принадлежности к юрисдикции РФ или иностранного государства не установлено. За выявленное и доказанное нарушение, совершенное на территории РФ, отечественная или зарубежная фирма будут отвечать на равных условиях.

Обязательными признаками субъекта-гражданина является возраст, с которого допускается привлечение ответственности, а также вменяемость.

В отношении возрастных ограничений законом установлено единое правило – наказание может быть назначено только лицу, достигшему возраста 16 лет (например, по отдельным составам УК РФ наказание может последовать для 14-тилетних граждан). Кроме того, для детей в возрасте от 16 до 18 лет существует возможность замены административной санкции на альтернативное наказание, а применение к ним ареста полностью запрещено.

Для должностных лиц таким признаком будет являться официальное наделение полномочиями – в силу приказа, контракта, решения учредителей и т.д. Признаком правомочности юридического лица будет являться регистрация в ИФНС. Как только сведения о предприятии будут исключены из ЕГРЮЛ, его невозможно привлечь к ответственности.

Специальный субъект

Частное лицо выступает как общий субъект административного проступка по КоАП РФ. Также граждане, обладающие определенным статусом или званием, будут рассматриваться как специальный субъект – должностные лица. В этой группе также существует внутреннее разграничение:

  • должностные лица, отнесенные к сотрудникам руководящего звена юридических лиц (директор, главный бухгалтер);
  • лица, наделенные полномочиями в силу своей службы – военнослужащие МО РФ, сотрудники МВД, судебные приставы, сотрудники ФТС, УФСИН, МЧС и иных уполномоченных ведомств.

Указанное разграничение необходимо учитывать для привлечения к ответственности за отдельные группы проступков. Например, в КоАП РФ есть группа составов, по которым нарушителем может признаваться только военнослужащий . В такой ситуации, лицо, проходящее службу в ВС РФ, не наделено полномочиями должностного лица, оно не подлежит наказанию.

Еще одним специальным субъектом будет гражданин, обладающий определенным разрешительным документом, допуском и т.д. Например, санкция в виде лишения права управления транспортом может применяться только к лицу, обладающему таким правом.

Если гражданин, получивший водительское удостоверение, был временно лишен его по судебному постановлению, для последующего назначения санкций он считается не имеющим права управления.

Как влияет субъект на перечень санкций

В отношении граждан и юридических лиц в КоАП РФ предусмотрен разный состав возможных санкций. Для физических лиц их перечень будет существенно шире:

В одной статье КоАП РФ могут содержаться сразу несколько мер воздействия, между которых суд, либо иное уполномоченное ведомство, вправе сделать свой выбор. Однако нужно учитывать ограничения и запреты, зафиксированные в КоАП РФ. Например, арест нельзя применить к несовершеннолетнему ребенку или беременной женщине, поэтому им может быть назначен только штраф.

Для юридических лиц не могут применяться такие виды санкций как арест, лишение специального права или дисквалификация, выдворение или обязательные работы. Основными мерами воздействия для предприятий будут являться штраф или предупреждение. Однако для этого субъекта в КоАП РФ предусмотрена специальная санкция – административное приостановление деятельности.

Сложности могут возникать при разграничении субъектного состава, если нарушение совершено должностным лицом (руководителем) предприятия. Если нарушение будет связано с полномочиями, предоставленными должностному лицу, наказание будет назначено именно этому субъекту. Если нарушенное законодательное правило являлось обязанностью юридического лица, к ответственности по КоАП РФ привлекается именно предприятие.

Читайте также: