Какой смысл вкладывают в понятие гражданин

Обновлено: 01.06.2024

Где впервые появилось понятие гражданин?

Что раньше обозначало понятие гражданин?

Какой смысл вкладывается в понятие гражданин?

Гражданин — это человек, который принадлежит на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин наделен определенными правами и свободами, а также обременен обязанностями. Из прав гражданина часто выделяют право на жизнь, свободу, образование и медицинскую помощь.

Какой юридический смысл имеет понятие гражданин в каких еще значениях?

В настоящее время термин гражданин имеет несколько значений: 1. юридический смысл слова гражданин: Гражданин — это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.

Какое число слово гражданин?

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им. гражданин граждане
Рд. гражданина граждан
Дт. гражданину гражданам
Вн. гражданина граждан

Кто был гражданином в Древней Греции?

По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области.

Что включает в себя понятие гражданин РФ?

Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как можно заменить слово гражданин?

  • подданный, горожанин, житель
  • обыватель, мещанин
  • подданный, квирит
  • подведомственный, подсудный

Что означает слово гражданство?

Гражда́нство — правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. … Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Что означает понятие гражданин Республики Беларусь?

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Что такое человек и что такое гражданин?

Гражданин — статус, отражающий подданность (юридическую связь по большинству прав и обязанностей) конкретному государству. Человек — более широкое понятие, включает в себя и лиц без гражданства и иностранных граждан в конкретном государстве. Право человека признается международным сообществом.

Как склоняется слово гражданин?

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. граждани́н гра́ждане
Р. граждани́на гра́ждан
Д. граждани́ну гра́жданам
В. граждани́на гра́ждан

Какой юридический смысл имеет понятие гражданство?

Чем отличается гражданин от гражданственности?

Гражданство определяет и наполняет характер отношений человека-гражданина с обществом и властью. Гражданственность человека характеризуется пониманием и восприятием этих отношений, как значимой части его жизни, составляет личное основание его формального гражданства.

Начнём по порядку. И подробно, чтобы понять суть явления.

В нашей жизни мы пользуемся многими изделиями. Они позволяют сделать нашу жизнь более удобной. Например, автомобиль. У автомобиля существует документ, который идентифицирует это изделие, определяет его характеристики, его владельца. Такой документ называется пасПорт. Но, пасПорт не будет выдан, пока изделие не будет готово. Скажем, для автомобиля его не выдадут, пока не будет номера на двигатель, кузов (шасси) и т. п., то есть, на все комплектующие значимые части. Если готовое изделие не будет передано другой организации, то оно так и останется активом на балансе собственника этой организации. При смене владельца в пасПорте делается отметка. ПасПорт есть у станка, велосипеда, холодильника, чайника. В нём указаны гарантийные обязательства, какую ответственность несёт изготовитель, и какую владелец изделия. Имея, например, пасПорт на автомобиль, мы можем взять кредит в банке, оформив авто в залог. Теперь введены пасПорта на недвижимость.

У человека тоже есть пасПорт. Но его выдают не сразу. Давайте проследим этот путь.

Итак, роды у матери прошли успешно, на свет появился ЖИВОРОЖДЁННЫЙ новый ЧЕЛОВЕЧЕК. Медицинское свидетельство о рождении заполняет персонал родильного дома по случаю появления в свет в здании роддома новорожденного. В связи с появлением новой учётной единицы производят замеры с последующим внесением характеристик в медицинское свидетельство о рождении, в которое также вносят сведения, сообщённые роженицей. В медицинском свидетельстве фиксируют состояние новой учётной единицы БЕЗ ИМЕНИ. В СССР право на присвоение гражданства имеют новорожденные живорожденные весом не менее 1 кг.

Справка о рождении выдается родильным отделением, где ребенок появился на свет. ЕСЛИ ЖЕНЩИНА РОЖАЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, и справки из роддома нет, ТО НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ЛИЦА, ПРИСУТСТВОВАВШЕГО ВО ВРЕМЯ РОДОВ, о рождении ребенка вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи. При домашних родах справка установленного образца может быть выдана медицинским учреждением, в которое роженица обратилась после родов.

Таким образом, персонал роддома является информатором системы о появлении в системе новой учётной единицы.

Сразу после рождения, или даже перед рождением, человек получает его первое имя — личное имя.

Личное имя (англ. personal name, first name) — социолингвистическая единица, разновидность имени собственного, один из главных персональных языковых идентификаторов человека или какого-либо одушевлённого существа.

Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в ЗАГСе.

Урожденное имя, имя при рождении — имя, которое человек получает при рождении. Обычно состоит из нескольких частей — ИМЕНИ, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ ИЛИ ПРОЗВИЩА.

ГРАЖДАНИНА (ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО) или гражданку (в СССР) создаёт ЗАГС на основании АКТОВОЙ ЗАПИСИ № в книге (загляните в имеющееся Свидетельство о рождении) О РОЖДЕНИИ МАЛЬЧИКА/ДЕВОЧКИ. АКТОВЫЕ КНИГИ ХРАНЯТСЯ В ОРГАНАХ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ на протяжении 100 лет, а в дальнейшем передаются на государственное хранение. АКТОВУЮ ЗАПИСЬ о рождении МАЛЬЧИКА/ДЕВОЧКИ производят на основании сведений медицинского свидетельства о рождении (справка), по факту заявления родителей (заинтересованных лиц), с просьбой зарегистрировать (поставить на учёт) мальчика/девочку с присвоением ФАМИЛИИ, ИМЕНИ, ОТЧЕСТВА.

Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка. В ином случае родители рискуют получить незначительный административный штраф

(то есть система нас принуждает к регистрации учётной единицы).

Для того чтобы оформить свидетельство о рождении на ребенка, в органы ЗАГС, как правило, необходимо представить следующие документы:

справка о рождении из родильного дома;

заявление о рождении от матери или родителей;

свидетельство о браке, если родители состоят в браке (присутствие второго родителя не требуется);

совместное заявление о выдаче свидетельства о рождении ребенка, если родители не состоят в браке (нужно присутствие обоих при подаче);

свидетельство об установлении отцовства;

нотариально заверенная доверенность и пасПорт представителя родителей, если они по каким-либо причинам не могут лично подать заявление.

Вся эта процедура на выходе создаёт так называемое Ю(ри)дическое имя ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА — имя, которое ПЕРСОНА получает при рождении и КОТОРОЕ ФИКСИРУЕТСЯ В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ О РОЖДЕНИИ, либо которое получает при вступлении в брак, и которое фиксируется в свидетельстве о браке. Термин обычно используется по отношению к именам, когда лицо, достигшее определённого возраста, поднимает вопрос об изменении своего имени В Ю(РИ)ДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ.

Как правило, ю(ри)дическое имя состоит из имени и фамилии. Указание прочих частей имени зависит от культурных традиций и государства. Правила изменения имени при вступлении в брак также различаются в разных государствах.

Ю(РИ)ДИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ ИМЁН НА БУМАГЕ ЗАМЕНЯЮТ ЧЕЛОВЕКА. ПРОИСХОДИТ РОЖДЕНИЕ ИМЕНИ В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ О РОЖДЕНИИ.

Бумага становится пристанищем Души. С этого момента человеком управляет сила зафиксированная Ю(РИ)ДИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (в руских сказках – чудо-юдо). Зафиксировав свою сущность на бумажном носителе (поле), ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ оказывается за Коном мирозданья. МЕНЯЕТСЯ ПОРТ НАХОЖДЕНИЯ СУЩНОСТИ. По сути ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ СВОЮ АКТИВНУЮ СВЯЗЬ С СОЗДАТЕЛЕМ. ПасПорт – пассивный (закрытый) Порт.

Свидетельство о рождении ГРАЖДАНИНА-ФАМИЛИИ, ИМЕНИ, ОТЧЕСТВА также имеет оборотный документ с номером, в точности обратным номеру, который видите в свидетельстве, имеющимся на руках.

Со времени создания Ю(РИ)ДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ было установлено так называемое Адмиралтейское (МОРСКОЕ) право или его ещё называют — КОММЕРЧЕСКОЕ (ТОРГОВОЕ) право. Вспомните в связи с этим о морских пиратах. Суть этого права

ярко отражена в их образе жизни, их действиях.

Государство регистрирует не СОБСТВЕННОСТЬ, а только лишь ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Этим самым привязав Российскую империю к банковским обязательствам торгового кодекса.

Для того, чтобы граждан СССР (РСФСР), находящихся в правовом поле ПОЗИТИВНОГО права перевести в правовое поле КОММЕРЧЕСКОГО права и была придумана и осуществлена афёра с развалом СОЮЗА и с незаконным переименованием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики В НЕЛЕГИТИМНУЮ ДО СИХ ПОР Российскую Федерацию-Россию. РФ является КОММЕРЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИЕЙ в строгом соответствии МОРСКОМУ ПРАВУ.

Но аферисты долго не были уверены в успехе своего дела. Поэтому мы жили и трудились в РФ, как граждане Советского Союза с паспортом гражданина СССР, АЖ ЦЕЛЫХ 10 лет! Так как все граждане СССР (КРОМЕ 28 ЧЕЛОВЕК) не проходили процедуру выхода из гражданства Советского Союза, то до сих пор мы все являемся гражданами страны Советов и для аферистов мы все – МИГРАНТЫ В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ.

А в поле коммерческого права есть только ЛИЦА: ФИЗИЧЕСКИЕ (персоны с персональными данными), юридич

еские, должностные, и их представители. И пусть вас не смущают всякие разные наименования, которые используют в документообороте, всякие разные должностные лица.

Суверенный иммунитет утрачивается, получив и подписав какой-либо документ на своё имя в иных структурах.

Нежелание/неумение ответственно и с умом распоряжаться и управлять своими персональными данными может стать причиной и инструментом порабощения, а контроль над своими персональными данными является важным составляющим элементом свободы и независимости. Поэтому следует помнить о том, что НАШИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ — это НАША собственность, которая представляет собой НЕМАЛУЮ ЦЕННОСТЬ для тех, кто знает во всём этом толк и умеет этим распоряжаться В СВОИХ ИНТЕРЕСАХ.

Позже такой ребенок становится собственностью согласно классификатору корпорации под разными названиями Украина, Россия, Польша и другие, той плантации, кто и выдал вексель. Векселя и все, что к ним приписано, становятся предметом для биржевого клиринга — это процедура расчетов по биржевым сделкам, что обеспечивает финансовые гарантии, их осуществление через систему депозитов и маржевых взносов участников биржевой торговли.

Кого мы называем гражданином? Какими личностными характеристиками он обладает? Каков гражданский портрет современного человека?

Обратимся к справочной литературе.

Русский философ и правовед И.А.ИЛЬИН выделил несколько черт и личностных характеристик, проявление которых позволяет судить о человеке как гражданине. С его точки зрения, настоящий гражданин должен обладать следующими свойствами: чувство собственного достоинства; внутренняя свобода, превращённая в самостоятельную дисциплину; способность быть истинным субъектом права; уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам и государственной власти; способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Если мы обратимся к определениям данного понятия, предложенным философами, правоведами, писателями, педагогами, то обнаружим богатый спектр мнений, которые, как правило, совпадают в признании следующих основных позиций: истинный гражданин, во-первых, это нравственный человек; во-вторых, это тот, кто способен подняться до интересов всего общества; в-третьих, это человек, который умеет не только выражать свои гражданские права, но и подчиняться законам общества.

В юридическом смысле гражданин – это человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества.

В общегуманитарном контексте гражданин – это человек, обладающий определёнными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.

В чем же разница? Почему говорят: гражданин России, Франции, США, Германии,, но – подданный Британской короны? Чем гражданин России отличается от гражданина, например, США и Франции?

Однако справедливы ли такие суждения к людям, живущим в современной Великобритании, Испании и других европейских монархических странах?

Однако кем мы себя ощущаем? В нашем обществе происходят демократические изменения, мы живём в условиях многопартийности, принимаем участие в выборах, мы получили новые права. Насколько при этом изменились и мы сами? Насколько мы оказались готовы к этим изменениям?

Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве Великой державы. Её боялись соседи, против неё создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и лёгкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.

«Гражданственность предполагает достаточно высокий уровень

самосознания человека, помогающий ему конструктивно участвовать в

управлении страной, в решении общенациональных задач… Гражданственность есть результат развитой правовой и политической

А потому гражданственность, которая проявляется в каждом человеке и в народе в целом, - это, с одной стороны, свидетельство высокого уровня развития личности, а с другой стороны - именно гражданственность, которая проявляется в народе, определяет наличие гражданского общества.

Вопросы для размышления

Каждого ли взрослого человека можно назвать гражданином?

В чём проявляется гражданственность, и каждый ли человек ею обладает?

Может ли человек быть одновременно гражданином и подданным?

почему? Что заставляет Вас отказаться от них?

Считаете ли Вы, что современная школа обладает потенциальными возможностями в целях гражданского развития личности?

Социально-психологический портрет

личности гражданина

Предлагая Вам формулировки, мы НЕ ПРЕДПРИНИМАЛИ попыток каким-то образом сгруппировать эти черты и характеристики по определённым показателям. Мы предлагаем Вам познакомиться с данными чертами и характеристиками, оценить степень значимости каждой из них для проявления гражданственности, высказать свои суждения относительно того, насколько возможно их развитие в условиях современной нам России. Подумайте, насколько уровень общественной жизни (например, уровень демократии в стране) и известный Вам воспитательно-образовательный процесс школы способствуют гражданскому развитию личности?

Черты и характеристики, в которых проявляются особенности сознания, поведения и эмоционально-чувственной сферы в развитии личности ГРАЖДАНИНА:

гражданское видение мира;

активная гражданская позиция;

отношение к другим народам, основанное на знании общности истории, проблем, перспектив и тенденций развития;

возможность задумываться над судьбой мира и страны;

гражданские заботы, волнения и тревоги за судьбу страны;

познание человеческого фактора в истории, общественно-экономической и духовной жизни народа;

желание утвердить величие, достоинство, честь и славу Родины;

чувство любви, благодарности, тревоги и заботы по отношению к людям, прошлому, настоящему и будущему своей страны;

желание видеть свою страну могучей и великой державой;

чувство принадлежности к великому и героическому прошлому;

чувство стыда за некоторые периоды и факты исторического прошлого, а возможно, и настоящего своей страны;

волнение за судьбу других людей;

осмысление проблем общественной жизни, понимание смысла общественно-политических и экономических событий;

утверждать в жизни те идеалы, которые волнуют человека лично;

готовность отдать жизнь за её независимость;

ориентация в социально-политических и экономических основах нашего общества;

способность давать оценку политическим партиям и движениям;

давать оценку действиям и поступкам политических деятелей;

оценивать последствия социально-экономических и политических нововведений и законов;

интересоваться проблемами общественной жизни;

проявлять эмоциональное отношение к событиям, происходящим в жизни;

познавать сложность и противоречивость в жизненных явлениях и проявлять оптимизм в их разрешении;


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “трудовой договор”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее различия по вопросу установления испытательного срока при приёме на работу в РФ для несовершеннолетних и совершеннолетних работников.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Трудовое право”.


. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие “собственность”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о правах собственника, и одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.


Собственность — это экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право определённых лиц на такую принадлежность.
Право собственности включает в себя три правомочия: владение, пользование, распоряжение.
Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и частная собственность.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданское право”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “источник права”? Привлекая знания обще ствоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о наиболее древнем источнике права, и одно предложение, содержащее информацию о его функ ционировании в современном российском праве.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Источник права — это исходящий от государства способ выражения и закрепления правовых норм;
2) одно предложение с информацией о наиболее древнем источнике права, опирающейся на знание курса, например: Наиболее древним источником права является правовой обычай;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса информацию о его функционировании в современном российском праве, например: В современном праве правовой обычай не исчез, но применяется крайне редко, например, в решении вопроса о том, кому оставить детей при разводе супружеской пары.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Источники права”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “публичное право”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отраслях права, которые относятся к публичному праву, и одно предложение, раскрывающее сущность одной из отраслей публичного права.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Публичное право — это совокупность отраслей права, нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса;
2) одно предложение с информацией об отраслях права, которые относятся к публичному праву, опирающейся на знание курса, например: К отраслям публичного права относят конституционное, административное, уголовное право;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одной из отраслей, например: Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Виды права”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правоотношение”? Привлекая знания обще ствоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об объектах правоотношения, и одно предложение, содержащее информацию о субъектах право отношения.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Правоотношение — это общественное отношение, которое регулируется нормами права;
2) одно предложение с информацией об объектах правоотношения, опирающейся на знание курса, например: К объектам правоотношения относят материальные блага (например, вещи, деньги, ценности) и нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека);
3) одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о субъектах правоотношения, например: Субъектами правоотношения являются участники правоотношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Право”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “дееспособность гражданина"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о дееспособности несовершеннолетних в возрасте 14 - 18 лет, и одно предложение, характеризующее основания ограничения гражданской дееспособности.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности;
2) одно предложение с информацией о дееспособности несовершеннолетних, опирающейся на знание курса, например: Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией;
3) одно предложение, характеризующее основания ограничения дееспособности, например: Злоупотребление спиртными напитками, пристрастие к азартным играм может послужить основанием ограничения дееспособно сти в порядке, установленном законом.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданское право”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правосубъектность”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о составе правосубъектности, и одно предложение, содержащее информацию о сущности одного из элементов правосубъектности.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: способность физического или юридического лица быть субъектом правоотношения, то есть иметь и осуществлять субъективные права и юридические обязанности;
2) одно предложение, содержащее информацию о составе правосубъектности, с опорой на знание курса, например: В состав правосубоектности входят правоспособность и дееспособность;
3) одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о сущности одного из элементов правосубъектности, например: Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать субоективные права и исполнять юридические обязанности.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Система права”.

Читайте также: