Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие международное гуманитарное право

Обновлено: 25.06.2024

Международное гуманитарное право (далее — МГП) руководствуется соображениями человечности, гуманизма и смягчения человеческих страданий. Оно включает в себя набор правил, установленных договором или обычаем, направленным на защиту лиц и имущества, которые затронуты (или могут быть затронуты) вооруженным конфликтом, и ограничивает права его сторон использовать методы и средства ведения войны по их выбору. МГП включает Женевские и Гаагские конвенции, а также последующие договоры, прецедентное право и обычное международное право. Оно определяет поведение и ответственность воюющих сторон, нейтральных стран и отдельных лиц, участвующих в военных действиях, в отношении друг к другу и к защищенным лицам — как правило, некомбатантам. Гуманитарное право призвано сбалансировать соображения гуманности и военной необходимости, постепенно подталкивая правила ведения войн к верховенству права. Оно ограничивает разрушительный эффект войны и смягчает человеческие страдания. Но каким бы развитым ни было гуманитарное право, войны от этого никуда не деваются.

Плакат Международного Женевского Комитета.

Война и военные преступления

Вопросы войны имеют ключевое значение для этой юридической отрасли. Серьезные нарушения международного гуманитарного права называются военными преступлениями. МГП (jus in bello) регулирует поведение вооруженных сил во время войны или вооруженных конфликтов. Оно отличается от jus ad bellum, которое регулирует поведение во время войны и включает преступления против мира и агрессивные методы ведения войны. Вместе jus in bello и jus ad bellum составляют два столпа, на которых стоит международное право, регулируя таким образом все аспекты вооруженных конфликтов. Защита международного гуманитарного права осуществляется различными интернациональными организациями.

Жертвы войны.

Юридические обязательства

МГП является обязательным для стран, связанных соответствующими договорами. Право — гуманитарная наука, и потому договоры и письменные законы являются его основными орудиями. Существуют, однако, и неписаные правила ведения войны, многие из которых были озвучены еще во время Нюрнбергского трибунала.

Международное гуманитарное право действует на основе строгого разделения норм, применяемых во внешних и ​​внутренних вооруженных конфликтах. Эта дихотомия, однако, в свое время широко критиковалась.

Связь с правами человека

Отношения между международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом оспариваются среди ученых. Это обсуждение является частью более широкой дискуссии на тему фрагментации международного права. Хотя ученые-плюралисты понимают международное право как нечто отличное от МГП, сторонники конституционного подхода рассматривают последнее как разновидность первого.

Международное гуманитарное право применяется только во время вооруженного конфликта. С другой стороны, более системный подход настаивает на том, что оно представляет собой отрасль международного права в широком смысле этого слова, поскольку включает общие нормы, касающиеся всех стран без исключения, а также специальные правила, которые применяются к определенным ситуациям, таким как вооруженный конфликт и военная оккупация или по отношению к определенным группам людей, включая беженцев (например, Конвенция о статусе беженцев 1951 года), детей (Конвенция 1989 года о правах ребенка), и военнопленных (Третья Женевская конвенция 1949 года).

Эмиссары ЕС в горячей точке.

Закон Гааги и Закон Женевы

Современное международное гуманитарное право состоит из двух исторических потоков:

  1. Закон Гааги, о котором уже упоминалось как о законе войны.
  2. Закон Женевы, или гуманитарное право.

Эти два потока получили свое название в честь ряда международных конференций, на которых были составлены договоры, касающиеся войны и конфликтов, в частности, Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, и Женевских конвенций, первая из которых была составлена в 1863 году.

Систематические попытки ограничить разрушительный потенциал войны начали развиваться лишь в XIX веке. Это было связано с меняющимся взглядом на войну под влиянием идей Просвещения и развитием более разрушительных средств ее ведения. Цель войны состояла в том, чтобы победить вражеское государство, что можно было бы сделать, выведя из строя вражеских комбатантов. Таким образом, устанавливалось различие между комбатантами и гражданскими лицами, а также требование о том, чтобы раненых и захваченных вражеских комбатантов содержали с учетом норм международного гуманитарного права. Человечество добилось колоссальных успехов на этом поприще, но военные преступления все еще остаются актуальной проблемой.

История гуманитарного права

Тем не менее даже в разгар кровопролитных исторических конфликтов часто появлялись призывы к введению гуманных правил защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Эти правила и призывы относятся еще к древним временам.

У мусульман

Но нельзя отрицать того, что нравы мусульман всегда отставали от европейского гуманитарного права. Исламский закон не щадил всех некомбатантов. В том случае, если кто-то отказывался обратиться в ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам разрешали убивать любого из них, комбатантов или некомбатантов, при условии, что они не были убиты подло или с применением пыток.

Классификация гуманитарных норм

Наиболее важным антецедентом МГП является действующее Соглашение о перемирии и урегулирование войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и начальником Экспедиционных сил испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана Трухильо. Этот договор был подписан во время войны за независимость Великой Колумбии, являясь первым в своем роде на Западе.

Однако только во второй половине XIX века был инициирован более систематический подход. В Соединенных Штатах иммигрант из Германии Фрэнсис Либер разработал кодекс поведения в 1863 году, известный как Кодекс, для армии Союза во время Гражданской войны в США. Кодекс Либера включал гуманное отношение к гражданскому населению в районах конфликтов, а также вводил запрет на казнь военнопленных. Это была первая в истории имплементация гуманитарных прав человека по современному принципу.

Активисты Красного креста.

Принцип гуманности

Закон Женевы напрямую вдохновляется принципом гуманности. Он относится не только к тем, кто не участвует в конфликте, но и к военнослужащим. Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи, осуществляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Подобные организации и имплементируют нормы гуманитарного права. Они являются его основными выразителями и часто играют роль своего рода компетентных органов.

Международное гуманитарное право.

Базовые положения международного гуманитарного права

Наказание за нарушения

Во время конфликта наказание за нарушение законов войны может состоять из конкретного, преднамеренного и ограниченного нарушения законов войны в качестве возмездия.

Комбатанты, нарушающие конкретные положения законов войны, теряют юридическую защиту и статус, предоставляемый им в качестве военнопленных, но только после того, как они столкнулись с компетентным трибуналом. В этот момент они становятся незаконными комбатантами, но все равно должны подвергаться исключительно человечному обращению и в случае суда не должны лишаться прав на справедливое и системное судебное разбирательство.

Гуманитарное право призвано сдерживать разрушительный потенциал войны.

Шпионы и террористы

Сотрудники Международного Женевского Комитета.

После окончания конфликта лица, совершившие какое-либо нарушение законов войны, и особенно зверства, могут быть привлечены к ответственности за военные преступления в рамках закона.

В настоящее время Международное гуманитарное право квалифицируется как новейшая отрасль общего международного права, как категория международно-правовой науки, признающей три характерных подхода.

В соответствии с первым подходом к Международному гуманитарному право относятся принципы, положения и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества субъектов права в области культуры, науки, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но главное – на обеспечение гражданских, социально-экономических, политических, культурных прав человека, на защиту человека, его прав и имущества в условиях вооруженных конфликтов.

Второй, традиционный, подход ограничивает Международное гуманитарное право функциями регулирования защиты жертв войны, вооруженных конфликтов, гуманизации средств и методов ведения войны (Женевское право).

Наконец, третий (системный) подход объединяет все юридические нормы и положения в единый правовой комплекс, направленный на обеспечение прав человека как в экстремальных (в условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и др.), так и в обычных ситуациях. Этот правовой комплекс и считается Международным гуманитарным правом.

Наибольшее признание получили следующие принципы этой концепции:

  • все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, тем не менее, приоритет отдается праву на жизнь, без которого бессмысленно соблюдение остальных прав и свобод;
  • принцип уважения прав человека как один из основных современного международного права не только не противопоставляется др. принципам, но гармонично с ними взаимодействует (этот принцип исключает использование прав и свобод человека в качестве повода для посягательства на безопасность и мир, на независимость и равноправие государств – на те основы, на которых базируется идея международного сотрудничества);
  • вся сфера взаимоотношений государства с его населением, как следует из толкования суверенитета государства, представляет собой сферу внутренних отношений, регулируемых на национальном уровне (но это не означает право государства совершать произвол, оно должно учитывать международные обязательства и прежде всего принцип уважения прав человека);
  • область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде всего по вопросам прав человека, должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что означает исключение политизации межгосударственного гуманитарного сотрудничества;
  • индивиды и их группы непосредственно от международного сообщества никаких прав не получают;
  • государства–участники сообщества должны предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, не только определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и др. дискриминации, применения пыток и т.п.);
  • допускаются определенные ограничения прав и свобод, установленных национальными законами, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (это реализуется обычно в условиях чрезвычайного положения, но даже в условиях этого режима управления не допускается дискриминация личности на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также права на жизнь и др.

Перечисленные принципы изложены в декларациях, пактах и конвенциях, разработанных и принятых на международных конференциях государств, впоследствии на конференциях, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организации труда (МОТ) , Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.

Современное Международное гуманитарное право составляют:

  • многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 годов, ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий; ; ;
  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год);
  • Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год);
  • Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год);
  • Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека (1993 год).

К указанной группе документов следует отнести акты, разработанные в рассматриваемой нормативно-правовой сфере МОТ, Международной организацией здравоохранения (МОЗ), и др.

Некоторые из приведенных выше документов имеют обязывающий характер (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), остальные – рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и др.).

Документы Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, ныне – ОБСЕ) носят политический характер и поэтому в соответствии с вышеупомянутым принципом деидеологизированности и деполитизированности межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам не относятся к источникам Международного гуманитарного права. Положения этих документов называются обычно договоренностями, рассматриваемыми как односторонние обязательства международно-правового характера государств, или региональными стандартами в области прав человека.

Международное гуманитарное право использовано российским законодателем в качестве основы при разработке национальной нормативной правовой базы, регулирующей отношения российских граждан и государства, отношения Российской Федерации с другими государствами и негосударственными организациями. Конституция Российской Федерации 1993 года (Гл. 1, ст. 2) декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Глава 2 Конституции Российской Федерации во всем своем объеме определяет права и свободы человека и гражданина. В части осуществления и регулирования прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации не противоречит Международному гуманитарному праву Согласно п. 4 ст. 15 Конституции гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, принципам и положениям Международного гуманитарного права в Российской Федерации придана высшая юридическая сила.

В развитие данных конституционных установлений в Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы:

Их нормы и положения направлены на осуществление международной гуманитарной деятельности Российской Федерации. Большую практическую роль в этой деятельности играет МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, а также общественные организации. Следует признать, что расширяющаяся сфера международного гуманитарного сотрудничества в области гражданской защиты обусловливает необходимость развития общего Международного гуманитарного права и его ветвей – национальных и региональных гуманитарных правовых институтов.

Источник: Международное право в документах. –М., 1982; Международное право // Международные отношения / Ответственный редактор Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –М., 1998; Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. –М., 2002.

мп2

Это самостоятельная отрасль международного права, включающая в себя юридические нормы, основанные на принципах гуманности и направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны.

Цель – регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Субъекты гуманитарного права:

  • Государства
  • Комбатанты( воюющие стороны)
  • Лица, находящиеся под защитой (раненые, больные, военнопленные, гражданские лица)

Три направления в развитии международного гуманитарного права:

Три группы принципов Международного гуманитарного права:

  • основополагающие принципы
  • общие принципы
  • принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

Основополагающие принципы
1. всеобщее действие, безусловное соблюдение при любых обстоятельствах.
2. невмешательство во внутренние дела или в конфликт , сохранение суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
3. Неприкосновенность и нейтральность медицинского персонала, транспорта и учреждений, имеющих надлежащие опознавательные знаки.
4. строгое соблюдение различий между комбатантами (то есть вооружёнными силами) и гражданским населением , выполнение норм защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
5. Обязанность государства как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
6. Запрещение дискриминации по любому признаку.
7. Нарушение норм гуманитарного – уголовное преступление, подлежащее наказанию.

2.Общие принципы
Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.
Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные гуманитарным правом гражданские объекты.
4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут
распоряжаться захваченным имуществом . Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.

3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий.

1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны.
Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы гуманитарного права или иные международные соглашения.
2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите
природной среды.

Главным принципом международного гуманитарного права был и остается принцип гуманности, который пронизывает и объединяет все составные части и все его нормы .

Основные источники международного гуманитарного права

Она кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Конвенция устанавливал необходимость оказания помощи раненым- своим и неприятельским. Персонал, оказывающий помощь раненым, нейтрален и неприкосновенен, его нельзя брать в плен. Для его опознания был утвержден особый знак – Красный Крест на белом фоне.
Женевская конвенция положила начало гуманитарному праву.

а) если даже какой-либо из участников конфликта не участвовал в конвенции, то это не освобождало другие стороны конфликта от соблюдения гуманитарных норм;

б) конвенции обязывали воюющую сторону, захватившую неприятельский медицинский персонал, вернуть его назад

  • Конвенции 1929г. признали право за мусульманскими странами использовать в качестве опознавательного знака вместо Красного Креста Красный Полумесяц.
  • В настоящее время нормы международного гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях.

Три группы международных соглашений, регулирующих права человека.

  • Акты, которые содержат принципы и нормы , касающиеся прав человека в основном в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие акты)
  • Международные Конвенции о защите прав человека в периодвооруженных конфликтов.
  • Международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К этой группе относятся Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В 2005 г. на Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитарных организаций — Красный кристалл ( красный квадрат на белом фоне).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый этап в развитии международного гуманитарного права, в основы которого были положены принципы и нормы человеческого измерения, наступил после принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона. На этот же период приходится интенсивное развитие женевского права, рождение нормативной базы которого обычно связывают с Женевской конвенцией от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право того времени вводился новый и очень важный принцип нейтральности медицинского персонала, согласно которому медицинская помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали. Был установлен принцип соблюдения строгого равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости.

В современном виде женевское право, или собственно гуманитарное право. представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Международное гуманитарное право предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в боевых действиях, а именно: раненные, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные. Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему их достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.

По мере развития международного нормотворчества и принятия новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями и защищая человека от произвола и насилия.

Для защиты прав человека важное значение имеет распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.

21.Какие два раздела составляют международное гуманитарное право? Дайте им краткую характеристику.

22. Опираясь на текст, назовите четыре категории субъектов международного гуманитарного права, которым оно предоставляет защиту.

23. Автор текста показывает историю появления отдельных норм права в международном гуманитарном праве. Опираясь на текст, назовите три нормы права, защищающие права человека.

21.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

22. Правильный ответ должен содержать следующие категории субъектов права:

23. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

нормы права, защищающие права человека, например:

— медицинская помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали;

— запрет нападать на лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему их достоинство обращению;

— предоставление военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья;

— предоставление судебных гарантий.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

24.Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

например, в случае согласия:

— в вооруженных конфликтах немеждународного характера присутствуют все субъекты международного гуманитарного права;

— исполнение норм международного гуманитарного права при регулировании внутренних конфликтов говорит о развитости уровня правовой культуры общества;

— исполнение норм международного гуманитарного права при регулировании внутренних конфликтов напрямую связано с соблюдением прав человека в данной стране;

например, в случае несогласия:

— вооруженные конфликты немеждународного характера — дело сугубо внутреннее и должно регулироваться законодательством данного государства;

— в ряде случаев исполнение норм международного гуманитарного права при регулировании внутренних конфликтов может замедлить процесс решения внутригосударственных проблем;

— достаточно частичного соблюдения прав человека при внутренних конфликтах, например сохранение свободы передвижения, чтобы он мог покинуть данное государство.

Под нормой межлунаролного права понимается правило поведения, которое признаётся государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости, которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы — это юрилически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права даёт основание для международноправовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт.

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так B силу своей значимости и роли B международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению c другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Некоторые отрасли (например, межцународное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времён, другие (например, международное атомное право и межцународное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы междунар0дного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты междунар0дного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами междунароцного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы.

Таким образом, создание междунар0дно-правовых норм — это непрерывный процесс.

(Ю. Колосов, B. Кузнецов)

21. Какие две группы норм, регулирующих международные отношения, рассмотрены авторами? В чём различие этих норм?

22. Какие элементы системы международного права названы в тексте (укажите три элемента)? Какую особенность создания международно-правовых норм в сравнении с внутригосударственным правом отметили авторы?

23. Авторы назвали основные принципы международного права. Используя обществоведческие знания, раскройте любые три из них и объясните, как соблюдение каждого обеспечивает безопасность мирового сообщества.

24. Предположите, с чем может быть связано создание новых международно-правовых норм (укажите любые два обстоятельства). Какие международные организации могут быть задействованы при решении международно-правовых конфликтов? Укажите любые две организации и сферу их компетенции.

Международное гуманитарное право — это совокупность правовых норм, регулирующих проведение военных действий, ограничивающих методы ведения войны, защищающих гражданское население и жертв военного конфликта и принятых на международном уровне.

Основными целями международного гуманитарного права являются:

  • обеспечение прав человека в условиях вооруженных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф;
  • защита гражданского населения и жертв военных действий;
  • контроль за использованием разрешенных видов оружия.

Когда применяется

Нор­мы международного гуманитарного права при­ме­няются когда:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • воз­ни­ка­ет воо­руженный кон­фликт;
  • есть первые пострадавшие в ходе военных действий;
  • ок­ку­пи­ро­ва­на часть тер­ри­то­рии;
  • про­изош­ло пер­вое на­па­де­ние и т. п.

Международное гуманитарное право обладает следующими функциями:

  • ре­гу­ли­рование ме­то­дов ве­де­ния воо­руженных кон­флик­тов;
  • определение пра­во­вого ста­туса уча­ст­ни­ков военных действий;
  • за­щи­та жертв воо­руженных кон­флик­тов (гражданское население, раненые, военнопленные и т.п.);
  • про­ве­де­ние четкого разграничения ме­ж­ду гражданскими ли­ца­ми, нуждающимися в защите, и людьми, задействованными в вооруженном противостоянии;
  • контроль гуманности военных конфликтов (запрет пыток и причинения лишних физических страданий);
  • защита медицинского персонала, служителей церкви, журналистов, а также медицинских, образовательных и культурных объектов.

За соблюдение принципов и норм международного гуманитарного права отвечают государства, подписавшие соответствующие кон­вен­ции и Между­народный комитет Крас­но­го Кре­ста.

Основные нормы

Рассмотрим основные нормы, закрепленные в международном гуманитарном праве.

Запрет использования многих видов оружия (яды, снарядов большого веса, зажигательные)

К запрещенным видам оружия относятся:

  1. Боеприпасы массой до 400 грамм, способные разрываться.
  2. Химическое и биологическое оружие.
  3. Кассетные боеприпасы.
  4. Пули, сплющивающиеся в теле человека.
  5. Оружие, которое порождает осколки, которые не видно на рентгене.
  6. Противопехотные мины.

Статус оружия, действие которого ограничено, имеет:

  1. Зажигательное оружие и боеприпасы.
  2. Лазерное оружие, используемое для ослепления людей.

Принцип мирного разрешения международных споров, порядок провозглашения войны и открытия военных действий

Международное гуманитарное право выступает за мирное разрешение международных споров. В тех случаях, когда вооруженного конфликта не избежать, должны соблюдаться правила начала военных действий. Согласно положениям III Гаагской конвенции 1907 года, началу войны должно предшествовать:

  • предупреждение о начале боевых действий с обоснованным объявлением войны;
  • ультиматум с условным объявлением войны.

Нейтральные державы также должны быть заранее уведомлены о начале военных действий.

Нормы международного гуманитарного права необходимо соблюдать в случае любых военных действий, в том числе и тех, что начаты без официального объявления войны.

Законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении

Согласно IV Гаагской конвенции 1907 года и дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 года, во время военных действий запрещено:

  • использование ядов;
  • применение отравленного оружия;
  • убийство и ранение противника, который сдался;
  • формулировка приказов не оставлять никого в живых;
  • использование оружия и боеприпасов из запрещенного списка;
  • использование не по назначению флага перемирия, национальных флагов и других знаков и эмблем, в том числе и тех, что определены в Женевской конвенции;
  • уничтожение и конфискация собственности врага, за исключением случаев, обусловленных военной необходимостью;
  • нанесение ударов по незащищенным населенным пунктам и зданиям;
  • лишение прав граждан вражеского государства;
  • использование граждан страны-противника против их страны;
  • бомбежка медицинских и образовательных зданий, исторических и культурных памятников;
  • грабеж и мародерство.

Нейтралитет — это правовая позиция государства, при которой страна не предпринимает действий, способствующих ее вовлечению в международный военный конфликт.

Права и обязанности нейтральных государств закреплены в V Гаагской конвенции 1907 года:

  1. Территория нейтральных стран считается неприкосновенной, ее запрещено использовать для перемещения войск и грузов, вербовки людей.
  2. При обнаружении на своей территории войск воюющих сторон, нейтральное государство должно их интернировать на территории, которые находятся как можно дальше военных действий.
  3. При обнаружении на своей территории бежавших военнопленных, нейтральное государство обязано их освободить.

Условия морской войны в Женевской конвенции 1864 года

В Женевской конвенции 1864 года речь шла о сухопутной войне, после 1866 года Италия предложила распространить действие Женевской конвенции и на морские военные действия. В октябре 1868 года в Женеве прошла 2-я конференция, на которой было разработано 15 дополнительных статей, но она не была принята государствами.

Позже этот вопрос поднимался снова в разные годы, но распространение Женевской конвенции на морскую войну было принято только Гаагской конференцией 1899 года в 3-ей конвенции и 2-й Гаагской конференцией 1907 года в 10-й конвенции.

Субъекты международного гуманитарного права

Субъект международного гуманитарного права — это участник правовых отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, обладающий всем необходимым для реализации этих норм и принципов.

Субъектами международного гуманитарного права являются:

  • государства;
  • нации и народы;
  • международные организации.

Также к субъектам международного права относят непосредственных участников военных конфликтов, которые делятся на:

  • комбатантов (тех, кто участвует в сражениях);
  • некомбатантов (тех, кто не принимает участия в военных действиях).

Признаки субъектов

Каждый субъект международного права обладает:

  1. Правоспособностью или правом иметь свои юридические обязательства и субъективные права.
  2. Дееспособностью или самостоятельным осуществлением своих прав и обязанностей.
  3. Деликтоспособностью или юридической ответственностью за содеянное правонарушение.

Постоянные и временные

Субъекты международного права бывают:

К постоянным субъектам относятся государства. Нации, которые ведут борьбу за свое освобождение, являются субъектами международного гуманитарного права только на период этой борьбы. Международные организации так же, как и государственно-подобные образования часто являются лишь временными субъектами международного права.

Источники МГП

В основе нормы международного гуманитарного права лежат принципы, принятые на четырех Женевских конвенциях 1949 года и двух Дополнительных Протоколов 1977 года.

Однако существуют и другие соглашения и нормативные акты в области защиты населения и методов ведения вооруженных действий. Это:

  • Всеобщая Декларация прав человека и гражданина 1948 года.
  • Европейская Конвенция по защите прав человека и гражданина 1950 года.
  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года.
  • Декларация прав ребенка 1959 года.
  • Европейская Социальная Хартия 1961 года.
  • Особенности Пактов о правах человека 1966 года.
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года.
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года.
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года.
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных мин 1997 года.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 года.
  • Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года.
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Сущность всех этих соглашений и нормативных актов заключается в выполнении главной задачи — обеспечении безопасности разных категорий граждан.

Кто находится под защитой норм МГП

Под защиту международного гуманитарного права подпадают следующие категории людей:

  1. Жертвы вооруженных конфликтов (раненые и больные, военнопленные, гражданские, находящиеся в районе боевых действий).
  2. Медицинский персонал (люди, которые ухаживают за ранеными, занимаются хозяйственным обеспечением медицинских пунктов, работают на санитарных транспортных средствах).
  3. Духовные лица (выполняют исключительно религиозные функции).
  4. Парламентеры и люди, входящие в состав их делегаций. Парламентеры — это лица, назначенные командованием для ведения переговоров с противником. В делегацию парламентеров входят переводчик, знаменосец и трубач или барабанщик.
  5. Персонал гражданской обороны (люди, которые оказывают гуманитарную помощь населению и ликвидируют последствия военных действий).
  6. Люди, которые отвечают за защиту и охрану культурных ценностей (специально назначенные люди, которым полагается личное оружие).
  7. Журналисты находятся под защитой международного гуманитарного права и приравниваются к гражданским лицам до тех пор, пока они не совершат действий, несовместимых с этим статусом.

По принципам международного гуманитарного права нападение на данные категории граждан запрещено.

Значение международного гуманитарного права

Несмотря на то, что принципы международного гуманитарного права все еще нарушается многими странами, существующие соглашения имеют огромное значение для развития всего человечества.

Строгое же соблюдение всех документов международного гуманитарного права гарантирует, что жизнь на планете станет гораздо более безопасной и правильной с точки зрения гуманизма.

Читайте также: