Какой русский князь в своем своеобразном завещании которое называется поучение чадам своим

Обновлено: 20.05.2024


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Сколько ступеней в возрожденном комплексе ГТО

Вопрос 2

В чем заключаются основные задачи возрождения комплекса ГТО?

  • В получении теоретических знаний о спорте
  • Увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки, подготовка всех возрастных групп
  • В подготовке олимпийских спортсменов
Вопрос 3

В каком году на основании указа президента россии введен в действие современный комплекс ГТО?

  • 2 сентября 2012 г.
  • 1 сентября 2014 г
  • 7 сентября 2013 г.
Вопрос 4

Что было выпущено к 50-летию комплекса ГТО?

  • Специальный наградной знак "50 лет комплексу ГТО"
  • Специальный наградной вымпел "50 лет комплексу ГТО"
  • Специальный наградной кубок "50 лет комплексу ГТО"
Вопрос 5

Кому вручался почетный знак гто?

  • Отличникам производства
  • Тем, кто выполнял нормативы в течение нескольких лет подряд.
  • Тем чей возраст превышал 60 лет.
Вопрос 6

Для какого возраста предназначены нормативы комплекса ГТО 5 ступени (Бодрость и здоровье)?

  • Мужчины 40-70 лет, женщины 35-75 лет.
  • Мужчины 50-60 лет, женщины 45-55 лет.
  • Мужчины 40-60 лет, женщины 35-55 лет.
Вопрос 7

Сколько стало ступеней сдачи норм ГТО после внесения изменений в нормы комплекса ГТО в 1972 году?

  • 5 ступеней
  • 7 ступеней
  • 8 ступеней
Вопрос 8

Сколько было степеней выполнения норм ГТО 2 ступени и БГТО?

  • 25 испытаний для мужчин и 21 испытание для женщин, 16 испытаний для детей
  • 15 испытаний, 12 практических и 3 теоретических
  • 30 испытаний, 25 практических и 5 теоретических
Вопрос 9

Что нового внесено в теоретическую часть комплекса ГТО в 1968 году?

  • Увеличено количество теоретических испытаний
  • Обучение оказанию первой медицинской помощи
  • Обязательное обучение способам защиты от ядерного и другого оружия массового поражения
Вопрос 10

В чем получили свое дальнейшее развитие идеи и принципы ГТО?

  • в Основных принципах ГТО
  • в Единой спортивной классификации (ЕВСК)
Вопрос 11

В каком году по предложению цк влксм был введен комплекс БГТО (Будь готов к труду и обороне)?

  • 1933 год
  • 1934 год
  • 1935 год
Вопрос 12

Сколько испытаний включал в себя комплекс гто 2 ступени утвержденный в 1932 году?

  • 30 испытаний, 25 практических и 5 теоретических
  • 15 испытаний, 12 практических и 3 теоретических
  • 25 испытаний для мужчин и 21 испытание для женщин
Вопрос 13

Кто допускался к сдаче норм комплекса гто в первые годы его проведения?

  • Все желающие
  • Военные и физкультурники
  • Все желающие с удовлетворительным состоянием здоровья, мужчины не моложе 18 лет, и женщины не моложе 17 лет
Вопрос 14

В каком году после проведения общественного обсуждения был утвержден первый комплекс ГТО

Вопрос 15

Какая молодёжная организация была инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне"

  • Российский союз молодежи
  • Комсомол ВЛКСМ
  • Комитет молодежных организаций СССР
Вопрос 16

В какие годы в СССР был принят всесоюзный комплекс ГТО (Готов к Труду и Обороне)?

  • В 1931 г.
  • В 1991 г.
  • В 1950 г.
Вопрос 17

Какой вид спорта в России изначально носил название русский хоккей?

  • Хоккей с мячом
  • Бейсбол
  • Поло
Вопрос 18

С какого года Национальный олимпийский комитет России присуждает награды за справедливость в спорте?

  • С 1950 года
  • С 1991 года
  • С 1980 года
Вопрос 19

Какие правила соблюдал русский народ в кулачных боях.

  • Нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками
  • Нельзя проводить бои в религиозные праздники
  • В боях участвуют только мужчины
Вопрос 20

Назовите любимую игру казаков.

  • Казаки-разбойники
  • Лодыжки
  • Кулачные бои
Вопрос 21

В каком российском городе в 1893 году был создан первый клуб любителей керлинга?

  • Нижний Новгород
  • Санкт-Петербург
  • Москва
Вопрос 22

Какой древнейший предмет спортивного инвентаря относящийся к 12-13 векам был обнаружен при раскопках в Новгороде в 1953 году

Вопрос 23

Этот хоккеист двукратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, трехкратный обладатель кубка Стенли.

  • Харламов Валерий Борисович
  • Третьяк Владислав Александрович
  • Фетисов Вячеслав Александрович
Вопрос 24

Как называется самое массовое спортивное мероприятие на территории РФ в программу которого включены забеги дистанции от 1 км до 12 км

  • Лед надежды нашей
  • Кросс нации
  • Лыжня России
Вопрос 25

Прототипом какого вида спорта явились выступления русских цирковых атлетов - Михайлова, Ступина, Знаменского, Поддубного?

  • Многоборье
  • Тяжелая атлетика
  • Борьба
Вопрос 26

В каком году в Москве впервые прошел чемпионат мира по легкой атлетике?

  • 2013 год
  • 2006 год
  • 1983 год
Вопрос 27

Какой русский князь в своем своеобразном завещании,которое называется "Поучение чадам своим",перечислил занятия молодых князей на каждый день,упоминая охоту,верховную езду среди важнейших дел?

  • Ярослав Мудрый
  • Владимир Мономах
  • Мстислав Храбрый
Вопрос 28

Первое употребление этого слова на Руси относится к 12 веку, его упомянул митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху.

Вопрос 29

В каком году советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх?

  • в 1968 г. Париж, Франция
  • в 1952 г., Хельсинки, Финляндия
  • в 1998 г., Нагано, Сеул
Вопрос 30

Когда в честь побед россиян впервые на Олимпийских играх поднялось трехцветное знамя?

  • 1992 г., Барселона, Испания
  • 1980 г., Россия, Москва
  • 1976 г., Канада, Монреале
Вопрос 31

Талисманом российской команды на олимпийских играх 2008 года в Пекине стал Чебурашка. Какого он был цвета?


Если проанализировать ряд древнерусских письменных источников, можно составить образ идеального князя по представлениям жителей языческой Руси.

Этот идеал восходит к дохристианским, языческим временам, и вовсе не был заимствован из христианской Византии, как может показаться с первого взгляда, ведь древнерусские письменные источники были созданы книжниками-христианами. Напротив, во многом представления о идеальном образе древнерусского князя идут вразрез с византийскими представлениями об идеальном императоре.

Несмотря на то, что все имеющиеся в нашем распоряжении древнерусские письменные источники относятся к христианским временам, многие категории древнерусской культуры, зафиксированные в них, были исключительно языческими. Ведь, двоеверие на Руси с превалированием язычества, а не христианства, сохранялось вплоть до монгольского нашествия, которое нанесло непоправимый удар по традиционным славянским, языческим верованиям.



В Древнерусском государстве были распространены христианские змеевики, так как русский крестьянин не видел противоречий между христианством и язычеством, а стремился к объединению христианского и языческого верования.

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125), прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын Всеволода Ярославича- самый талантливейший из русских князей до-татаро-монгольского нашествия — периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу русскому воинству и добрую память о доблестных подвигах.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери Владимир — внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел защитить русские земли от набегов кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125 г.г.) Владимир Мономах
Усмирил половцев;
Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;
Построил мост через Днепр под Киевом;
Под властью Владимира Мономаха Русь объединилась и от пассивной обороны перешла к активному наступлению на Степь;
Князь Владимир написал духовное завещание детям своим.


Князь Владимир Мономах снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, Владимир Мономах пишет поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания:


Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..
Соблюдайте своё слово…
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
Не пропустите человека, не приветив его
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь


В отличие от византийских и современных нам представлений о руководителе, древнерусский князь должен был принимать активное участие во всех вопросах, за которые он был ответственен.

Молодым своим современникам князь Владимир советует: :


Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию:

Далее идёт ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Князь Владимир выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Князь Владимир Мономах предлагает поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.


Древнерусские земли с вечевым собранием обладали достаточно широкой политической самостоятельностью. Однако ряд функций был обязан выполнять и князь.

Князь должен самолично руководить битвой, причём участвовать в ней на первых позиция, битве князь должен быть впереди всех, демонстрируя свою доблесть, отвагу и силу.

Такое же поведение ждали от князя на охоте и в церковной службе, а до этого – на языческих капищах.

При приёме иностранных послов или заморских гостей-купцов, древнерусский князь сам должен их встречать. Без помощи толмачей (переводчиков), князь сам должен был вести с ними диалог – для этого князь должен знать несколько иностранных языков.

Другой важной чертой древнерусского князя был его щедрость. Князь должен щедро одаривать свою дружину, ни в чём ей не отказывая. Князь должен устраивать для своей дружины частые и обильные пиры. При этом, не забывать о сирых и убогих, о бедняках и вдовах — все они считались чадами князя.


Древнерусский князь – это сакральная, священная личность. Войском управлять может и воевода, хозяйством – тиун, распоряжаться политикой может народное вече. Но лишь древнерусский князь, получивший сакральное и магическое могущество в результате личной военной доблести или от своих родовитых предков, может принести благо земле, на которой он княжит.

Помимо чисто утилитарных функций, жители древнерусской земли ждали от князя и мистического покровительства, которое мог обеспечить лишь он в силу своей княжеской сакральной природы. Жители многих древнерусских княжеств соглашались даже на правление малолетнего князя, жизнь без князя-покровителя виделась им опасной и непредсказуемой.


Алтайский край

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием "Поучение". Они входят в состав Лаврентьевской летописи. "Поучение" — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале "Поучения" Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, "на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите" 1 . человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но "Поучение" – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор "Поучения" выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно "Поучение" перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В "Поучении" Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: "Я тебе не враг, не мститель. И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской" 2 .

Д.С. Лихачев отмечал, что "письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды" 3 .

В целом "Поучение" окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне 4 , а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление "в сердце свое". Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о "божьей мудрости" ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: "Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле" 5 .

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: "Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”" 6 .

Сам же Мономах готов к страшному суду: "На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу. " 7 .

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в "Слове о полку Игореве", соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в "Поучение", по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. "Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего. " 8 .

Высокие представления об этических ценностях автор "Поучения" старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: "билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог" 9 , или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как "облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля" 10 .

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом "Поучение" раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно "Поучение". Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в "Поучении" сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в "Поучении"?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в "Поучении"?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано "Поучение" с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]


Владимир Мономах

Поучение Владимира Мономаха. Шапка Мономаха

Изображение: Открытые источники

Поучение Владимира Мономаха: история

Поучение Владимира Мономаха

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни праваго, ни виновнаго не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, разставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищаго, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Рассказ Мономаха о своей жизни

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкия войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшагося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякаго зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и беднаго смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешнаго и ничтожнаго, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякия дела человеческия годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякия добрыя дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нея, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческаго.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.

Поучение Владимира Мономаха и

Молитва

Поучение Владимира Мономаха скачать

Читайте также: