Какой проектный метод положен в основу доу

Обновлено: 30.06.2024

2 Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6 Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.

7 Почему метод проектов В основе развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, необходимость применения интегрированных из разных областей знаний.

10 Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад, презентация, газета и др.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

11 Основные требования к использованию метода проектов: Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий -определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; -выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; -оформление конечных результатов; -анализ полученных данных; -подведение итогов, корректировка; -выводы.

12 Основная цель проектного метода в ДОУ Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

13 Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей Развитие познавательных способностей Развитие творческого воображения Развитие творческого мышления Развитие коммуникативных навыков

14 Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста: В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

15 1 Постановка проблемы 2 Оценка возможностей для решения проблемы 3 Разработка идеи, способствующей решению проблемы 4 Формулирование целей и предположений 5 Сбор и обработка необходимой информации 6 Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта 7 Организация и выполнение проекта 8 Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы 9 Представление проекта Алгоритм проектной деятельности

16 МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Практические Создание развивающей среды Экскурсии, наблюдения Оформление уголков в группах для познавательного развития детей Словесные Беседы, наблюдения Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры Наглядные Выставки, конкурсы Сбор фотоматериалов Рассматривание иллюстраций Ознакомление с художественными образами искусства Личный пример взрослых

18 Типы проектов Образовател ьный Исследовател ьский Творческий Социальный Практико - ориентирован ный

20 Постановка цели проекта Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?

21 Взаимосвязь компонентов проекта Text Итоговый продукт TextЭтапы Text Задачи Text Цель

22 Этапы разработки проекта 1 этап Организационный 2 этап Планирование работы 3 этап Реализация проекта 4 этап Презентация проекта

23 Этапы проектной деятельности Результат - продукт Реализация проекта План Проблема 4 этап 3 этап 2 этап 1 этап Поиск способов и методов решения Прогнозирование результатов и последствий Поэтапная оценка Презентация

24 Этапы работы над проектом ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность детей 1 этап организационн ый Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание 2 этап Планирование работы Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) 3 этап Реализация проекта Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума) 4 этап Презентация проекта Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности

26 1 этап – организационный Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта деятельность

27 2 этап – планирование работы деятельность Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) Участие в работе одной из групп.

28 Планирование проекта В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (Какую тему для обсуждения вы предлагаете?. Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?. Сколько детей выбрали эту тему?. Посчитай, Настя. А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь? Посчитай, Кирилл. Какую тему выбрало большинство детей?) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

31 3 этап – реализация проекта деятельность Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + социальные партнеры)

32 4 этап – презентация проекта деятельность Подготовка к презентации. Презентация. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности

33 Структура проекта обязательно включает: насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети.

34 Формы презентации Праздник Спектакль, концерт Выставка, конкурс Реклама, газета Рассказ, буклет Открытый показ

36 Уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е.Евдокимовой) 1 уровень: Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет): Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей; Постановка цели, ее мотивация; Привлечение детей к участию в планировании деятельности; Совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату; Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

40 Положительные моменты метода проектов Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.

42 Структура оформления проекта Титульный лист: 1.Наименование организации 2.Название проекта 3.Возраст детей 4.Автор разработки 5.Год

43 Содержание проекта 1.Введение 1.1 Актуальность 1.2 Проблема 1.3 Гипотеза 1.4 Условия реализации 1.5 Цель и задачи проекта 1.6 Ожидаемые результаты 2. Планирование работы 2.1 План – график. 2.2 Взаимосвязь участников проекта. 2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. 2.4 Интеграция образовательных областей 3. Этапы работы над проектом этап - подготовительный этап - планирование этап - деятельностный этап - заключительный 4. Выводы 5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности 6. Литература 7. Приложения

45 Советы педагогам по работе над проектом. 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, под­держивать его любознательность и устойчивый интерес к про­блеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы де­тей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари­анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошиб­ку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотвор­чества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентиро­вать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

46 Используемая литература Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения С Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, с. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, Источник шаблона: Рожко Наталья Викторовна МОУ СОШ 32 г. Комсомольска-на-Амуре Учитель начальных классов

Технология проекктной деятельности в ДОУ интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОО очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежитпроблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов –это педагогическая технология,стержнем которойявляется самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста,которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности , включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап –подражательско-исполнительский,реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;

4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий,он характерен для детей5–6лет,которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий,он характерен для детей6–7лет.Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми , организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения,которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие,досуг),составляеткнигу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги(выступает на педсовете,родительском собрании,бобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников

Старший воспитатель ГДОУ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Яблокова Любовь Васильевна

История возникновения метода проекта в педагогике.

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Условия успешности по Дж.Дьюи:

- проблематизация учебного материала

- связь обучения с жизнью

Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не дошкольного воспитания, ведь метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации

Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения

Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ.

Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектовявляется одним из активных методов обучения. В основе метода проектовлежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых; определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

- сознательности и активности

- уважение личности ребенка

- комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

- использование прямого и косвенного педагогического воздействия

- интеграции усилий ближнего социального окружения

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

1 этап: Целеполагание.

(Актуальность темы, цель, задачи,предполагаемый результат, оборудование и материалы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Консультация

Проектная деятельность в ДОУ, виды

Проектная деятельность в ДОУ, виды проектов и

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность

взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в

рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод

педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства

дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в

дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности

ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской

степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент

общим интересом ( высказывание американским педагогом - Ульям Килпатрик).

работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для

результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный,

(ребенка), так и группы, или организации.

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором

самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

деятельность –

деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его

предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе

проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной

деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод

позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая

их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том,

что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить

характер сотрудничества,

дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности.

Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По

ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и

способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы

деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые

для успешной реализации проектной деятельности:

Учёт интересов ребёнка.

Деятельность без принуждения.

Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть

доступна для понимания.

Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:

По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный,

парный, групповой и фронтальный)

По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько

занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные

По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ,

развитие коммуникативных навыков и.т.п.)

Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после

чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию, после чего формулирует задачи.

рефлексивно-диагностический

подготовительному):

анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;

формирование банка данных об уровне родительской компетентности в

вопросах обозначенной темы.

планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,

активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,

обобщение и распространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей

происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

анализ достижения целей и полученных результатов;

определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в

проекте проблемы в ДОУ.

материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

Определить цель проекта.

Наметить основные задачи: образовательные, развивающие,

Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных

партнеров (школа, библиотека, театр и др.).

Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).

Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный

материал, аудио, видео и др.)

Предложить домашние задания родителям и детям.

Представить итоговый продукт совместной деятельности

(мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории,

Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ,

сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).

Типы проектов:

исследовательские.

ролевые, игровые.

информационно - практико-ориентированные.

исследовательские.

Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор

информации об объекте, явлении, образе.

Особенности:

комплекс методов получения и обработки информации.

Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они

уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать

выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как

нам найти ответы на вопросы?

Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей

фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной – основное

Читайте также: