Какой признак преступления основной почему право 10

Обновлено: 18.05.2024

Тема урока: Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений.

Образовательные:

формирование правовых знаний о преступлении;

Развивающие:

развитие умений работы с нормативно-правовыми документами; навыков критического анализа правовых ситуаций;

Воспитательные:

повышение уровня правовой грамотности и культуры учащихся с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

формировать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям при решении правовых задач;

развивать умения анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

воспитывать активную гражданскую позицию.

Ожидаемые результаты:

знать, что такое преступление, его основные признаки , состав преступления, виды преступления;

у меть анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; уметь применять полученн ые знания в конкретной ситуации;

понимать опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение.

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование, материалы: нормативно-правовые документы (Уголовный Кодекс), раздаточный материал.

Новые понятия и термины: преступление, признаки преступления, состав преступления.

Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

ІV. Объявление темы, плана, целей урока

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся

VІ. Осмысление новых знаний и умений

VІІ. Подведение итогов урока

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию

Ход занятия

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

? Как вы думаете, что они имели в виду

Учащиеся: Речь идет об ответственности за свои поступки.

Учитель: Верно. Прочитайте понятийный ряд ( понятия написаны на доске ):

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

? Какое из этих слов – обобщение двух других

? Что такое правонарушение

Правонарушение – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Давайте попробуем разобраться в этих понятиях на примерах правовых ситуаций:

Ситуация № 1. Десятиклассники Кирилл, Ольга и Руслан в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк, и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

Проступок – общественно опасное деяние – действие или бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы , правила поведения .

Ситуация № 2. Учащиеся 11 класса Вадим, Олег и Андрей подождали детей из начальных классов за углом школы, отобрали у них деньги и сказали, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Учащиеся: Эти действия являются преступлением.

Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Вадима, Олега и Андрея действительно являются преступлением. Они совершили грабеж – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Проблемный вопрос:

«Только слабые совершают преступления,

? Как вы понимаете значение этих слов

ІV. Объявление темы, плана, целей урока:

Учитель: Итак, сегодня на уроке нам предстоит раскрыть понятие и признаки преступления, состав, виды преступления. Тема урока является актуальной. В современном обществе преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших.

1. Понятие и признаки преступления

2. Состав преступления

3. Виды преступлений.

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся:

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию различные ситуации, в которых описаны проступки. Ваша задача – придумать продолжение ситуации, которую можно назвать преступлением. Например: водитель часто садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление).

1.… Старшеклассник неоднократно курил в школьном туалете. Но однажды…

2.… Виктор после работы каждый день распивал алкоголь на автобусной остановке. Но однажды…

4….. Алевтина, работая сторожем в театре, похищала мелкие вещи – брелки, зажигалки, небольшие суммы денег (20-50 рублей). Но однажды…

5.…Работник нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды…

? Почему вы считаете придуманные вами продолжения ситуаций преступлением.

Учащиеся: Эти деяния более опасны, чем проступки.

2) Работа с источником (Уголовный Кодекс)

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

(Согласно Разделу II , Главе 3, Ст. 14, п. 1 УК ДНР)

t1602670343ab.jpg

Общественная опасность заключается в том, что деяние либо причиняет вред общественным отношениям, которые охраняет уголовный закон либо содержит реальную возможность причинения вреда.

Преступлением признается деяние совершенное виновно (в форме умысла или неосторожности).

Противоправность выражается в том, что признаки преступления предусмотрены в уголовном законе.

Наказуемость заключается в угрозе применения наказания за преступление.

5) Работа в группах . Каждой группе дается задание, определить в нормах уголовного права элементы состава преступления, которые непосредственно указаны.

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового.

(Субъективная сторона – форма вины, специальный субъект)

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путём обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

(Специальный субъект, объективная сторона – способ совершения преступления)

Статья 153. Подмена ребёнка

Подмена ребёнка, совершённая из корыстных или иных низменных побуждений, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев.

(Субъективная сторона – мотив, объект – интересы несовершеннолетнего)

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

(Специальный субъект, субъективная сторона – цель)

Учитель: В соответствии с различными критериями определяют виды преступлений .

В зависимости от сферы общественных отношений:

Преступления против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, клевета, изнасилование, нарушение равноправия, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Преступления в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, вымогательство, контрабанда и т.д.).

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Преступления против государственной власти.

Преступления против военной службы.

Преступления против мира и безопасности человечества.

В зависимости от формы вины:

В зависимости от мотива совершения:

Совершенные по мотиву мести.

Совершенные из хулиганских мотивов.

6) Работа с источником (в парах)

Один из критериев для определения вида преступления указан в Уголовном Кодексе. Каждая пара должна найти статью и определить 4 вида преступления по характеру и степени общественной опасности.

(Согласно ст. 15 УК РФ)

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

VІ. Осмысление новых знаний и умений

Учащимся предлагается в группах выполнить задание. Дан волшебный квадрат, где спрятаны 10 преступлений: 5 корыстных и 5 некорыстных. Нужно их найти. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали.


Урок познакомит учащихся с главным понятием уголовного права – преступлением, а также с его признаками и видами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Преступление"


Например, за нарушение неприкосновенности жилища, похищение, вандализм, умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, кража и многое другое.

Принято выделять следующие признаки преступления:

Иногда в нашей жизни могут произойти события, которые похожи на преступления, но по факту такими не являются.

Например, придя домой вы обнаруживаете, что дверь в вашу квартиру сломана, а в квартире находятся какие-то люди. Первое что вам приходит в голову это конечно же, что вас обворовывают. Но на самом деле соседи почувствовали запах газа из вашей квартиры и поскольку они не смогли до вас дозвониться, они вызвали аварийную службу, которая в присутствии участкового вскрыла дверь и ликвидировала утечку. Не сделай они этого вовремя ущерб мог бы быть посильнее, чем от сломанной двери.

Или давайте представим себе, что, когда вы поздно возвращались домой, на вас напали хулиганы. В завязавшейся драке вы ломаете одному из хулиганов руку.

Или представим, что вы нашли на пустыре настоящий пистолет, и пытаясь похвастаться перед одноклассниками принесли его в школу.

Преступны ли эти действия? Чтобы решить этот вопрос, нужно определить, содержится ли в том или ином действии состав преступления.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершённое деяние как конкретный вид преступления.

Признаками состава преступления являются объект преступления и его объективная сторона, а также субъект преступления и его субъективная сторона.

Объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным правом. Он определяется местом конкретной статьи в системе Особенной части Уголовного кодекса. Например, преступления против личности, преступления против семьи и несовершеннолетних, преступления против собственности и так далее.

Объективная сторона преступления – это характеристика самого деяния (действия или бездействия), его последствия и причинённый деянием вред.

Субъект преступления – тот, кто нарушил, преступил закон, то есть преступник.

Субъективная сторона преступления – это отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию.

Субъективную сторону преступления составляют такие признаки как: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются:

· на преступления небольшой тяжести;

· преступления средней тяжести;

· и особо тяжкие преступления.

За совершения преступлений лица несут уголовную ответственность.

Согласно нормам уголовного кодекса, уголовную ответственность могут нести только вменяемые физические лица, достигшие определённого возраста, как правило шестнадцати лет.

Но за совершения целого ряда преступлений, таких как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, террористический акт и целый ряд других, уголовная ответственность может наступить уже начиная с четырнадцатилетнего возраста.

Пределы уголовной ответственности могут быть различными для разных категорий лиц: например, смертная казнь не назначается женщинам, несовершеннолетним и лицам, достигшим возраста 65 лет. Кроме того, для отдельных категорий лиц (например, главы государства или депутатов высшего законодательного органа власти) могут устанавливаться особые усложнённые процедуры привлечения к ответственности.

Например, согласно Конституции Российской Федерации, президент обладает неприкосновенностью не только во время исполнения своих полномочий, но и даже после их окончания. Он не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности за деяния, совершённые им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.

Стоит отметить, что в разных странах мира возраст наступления уголовной ответственности может значительно отличаться. Например, в большинстве штатов США - это шестнадцать лет, в Финляндии уголовная ответственность может наступить в пятнадцать лет, в Англии и Ирландии за некоторые преступления можно понести уголовную ответственность начиная с десяти лет, ну а в Швейцарии и вовсе начиная с семи.


В этом отношении очень показателен пример Англии, в 1993 году в этой стране прошёл судебный процесс над десятилетними Робертом Томпсоном и Джоном Венеблсом, которых обвинили в совершении убийства трёхлетнего ребёнка. Это преступление настолько возмутило жителей страны, что полицейским пришлось защищать малолетних преступников от расправы. Ещё большее возмущение вызвал и сам приговор, который посчитали очень мягким, несмотря на то что 10 лет – максимальный срок наказания для этого возраста, ведь соверши такое преступление взрослый ему могла бы грозить смертная казнь.

Поэтому рассмотрение дел, связанных с малолетними преступниками непростая задача для судей, адвокатов, следователей и полицейских.

В нашей стране к несовершеннолетним преступникам, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия или им может быть назначено наказание, в виде:

· лишения права заниматься определённой деятельностью;

· лишения свободы на определённый срок.

Также несовершеннолетние преступники могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний, в 2015 году в тридцати двух колониях для несовершеннолетних отбывали своё наказание тысяча шестьсот восемьдесят три человека.

Основными преступлениями несовершеннолетних стали:

· умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Меры наказания для совершеннолетних преступников более обширны, к ним относятся:

· лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

· лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;

· ограничение по военной службе;

· содержание в дисциплинарной воинской части;

· лишение свободы на определённый срок;

· пожизненное лишение свободы;


Всего же по состоянию на 1 июня 2016 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывает своё наказание шестьсот пятьдесят одна тысяча триста шестьдесят человек, а Российская Федерация по итогам входит в десятку стран мира по количеству заключённых на сто тысяч человек населения.

Стоит отметит, что уголовный кодекс предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений:

· в связи с деятельным раскаянием;

· в связи с примирением с потерпевшим;

· в связи с полным возмещением ущерба;

· в связи с истечением сроков давности.

В первом случае преступник подлежит освобождению от уголовной ответственности, только в том случае, если после совершенного им преступления, добровольно явился с повинной и способствовал раскрытию и расследованию этого преступления, возместил ущерб или иным образом загладил вред, причинённый этим преступлением.

Во втором случае человек может быть освобождён от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим и загладил причинённый ему вред.

Стоит добавить, что и в первом и во втором случае подлежат освобождению от уголовной ответственности только те лица, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести впервые.

В третьем случае речь идёт об экономических преступлениях, лицо впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причинённый гражданину, организации или государству в результате совершения преступления.

В четвёртом случае лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

· два года после совершения преступления небольшой тяжести;

· шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

· десять лет после совершения тяжкого преступления;

· пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Под совокупностью преступлений принято понимать совершение двух или более преступлений, предусмотренные разными статьями уголовного кодекса. Например, совершение одним человеком, кражи и угона автомобиля.

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, которое было судимо ранее за совершение умышленного преступления.

Таких преступников принято называть рецидивистами.

Виды преступлений, за которые предусмотрены уголовные наказания перечислены в особенной части уголовного кодекса. К ним относятся:

· преступления против личности;

· преступления в сфере экономики;

· преступления против общественной безопасности и общественного порядка;

· преступления против государственной власти;

· преступления против военной службы;

· преступления против мира и безопасности человечества.


Самым криминогенным регионом нашей страны является Москва, а самым благополучным чукотский автономный округ.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты и ответим на ряд вопросов.

1. Что такое преступление?

2. Каковы признаки преступления?

3. На какие категории в зависимости от характера и степени общественной опасности делит преступления УК РФ?

Читайте также: