Какой принцип предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного

Обновлено: 04.07.2024

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.

В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Остановимся более подробно на том, что включают данные понятия.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 1).

Рис. 1. Структура психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. И главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.

В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Однако, вероятно, более целесообразным является отнесение данной группы к самостоятельным психическим явлениям, а не процессам, поскольку они включают не только динамические, но и статические явления.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В свою очередь, психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений, психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, предметом психологии являются как психика и психические явления одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

В свою очередь, главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений.

Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, – как носители психики.

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны.

Надежность метода – это характеристика метода, показывающая устойчивость, постоянство результатов, получаемых с его помощью.

Валидность метода – важнейший критерий доброкачественности метода, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности метода исследуемой проблеме.

Все методы, используемые в настоящее время в психологии, могут быть разделены на две большие группы (рис. 2): на объективные и субъективные методы. Субъективные методы, в отличие от объективных, базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на ту или иную проблему.

К субъективным методам относят: наблюдение, опрос и тесты (тест-опросник и тест-задание). К объективным – эксперимент и тесты (объективные и проективные). Следует более подробно остановиться на том, что представляют собой эти методы.

Метод наблюдения является одним из наиболее старых методов, используемых в науке вообще. Он представляет собой метод пассивного и непосредственного исследования реальности. Объективность результатов, получаемых с его помощью, зависит прежде всего от самого исследователя, от его умении и навыка вести наблюдение, замечать существенные, значимые детали.

Рис. 2. Основные методы психологических исследований

В настоящее время выделяют до 14 различных видов наблюдения. Наиболее часто встречаемыми являются: самонаблюдение (например, дневниковые записи); внешнее (наблюдатель не является членом исследуемой группы, и испытуемые воспринимают его как постороннего человека); включенное (наблюдатель является членом группы, которую исследует, испытуемые воспринимают его как коллегу); свободное (не существует жестких требований предъявляемых к организации, процедуре проведения наблюдения, а также к процедуре регистрации данных); стандартное (существует жесткий план проведения наблюдения) и т. д.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.

Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для его проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя. Одной из разновидностей устного опроса является беседа.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Тест является наиболее широко используемым методом в психологии в настоящее время. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также четкую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Проективные тесты. Данная категория тестов считается наиболее объективной, поскольку не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент, в отличие от естественного, предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участие испытуемых или учет реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д.

Однако следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.

Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа.

Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.

5. Принципы, структура и задачи психологии

Принцип детерминизма. Этот принцип означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности. Во-вторых, этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга. В-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Единство сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека. Единое рассмотрение сознания и деятельности в психологии находит свое выражение и в том, что они всегда изучаются как присущие социально и исторически определенной личности.

Структура психологии. Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения):

1) общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека;

2) возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности;

3) педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания, психологические закономерности обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией;

4) юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу и т. д.;

5) военная психология занимается психологией человека в военной обстановке в условиях боя, высокой меры опасности.

6. Принципы построения психологических исследований

Объективность изучения психических явлений. Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

7. Методы сбора фактического материала

Принципы психологического исследования реализуются в тех методах, которые используются для сбора фактического материала о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.

Метод наблюдения. Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.

Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.

Сохранение естественности психических проявлений – первое требование к наблюдению как к методу научного исследования.

Метод эксперимента. Основным методом психологии, как и других наук, является эксперимент. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Создавая определенные условия, исследователь получает возможность, во-первых, очень четко знать те факторы, которые действовали вмомент возникновения и протекания изучаемого психического явления. Во-вторых, устанавливать причины психических явлений за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Это достигается путем последовательного изменения одного из условий при сохранении неизменными всех остальных. В-третьих, повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности психических явлений.

Имеются два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент может проводиться как с использованием аппаратуры, так и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных материалов.

В естественном эксперименте в отличие от лабораторного сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Методология специальной психологии базируется на принципах диалектического материализма. Они составляют философскую основу представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере этих процессов, ведущей роли речи в их организации.

Наиболее общим предстает принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность.

Процесс развития психики есть по своей сути не что иное, как совершенствование способности к отражению. Никакие, даже самые грубые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в ложное, как, например, при галлюцинациях. Психика всегда и везде остается субъективным отражением объективной действительности.

С этой точки зрения любые формы нарушений психического развития представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики.

Эти затруднения могут касаться развития образного отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т. д.

Как уже говорилось, отражение при этом может страдать с точки зрения полноты, точности, глубины, но оно всегда остается принципиально адекватным, в целом верным, правильным.

Богатый экспериментальный материал, полученный при исследовании разных групп детей с нарушениями в развитии, убедительно доказывает это положение. Примером могут служить случаи тяжелых сенсорных нарушений, таких как слепоглухота, при которой серьезно сужаются познавательные возможности индивида. Тем не менее при определенных условиях обучения дети с подобными нарушениями способны усваивать знания, достигая высокого уровня интеллектуального развития, успешно социально адаптироваться, профессионально самоопределяться. Это было бы невозможно в ситуации неадекватного отражения. Многоаспектность отражательной деятельности психики позволяет восполнять недостатки одних форм отражения за счет других, более сохранных.

Следующий объяснительный принцип — принцип детерминизма.

Принцип детерминизма очень важен для понимания нарушений развития. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). В психологии детерминация понимается как закономерная и необходимая зависимость особенностей психического развития от порождающих их факторов.

Согласно принципу детерминизма, каждое нарушение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения. В общепсихологическом смысле принцип детерминизма выражает мысль о том, что психическое отражение, его высший уровень (сознание) определяются образом жизни и изменяются в зависимости от внешних условий.

Принцип детерминизма гласит:

во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия (Рубинштейн С.Л., 1957). В зависимости от внутренних условий одно и то же внешнее воздействие может приводить к разным последствиям. Связь между причиной (биологической или социальной; неблагоприятными факторами наследственного, врожденного или приобретенного характера) и следствием (типом нарушений развития) носит сложный опосредованный характер.

В реальной психической жизни следствие возникает не сразу после причины, а через некоторое время. В результате причиной того или иного явления могут оказаться события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития у детей.

Отсюда следует, что, изучая развитие психики при ее нарушении, необходимо учитывать:

- различные виды детерминант;

- их системность и видоизменяемость в процессе развития, ведь соотношения между разными типами детерминант в процессе развития ребенка непостоянны и особенно изменяются в критические и сензитивные периоды развития.

Генетический, или принцип развития также выступает важнейшим для психологии вообще, и специальной психологии в частности.

Принцип развитияпредставляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика любого психического явления возможна лишь в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент и перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует на динамический подход к описанию нарушений развития (в отличие от подхода статического).

Принцип развития предполагает анализ нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшествующих нарушений, на которые оно наслоилось. В специальной психологии этот принцип реализуется в первую очередь в психологической диагностике. Описывая качественные и количественные характеристики нарушения, важно учитывать его динамику: склонность к прогрессированию или стабилизации.

Заканчивая характеристику генетического принципа и его значения для специальной психологии, следует подчеркнуть еще одно важное положение. Отклоняющееся развитие представляет собой весьма сложное образование: одни стороны развивающейся психики могут оставаться относительно сохранными, другие проявляют признаки нарушений. Иначе говоря, в процесс онтогенеза (нормального возрастного развития) вплетается системогенез — процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов нарушения. Эти симптомы никогда не появляются все сразу, они имеют определенную возрастную динамику. Так, например, врожденное или рано приобретенное снижение остроты слуха в свое время приведет к отставанию в речевом развитии, что неминуемо окажет влияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения, коммуникативные навыки. Снижение остроты зрения в первые месяцы жизни может никак себя не проявлять, но, начиная с четвертого, оно обнаруживается в особенностях ориентировочной активности. Дальнейшие эффекты системогенеза будут связаны с отставанием в развитии восприятия, моторной сферы и т. д.

Таким образом, симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование — в качестве закономерного процесса в генетическом плане.

Принцип единства сознания и деятельностипредставляет собой утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. С.Л.Рубинштейн трактует этот принцип как проявление и формирование сознания в деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности подразумевает, что сознание— регулятор поведения человека. Исследования А. Н. Леонтьева и его школы показали, что единство психики ивнешней деятельности состоит в том, что психические процессы тоже деятельность.

Оба вида деятельности имеют идентичное строение. Внешняя, материальная, деятельность преобразуется в онтогенезе во внутреннюю психическую деятельность. То есть психическая деятельность формируется не просто в процессе практической деятельности, а из практической деятельности.

Следуя Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, П.Я. Гальперин экспериментально доказал, что новые виды психической деятельности первоначально усваиваются во внешней, материальной форме, а затем преобразуются в форму внутреннюю, психическую. В ходе этого процесса внешние предметы деятельности заменяются их психическими аналогами (представлениями, понятиями), а практические операции преобразуются в операции умственные, теоретические.

При изучении детей с нарушениями в развитии принцип единства сознания и деятельности реализуется в том, что деятельность ребенка рассматривается как важный критерий уровня его развития. Кроме того, принцип единства сознания и деятельности реализуется в методике психокоррекционных занятий, которые строятся с опорой на предметно-практические действия ребенка.

Изложенные принципы служат основой теоретических представлений и методологии специальной психологии, объективного подхода к изучению нарушений развития психики и обоснованию коррекционно-развивающего обучения.

Системность - принцип научного познания, который предполагает исследование явлений в их зависимости от внутренне связанного целого, которые они образуют, приобретая новые свойства (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998. С. 410.):

Анализ развития представлений о системах позволяет выделить некоторые общие характеристики систем:

· целостность системы, что предполагает анализ системы как целого, т.е. законов её организации, структуры и функционирования;

· интегральный характер совокупных качеств (интегральных качеств) системы, требующий исследование механизмов их порождения и трансформации;

· иерархичность уровней системы, что, с одной стороны, предполагает их анализ и в то же время исследование детерминации структурирования системы;

· признание самоорганизации как одного из признаков системы.

В психологии предпринимались различные попытки выделения систем и реализации системного подхода. Б.Ф.Ломов считал, что психологические явления по своей природе системны и основная задача психологии – исследование законов образования и функционирования психических систем. В психологии сформировалось множество мнений относительно того, что считать системами: деятельность (А.Н.Леонтьев), личность (Л.И.Анцы­фе­рова), психику (Б.Ф.Ломов), но пока они не интегрированы в целостное представление о психологических системах.

Анализ проблемы самоорганизации показывает, что можно выделить некоторые общие закономерности развития и функционирования систем, обнаруженные учеными в различных областях знания:

1. Прежде всего можно говорить о том, что весь материальный и предметный мир существует по законам систем.

2. Самоорганизующиеся системы обладают целостностью, т.е. способностью воспроизводить себя в своих интегральных качествах, в которых система проявляется как целое.

3. В системе выделяются иерархические уровни, организация которых предполагает изучение детерминации системы.

4. В развитии систем выделяются процессы образования, направленные на порождение нового и производство новых систем, характеризуя динамический, продуктивный аспект развития; процессы сохранения, обеспечивающие функционирование системы в том устойчивом состоянии, которое обеспечивает актуальное состояние; сохранение выступает моментом развития, однако предполагает некоторое сопротивление, противостоящее процессам образования, тому новому, которое появляется; процессы умирания, или деструкции, связанные с разрушением, преобразованием актуальной системы. Эти процессы характеризуют динамический аспект становления и развития систем.

5. Принципы регуляции в системе различны, они могут быть нацелены как на обеспечение сохранения, так и на развитие системы. Выделены два принципа: гомеостаз – предполагает саморегуляцию системы, направленную на поддержание устойчивого равновесия системы, здесь действует адаптивный принцип; гомеорез – предполагает самоорганизацию системы, неравновесное состояние, для которого характерно устойчивое неравновесие. Для гомеореза характерны преобразования, направленные на выработку новообразований.

6. Выделяются микро-, мезо- и макроуровни анализа систем, каждый из которых предполагает нахождение тех единиц системы, в которых системные качества и свойства сохранены и присутствуют. Переход к вышележащему уровню анализа предполагает отвлечение от подробностей строения и функционирования процесса становления системы на нижележащем уровне, но включает учет системных явлений, характеризующих систему как целостность.

3.Принцип развития психики – психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности.

Это один из ключевых принципов психологии, который строится на генетическом подходе к изучению психики. Суть принципа заключается в необходимости изучения любого явления в развитии, т.е.изучение явлений с точки зрения того, как они возникли, какие этапы в своём становлении проходят. В соответствии с данным принципом в психологии принято изучать филогенетическое и онтогенетическое развитие психики и те основные новообразования, которые возникают, как характеристика нового, качественно иного этапа развития.

Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Многие исследователи, в том числе З. Фрейд, Л.С. Выготский считали, что изучение генезиса психических функций является одним из ключей к пониманию психики взрослого человека, исследованию высших психических функций. Можно говорить о том, что развитие предполагает процесс качественного преобразования предмета, его структуры и функций, переход в новое качество или переход на качественно новый уровень.

Принято выделять формы (эволюция, революция) и направления (прогресс, регресс) развития.

При анализе проблемы развития возникают сложности с определением ведущей роли детерминант развития. Иначе говоря, необходимо выявить, какие факторы (например, социум или природа, средовые или наследственные) оказывают влияние на процесс развития. Генетические факторы играют важную роль в детерминации развития человека, в частности, показана их роль в становлении интеллекта, темперамента человека. В то же время высшие чувства, смыслы и ценности человека, его мировоззрение и убеждения почти не испытывают влияния со стороны наследственности. К социальным детерминантам относятся культура, социальные институты, семья, друзья.

Большие сложности возникают при анализе стадий развития человека, определении критериев, лежащих в основании выделения этих стадий. Существует достаточно много теорий психического развития, в которых выделены различные стадии, не совпадающие между собой.

В отечественной психологии методологическое и теоретическое обоснование принципов развития прослеживается в работах Л.С. Выготского, который считал, что процесс развития связан с активной деятельностной формой существования человека. Он полагал, что в ходе общения и преобразования деятельности в условиях социума происходит не просто усвоение общественного опыта, а выработка, формирование тех образцов и нормативов общения, познания, обучения, деятельности, которые сформировались в данном обществе.

В концепции Л.С. Выготского проблема развития представлена следующими законами:

1. Первый закон – это закон перехода от естественных, природных, натуральных способов и форм поведения к опосредованным, культурным, возникшим в процессе психического развития.

В его основе лежит знаковое опосредствование. Знак, по Л.С. Выготскому, выступает психологическим орудием, которое является средством, направленным на поведение человека. Посредством такого управления, меняется психологическая структура поведения человека, с помощью знаков-слов человек способен обратить внимание на себя.

3. Закон перехода функций извне вовнутрь. Первоначально деятельность, всякая высшая форма поведения является внешне организованной и только затем она переходит вовнутрь, и формируется внутренний план.

При этом Л.С.Выготский подчёркивает, что в отличие от других живых существ в социуме для ребёнка в форме культуры представлена идеальная форма. Идеальная форма, т.е. сложившиеся в обществе образцы поведения, деятельности, свойства и особенности человека, выступает для ребёнка в качестве образца, который с помощью психологических орудий (различной природы знаков – слов, математических формул, географических карт, жестов человека и т.п.) овладевает ими. Одним из важнейших способов такого овладения выступает сотрудничество со взрослым, в ходе которого ребёнок начинает применять по отношению к себе те образцы и формы поведения, которые по отношению к нему используют взрослые. Взрослые выступают носителями идеальных форм поведения, сложившихся в обществе, и ребёнок, осуществляя свое поведение, ориентируется на взрослых. Культура, общество, персонифицированные в конкретном взрослом, выступают в качестве источника идеальных форм поведения. При этом сам процесс овладения носит созидательный характер, ребёнок реконструирует данные образцы поведения, вырабатывая различные новообразования.

4.Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность не противопоставляются, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. Теоретические принципы воплощаются в методах исследования.

Методы психологии(Азарова Е.А., Белоусова А.К., Павлова Т.В.).

Метод– это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Выбор основания для классификации методов.

Общая классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву:

2) эмпирические: а) основные: наблюдение (внутреннее, внешнее, самонаблюдение, стандартизированное, включенное) и эксперимент (лабораторный и естественный, психолого-педагогический); б) вспомогательные (тесты, анкеты, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности, близнецовый),

3) методы обработки данных,

В психологии различают естественнонаучный и гуманитарный подходы в объяснении и понимании человека. Естественнонаучная парадигма предполагает, что исследователь занимает позицию извне, формулирует гипотезу; наблюдает за проверяемостью и воспроизводимостью результатов. Гуманитарная парадигма предполагает использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности.

Парадигма, с точки зрения Т. Куна, - это научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Иначе говоря, парадигма – это модель построения исследований в конкретной области знания в определенный исторический период.

Выделяют общие и частные парадигмы. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы являются примерами общих парадигм.

Bar-Tal D., Bar-Tal W. выделили 6 признаков, отличающих гуманитарную парадигму от естественнонаучной. Признаки гуманитарной парадигмы

1. Отказ от культа эмпирических методов;

3. Легализация интуиции и здравого смысла исследователя;

4. Возможность обобщения на основе изучения частных случаев;

5. Единство исследования и практического воздействия;

К этим признакам А.В. Юревич добавляет следующие естественнонаучная парадигма ориентируется на объяснение психологических феноменов; доминирование каузальных объяснений;

n гуманитарная парадигма ориентируется на понимание психологических феноменов; доминирование телеологических объяснений;

n естественнонаучная парадигма тесно ориентирована в большей степени на позитивистские стандарты;

n гуманитарная парадигма тесно связана с психологической практикой.

Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время парадигмальный статус психологии дискутируется. Обозначаются три основные позиции. 1. Психология допарадигмальная наука, т.е. наука, в которой не сложилась парадигма в традиционном понимании (Т. Кун); 2. Психология - мультипарадигмальная наука, в которой могут существовать несколько парадигм; 3. Психология – внепарадигмальная наука, т.е. представления о парадигме в традиционном понимании (Т. Кун) к психологии не применимы.

Литература:

2. Мироненко И.А. Континуум или разрыв? // Вопросы психологии, № 6, 2006, с. 105-111.

3. Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник// Вопросы психологии, № 2, 2005, с. 147-151.

К методам естественнонаучной психологии относят: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический методы. Методами гуманитарной психологии являются методы описания и понимания психологии человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека.

Методами психологической практики выступают: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиент-центрированная терапия, логотерапия и другие (по Слободчикову В.И., Исаеву Е.И.).

Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др.

1) метод наблюдения – наблюдение может быть научное: оно планируется; выделяется объект; регистрируются данные; анализируются результаты, ненаучное (бесплановое). Метод имеет положительные стороны (проводится в естественных условиях, не изменяет обычного поведения, без вмешательства экспериментатора) и отрицательные (большая трудоемкость, необъективен); Наблюдение– научно целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Виды: 1. Включённое - невключённое; 2. Полевое – лабораторное. 3. самонаблюдение. Ошибки: гало-эффект; ошибки контраста; ошибки усреднения; логические ошибки.

2) Метод эксперимента– исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает: опытное моделирование явления; активное воздействие экспериментатора на явление; измерение реакций на воздействие; возможность неоднократного воспроизведения результатов.

Метод эксперимента может быть лабораторным (в специальных условиях со специальной аппаратурой) и естественным (в обычных условиях для изучения познавательных возможностей). Положительные стороны: исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Ошибки: 1. Эффект Розенталя – связан с ожиданиями экспериментатора, экспериментатор непроизвольно действует так, что гипотеза получает подтверждение. 2. Эффект Хоторна – участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что они ведут себя именно так, как ожидает от них экспериментатор. 3.Эффект аудитории – присутствие публики влияет на выполнение поставленной задачи. 4. Эффект плацебо – основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно экспериментатором. Эксперимент в педагогике: 1) формирующий; 2) обучающий; 3) воспитывающий. Они предполагают целенаправленное воздействие на испытуемого с целью формирования определенных качеств.

4) лонгитюдный метод – проводится в течение длительного времени с одними и теми же испытуемыми для изучения формирования, развития, становления определенных психических процессов, особенностей, свойств личности;

5) близнецовый метод – предложен А. Мухиной для изучения особенностей развития психики у близнецов;

6) метод контент-анализа – изучение документации. Например: история болезни, продукты творчества – рисунки, стихи, дневниковые записи;

7) методы коррекции, терапии. Терапевтические методы многообразны и их использование зависит от компетентности психолога и проблемы пациента. В настоящее время различают анималотерапия – терапевтическое воздействие с помощью общения с животными (иппотерапия, ихтиотерапия). Сказкотерапия, куклотерапия, либротерапия – используются при ориентировке в проблеме детей и подростков. Как правило в сказочном сюжете, при проигрывании кукольного диалога ребенок демонстрирует свою проблему, встраивая ее в сюжетную линию повествования. Либротерапия - известный в течении долгого времени метод лечения литературным словом. Издавна на Руси домашние чтецы успокаивали представителей знатных родов, читая им на ночь или во время трапезы. Аромотерапия, цветотерапия, светотерапия, звукотерапия используются как элементы, встраиваемые в основную канву терапевтического воздействия. Данстерапия, видеотерапия – одни из современных мет одов.

Читайте также: