Какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства

Обновлено: 02.07.2024

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство Российской Федерации заботится о социальной справедливости и социальной защищенности своих граждан, создавая условия для поддержания полной занятости, перераспределяя доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивая своим гражданам прожиточный минимум, заботясь об образовании, семье, здравоохранении и др.

Принцип Российской Федерации как социального государства закрепляется в ст. 37–42, которые определяют права и свободы своих граждан.

Конституция РФ характеризует Россию как правовое государство в ст. 1.

Принцип правового государства — это подчинение государства, местного самоуправления закону, обеспечение государством режима законности в обществе, в первую очередь конституционной законности; конституционная законность ограничивает не только деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, но и волю населения.

В ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Правовое государство признает высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. Главным механизмом гарантий прав и свобод является независимость суда.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.3. Положения Конституции Российской Федерации о суде как носителе судебной власти

1.3. Положения Конституции Российской Федерации о суде как носителе судебной власти Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Конституции РФ и федеральными

2.1. Положения Конституции Российской Федерации о судебной системе Российской Федерации

2.1. Положения Конституции Российской Федерации о судебной системе Российской Федерации Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке,

Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ

Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской

Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

12. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г

12. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г Конституция РФ отражает переходный характер российского общества, в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический

13. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

13. Юридические свойства Конституции Российской Федерации Юридические свойства Конституции — это ее качественные характеристики, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства.Юридической особенностью Конституции РФ является то, что

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него.Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от

116. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции Российской Федерации

116. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции Российской Федерации Экономические, социальные и культурные права — важная грань правового государства, они имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих

§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации

§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического

4.3. Функции социального государства. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации.

4.1. Признаки социального государства

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников, доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства (правовая основа социальной политики).

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан.

8. Наличие системы социального страхования, существование бюджетных социальных выплат.

9. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования; б) социальной защищенности существование государственных систем социальной

защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

10. Наличие развитого социального законодательства существование институтов гражданского общества. ( законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в Германии ).

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством

4.2. Принципы социального государства.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым .

Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень

экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

Среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение

• консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе – правовом принципе,

• социал-демократы и близкие к ним либералы – на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.

Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на:

1. принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

2. принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

3. принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения Доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

4. принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

социального государства. По их мнению, этот принцип выражается в признании:

морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, т. Е. позитивным;

человека в качестве единственного субъекта права собственности на все объекты собственности, существующие в государстве;

первичности обязанностей члена общества перед другими членами общества по отношению к его правам;

особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;

человека в качестве единственного субъекта налогообложения;

первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;

приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат — правительство;

человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.

6. Социальное партнерство как принцип социального государства

среднической роли государства . Постепенно, когда государство утрачивает свой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбе.

Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти принципы социальной политики государства во мно А взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения функциони-

рования этих принципов и требований в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы.

тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства.

Чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т. П., необходимо соблюдение определенных условий — стороны Должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей первый принцип, должны быть законы: об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические как средство получения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов — устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира.

Социальное партнерство в утвердившемся понимании — система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями — один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности. И в этом смысле социальное партнерство — один из главных принципов демократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается, с одной стороны: как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями; способ согласования противоположных интересов; метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле социальное партнерство — один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства.

7. Не менее значим принцип социального государства — участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни .

Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативноправовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реализации последнего из перечисленных принципов на основе системы социального партнерства как цивилизованного механизма сохранения гражданского мира и согласия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого баланса интересов работника, работодателя, государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отношений особая роль принадлежит профсоюзам. Сфера особого внимания профсоюзов — социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов семьи.

4.3. Функции социального государства. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации.

Функции социального государства — это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства.

Их появление связано со сменой доминирования отношений государство—общество на отношения государство — личность . Причем социальные функции появляются у государства только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее первой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом.

Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство призвано: создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением.

В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие социальные функции:

обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

обеспечение социального страхования для всех членов общества;

обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

социальную защиту нуждающихся;

сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

предоставление социальных услуг.

В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – специфические функции , к ним относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности ( в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность );

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Существует и другая типология, которая выделяет внешние и внутренние функции социального государства:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство Российской Федерации заботится о социальной справедливости и социальной защищенности своих граждан, создавая условия для поддержания полной занятости, перераспределяя доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивая своим гражданам прожиточный минимум, заботясь об образовании, семье, здравоохранении и др.

Принцип Российской Федерации как социального государства закрепляется в ст. 37–42, которые определяют права и свободы своих граждан.

Конституция РФ характеризует Россию как правовое государство в ст. 1.

Принцип правового государства — это подчинение государства, местного самоуправления закону, обеспечение государством режима законности в обществе, в первую очередь конституционной законности; конституционная законность ограничивает не только деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, но и волю населения.

В ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Правовое государство признает высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. Главным механизмом гарантий прав и свобод является независимость суда.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.3. Положения Конституции Российской Федерации о суде как носителе судебной власти

1.3. Положения Конституции Российской Федерации о суде как носителе судебной власти Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Конституции РФ и федеральными

2.1. Положения Конституции Российской Федерации о судебной системе Российской Федерации

2.1. Положения Конституции Российской Федерации о судебной системе Российской Федерации Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке,

Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ

Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской

Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

12. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г

12. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г Конституция РФ отражает переходный характер российского общества, в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический

13. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

13. Юридические свойства Конституции Российской Федерации Юридические свойства Конституции — это ее качественные характеристики, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства.Юридической особенностью Конституции РФ является то, что

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него.Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от

116. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции Российской Федерации

116. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции Российской Федерации Экономические, социальные и культурные права — важная грань правового государства, они имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих

§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации

§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического

Социальным называют правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и его личность и создает максимально подходящие условия для его достойной жизни и самореализации. Человек в социальном государстве имеет все возможности для свободного развития, для реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Многие европейские государства, которые, согласно Конституции, являются социальными, выстраивая социально-экономическую политику, опираются на ряд важнейших принципов и обладают следующими признаками:

  1. наличие экономической свободы человеческой личности. Человек имеет право свободно и самостоятельно выбирать любой вид деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  2. доверие к тому, что рынок играет регулирующую роль в современном обществе. Также человек обладает всеми правами на регулирование рынка с использованием экономических устойчивых методов;
  3. развитие и экономическая эффективность рыночного хозяйства, его актуализация в процессе продвижения и внедрения технологических объектов.

Еще один немаловажный признак – это социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые должны обеспечиваться путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным. К сожалению, сегодня этому признаку соответствуют далеко не все государства, а лишь малая их часть. Отсюда и вывод о том, что не каждое современное государство может считаться в полной мере социальным, если благополучие и развитие личности в нем не стоит на первом месте. Также не во всех странах обеспечивается гендерное равенство мужчин и женщин. Многие государства с высоким уровнем жизни (например, ОАЭ) все еще сохраняют традиционные устои, хотя в последние годы женщины обрели намного больше прав и свобод: право на вождение автомобиля, постепенное снятие ограничений в получении образования и собственного дохода. Можно сказать, что такой прорыв к социальности отразился на культурных установках человечества.

Поскольку человеческая личность выходит в социальном обществе на первый план, то индивид имеет право принимать участие в общественных делах и наряду с властными органами участвовать в решении значимых вопросов. Работники вправе вносить свою лепту в управление производством, в развитие системы социального партнерства. Однако и по сей день даже в социально направленном обществе существуют свои ограничения, которые предполагают разделение общества на категории и страты. Но в социальных продвинутых сообществах это деление используется не для того, чтобы продвинуть одних и вытеснить других, а для дифференцирования и структурирования общества, чтобы каждый человек выполнял свои функции. Поэтому государство и общество сравнивают в некотором роде с производственным предприятием - чтобы они благополучно реализовывались, такое разделение просто необходимо, но оно регулируемо, поэтому каждый человек, даже далекий от управления, имеет право высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию и продвинуться вперед.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы социального государства

Социальное государство, являясь развивающейся системой, имеет свои принципы. Они поддерживаются и популяризируются, поскольку благодаря им появляется больше возможностей для развития государства, развитие каждого отдельного человека.

Среди приоритетных принципов социального государства можно выделить следующие:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана здоровья и труда;
  3. поддержка института семьи, материнства и отцовства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными категориями населения;
  5. поощрение благотворительной деятельности;
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных открытий.

Поддержка социально уязвимых категорий населения позволяет уменьшать протестные настроения граждан и создавать наиболее благоприятную и безопасную обстановку. Нельзя удовлетворить желания и потребности абсолютно каждого человека, но можно проработать проблемные точки чтобы повысить уровень удовлетворенности в среде. Такпринцип сглаживания социального неравенства, который уже упоминался и ранее, является одним из основополагающих. Общие доходы могут и должны перераспределяться между разными социальными категориями несколькими путями: налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы по поддержке населения и финансированию отдельных категорий граждан.

Государство активно борется с безработицей, обеспечивает трудовую занятость населения, трудится над выплатой пособий по безработице. Это позволяет оттянуть момент всеобщего негодования и дает шанс каждому человеку на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и улучшить материальное и социальное положение. Также государство находится в активном поиске баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан. Эти меры – не пустой звук. Можно понаблюдать за становлением и развитием очень многих современных государств и отметить постепенную реализацию указанных принципов на практике.

Также государство принимает активное участие в реализации межгосударственных экологических и культурных программ, программ социального значения, в решении общечеловеческих вопросов. Это предполагает устранение тех барьеров и граней, которые есть между обществом и государством, когда каждый борется только за свое благополучие, забывая о самом главном – о гражданах, на которых строится государство. Поэтому социальное государство кажется идеальным в своем роде, но вот в реальности организовать его непросто.

Читайте также: