Какой партии хора по твоему мнению можно поручить первоначальное ее проведение

Обновлено: 25.04.2024

— Вы планируете проводить хоровой фестиваль в течение двух лет. Как распределятся события?

— В первый год мы проведем отборочные туры по районам и регионам. Во второй — в федеральных округах. Заключительные этапы фестиваля будут проходить в столицах — Москве и Санкт-Петербурге.

— Среди участников представлены только академические хоры?

— Пока да, сейчас важно в первую очередь сформировать структуры, чтобы сама идея начала работать. Нам бы хотелось в будущем ввести дополнительные номинации для детских и взрослых народных хоров. Эту часть хорового пения нельзя исключать. Такой же позиции придерживаются дома народного творчества и филармонии.

— Как вы пришли к идее хорового строительства?

— Как выглядит ее структура?

— Аппарат хорового общества — шесть человек. Открыто 83 филиала в регионах. Сейчас нужно завершить формирование попечительского совета, продолжаем работать над созданием школьных и губернских хоров.

— Возглавил общество Валерий Гергиев. Он курирует вашу работу?

— Всероссийское хоровое общество — общественная организация. Здесь не может быть никакого курирования. Валерий Абисалович — председатель, но он не должен заниматься одними только хорами с утра до вечера. Гораздо важнее его авторитет и профессиональные качества. Достаточно вспомнить, что первый концерт Детского хора России был дан на знаменитой сцене Мариинского театра в сопровождении одного из лучших в мире симфонических оркестров. К тому же нам очень помогает председатель попечительского совета ВХО Ольга Юрьевна Голодец.

— Таким образом в хоровом обществе три лидера: вы, Валерий Гергиев и Ольга Голодец?

— Скорее мы все фанаты одного дела, но каждый по-своему. Мне, например, повезло, что я не музыкант и могу общаться с исполнителями, с хормейстерами без оценок их профессиональных качеств.

— Почему о пении хором заговорили в последние пару лет?

— Общество приходит к пониманию того, что развитие страны невозможно без духовного, культурного, нравственного развития каждого человека. Хор объединяет людей независимо от религии, национальности, социального положения. Кстати, ярким подтверждением этому стал созданный нами сводный детский хор России. В нем выступают дети со всей страны — от Дагестана до Чукотки. Они ведь не только поют — они дружат, учатся понимать друг друга.

— Ваше предложение о ежегодном выступлении сводного детского хора в День России поддержано?

— Пока обсуждается. Хотя это стоит в пять раз дешевле, чем проект участия хора в культурной программе сочинской Олимпиады. Там нам понадобилось 150 млн рублей, а здесь хватило бы порядка 30.

— Как часто и где вы бы собирали этот хор?

— О том, как проходит опыт введения хорового пения в школе, расскажете?

— Чего не хватает сейчас Всероссийскому хоровому обществу?

— Думаю, что нужна еще большая политическая поддержка. На первом этапе нас поддержали президент и вице-премьер. Теперь предстоит пройти следующий этап: необходимо заложить финансирование ВХО в бюджет России. Ольга Голодец делает всё, что в ее силах, для решения этого вопроса. Очень надеемся, что к нашей проблеме с пониманием отнесется и президент. Ведь если выделяются 2 млрд рублей на инновационные культурные центры, то дать какие-то средства Всероссийскому хоровому обществу ничего не стоит. Это было бы гораздо эффективнее.

— Как вы формулируете свою миссию?

— Довести Всероссийское хоровое общество до самовоспроизводства как в творческом, так и в финансовом отношении. Создать четкую отлаженную систему региональных филиалов ВХО и межрегиональную сеть.

— Когда хоровое общество достигнет этого уровня?

— Прогнозы давать рано, мы движемся лавинообразно. Сейчас стоит задача в течение трех лет собрать в обществе не менее 3 млн членов, то есть добиться, чтобы хоровое движение в России приобрело по-настоящему массовый характер.

Ну-ка хором!

Волна увлечения хоровым искусством захватила и Государственную думу: председатель профкома аппарата ГД Ольга Григорьева объявила о приеме заявок на вступление в хоровой коллектив. Прослушивания должны начаться уже в октябре, однако новоявленному хору предстоит решить еще множество проблем: пока не определен состав, не назначен хормейстер, не выбран зал.

— Это очень трогательная инициатива, исходящая изнутри: эти люди уже какое-то время собираются и так, без публичных заявлений. В хор идет открытый набор, и они рады всем, кто хочет и готов проводить с ними время таким образом. Всё, чего они просили, чтобы им иногда, в свободное время, по усмотрению руководства предоставлялся Малый зал, где они могли бы собираться и петь, — рассказала Мария Максакова.

— Все зависит от того, сколько людей войдет в коллектив и насколько будут совпадать их желания и возможности. Всё, что я могу сделать сейчас, — это что-нибудь предложить, — считает депутат.

Председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло воспринял инициативу Госдумы как личную победу.

— Я считаю, что это результат нашей работы: несколько лет назад у нас мало что знали о хоровом пении. То, что происходит сейчас, доказывает: нам удалось возродить интерес к этой сфере культуры. Что касается Госдумы — это здорово, правильно, — отметил Павел Пожигайло.

Исполнительный директор ВХО посоветовал начинающему коллективу обратиться непосредственно в общество:

— Мы бы помогли наладить качественное пение. Подключили бы хороших хормейстеров: Владимира Минина, Геннадия Дмитряка, Академию хорового искусства имени Попова. Люди поют, чтобы душа лечилась, отдыхала. Наши политики должны подавать в этом пример. Думаю, это положительно скажется на законопроектах.

Наличие же в составе Госдумы профессиональных певцов (пока все 20 заявок от хористов-любителей), по мнению Пожигайло, только плюс.

— Если бы Мария Максакова или Иосиф Кобзон выступали с хором Госдумы, было бы замечательно. Выступления с солистами всегда создают колорит и украшают любой концерт. Надеюсь, в скором времени у нас появится хор правительства или администрации президента, — высказал свои пожелания Павел Пожигайло.

— Обычно в таких коллективах поют разную музыку: и народные песни, и духовные, и песни советского периода. Всё зависит от участников. Но, на мой взгляд, занятия должны иметь еще и просветительский характер, расширять творческое поле деятельности. Так что необходимо предлагать хористам и более серьезную музыку, — считает хормейстер.

И хотя сам Алексей Пузаков возглавлять хор Госдумы не стал бы (в силу принадлежности к духовному направлению творчества), многих своих коллег он мог бы порекомендовать.

Если инициатива получит продолжение и коллектив состоится, Россия станет первой страной с поющим парламентом. Хотя на чужой опыт (или его отсутствие) равняться не стоит: наша страна всегда была поющей.

Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.

Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.

Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.

Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Тип хора

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские

Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные

Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.

Смешанный хор

Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.

Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские

Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики

Мужской хор

При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.

Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.

Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.

Женский хор

В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.

Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..

Детские хора

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс

Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.

Состав хора по количеству в нём исполнителей

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.

Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.

Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.

Вид хора

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные

Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны, унисонное пение является сложнейшей формой одноголосного хорового исполнительства.
В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры довольно многочисленны.
Для смешанного хора встречаются значительно реже. Возможности всех голосов смешанного хора в унисон ограничены, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько общих звуков. Чаще всего в хоровой партитуре встречается октавно-унисонное изложение партитуры смешного хора.
Унисон даёт возможность получить наибольшую силу звучности и принимать её в момент кульминации произведения. Также, к унисону нередко прибегают в окончаниях произведений, когда требуется постепенное замирание звучности ( - это одна из особенностей русской народной песни).

Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.

Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.

Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.

Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.

4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры

КАК ПРИВЛЕЧЬ УЧАСТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К РАБОТЕ В ХОРОВЫХ КРУЖКАХ

Хоровое пение является основным жанром русского народного искусства. Веками Русь поет широкие и вольные песни, отражая в них свою героическую историю. Певческие артели возникают стихийно — на работе, на отдыхе, на празднествах, во время исполнения бытовых обрядов.

Песни исполняются и без сопровождения и под гармонь, баян, балалайку, жалейки и другие народные музыкальные инструменты.
В процессе исторического развития русская народная песня обрела новую форму. Появилась современная народная песня с ее свежими ритмами, новым идейным содержанием. Выросла из народа и художественная самодеятельность, К ее услугам как в городской, так и в сельской местности прекрасные Дворцы культуры и клубы, музыкальные инструменты и специалисты-педагоги.
Говоря откровенно, те возможности, которые предоставлены художественной самодеятельности, в достаточной мере не используются. Многие клубы и Дворцы культуры неохотно занимаются развитием и ростом хоровой художественной самодеятельности, ограничиваясь кружками сольного пения и эстрадными инструментальными ансамблями.

ПЕРВЫЙ СБОР

Но вот, в назначенный день и час собралась молодежь. Не рекомендуется закрывать дверь и точно по объявлению начинать репетицию. Это приведет к тому, что задержавшиеся певцы постесняются войти и окажутся вне коллектива.
Лучше всего первую встречу провести в виде непринужденной беседы, а о точном начале занятий и дисциплине поговорить уже на регулярных занятиях.

Желательно в первый урок, когда идет сбор, провести прослушивание пластинок или магнитофонных записей. Руководитель должен к этому тщательно подготовиться. Записи должны соответствовать типу такого хора, который решено создать в данном клубе.
Во время прослушивания руководитель дает пояснения к песням и сообщает участникам краткую характеристику хора-исполнителя. Если руководителю удастся показать в звуковой записи сразу несколько хоров, то желательно подчеркнуть контрастность в их манере. Например, рядом с Воронежским хором показать Северный народный хор и разъяснить их характерные особенности.
Таким образом руководитель подготовит будущих его воспитанников к вопросу о местной манере пения. Участники сами решат вопрос, к которому из прослушанных хоров больше подходит их певческий почерк. Руководитель может в итоге сообщить: наш хор по своей манере пения будет хором-спутником такого-то известного в стране хора.
Рекомендуется первую беседу не затягивать, не допускать беспорядочных споров, пауз, заминок. Все должно настраивать участников на то, чтобы скорее начинать петь.

Не рекомендуется руководителю самому составлять список с подробным опросом каждого участника.
Молодых участников, особенно девушек, часто стесняет вопрос об их возрасте, профессии, образовании. Форма опроса, заготовленная заранее руководителем, может быть следующей:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Место работы и должность.
3. Домашний адрес.
4. Домашний телефон и телефон производства. Список по этой форме а перерывах заполняется кем-нибудь из участников по поручению руководителя. Дополнительные данные заполняет сам руководитель в ближайшие дни, знакомясь индивидуально с каждым участником.
В дополнительных графах указывается:
1. Образование.
2. В какие смены на производстве работает участник.
3. Дата поступления в хор.
4. Диапазон голоса и музыкальные данные участника.
5. Точная дата рождения.

Последняя дата нужна руководителю хора для того, чтобы знать день рождения каждого участника и своевременно (на репетициях) организовать коллективное поздравление. Эти торжества отнимают несколько минут рабочего времени, однако внимание, проявляемое к каждому участнику, укрепляет авторитет руководителя и сближает людей в коллективе, воспитывает хорошую традицию.

Иногда практикуется на первом организационном занятии до или после спевки выбирать органы самоуправления, т. е. художественный совет, или назначать старосту коллектива.
Однако это дает сомнительный результат.

Такая спешка часто приводит к неудачам. Не изучив достаточно участников, нельзя доверять организацию дружного коллектива лицам, которые при первой встрече в какой-то степени проявили организаторские способности. Бывает, что первое впечатление о человеке не оправдывается в процессе дальнейшей работы.

Художественный совет выбирается спустя 2—3 недели. Председатель совета или староста должен быть не только хорошим и подвижным организатором. Он должен пользоваться всеобщим уважением в коллективе.
Не рекомендуется поручать эти обязанности лучшему солисту или ведущему запевале, так как у менее способных солистов создается мнение, что руководитель ущемляет их, поручает запевать только старосте.

ПЕРВАЯ СПЕВКА

Как собрать хор

После комплектования группы первых голосов руководитель подходит к самой тонкой части своей работы по отбору. Остались промежуточные голоса — вторая партия. Надо не забывать, что она самая ответственная в хоре.
Как правило, после низких третьих и звонких первых, партия вторых голосов самая массовая.
Пока не было закрепленной разбивки по голосам, руководитель группу вторых голосов считает резервной. Из этой группы пополняются первая и третья, после выявления ярких голосов высокой и низкой тесситуры. В народном хоре нужно не допускать перенасыщенности верхних голосов. Пропорция численности певцов в партиях примерно такая: по одной четвертой части первых и третьих и две четвертых — вторых голосов. Это значит: из 40 человек хористов — 10 высоких, 10 низких и 20 средних женских голосов. В дальнейшей работе руководитель переводит из верхних голосов в средние певиц с кричащим или сиплым звуком, добиваясь того, чтобы верхние голоса были только прозрачными и звонкими.
Часто в народный хор приходят певицы, которые уже пели в хоре общего типа. Таких певиц, в том числе и сопрано, нужно зачислять только во вторые, т. е. средние голоса. При достаточной индивидуальной работе с ними легко добиться характерного грудного звучания. В том случае, если певица усвоила прием извлечения звука в грудном регистре и по высоте достигает потолка верхних голосов, руководитель переводит ее в первую партию.

Работа в хоре

Учимся петь в самодеятельном хоре

Каждый человек от природы имеет музыкальный слух. Попробуйте в беседе с таким участником, у которого с первой проверки слуха как бы не оказалось, наиграть популярную песню с ошибками и посмотрите, как он будет реагировать на это. Он заметит ошибки. Значит человек имеет музыкальный слух, но у него слабо развита координация слухового и звукообразующего аппаратов.
(Известны случаи, когда профессиональные музыканты, отлично владеющие инструментами, сочиняющие музыку, поют неточно те ноты, которые они отлично читают в уме. Но при хорошей сосредоточенности они извлекают голосом нужные ноты с большой точностью.)
Таких певцов надо разубеждать в том, что у них нет слуха и, выяснив диапазон их голоса, пригласить в соответствующую голосовую партию. В таких случаях руководитель дает указание певцу петь на первых порах очень тихо и прислушиваться к соседу. Место в хоре ему нужно давать рядом с певцом с ярким и красивым по тембру голосом и с точным музыкальным слухом.
Надо твердо помнить, что все люди, желающие слушать музыку, имеют слух. И при их желании задача руководителя —научить их петь.

ПОПОЛНЕНИЕ ХОРА

Молодежь всегда проявляет интерес к новому коллективу. Но не все желающие приходят на первую спевку. Часто даже хорошие исполнители чего-то выжидают, приходят позже или не приходят вовсе в зависимости от того, как будет поставлена работа в хоре с первых дней. Чуткое отношение к участникам, хороший репертуар и четкая работа обеспечат регулярный приток новичков.
Всегда у хористов спрашивают в общежитии и на работе: проверяют ли голоса при приеме в хор? Если проверяют, то многие желающие петь в хоре не приходят, боясь публичного экзамена. Поэтому экзамен проводить не рекомендуется. Новичкам, руководитель разрешает присутствовать на репетиции, а после нее беседует с вновь пришедшими певцами и в ходе беседы определяет их данные, как было сказано выше. Если появилась необходимость индивидуального прослушивания певца при поступлении, нужно заставить его пропеть популярную песню в разных тональностях. Песня должна соответствовать творческому направлению хора. Не достигает цели прослушивание певца народного хора в эстрадном репертуаре. Не дает точного представления о голосе певца народного хора и исполнение упражнений путем арпеджирования. Живая песня дает лучший результат.

Если певца прослушать не удается, можно посадить его в хор во вторую партию и наблюдать в течение нескольких занятий.
Полезно установить хорошую традицию в хоре, чтобы каждый новичок был окружен вниманием коллектива.

РЕПЕРТУАР

Первая песня, включенная в репертуар, в некоторых случаях решает дальнейшую судьбу хора, неудачно подобранная первая песня может сразу же оттолкнуть определенную группу участников.

Создавая народный хор, руководитель должен помнить, что в наше время значительная часть молодежи находится под влиянием эстрадной музыки и, к сожалению, немалый процент под влиянием не лучших ее образцов. Плохо, когда руководитель с первых же занятий подвергает критике эстраду как жанр, недооценивает стиль пения в хорах общего типа, академических и лишь народную манеру пения ставит на первый план как единственно правильную. Такой подход создает нездоровую настороженность и ни в какой мере не служит средством сближения руководителя с коллективом. Руководитель должен быть выше спора о жанрах. Лучше всего предложить участникам русскую народную песню с глубокой мыслью, красивой мелодией, хорошим текстом и приятным и легким голосоведением, то есть не словом, а делом показать что хорошо, а что плохо. Пусть они сами разберутся!
В первую программу желательно вводить современные несложные песни из репертуара профессиональных народных хоров. Причем, если укомплектована мужская группа, то наряду с общими хоровыми песнями, подготовить песни отдельно для женского и мужского ансамблей.

В последние годы группа композиторов-песенников создает как самостоятельный жанр песни эстрадно-народного плана. Это песни, построенные на народных интонациях с подкупающим слушателя живым ритмическим рисунком, а также песни в ритме вальса и других танцев, частушки и припевки. Ценность этих песен заключается в том, что их принимают в равной степени и крестьяне, и рабочие, и студенты, люди всех возрастов и культурного уровня. Для народного хора песни такого рода являются связующим звеном между эстрадным репертуаром и подлинно народной классикой.
Часто участники сами подыскивают репертуар и предлагают его руководителю. С мнением участников нужно считаться и поддерживать их инициативу. Однако идти на поводу нельзя, если предложенная песня не соответствует творческому направлению коллектива.
Позже, когда руководитель начнет работу с солистами, такие предложения участятся. Певцы, подражая известным профессиональным артистам, часто переоценивают свои возможности. Это влечет к последствиям, противопоказанным в художественном воспитании певца и коллектива в целом. Репертуар хора прежде всего должен быть посильным, это сохранит его от создания плохих вариантов хороших песен, от пародийности.
Первая песня в репертуаре хора должна быть предельно ясной, актуальной по тематике. Она должна вначале покорить самого исполнителя, тогда он донесет ее до слушателя.
В первой программе желательно использовать современные песни родного края, песни местных композиторов, а также современные песни, исполняемые известными народными хорами. Если хор состоит из певцов с различной песенной манерой, то старинную народную песню в первую программу вводить не следует.

В хоре при первых же распевках выявляются певцы, обладающие красивым тембром и хорошей дикцией. Это будущие запевалы и солисты. Солистов нужно бережно растить. Однако в первые месяцы работы коллектива показывать солистов не следует. В начале можно поручать им короткие запевы: В дальнейшем нужно вводить песни с более широким запевом, когда хор лишь повторяет 3-ю и 4-ю строки.
После того как хор зазвучит и запевалы почувствуют колорит народного хора, можно комплектовать ансамбли солистов: дуэты, трио и т.п.

Солисты, как правило, требовательны и самолюбивы. Руководитель в самом начале работы должен объяснить им, что солистом можно стать лишь после овладения приемами хорового, т. е. группового пения, что гораздо сложнее сольного исполнения песен.
Любители пения идут в хор не только для повышения своего мастерства, но и ради выступлений перед слушателями в залах и по радио. Поэтому нельзя на долго откладывать первый концерт. При правильной активной работе первый небольшой концерт можно поставить спустя два месяца со дня организации хора. Это мобилизует на дальнейшую работу и привлечет новых участников в молодой, еще неокрепший коллектив.

Духовный концерт 1
Духовный концерт 2

В Русской православной церкви с середины XVII в. стало распространяться многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором.

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт.

Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки.

Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку.

Духовный концерт 3

Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге

Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.

Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.

Здание придворной певческой капеллы в петербурге 1

Юные певчие

Музыка и духовное становление человека

Юные певчие 1

  • Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? В каком характере необходимо её исполнять?
  • Какой партии хора, по твоему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?

хоровое многоголосие

Юные певчие 2

Юные певчие 3

духовный концерт полифония

Примеры похожих учебных работ

Возникновение и развитие русской духовной музыки

История развития российского хорового концерта

. конструктивная единица, в партесном концерте ещё не определилась. Форму концертов в целом . как в последовательности, так и одновременно. Развитие партесного стиля в истории . и глубоко самобытное, заложившее основы культуры нового типа, оказав влияние .

. русской музыкальной салонной музыки (домашнего и салонного музицирования), особенности и специфика становления музыкального искусства XVIII – начала XIX века, интерес к творчеству композиторов, . Возникнув в 50-х годах 18 столетия, роговые оркестры .

Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке

. лишь одного концерта Шнитке (1979 года). Первый фортепианный концерт Шнитке 1960 года (Концерт для фортепиано с оркестром в . По воспоминаниям самого Альфреда Гариевича, он отнесся к сочинению "очень благожелательно, хотя и несколько иронически …>. .

Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков

. влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, .

Целительная сила музыки

. лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых - помочь человеку… Целительная сила музыки Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, .

Читайте также: