Какой парадокс положен в основу произведения парадокс

Обновлено: 17.05.2024

Развивающая: развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа;

Воспитательная: воспитывать понимание и сострадание к окружающим людям.

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

2. Основной этап урока.

2.1. Работа по тексту: сюжет, композиция.

- Что означает это слово?

(Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу).

- Каков сюжет произведения? (Пересказ учащегося).

- Давайте вспомним составляющие композиции. (Даны определения, нужно подписать понятия)

Вступительная часть литературного (музыкального) произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем -

Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях -

Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении -

Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении -

- Какова композиция произведения? (Определить, что является экспозицией, развитием действия, завязкой, развязкой произведения?

«Однако скептическая улыбка видимо сплывала с ее красивого лица, и в синих глазах уже мелькало какое-то испуганное сожаление, обращенное к предмету, стоявшему среди толпы, у крыльца.

Развитие действия

Кульминация

«Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом. - Прочитай,- сказал, улыбаясь, отец. Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу: - "Человек создан для счастья, как птица для полета".

2.2. Работа по содержанию (с таблицами):

А) заполнение таблиц №1, №2.

Феномен (книжн.) – человек (явление), выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении.

1. Каковы были представления братьев, героев рассказа,

о назначении жизни человека?

До появления феномена

После появления феномена

«…теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия.

2. Какое впечатление производит феномен

на собравшийся народ?

- Работа со словом АФОРИЗМ.

Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

Б) Устная работа по вопросам:

2. Чем можно объяснить такое отношение?
Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
3. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.
4. Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков?
Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
5 . Почему именно мальчикам он написал это афоризм? Почему он повторил его несколько раз?
У них вся жизнь еще впереди. Внушил им надежду. Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.
6. Почему этот афоризм прозвучал как парадокс?
Парадокс в том, что жалкий калека – автор афоризма о счастье. Если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

- Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

- Чтение учеником стихотворения:

Природа-мать не наделила

Его руками, как всех нас,

И счастье в душу не вселила,

Не дав вкусить его хоть раз.

А как же жить, когда смеются

И пальцем тычут в спину все?

В душе ручьями слезы льются-

Вся жизнь словно в кошмарном сне…

Людей своим уродством тешит,

В коляске ездит, как паук.

Но кто поможет? Кто утешит?

Он сам себе и мать, и друг.

Жестоко, страшно, будто в маске

Его лицо, но вот глаза…

В них столько жизни, столько ласки,

В них мысль, что жизнь всего одна,

Что счастья все должны добиться-

Ведь для того мы рождены.

Мы с вами, как в полете птицы:

Мы можем все, а он – увы!

Он никогда не испытает

Того, что чувствуют вокруг.

Ведь рана та не зарастает,

Ведь нет у человека рук!

Такой, обиженный судьбою,

Не понимает он людей,

В ком жизнь бурлит, течет рекою,

Но только без счастливых дней.

А счастья нужно добиваться-

Само не постучится в дверь.

Но как?! Шутить, любить, смеяться,

Стать интересней и добрей.

Уродлив, но душа прекрасна;

Он потому нас учит жить,

Что рождены мы все для счастья,

Что нужно счастьем дорожить!

3. Заключительный этап работы.

Микропересказ : Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.


Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия — условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел — лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый.

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Ян Криштоф Залуский — калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, командует своим родственником.

Матвей — родственник и помощник Яна, глуп, во всём слушается калеку.

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

Дударев — полковник, бывший военный врач, благородный и бескорыстный, пример для мальчиков.

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Уляницкий — шляхтич, холостяк, неприятный тип с вкрадчивыми манерами, занимающийся непонятно чем.

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Ха-ха! Это правда… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полёта…

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем; психических свойств, таких как сочувствие, эмпатия;

- воспитывать чувство собственного достоинства, человечность, милосердие к людям, ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Государственное учреждение образования

“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс

детский сад - базовая школа Клецкого района”

Урок русской литературы

(с использованием мультимедийной презентации)

языка и литературы

План-конспект урока русской литературы в 8 классе

_______________________

Цель и задачи:

- создание условий для осмысления темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта;

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий; помочь усвоить особенности жанра очерка;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем; психических свойств, таких как сочувствие, эмпатия;

- воспитывать чувство собственного достоинства, человечность, милосердие к людям, ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий; мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари.

1. Организационный момент. Введение

- Здравствуйте. Скажите, вы любите фантазировать? Представьте сейчас, что у вас в ладонях находится цветок добра. Представьте себе, как он выглядит, как он распускается в ваших руках, распространяет своё тепло. Поместите мысленно этот цветок в своё сердце. Пусть он согревает вас в течение всего дня.

- О чём же этот текст? (Ответы детей: о добре и зле; о счастье и несчастии; о здоровых людях и калеках (инвалидах); об отношении к инвалидам в обществе.)

2. Первичная актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Владимира Галактионовича Короленко. Сейчас я предлагаю вам обратиться к таблице № 1 (раздаточный материал). Вам нужно сопоставить высказывания-характеристики современников писателя о Короленко с предлагаемыми цитатами. Выберите одну из цитат в качестве эпиграфа, кратко обоснуйте, почему вы так считаете.

(у учащихся на столах – таблица и карточки с цитатами

В.Г. Короленко

* честнейший русский писатель;

* человек с большим и сильным сердцем;

Материал для карточек (Слайд 2):

Ребята озвучивают свой выбор.

3. Этап целеполагания

- Ребята, нам уже известна тема нашего разговора, каждый из вас выбрал эпиграф к уроку. Давайте же сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся).

4. Изучение нового материала

Работа в парах над заполнением таблицы (каждая пара рассматривает 1 вопрос из таблицы).

- А сейчас соотнесите характеристики с произведением и выберите наиболее главные.

Краткое содержание

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста — попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

короленко парадокс

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Феномен

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

короленко парадокс главные герои

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Парадокс — Короленко Владимир Галактионович

Короленко Владимир Галактионович

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.

Когда нам приедались впечатления реальной жизни на больших дворах и в переулке, то мы с братом удалялись в этот уединенный уголок, садились в кузов,- и тогда начинались здесь чудеснейшие приключения, какие только могут постигнуть людей, безрассудно пускающихся в неведомый путь, далекий и опасный, в такой чудесной и такой фантастической карете. Мой брат, по большей части, предпочитал более деятельную роль кучера. Он брал в руки кнут из ременного обрезка, найденного в мусорной куче, затем серьезно и молча вынимал из кузова два деревянных пистолета, перекидывал через плечо деревянное ружье и втыкал за пояс огромную саблю, изготовленную моими руками из кровельного тесу. Вид его, вооруженного таким образом с головы до ног, настраивал тотчас же и меня на соответствующий лад, и затем, усевшись каждый на свое место, мы отдавались течению нашей судьбы, не обмениваясь ни словом!. Это не мешало нам с той же минуты испытывать общие опасности, приключения и победы. Очень может быть, конечно, что события не всегда совпадали с точки зрения кузова и козел, и я предавался упоению победы в то самое время, как кучер чувствовал себя на краю гибели… Но это ничему, в сущности, не мешало. Разве изредка я принимался неистово палить из окон, когда кучер внезапно натягивал вожжи, привязанные к обломку дышла,- и тогда брат говорил с досадой:

— Что ты это, ей-богу. Ведь это гостиница… Тогда я приостанавливал пальбу, выходил из кузова и извинялся перед гостеприимным трактирщиком в причиненном беспокойстве, между тем как кучер распрягал лошадей, поил их у бадьи, и мы предавались мирному, хотя и короткому отдыху в одинокой гостинице. Однако случаи подобных разногласий бывали тем реже, что я скоро отдавался полету чистой фантазии, не требовавшей от меня внешних проявлений. Должно быть, в щелях старого кузова засели с незапамятных времен,- выражаясь по-нынешнему,- какие-то флюиды старинных происшествий, которые и захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая до самого обеда. И в этот промежуток от завтрака и до обеда вмещались для нас целые недели путешествий, с остановками в одиноких гостиницах, с ночлегами в поле, с длинными просеками в черном лесу, с дальними огоньками, с угасающим закатом, с ночными грозами в горах, с утренней зарей в открытой степи, с нападениями свирепых бандитов и, наконец, с туманными женскими фигурами, еще ни разу не открывавшими лица из-под густого покрывала, которых мы, с неопределенным замиранием души, спасали из рук мучителей на радость или на горе в будущем…

И все это вмещалось в тихом уголке, между садом н сараями, где, кроме бадьи, кузова и мусорной кучи, не было ничего… Впрочем, были еще лучи солнца, пригревавшие зелень сада и расцвечивавшие палисадник яркими, золотистыми пятнами; были еще две доски около бадьи и широкая лужа под ними. Затем, чуткая тишина, невнятный шопот листьев, сонное чирикание какой-то птицы в кустах и… странные фантазии, которые, вероятно, росли здесь сами по себе, как грибы в тенистом месте,- потому что нигде больше мы не находили их с такой легкостью, в такой полноте и изобилии… Когда, через узкий переулок и через крыши сараев, долетал до нас досадный призыв к обеду или к вечернему чаю,- мы оставляли здесь, вместе с пистолетами и саблями, наше фантастическое настроение, точно скинутое с плеч верхнее платье, в которое наряжались опять тотчас по возвращении.

Однако с тех пор как брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика, для нас на целую неделю померкли все прелести золотой кареты. Во-первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью и у которого мы предварительно обломали верхушки балясин. Во-вторых, над нами качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами. В-третьих, от бадьи отделялся какой-то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких-то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше… Как ни покажется это странно, но запах этот казался нам, в сущности, приятным и прибавлял, с своей стороны, нечто к прелестям этого угла над бадьей…

В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью, и, если сказать правду, в нас не было полной уверенности в том, что в один прекрасный миг поплавок нашей удочки не вздрогнет, не пойдет ко дну и что после этого который-нибудь из нас не вытащит на крючке серебристую, трепещущую живую рыбку. Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не придти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

сюжет короленко парадокс

Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, – из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

– Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!

Читайте также: