Какой организационный принцип был положен в основу деятельности органов политического сыска

Обновлено: 17.05.2024

Цветков Г.П., соискатель Академии управления МВД России.

Становление и развитие оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел существовало на всех этапах развития сыска. Но наиболее близкие и современные организационные и правовые формы сыск приобрел во второй половине XIX в.

Далее - оперативно-поисковые подразделения (ОПП), оперативно-поисковые управления (ОПУ), подразделения разведки, аппарат разведки, милицейская разведка.

Общеуголовный сыск занимал особое положение в системе полицейских органов царской России. Его структура и функции были определены Общим учреждением губернским, Уставом о предупреждении и пресечении преступлений, Общим уставом счетным, рядом ведомственных актов МВД. Сыскная полиция как зачаток уголовного розыска и оперативно-поисковых подразделений возникла в России во второй половине XIX в. До этого российское законодательство не знало специальных органов, занимающихся общественным розыском. Розыскную деятельность в те годы фактически осуществляла общая полиция, а также судебные следователи при окружных судах и судебных палатах. Специально выделенного для этой цели органа не было. Поэтому один из русских юристов отмечал: "Раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протек сравнительно большой промежуток времени и очевидность доказательств исчезает, является туманная область гадательных предложений, и в 9 из 10 случаев приходится довольствоваться упованием на то, что виновные подвергнутся каре Божьей, а дело сдать в архив. ". Для улучшения розыскного дела в России во второй половине XIX в. возникает общеуголовная сыскная полиция. Начало организации такого аппарата было положено в Санкт-Петербурге.

В 1866 г. обер-полицмейстер генерал-лейтенант Ф.Ф. Трепов представил служебную записку императору Александру II, в которой сообщалось: "Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части с специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений. Обязанности эти лежат на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тяжесть полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка предложено учредить сыскную полицию". В этом же году было создано сыскное отделение полиции, которое возглавил И.Д. Путилин. Вслед за ним аналогичные подразделения образованы в Москве, Киеве, Риге, Ростове-на-Дону, Одессе, Тифлисе и некоторых других городах. Естественно, их работа строилась с использованием негласных методов. Однако документальных свидетельств об их организационном выражении не имеется.

12 августа 1902 г. циркуляром Департамента полиции МВД - 5200 объявлялось утвержденное министром внутренних дел Положение о начальниках розыскных отделений". Они состояли из отделов внутреннего и наружного наблюдения и канцелярии. Данный документ является первым нормативным актом МВД, в котором употребляется словосочетание "наружное наблюдение" в качестве задачи структурного подразделения и как самостоятельный полицейский метод борьбы с преступностью . Значимость документа состояла еще и в том, что он четко разграничивал компетенцию жандармских управлений и розыскных отделений. Первые занимались производством дознаний по политическим преступлениям, а вторые - исключительно оперативно-розыскной деятельностью по этим делам.

См.: Овчинников А.А. Милицейская разведка в структуре отечественных органов внутренних дел. М.: Отечество, 1999. С. 17 - 18.

Организационно-тактические основы деятельности филерской службы (наружного наблюдения) освещались в Инструкции филерам летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений, объявленной тогдашним директором Департамента полиции Лопухиным 31 октября 1902 г. (филер от французского fileur - полицейский сыщик; в конце XIX - начале XX в. - негласный сотрудник службы наружного наблюдения).

См.: Лепехин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов. Государственное изд. иностранных и национальных слов. М., 1952. С. 420; Некрасов В.Ф. МВД России: Энциклопедия. М., 2002. С. 556.

Практика деятельности сыскной полиции также создала объективные предпосылки для дальнейшего структурирования и развития системы правоохранительных органов, занимающихся оперативно-розыскной работой. Так, 6 июня 1908 г. в России принят Закон об организации сыскной части Министерства внутренних дел. На его основе во всех городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения. В их задачу входило проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство дознания по оперативным делам. В целях более четкого исполнения вышеуказанного Закона 9 августа 1910 г. министром внутренних дел П.А. Столыпиным издается Инструкция чинам сыскных отделений. Она четко формулировала задачи данных аппаратов, определяла их структуру и принципы работы. В состав отделений входили четыре подразделения (стола): личного задержания; розыскное; наблюдения; справочное регистрационное бюро (занималось установлением и регистрацией преступных лиц, выдачей справок о судимости). Основным методом сотрудников сыскных отделений в соответствии с Инструкцией становилось наружное наблюдение и использование негласных сотрудников (агентов).

После социалистической революции 1917 г. и в связи с разгулом преступности 5 октября 1918 г. Инструкцией НКВД создаются аппараты уголовного розыска. С этого периода деятельность подразделений наружного наблюдения тесно связана с работой уголовного розыска. Его функционирование в период с 1919-го до начала 30-х годов подробно освещено в трудах отечественных ученых, а также в специальных изданиях, посвященных 80-летию образования данной службы .

Наша служба - уголовный розыск. М.: Олимп, 1998; Московский уголовный розыск. М.: Объединенная редакция МВД России, 1998.

Практически до конца 30-х годов милицейская разведка не являлась самостоятельным структурным образованием. И только Приказом НКВД СССР от 29 сентября 1938 г. N 00641 в структуре Наркомата создается Третий спецотдел, на который возлагается ведение наружного наблюдения. Первая Инструкция по работе аппаратов разведки органов милиции, утвержденная приказом МВД СССР N 0030-57, фактически повторяет аналогичные дореволюционные положения. Формальное выделение оперативной установки, произошедшее в 20 - 30-х годах, в качестве отдельного направления работы являлось лишь разделением функций, ранее входивших в обязанности каждого филера. Таким образом, применяемые формы и методы оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел на протяжении десятилетий оставались неизменными, их роль не претерпевала существенных новаций, оставаясь вспомогательной по отношению к другим оперативным службам, которые играли главную роль в предупреждении и раскрытии преступлений.

Качественным изменением службы и началом ее выхода из второстепенных подразделений считается возникновение разведывательного поиска. Но по-настоящему стремительное развитие оперативно-поисковых подразделений приобрело в начале 90-х годов XX в. Причины, повлекшие радикальные изменения, обусловлены совпавшими по времени бурным техническим прогрессом и общественными преобразованиями .

См.: Овчинников А.А. Милицейская разведка в структуре отечественных органов внутренних дел. М.: Отечество, 1999. С. 111.

В современных условиях оперативно-поисковые подразделения, как и другие оперативные подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, призваны обеспечить безопасность жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и его собственности . Таким образом, оперативно-поисковые подразделения наравне с другими оперативными подразделениями органов внутренних дел осуществляют вклад в решение задач, стоящих перед правоохранительными органами страны. В деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел происходит негласное добывание оперативно-розыскной информации при проведении оперативно-поисковых мероприятий по заданиям оперативных подразделений, а также получение информации в процессе личного сыска сотрудников указанных подразделений.

См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 с изменениями и дополнениями в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2001 г. N 558; от 16 декабря 2002 г. N 892.

Результаты деятельности оперативно-поисковых подразделений используются не только самими поисковыми подразделениями, а в основном передаются в другие оперативные подразделения органов внутренних дел. Изученные различные нормативные правовые документы, регламентирующие правовую основу деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел в современных условиях, не отражают детальной методики использования результатов не только оперативно-поисковых подразделений, но и оперативных подразделений органов внутренних дел в целом. В каждом конкретном случае оперативные подразделения решают вопрос использования результатов деятельности оперативно-поисковых подразделений самостоятельно, исходя из практического опыта, а не из закона.

Оперативно-розыскная деятельность подчинена в основном задаче обеспечения успешного раскрытия и расследования преступлений. В этой связи результаты деятельности оперативно-поисковых подразделений, полученные в ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий, имеют для расследования хотя и важное, но вспомогательное значение. Главная задача их получения и использования - способствовать быстрому, полному, всестороннему и объективному расследованию, тем самым всемерно обеспечивать установление истины по тому или иному уголовному делу.

Основные положения организации деятельности оперативно-поисковых подразделений в современных условиях должны сосредоточиваться в самостоятельном нормативном документе, который бы детально регламентировал и регулировал правовое обеспечение, принципы, организацию деятельности и взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также тактику проведения оперативно-поисковых мероприятий и использование результатов деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Но для качественного использования всех результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступлений необходимо внести изменения в действующее уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Опричнина (1565–1572) — уничтожение государственных изменников было одной из функций этого учреждения, созданного и упраздненного Иваном Грозным.

Приказ тайных дел (1654–1676) — первый в истории страны орган госбезопасности. Основан царем Алексеем Михайловичем, в том числе для расследования преступлений против царя,а также производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнёзд для корма хищных птиц.

Царь Алексей Михайлович

Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.

Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.

Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.

С.И.Шешковский глава тайной экспедиции в 1762-1794 гг.

Вторая экспедиция, Экспедиция спокойствия и благочиния (1802–1806) — учреждение в составе созданного при Александре I Министерства внутренних дел, руководило полицией, ведало политическим сыском и цензурой.

Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции (1805–1807) — секретный орган был учрежден Александром I для охраны общественного порядка, отслеживания подозрительных разговоров и действий и обеспечения столицы продовольствием.

Экспедиция государственного благоустройства (1806–1810) , наследница предыдущей Экспедиции в структуре МВД, также ведала паспортно-визовой службой и состоянием дорог. Упразднена с созданием Министерства полиции.

Комитет общей безопасности (1807–1829) — основан Александром I, наделен полномочиями политического сыска, контрразведки и борьбы с тайными обществами. В период военного конфликта с Наполеоном особое внимание уделял поиску французских шпионов.

Министерство полиции Российской империи (1810–1819) — кроме всего прочего, занималось вопросами цензуры и осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России.

Особенная канцелярия в составе Министерства полиции (1811–1826) — ведала выдачей иностранных паспортов, цензурой и политическими преступлениями. С 1819 года включена в Министерство внутренних дел, ликвидирована в связи с созданием Собственной его императорского величества канцелярии.

III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826–1880) — создано Николаем I по проекту графа Александра Бенкендорфа, который его и возглавил. Помимо мер по предотвращению преступлений против государства III Отделение контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками.

Здание штаба Отдельного жандармского отделения, где после 1838 года помещалось Третье отделение

Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:

1.все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;

2.сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;

3.известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;

4.сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;

5.высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

6.заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;

7.все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;

8.ведомости о всех без исключения происшествиях;

9.статистические сведения, до Полиции относящиеся

Корпус жандармов (1827–1917) — воинское соединение политической полиции. Учреждено при III Отделении, с его расформированием в 1880 году стало подчиняться Департаменту полиции Министерства внутренних дел. В 1917 году корпус ликвидирован по решению Временного правительства.

Парадная и походная формы Жандармских команд. 1872 г.

Корпус жандармов. Обер-офицер в парадной строевой форме и Унтер-офицер в парадной и обыкновенной строевой форме. 1881 г.

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1880) — учреждена Александром II взамен III Отделения, неспособного пресечь революционный террор.

Департамент полиции (1880–1917) — в его ведение были переданы дела из упраздненных III Отделения и Верховной распорядительной комиссии. В Особом отделе при Департаменте существовала обширная картотека фотографий революционеров (около 20 000 снимков) и досье на 55 000 человек.

Члены коллегии ВЧК (слева направо) Я. X. Петерс, И. С. Уншлихт, А. Я. Беленький (стоит), Ф. Э. Дзержинский, В. Р. Менжинский, 1921 г.

ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат РСФСР

Форма сотрудника ОГПУ

НКВД СССР (1934–1946) — Народный комиссариат внутренних дел СССР. В его состав вошли НКВД РСФСР и ОГПУ СССР. Подразделения ОГПУ СССР образовали в его составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР, 1934–1941).

НКГБ СССР (1941, 1943–1946) — Народный комиссариат государственной безопасности, выделен из состава НКВД СССР и в том же году, с началом войны с Германией, объединен обратно. В 1943 году опять выделен из состава НКВД. Отвечал за разведку, контрразведку, организацию диверсий на занятых немцами территориях, спецсвязь, охрану руководства страны, расследования дел особой важности, военную цензуру и перлюстрацию писем. В 1946 году переименован в МГБ СССР.

МГБ СССР (1946–1953) — Министерство госбезопасности СССР, бывший НКГБ СССР изначально с теми же функциями. В 1947 году функции внешней разведки были выделены из его компетенции. В 1953 году, в день смерти Иосифа Сталина, объединено с МВД.

КГБ при Совете министров СССР, с 1978 года — КГБ СССР (1954–1991) — Комитет государственной безопасности, выделен в самостоятельное ведомство из состава МВД. Основные функции — внешняя разведка, контрразведка, борьба с антисоветчиками, охрана руководства страны. Управление лагерями и тюрьмами осталось функцией МВД. После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован.

МСБ СССР (1991–1992) — Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки и Комитет по охране государственных границ учреждены президентом СССР Михаилом Горбачевым вместо КГБ. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров.

МБ (МБР, МБРФ) (1992–1993) — Министерство безопасности Российской Федерации. Основано указом президента РФ Бориса Ельцина на базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, отвечавшего за госбезопасность страны после распада СССР. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.

ФСК (1993–1995) — Федеральная служба контрразведки, предшественница ФСБ. В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск.

Цветков Г.П., соискатель Академии управления МВД России.

Становление и развитие оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел существовало на всех этапах развития сыска. Но наиболее близкие и современные организационные и правовые формы сыск приобрел во второй половине XIX в.

Далее - оперативно-поисковые подразделения (ОПП), оперативно-поисковые управления (ОПУ), подразделения разведки, аппарат разведки, милицейская разведка.

Общеуголовный сыск занимал особое положение в системе полицейских органов царской России. Его структура и функции были определены Общим учреждением губернским, Уставом о предупреждении и пресечении преступлений, Общим уставом счетным, рядом ведомственных актов МВД. Сыскная полиция как зачаток уголовного розыска и оперативно-поисковых подразделений возникла в России во второй половине XIX в. До этого российское законодательство не знало специальных органов, занимающихся общественным розыском. Розыскную деятельность в те годы фактически осуществляла общая полиция, а также судебные следователи при окружных судах и судебных палатах. Специально выделенного для этой цели органа не было. Поэтому один из русских юристов отмечал: "Раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протек сравнительно большой промежуток времени и очевидность доказательств исчезает, является туманная область гадательных предложений, и в 9 из 10 случаев приходится довольствоваться упованием на то, что виновные подвергнутся каре Божьей, а дело сдать в архив. ". Для улучшения розыскного дела в России во второй половине XIX в. возникает общеуголовная сыскная полиция. Начало организации такого аппарата было положено в Санкт-Петербурге.

В 1866 г. обер-полицмейстер генерал-лейтенант Ф.Ф. Трепов представил служебную записку императору Александру II, в которой сообщалось: "Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части с специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений. Обязанности эти лежат на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тяжесть полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка предложено учредить сыскную полицию". В этом же году было создано сыскное отделение полиции, которое возглавил И.Д. Путилин. Вслед за ним аналогичные подразделения образованы в Москве, Киеве, Риге, Ростове-на-Дону, Одессе, Тифлисе и некоторых других городах. Естественно, их работа строилась с использованием негласных методов. Однако документальных свидетельств об их организационном выражении не имеется.

12 августа 1902 г. циркуляром Департамента полиции МВД - 5200 объявлялось утвержденное министром внутренних дел Положение о начальниках розыскных отделений". Они состояли из отделов внутреннего и наружного наблюдения и канцелярии. Данный документ является первым нормативным актом МВД, в котором употребляется словосочетание "наружное наблюдение" в качестве задачи структурного подразделения и как самостоятельный полицейский метод борьбы с преступностью . Значимость документа состояла еще и в том, что он четко разграничивал компетенцию жандармских управлений и розыскных отделений. Первые занимались производством дознаний по политическим преступлениям, а вторые - исключительно оперативно-розыскной деятельностью по этим делам.

См.: Овчинников А.А. Милицейская разведка в структуре отечественных органов внутренних дел. М.: Отечество, 1999. С. 17 - 18.

Организационно-тактические основы деятельности филерской службы (наружного наблюдения) освещались в Инструкции филерам летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений, объявленной тогдашним директором Департамента полиции Лопухиным 31 октября 1902 г. (филер от французского fileur - полицейский сыщик; в конце XIX - начале XX в. - негласный сотрудник службы наружного наблюдения).

См.: Лепехин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов. Государственное изд. иностранных и национальных слов. М., 1952. С. 420; Некрасов В.Ф. МВД России: Энциклопедия. М., 2002. С. 556.

Практика деятельности сыскной полиции также создала объективные предпосылки для дальнейшего структурирования и развития системы правоохранительных органов, занимающихся оперативно-розыскной работой. Так, 6 июня 1908 г. в России принят Закон об организации сыскной части Министерства внутренних дел. На его основе во всех городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения. В их задачу входило проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство дознания по оперативным делам. В целях более четкого исполнения вышеуказанного Закона 9 августа 1910 г. министром внутренних дел П.А. Столыпиным издается Инструкция чинам сыскных отделений. Она четко формулировала задачи данных аппаратов, определяла их структуру и принципы работы. В состав отделений входили четыре подразделения (стола): личного задержания; розыскное; наблюдения; справочное регистрационное бюро (занималось установлением и регистрацией преступных лиц, выдачей справок о судимости). Основным методом сотрудников сыскных отделений в соответствии с Инструкцией становилось наружное наблюдение и использование негласных сотрудников (агентов).

После социалистической революции 1917 г. и в связи с разгулом преступности 5 октября 1918 г. Инструкцией НКВД создаются аппараты уголовного розыска. С этого периода деятельность подразделений наружного наблюдения тесно связана с работой уголовного розыска. Его функционирование в период с 1919-го до начала 30-х годов подробно освещено в трудах отечественных ученых, а также в специальных изданиях, посвященных 80-летию образования данной службы .

Наша служба - уголовный розыск. М.: Олимп, 1998; Московский уголовный розыск. М.: Объединенная редакция МВД России, 1998.

Практически до конца 30-х годов милицейская разведка не являлась самостоятельным структурным образованием. И только Приказом НКВД СССР от 29 сентября 1938 г. N 00641 в структуре Наркомата создается Третий спецотдел, на который возлагается ведение наружного наблюдения. Первая Инструкция по работе аппаратов разведки органов милиции, утвержденная приказом МВД СССР N 0030-57, фактически повторяет аналогичные дореволюционные положения. Формальное выделение оперативной установки, произошедшее в 20 - 30-х годах, в качестве отдельного направления работы являлось лишь разделением функций, ранее входивших в обязанности каждого филера. Таким образом, применяемые формы и методы оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел на протяжении десятилетий оставались неизменными, их роль не претерпевала существенных новаций, оставаясь вспомогательной по отношению к другим оперативным службам, которые играли главную роль в предупреждении и раскрытии преступлений.

Качественным изменением службы и началом ее выхода из второстепенных подразделений считается возникновение разведывательного поиска. Но по-настоящему стремительное развитие оперативно-поисковых подразделений приобрело в начале 90-х годов XX в. Причины, повлекшие радикальные изменения, обусловлены совпавшими по времени бурным техническим прогрессом и общественными преобразованиями .

См.: Овчинников А.А. Милицейская разведка в структуре отечественных органов внутренних дел. М.: Отечество, 1999. С. 111.

В современных условиях оперативно-поисковые подразделения, как и другие оперативные подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, призваны обеспечить безопасность жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и его собственности . Таким образом, оперативно-поисковые подразделения наравне с другими оперативными подразделениями органов внутренних дел осуществляют вклад в решение задач, стоящих перед правоохранительными органами страны. В деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел происходит негласное добывание оперативно-розыскной информации при проведении оперативно-поисковых мероприятий по заданиям оперативных подразделений, а также получение информации в процессе личного сыска сотрудников указанных подразделений.

См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 с изменениями и дополнениями в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2001 г. N 558; от 16 декабря 2002 г. N 892.

Результаты деятельности оперативно-поисковых подразделений используются не только самими поисковыми подразделениями, а в основном передаются в другие оперативные подразделения органов внутренних дел. Изученные различные нормативные правовые документы, регламентирующие правовую основу деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел в современных условиях, не отражают детальной методики использования результатов не только оперативно-поисковых подразделений, но и оперативных подразделений органов внутренних дел в целом. В каждом конкретном случае оперативные подразделения решают вопрос использования результатов деятельности оперативно-поисковых подразделений самостоятельно, исходя из практического опыта, а не из закона.

Оперативно-розыскная деятельность подчинена в основном задаче обеспечения успешного раскрытия и расследования преступлений. В этой связи результаты деятельности оперативно-поисковых подразделений, полученные в ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий, имеют для расследования хотя и важное, но вспомогательное значение. Главная задача их получения и использования - способствовать быстрому, полному, всестороннему и объективному расследованию, тем самым всемерно обеспечивать установление истины по тому или иному уголовному делу.

Основные положения организации деятельности оперативно-поисковых подразделений в современных условиях должны сосредоточиваться в самостоятельном нормативном документе, который бы детально регламентировал и регулировал правовое обеспечение, принципы, организацию деятельности и взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также тактику проведения оперативно-поисковых мероприятий и использование результатов деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Но для качественного использования всех результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступлений необходимо внести изменения в действующее уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Рождение политического сыска в России

Вскоре после смерти Алексея Михайловича в феврале 1676 года Приказ тайных дел был упразднен, а его персонал и документы распределены по другим приказам. Но подобное учреждение уже не могло бесследно исчезнуть – крепнувшая монархия, да еще в канун серьезных реформ, не могла обойтись без высшего надзорно-карательного органа.

Рождение политического сыска в России

Князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский. Неизвестный художник. XVIII в.

Рождение политического сыска в России

Рождение политического сыска в России

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Н. Ге. 1871 г.

Дело царевича Алексея и основание Тайной канцелярии

2. Он же Левин показал на родственников своих 4-х человек, что при них в доме злые слова он говорил; да вышеписанные ж слова говорил он в церкви всенародно при капитане да при камисаре.

4. По его же Левина распросу касается нечто до рязанскаго архиерея, но токмо ныне без разспросу старца Прозоровскаго нельзя того явственно признать; и ежели по разспросу онаго покажетца до него архиерея важность, и его допрашивать ли, и где: в Синоде ль, или в Тайной канцелярии, и как его содержать?

5. Светлейшего князя столяр Королек с расспросу и с дву розысков показал важные слова дому его княжева на клюшника, да на гребца, которые померли; а потом на исповеди отцу духовному он объявил, что те слова (токмо не все) слышал он его ж княжева дому от служительницы вдовы Варвары Кубасовой, о чем и на очной с нею ставке тоже сказал; а в распросех де, и с розысков, и в очной ставке во оном запирается и в том себя не признавает; и ежели тот Королек с третьего розыску станет говорить на нее вдову, а ее в застенок к очной ставке брать ли, и ею розыскивать ли?

6. По важному делу бабы Акулины следствование остановилось за тем, что она больна; и ежели в тех словах, на кого, что показала, она умрет, а те в оном себя не признавают, и ими розыскивать ли?

Рождение политического сыска в России

Толстой Петр Андреевич

Этапы большого пути тайного сыска

В мае 1726 года Тайная канцелярия была ликвидирована. Ее функции передали Преображенскому приказу и чрезвычайному высшему органу власти – Верховному тайному совету из шести министров, который взял на себя дела по текущему управлению страной при неспособных ими заниматься неграмотной императрице Екатерине I (1725–1727) и юном Петре II (1727–1730).

Рождение политического сыска в России

Андрей Иванович Ушаков

Тайная канцелярия подчинялась непосредственно императрице. Ни с каким другим учреждением (кроме, пожалуй, Кабинета министров) у Анны не было таких тесных отношений. Ушаков имел право личного доклада императрице, минуя все инстанции. Таким образом, этому органу политического сыска и охраны государственной безопасности был придан особый статус в системе органов власти, делавший его работу фактически бесконтрольной. А отсюда ясно, насколько было велико влияние Тайной канцелярии и ее начальника – естественно, в своей области.

Ведомство Ушакова было несколько потеснено во влиянии на Анну Иоанновну после оформления в ноябре 1731 года Кабинета министров в составе престарелого канцлера Г. И. Головкина, князя А. М. Черкасского и вице-канцлера А. И. Остермана. В 1735 году они получили право издавать указы, приравненные к царским (подписи трех кабинет-министров заменяли автограф императрицы). Многие дела Тайной канцелярии отныне докладывались не непосредственно императрице, а Кабинету. Но почти всегда в таких случаях вызывался Ушаков, и он вместе и наравне с кабинет-министрами подписывал доклады (особенно большое количество таких докладов было составлено в 1738 году), которые после этого обычно утверждались резолюцией Анны.[55]

Однако придворные нравы остались неизменными. Политика Петра III быстро сплотила недовольных в заговор во главе с его женой Екатериной. А временная дезорганизация карательного ведомства не позволила заранее выявить участников заговора и способствовала распространению порочивших императора слухов, которые теперь некому было пресекать. В итоге 28 июня 1762 года был успешно осуществлен дворцовый переворот, в результате чего император потерял трон, а затем и жизнь.

Зачем была нужна Тайная канцелярия?

Созданные в ходе Петровских реформ военная империя и новый аппарат власти имели уязвимые места с точки зрения политической стабильности режима. Уже с конца XVII века утвердившаяся было самодержавная власть подвергалась испытаниям при малолетних или неспособных к правлению монархах – в 1682–1689 годах началась борьба за власть между соперничавшими группировками знати. При этом возможность выбора между равно законными претендентами провоцировала такую ситуацию еще при старой системе престолонаследия.

Читайте также: