Какой орган власти осуществлял управление государством

Обновлено: 30.06.2024

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица. Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения. Государство также осуществляет их финансирование.

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами. Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций. Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории. За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать. В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры. В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов. Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства. Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов. Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент. Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией. Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет. И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами. В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной. Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти. Содержание возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача. Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной. Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию. Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры. Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Государственный орган - часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства в установленном законом порядке.

Высшими государственными органами, осуществляющими государственную власть в РФ, являются:

- Федеральное Собрание - парламент РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - представительный и законодательный орган РФ (ст. 94 Конституции);

- Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", далее - Закон о Правительстве РФ);

- суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, осуществляет Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную централизованную систему органов (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").

Статус, функции и полномочия государственных органов определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ на основании представленного Председателем Правительства РФ предложения (ст. 112 Конституции РФ, ст. 24 Закона о Правительстве РФ).

В настоящее время действует структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (далее - Структура).

Президент РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет. Распределение функций между иными федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ, Раздел I Структуры). Функции и полномочия определяются в положениях о федеральных органах исполнительной власти, а в некоторых случаях федеральными законами (например, Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке").

Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (службах, агентствах) утверждает Правительство РФ и, соответственно, Президент РФ в отношении органов, руководство которыми он осуществляет (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ).

Гражданско-правовой статус государственных органов устанавливается нормативным правовым актом о статусе конкретного органа. Орган власти регистрируется в качестве юридического лица, если это предусмотрено нормативным правовым актом о данном органе.

Пример

Верховный Суд РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени РФ закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени РФ в соответствии с законодательством РФ учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному Суду РФ*(1).

В положениях о министерствах РФ, федеральных службах, федеральных агентствах устанавливается, что они являются юридическими лицами*(2).

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ).

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Закон N 184-ФЗ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 17 Закона N 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ обладают правами юридического лица (п. 7 ст. 4, п. 4 ст. 20 Закон N 184-ФЗ).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольно-счетный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Внимание

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями , образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

Особенности правового положения казенных учреждений устанавливаются:

- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Внимание

Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ). Иными словами, на эти органы положения БК РФ, установленные для казенных учреждений, распространяются только при исполнении бюджетной сметы (см. также письмо Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423).

Кроме того, перечисленными выше органами могут применяться иные правовые акты, устанавливающие особенности правового положения казенных учреждений. Так, например, согласно письму Минэкономразвития России от 21.06.2011 N 12702-АЛ-Д08 действие Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, распространяется на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные управления.

*(1) ст. 21 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

*(2) п. 12 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329); п. 22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699); п. 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082) и другие.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии компании "Гарант":

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт

Информация о ЦЕНТРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ (ЦЕНТРЕ ЭКСПЕРТИЗЫ) по бюджетной методологии компании "Гарант"

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Устное и письменное консультирование.

2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.

4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.

5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.

6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).

7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.

8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.

9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.

10. Программы повышения квалификации.

11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне ("Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений"; "Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита", "Модели налогового учета в учреждениях высшего образования", "Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета" и др.).

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.


На этом уроке назовём основные органы государственной власти России, потренируемся в определении их полномочий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Органы государственной власти Российской Федерации"

Орган государственной власти (государственный орган) – это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

В соответствии с Конституцией законодательную власть в нашей стране осуществляют законодательные органы государственной власти: Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и так далее).


Федеральное собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. На него возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.


Общее число членов Совета Федерации может достигать 187 человек, по два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85, и 17 сенаторов, назначенных президентом Российской Федерации. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.


Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Выборы депутатов Государственной думы проводятся по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а другие 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партийные списки кандидатов.

Каковы предметы ведения Государственной Думы и Совета Федерации?

Предмет ведения – это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

В совместном ведении обеих палат находятся:

· обсуждение и принятие законов;

· обсуждение и принятие федерального бюджета;

· установление налогов и сборов, финансовое регулирование;

· ратификация международных договоров, вопросы войны и мира;

· вопросы статуса и защиты государственных границ.

В ведении государственной Думы находятся:

· дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решение вопроса о доверии правительству;

· заслушивание ежегодных отчётов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности;

· назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии.

К ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Верховного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

· назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии.

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

На основании Конституции правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Исполнительная власть в субъектах федерации представлена: президентами, правительствами и министерствами в республиках, и администрациями, мэриями, их органами управления, департаментами и так далее (в субъектах федерации).

Судебная власть – это обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Все суды в нашей стране можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд Российской Федерации, а также Верховный суд Российской Федерации и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.

Конституционный суд Российской Федерации:

· разрешает дела о соответствии всех законов и нормативных актов Конституции Российской Федерации;

· рассматривает дела о нарушениях конституционных прав и свобод граждан;

· даёт толкование Конституции Российской Федерации;

· разрешает споры между органами власти.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента.

Запросы на проверку соответствия различных правовых актов Конституции России в Конституционный Суд могут направлять Президент, обе палаты Федерального Собрания, Правительство России, Верховный Суд и органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Обращаться в Конституционный Суд могут и граждане России, если они считают, что тот или иной закон, который применяется при разрешении конкретного дела, нарушает их конституционные права и свободы.

Конституционному суду напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно и на практику других правоохранительных органов.

Верховный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган государства как по делам общей юрисдикции, так и по разрешению экономических споров.

· осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

· рассматривает апелляции и кассации в пределах своей компетенции;

· решает вопросы, связанные с международными договорами России.

В отличие от Конституционного суда, Верховному суду отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов:

Специализированные суды (по рассмотрению гражданских и административных дел) – рассматривают только административные и гражданские дела по определённым категориям, касающимся некоторых групп населения или определённых видов деятельности.

К таким судам относится: суд по интеллектуальным правам – это специализированный суд, который разбирает споры, связанные с охраной результатов интеллектуальной деятельности, с патентными правами, правами на секреты производства (ноу-хау) и так далее.

· Верховные суды республик, суды краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области.

· Районные суды.

· Мировые судьи.

Рассматривают гражданские, экономические споры, уголовные и административные дела.

· Военные суды.

· Военные (флотские) окружные суды.

· Военные (флотские) гарнизонные суды.

Осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.

· Арбитражные суды.

· Арбитражные суды округов.

· Арбитражные апелляционные суды.

· Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Конституции, Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Президент Российской Федерации – это глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.


Какие требования предъявляются к кандидатам на пост Президента?

Это должен быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. По общему правилу (для осуществления как активного, так и пассивного избирательного права) он должен быть дееспособным и не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Можно выделить следующие основные функции Президента Российской Федерации:

· Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

· Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

· Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

· Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

· Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Основные полномочия Президента Российской Федерации можно разделить по сферам деятельности.

Правотворческая деятельность президента заключается в издании указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории страны. Как глава государства, президент подписывает все федеральные законы.

В сфере правового статуса личности президент предоставляет гражданство и политическое убежище в России. Обладает правом помилования. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

В сфере федеративного устройства государства назначает и освобождает полномочных представителей президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов Российской Федерации.

В отношениях с парламентом президент назначает выборы в Государственную Думу. Назначает членов Совета Федерации. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.

В отношениях с органами исполнительной власти президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, определяет структуру Правительства Российской Федерации. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Отношения с органами судебной власти: президент выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации.

В сфере обороны и безопасность страны президент является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. Утверждает военную доктрину. Вводит в случае необходимости на территории РФ или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение.

В сфере внешней политики президент ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятию орган государственной власти (государственный орган).

2. Дайте характеристику законодательным органам власти Российской федерации.

3. Дайте характеристику исполнительным органам власти Российской федерации.

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: