Какой орган уполномочен осуществлять государственную регистрацию религиозных организаций

Обновлено: 25.06.2024

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Для реализации этих прав граждане имеют право участвовать в религиозных объединениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозное объединение есть добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.

При этом централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Учреждения профессионального религиозного образования создаются централизованными религиозными организациями.

Процедура государственной регистрация религиозных организаций в Российской Федерации осуществляется на основе Федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) и Федеральным законом № 125-ФЗ.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом. Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации, а именно Федеральная налоговая службы и ее территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области.

Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях определяются Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в Управление следующие документы:

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; в случае, если заявителем не представлен указанный документ, территориальный орган Минюста России самостоятельно запрашивает его в соответствующем органе местного самоуправления;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией (указываются в соответствующей графе заявления).

В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к указанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы).

Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме и учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом.

Орган юстиции имеет право отказать в государственной регистрации религиозной организации в случаях, если:

1. цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

3. устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;

Кроме того, в случае непредставления для государственной регистрации религиозной организации документов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 125-ФЗ, заявление о государственной регистрации религиозной организации может быть оставлено без рассмотрения.


Конституционный Суд вынес Определение № 2683-О/2019 по жалобе религиозной организации на положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях и Кодекса од административных правонарушениях РФ, на основании которых она была оштрафована за миссионерскую деятельность.

Основания для обращения в Конституционный Суд

Судья посчитал, что церковь нарушила территориальную сферу деятельности, так как выдала иностранным гражданам документ, подтверждающий их полномочия на осуществление миссионерской деятельности на территории, превышающей территорию г. Йошкар-Олы.

При вынесении постановления мировой судья сослался на п. 3 ст. 8 и п. 3 ст. 24.2 Закона о свободе совести. Он посчитал, что территориальная сфера церкви ограничена наименованием, а также п. 1.1 и 3.9 Устава, которые описывают создание религиозной организации.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл постановление мирового судьи оставил без изменений. Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл, рассмотрев кассационную жалобу, оставил ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные решения без изменения.

Суд отметил, что в соответствии с п. 2 и 3 ст. 8 Закона о свободе совести религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. По смыслу приведенных норм территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения.

Оспариваемые нормы не позволяют предвидеть правовые последствия своих действий

Конституционный Суд посчитал, что для разрешения дела рассмотрение жалобы не требуется

Изучив материалы дела, КС отметил, что основная деятельность религиозных объединений (совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, проведение молитвенных и религиозных собраний, благотворительная и культурно-просветительская деятельность) по смыслу ст. 6–8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях предусматривает необходимость совместного проживания в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, по буквальному смыслу, сфера миссионерской деятельности религиозных объединений, предусмотренная данным законом, значительно шире, нежели территориальная сфера их основной религиозной деятельности.

КС отметил, что данное толкование следует и из системной связи оспариваемых норм с иными положениями ст. 24.2 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в соответствии с п. 1 и 3 которой иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной группы на территории субъекта РФ, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, то есть как на территории проживания участников религиозной группы, так и за ее пределами в границах субъекта.

В Обзор практики за 2018 г. вошли 20 правовых позиций по конституционным основам публичного права: 14 постановлений и 6 определений, способных повлиять на правоприменение

Суд также сослался на свое Определение от 15 октября 2018 г. № 2514-О и указал, что привлечение граждан, юридических лиц к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 5.26 КоАП требует учета всей совокупности обстоятельств совершенного правонарушения. Назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в ст. 2.1 КоАП общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности. При этом в соответствии со ст. 26.11 КоАП оценка судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решении по делу об административном правонарушении (Определение КС от 17 июля 2018 г. № 1723-О).

Следовательно, указал Суд, оспариваемое заявителем положение КоАП не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права.

При этом он отметил, что правоприменительные решения, в которых оспариваемые законоположения были применены вопреки их действительному смыслу, указанному в решениях Конституционного Суда, могут быть пересмотрены с помощью механизмов и

процедур, предусмотренных для исправления судебных ошибок КоАП, не исключающих в этих целях, в частности в силу ч. 4 его ст. 30.16, возможности подачи повторной жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы.

Таким образом КС признал жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного ст. 71 Закона о Конституционном Суде итогового решения в виде постановления.

Представитель заявителя и адвокаты об определении КС

По мнению адвоката АП г. Москвы Юрия Ершова, определение в целом имеет положительный аспект в плане расширения уж совсем узких границ деятельности местных религиозных организаций до границ субъекта РФ.

По его мнению, КС правильно указал на деликатность проблемы, поскольку оскорбить чувства верующих несложно. Когда осуществляется миссионерская деятельность, нужно прежде всего обращать внимание на содержание проповеди, а не на ее форму. Константин Ерофеев отметил, что если миссионеры несут идеи добра, мира, единства, то не столь важно, делается ли это в пределах данного муниципального образования или по соседству с ним.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже 1 раза в 3 года.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

-в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

-на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

-в местах паломничества;

-на кладбищах и в крематориях;

-в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой. Установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Также статьей предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 рублей.

За это же нарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

1 августа 2019, 00:00

Ответственность религиозных объединений за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже 1 раза в 3 года.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

-в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

-на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

-в местах паломничества;

-на кладбищах и в крематориях;

-в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой. Установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Также статьей предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 рублей.

За это же нарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.


Зарегистрировать религиозную организацию — право, данное государством любому совершеннолетнему гражданину. Это право закрепляется множество законодательных и нормативных актов, например, ФЗ №125 26.09.1997. И у многих возникает вопрос — а как именно провести регистрацию собственной религиозной организации? Этот процесс связан с множеством трудностей, которые касаются как оформления документов, так и всей процедуры в целом. Как зарегистрировать религиозную организацию?

Процедура регистрации религиозной организации

По законодательству РФ религиозная организация считается некоммерческой и оформляется и проходит регистрацию по тем же правилам и по тому же порядку, принятому для некоммерческих объединений. Об этом говорится в ФЗ №7 от 12.01.1996. А значит нужно зарегистрировать новое юридическое лицо, если нужно создать религиозную организацию.

Для регистрации религиозных организаций, нужно обращаться в орган, занимающийся такими операциями, а именно — в Министерство Юстиции. А для этого необходимо обзавестись пакетом документов, куда входят:

  • Заявление, которое должно быть составлено и подписано заявителем, уполномоченным лицом. Там нужно в обязательном порядке указать его полное имя, точное место проживания и все контактные номера телефонов.
  • Учредительные бумаги, касающиеся регистрируемой религиозной организации. Они должны предоставляться в Минюст в трех экземплярах.
  • Решение о том, что будет создана религиозная организация и о том, что утверждены учредительные документы, где должны быть указаны все руководители.
  • Сведения о тех, кто учредил религиозную организацию — два экземпляра.
  • Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины.
  • Данные о том, где находится организация.

Также при регистрации местной религиозной организации, нужно добавить следующие документы:

  • Устав, где будут указаны основные положения религиозной организации.
  • Протокол, где будет зафиксирован ход собрания учредителей.
  • Документ, который может подтвердить, что на этой территории уже как минимум пятнадцать лет существует группа религиозного типа, выданный местным самоуправлением или главным отделением центральной организации.
  • Сведения, рассказывающие об основных моментах вероучения, какие практики с ними связаны, данные о рождении этой религии, а также о том, как создавалась религиозная группа. Также необходимо указывать отношение данного вероучения к основным социальным институтам государства — образованию, медицине, браку и ограничения, накладываемые на верующих.

Полное название религиозной организации


Полное название религиозной организации обязано указываться повсюду — на всех штампах и печатях, в документах об учреждении, во всей литературе, которая будет выпускаться таковой общиной. Об этом говорится в вышеупомянутом ФЗ №125.

Это правило нужно для того, чтобы любой гражданин, увидев полное название организации, сразу получал всю нужную ему информацию, а именно — что исповедует, к какой религии относится и так далее. Так что это — очень важный момент и к регистрации имени религиозной организации нужно подходить с особым вниманием.

Есть список данных, который должен указываться в полном имени такой организации. Во-первых, — там в обязательном порядке нужно указать организационную форму, во-вторых, — о характер, который принимает деятельность этой организации, в-третьих, — вера, к которой можно отнести учение организации.

Зарегистрировав полное имя, религиозная организация сразу же получает право на его защиту и использование. Теперь только она может его размещать на документах, листовках и выпускаемой литературе. А в случае, если кто-то будет использовать его без разрешения, то на него можно будет подать в суд и получить соответствующую компенсацию.

Если в наименовании указана вся нужная информация, то в Министерстве Юстиции не имеют никакого права требовать включить в него какие-либо дополнительные сведения. Также неправомерным будет отказ, если основанием для него послужило отсутствие таких сведений.

Причины для отказа в регистрации религиозного организации

Начав регистрацию религиозной организации, нужно узнать и возможные основания для отказа в такой процедуре. Тогда каждый сможет к нему подготовиться и вовремя среагировать, чтобы отказ не нанес значительного урона. К основаниям для отказа можно отнести следующие случаи:

  • Цели, которые ставит перед собой организация и её прямая деятельность нарушают законы Российской Федерации, её Конституцию и нормативно-правовые акты.
  • Организация, которая проходит регистрацию, на самом деле не является религиозной.
  • Сведения, которые указаны в уставе или отправленных в Министерство Юстиции документах, являются недостоверными или не соответствуют требованиям, выдвигаемым правовыми актами.
  • В реестре уже существует организация с таким же именем.
  • Люди, участвовавшие в учреждении организации, являются неправомочными.

Если в Министерстве было принято решение об отказе, то человеку, который подал заявление о регистрации, отправляется специальное уведомление. Там же должны быть указаны все причины, которые являются основанием для такого действия. И стоит отметить, что в случае отказа заявитель имеет полное право обратиться в суд, если он считает, что указанные причины не соответствуют действительности или что это решение напрямую нарушает какие-либо законодательные акты.

Также нужно сказать, что весомым доказательством неправомерных действий будет недостаточно весомая причина для отказа. Если она не входит в список, который указан выше, то суд может признать её неправомерной и приказать официально зарегистрировать религиозную организацию. Но стоит сказать, что и для обращения в суд нужно иметь весомый повод.

Читайте также: