Какой орган по противодействию коррупции создан в мексике

Обновлено: 25.06.2024


Организованная преступность представляет серьезный вызов национальной безопасности Мексики и России. Обе страны сталкиваются с угрозами распространения криминала, который в контексте глобализации обрел формы транснациональной оргпреступности. Противодействие наркотрафику требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. Идея кооперации силовиков обеих стран не представляется продуктивной в свете опыта мексиканской нарковойны, коррупции и тренда к захвату государственных институтов криминалом.

В последние два десятилетия процессы глобализации сопровождались рядом непредвиденных последствий, среди которых выделяется возникновение транснациональной организованной преступности (ТОП), пришедшей на смену национальным организованным преступным группам (ОПГ) как в развитых индустриальных государствах, так и в странах с переходной экономикой. Глобальное влияние ТОП возросло в беспрецедентных масштабах. Криминальные организации приобщились к новым технологиям и создали сетевые структуры, обнаружение которых требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. Двусторонних усилий для ликвидации криминальной угрозы явно недостаточно, так как противодействие ТОП представляет куда более сложную задачу, чем борьба с национальными преступными группировками. В то время как преступность транснационализируется, контроль над ней по-прежнему ограничен границами национальных государств, что серьезно осложняет задачи противодействия ей. А между тем, как отмечают зарубежные и российские криминологи, ОПГ по мере их усиления неизбежно вливаются в ряды ТОП.

Опыт мексиканских правоохранителей, пытающихся противостоять многоликим угрозам оргпреступности, представляет интерес для России, сталкивающейся со схожими проблемами – коррупцией, ухудшением криминогенной ситуации, быстрым ростом потребления наркотиков среди молодежи, увеличением численности наркозависимых и появлением на рынке новых синтетических наркотиков. Изъяны отечественной уголовной юстиции, судебных органов, злоупотребления сотрудников полиции и ФСИН определяют особенности современной криминальной ситуации в РФ.

Трансформация мексиканской организованной преступности

Двусторонних усилий для ликвидации криминальной угрозы явно недостаточно, так как противодействие ТОП представляет куда более сложную задачу, чем борьба с национальными преступными группировками. В то время как преступность транснационализируется, контроль над ней по-прежнему ограничен границами национальных государств, что серьезно осложняет задачи противодействия ей.


Среди факторов, ускоривших рост криминалитета в Мексике, важно упомянуть переходность политической ситуации, которая осложнялась внутренней трансформацией страны, переживающей переход от однопартийной системы — политической монополии Институционно-Революционной партии (ИРП, PRI) — к многопартийности. За 70 лет правления ИРП сложилась ее уния с наркокартелями, которым губернаторы и руководство МВД обеспечивали безнаказанность; тем не менее, страна сохраняла имидж стабильной и демократической.

Распространение ареалов активности ОПГ на ранее спокойные районы страны, не говоря о взрывоопасной ситуации на северной границе, представляет реальную угрозу национальной безопасности. Среди факторов, ускоривших рост криминалитета в Мексике, важно упомянуть переходность политической ситуации, которая осложнялась внутренней трансформацией страны, переживающей переход от однопартийной системы — политической монополии Институционно-Революционной партии (ИРП, PRI) — к многопартийности. За 70 лет правления ИРП сложилась ее уния с наркокартелями, которым губернаторы и руководство МВД обеспечивали безнаказанность; тем не менее, страна сохраняла имидж стабильной и демократической. Приход к власти Партии национального действия (ПНД, PAN) в 2000 г. повлиял на прежнюю систему сосуществования криминала и властей всех уровней, вызвав невиданную ранее активность ОПГ, все чаще применяющих насилие для реализации своих бизнес-интересов, расправы с конкурентами и защиты каналов контрабанды и наркотрафика. Ранее вполне лояльные властям картели бросили вызов государству и обществу.

Правительственный ответ наркокартелям


Наступление криминала и невиданный рост насилия побудили правительство Фелипе Кальдерона (2006-2012), не рассчитывающего на коррумпированную полицию штатов и муниципалитетов, привлечь к борьбе с наркомафиями армию и флот. Большая эффективность их действий проявилась в арестах и ликвидации главарей ряда картелей и увеличении объемов изъятых наркотиков, но итоги нарковойны не столь однозначны. Во-первых, успехи военных во многом объяснялись получением разведывательной и оперативной информации от Управления по борьбе с наркотиками США (DEA, Drug Enforcement Administration) и помощью американцев в подготовке специальных частей по борьбе с наркотрафиком. Во-вторых, тот факт, что арестованные наркобароны экстрадировались в США, свидетельствовал о крайней слабости правоприменительных органов и продажности сотрудников мексиканской пенитенциарной системы, обеспечивающих возможности бегства из тюрем главарей ОПГ. В-третьих, полной неожиданностью для властей стало возникновение антивоенного общественного движения, оспаривающего достижения силовиков и те жертвы (57 тыс. человек), которые стоил стране иллюзорный успех нарковойны.

Ни мексиканские власти, рассчитывающие на режим сосуществования с криминальными кланами, ни США не в состоянии разработать стратегию противодействия ТОП, уже действующей в региональном, а нередко и в глобальном масштабе. Шансы на реализацию такой стратегии невелики, несмотря на то, что президенты двух стран в ходе визита Барака Обамы в Мексику 3 мая 2013 г. подтвердили свою готовность продолжать сотрудничество в деле борьбы с оргпреступностью.

Высокая человеческая цена антинаркотической стратегии президента Кальдерона стала одним из факторов, повлиявших на настрой избирателей. На выборах 2012 г. они отказали в поддержке ПНД и привели к власти лидера ИРП Энрике Пенья Ньето, который не намерен продолжать политику силового давления на крупных наркоторговцев, а предпочитает договариваться с ними об условиях снижения уровня насилия в районах их деятельности. Ни мексиканские власти, рассчитывающие на режим сосуществования с криминальными кланами, ни США не в состоянии разработать стратегию противодействия ТОП, уже действующей в региональном, а нередко и в глобальном масштабе. Шансы на реализацию такой стратегии невелики, несмотря на то, что президенты двух стран в ходе визита Барака Обамы в Мексику 3 мая 2013 г. подтвердили свою готовность продолжать сотрудничество в деле борьбы с оргпреступностью.

Глобализация наркобизнеса


В отличие от глав государств и правительств, зачастую оттягивающих принятие неотложных решений, криминал быстро адаптируется к финансово-экономической глобализации, применяя многовекторную стратегию для расширения площадок незаконного бизнеса. Побочным результатом мексиканской нарковойны стало ускорение процесса распыления картелей и их экспансия в соседние страны — Гватемалу, Белиз и Гондурас, где слабое государство не способно противостоять криминальным бандам, базирующимся в Мексике и имеющим широкие связи как с латиноамериканскими, так и с азиатскими и африканскими преступными группировками.

Сращивание государственных и криминальных структур

Наличие у агентов ТОП специалистов по информационным технологиям и банковским трансакциям, химиков, хакеров, не говоря уже о военном потенциале и финансовой мощи преступных кланов, их связях с органами исполнительной, законодательной и судебной власти Мексики, как и ширящиеся в контексте глобализации контакты с ОПГ Европы, Азии и Африки, привели к быстрой трансформации преступного мира Мексики, бросившего вызов государственным институтам. Такая перспектива должна послужить предостережением и для российских силовых структур.

Наличие у агентов ТОП специалистов по информационным технологиям и банковским трансакциям, химиков, хакеров, не говоря уже о военном потенциале и финансовой мощи преступных кланов, их связях с органами исполнительной, законодательной и судебной власти Мексики, как и ширящиеся в контексте глобализации контакты с ОПГ Европы, Азии и Африки, привели к быстрой трансформации преступного мира Мексики, бросившего вызов государственным институтам. Такая перспектива должна послужить предостережением и для российских силовых структур.


Подписание 15 октября 2012 г. исполнительным директором Управления ООН по наркотикам и преступности Юрием Федотовым и главой МВД Мексики Алехандро Пуаре Ромеро соглашения об укреплении сотрудничества по борьбе с ТОП и наркотрафиком явилось шагом в верном направлении, дающим некоторые шансы на расширение контактов с мексиканской стороной. Вместе с тем нельзя не учитывать признанный ООН, латиноамериканскими экспертами и общественными деятелями провал антинаркотической стратегии США. Действительно, события последних десятилетий показали, что один только запрет на производство, употребление и торговлю наркотиками в сочетании с уголовным преследованием участников преступной цепочки не способен ни ограничить предложение, ни сократить потребление запрещенных препаратов. В результате доминирующий запретительный подход теряет популярность, судя по широким дебатам об альтернативной политике, легализации легких наркотиков и декриминализации торговли ими. В недалеком будущем это сулит смену парадигмы наркополитики в целом и перенос акцента с силовых методов противодействия наркоугрозе на сокращение ущерба здоровью латиноамериканцев.

Учитывая транснациональный характер оргпреступности и императивы многостороннего межгосударственного сотрудничества для борьбы с этой чумой XXI века, с одной стороны, и особенности современной социально-политической и криминогенной ситуации в Мексике и России — с другой, постановка вопроса о взаимодействии силовых ведомств двух государств представляется несвоевременной и сомнительной. В обеих странах рост активности криминальных организаций происходит в условиях ослабления государства, крайней неэффективности правоохранительных органов и пенитенциарной системы. Доступ к различным сферам легального бизнеса и широкое распространение коррупции облегчили проникновение криминала в управленческие структуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно поэтому перспективы совместных усилий в деле противодействия трансграничной преступности существенно ограничены несовершенством законодательной базы России и Мексики, а также нехваткой финансовых средств, необходимых для модернизации вооружения и оснащения военного и полицейского персонала современными средствами слежения.

Читайте также: