Какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф
Обновлено: 25.06.2024
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ. Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;
2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);
3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.
Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.
Полезное
Смотреть что такое "ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ" в других словарях:
Правовая система Российской Федерации — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине… … Википедия
ОХРАНА ГЕНОФОНДА ЖИВОТНЫХ — система мероприятий, направленных на сохранение видового состава фауны носителя наследственного достояния его полезных свойств и поддержание оптимальной численности диких полезных животных. Правовая основа охраны генофонда животных заложена в… … Экологический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей… … Энциклопедия юриста
Хабриева, Талия Ярулловна — Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ с ноября 2001 г.; родилась 10 июня 1958 г. в г. Казани; окончила юридический факультет Казанского государственного университета (КазГУ) в 1980 г., доктор… … Большая биографическая энциклопедия
Уголовное право России — Основная статья: Уголовное право Уголовное право России самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно правового… … Википедия
Уголовное право Российской Федерации — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия
Российское уголовное право — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия
Уголовное право РФ — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия
Конституция, в отличие от обычных законов, являясь высшим и основным законом страны, нуждается в особой правовой охране и защите.
Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается ее верховенство и стабильность, реальное действие, неукоснительное исполнение и соблюдение органами публичной власти, физическими и юридическими лицами, а также предотвращение и пресечение нарушения ее норм с целью установления режима строгой конституционной законности.
Основным направлением правовой охраны Конституции является конституционный контроль.
Конституционный контроль — это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц государства по проверке на соответствие конституции актов (их проектов) и действий органов публичной власти. Судебным органом конституционного контроля в России на общегосударственном уровне является Конституционный Суд РФ.
Различают предварительный (превентивный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. Первый осуществляется в отношении не вступивших в силу правовых актов. Второй представляет собой проверку уже вступивших в законную силу правовых актов на предмет их конституционности.
Конституционный Суд РФ, решая подавляющее большинство вопросов своей компетенции, осуществляет последующий конституционный контроль: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Предварительный конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ, например, в отношении не вступивших в силу международных договоров РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
По способу проведения можно выделить абстрактный и конкретный (инцидентный) конституционный контроль. Конкретный контроль осуществляется в связи с применением какого-либо нормативного акта, конституционность которого оспаривается. Так, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В остальных случаях Конституционный Суд РФ осуществляет абстрактный контроль, предполагающий проверку конституционности акта или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом.
Конституционный Суд РФ является основным, но не единственным государственным органом, охраняющим Конституцию. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и другие). Они осуществляют эту охрану в различных формах. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст.80 Конституции РФ). Как гарант Конституции Президент РФ, в частности, вправе:
- отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ;
- приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции;
- обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности правовых актов, указанных в ст. 125 Конституции РФ;
- отклонять федеральные законы, принятые парламентом (право вето);
- вводить чрезвычайное положение для защиты конституционного строя РФ.
Наряду с конституционным контролем есть и другие правовые средства охраны Конституции РФ: юридическая ответственность за нарушение норм Конституции; особый порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, обеспечивающий стабильность ее норм; возложение Конституцией РФ (ч. 2 ст.15) обязанности на граждан и их объединения, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы; стабильность правовых норм; легальное толкование норм Основного Закона Конституционным Судом РФ, направленное на преодоление неопределенности в их понимании; присяга Президента, судей Конституционного Суда, генерального прокурора, лица, приобретающего гражданство РФ и другие.
Важной формой правовой охраны Конституции РФ является конституционная ответственность. Конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая выражается в особых неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае отступления от предписаний конституционно-правовых норм. Данные неблагоприятные последствия, называемые мерами конституционно-правовой ответственности, можно классифицировать на:
- меры, применяемые к органам публичной власти, депутатам и должностным лицам (например, отрешение от должности Президента РФ; роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ или представительного органа муниципального образования, отставка высшего должностного лица субъекта РФ; отставка Генерального прокурора РФ);
- меры, применяемые к юридическим лицам (например, приостановление деятельности и ликвидация политических партий);
- меры, применяемые к физическим лицам (например, отмена решения о приеме в гражданство РФ).
Конституционная ответственность — это ответственность, которая наступает за нарушение конституционно-правовых норм и вместе с тем предусмотрена нормами конституционного права. Этим она отличается от уголовной, административной, налоговой, гражданско-правовой ответственности за нарушение конституционных норм. Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), но за неисполнение этой обязанности может наступить налоговая, административная или уголовная ответственность.
Читайте также:
- В какую сторону округлять копейки в декларации
- На какой срок гарант имеет право приостановить платеж в случаях предусмотренных гк рф
- Какие операции осуществляет банк россии
- Правовой кодекс союза сср народный свод прав человека что это такое
- Контроль за соблюдением противоэпидемического режима осуществляет кто