Какой орган государственного управления осуществляет государственный учет вод и их использования

Обновлено: 16.05.2024

Принципами государственного управления водным фондом являются устойчивое развитие, сочетание бассейнового и административно-территориального способов управления, разграничение функций охраны и функций хозяйственного использования вод. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, специально уполномоченный государственный орган) и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие управление водами, образуют единую систему органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов. В этой области управления важно выделение специально уполномоченного органа и основных сфер управления.

Специально уполномоченный государственный орган управления.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ — осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об этом Министерстве, образованном на базе упраздненных Роскомвода и Роскомнедр.

Основными его функциями являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения):

ведение мониторинга, кадастра и учета поверхностных и подземных вод;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима их водоохранных зон;

осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

организация строительства и эксплуатации водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения, установление режима их наполнения и сработки, пропуска паводка;

разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

изучение потребностей и участие в разработке предложений по улучшению водообеспечения населения и народного хозяйства;

обеспечение сбора, анализа, обработки и распространения информации по вопросам водного хозяйства.

Таким образом, МПР является носителем основных полномочий по обеспечению надлежащей водной среды.

Сферы государственного управления

Для уяснения направлений и возможностей государственного управления в области использования и охраны водных объектов необходимо знание основных сфер этого управления.

Водохозяйственные балансы — это расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации, используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

На основе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы с соответствующим уровнем финансирования. Такие программы разрабатываются и приняты в отношении Волги, Каспия, Обь-Иртышского бассейна.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния. Он призван обеспечить сбор, передачу и обработку полученной информации в целях выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение лимитов водопользования, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования водоохранных зон.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 716 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов[82].

Нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов — эффективные рычаги осуществления государственного управления, поскольку государственная собственность на водные объекты является, согласно Водному кодексу РФ, почти всеобъемлющей; кроме того, государство уполномочено обществом на осуществление государственного управления в указанных сферах в отношении всех видов и форм собственности на природные объекты.

Анализ функций специально уполномоченного государственного органа и сфер государственного управления в области охраны вод свидетельствует об их направленности прежде всего на обеспечение надлежащей окружающей среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава V Государственное управление в области охраны окружающей среды

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел Вопрос 1. Система управления в области иностранных делОсновным нормативным правовым актом, определяющим осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности, возложенных на высшие

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через

61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

§ 30. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,

2.3. Советское государственное управление

2.3. Советское государственное управление Октябрьский переворот (1917 г.) привел к необходимости реформирования всей структуры управления в стране. В этой связи Лениным провозглашался переход от управления народом к самоуправлению народных масс и была поставлена цель

Принципами государственного управления водным фондом являются устойчивое развитие, сочетание бассейнового и административно-территориального способов управления, разграничение функций охраны и функций хозяйственного использования вод. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, специально уполномоченный государственный орган) и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие управление водами, образуют единую систему органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов. В этой области управления важно выделение специально уполномоченного органа и основных сфер управления.

Специально уполномоченный государственный орган управления.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ — осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об этом Министерстве, образованном на базе упраздненных Роскомвода и Роскомнедр.

Основными его функциями являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения):

ведение мониторинга, кадастра и учета поверхностных и подземных вод;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима их водоохранных зон;

осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

организация строительства и эксплуатации водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения, установление режима их наполнения и сработки, пропуска паводка;

разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

изучение потребностей и участие в разработке предложений по улучшению водообеспечения населения и народного хозяйства;

обеспечение сбора, анализа, обработки и распространения информации по вопросам водного хозяйства.

Таким образом, МПР является носителем основных полномочий по обеспечению надлежащей водной среды.

Сферы государственного управления

Для уяснения направлений и возможностей государственного управления в области использования и охраны водных объектов необходимо знание основных сфер этого управления.

Водохозяйственные балансы — это расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации, используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

На основе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы с соответствующим уровнем финансирования. Такие программы разрабатываются и приняты в отношении Волги, Каспия, Обь-Иртышского бассейна.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния. Он призван обеспечить сбор, передачу и обработку полученной информации в целях выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение лимитов водопользования, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования водоохранных зон.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 716 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов[82].

Нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов — эффективные рычаги осуществления государственного управления, поскольку государственная собственность на водные объекты является, согласно Водному кодексу РФ, почти всеобъемлющей; кроме того, государство уполномочено обществом на осуществление государственного управления в указанных сферах в отношении всех видов и форм собственности на природные объекты.

Анализ функций специально уполномоченного государственного органа и сфер государственного управления в области охраны вод свидетельствует об их направленности прежде всего на обеспечение надлежащей окружающей среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава V Государственное управление в области охраны окружающей среды

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел Вопрос 1. Система управления в области иностранных делОсновным нормативным правовым актом, определяющим осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности, возложенных на высшие

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через

61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

§ 30. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,

2.3. Советское государственное управление

2.3. Советское государственное управление Октябрьский переворот (1917 г.) привел к необходимости реформирования всей структуры управления в стране. В этой связи Лениным провозглашался переход от управления народом к самоуправлению народных масс и была поставлена цель

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии с этим федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти РФ, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.

Основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов:

• сочетание рационального использования и охраны водных объектов;

• сочетание бассейнового и административно — территориального интересов;

• разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования;

• разграничение полномочий (компетенции) федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими функций государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Сочетание рационального использования и охраны водных объектов достигается с помощью государственной системы лицензирования водопользования; установления определенных правил водопользования в целях сохранения водных объектов; лимитирования и нормирования водопользования; экономического регулирования водопользования (платность); ведения государственного водного контроля за соблюдением правил водопользования; установления административной и уголовной ответственности за нарушения правил водопользования.

Сочетание бассейнового и административно — территориального интересов достигается взаимным учетом интересов субъектов РФ, территории которых расположены в бассейне конкретного водного объекта, для удовлетворения ими своих потребностей в водном объекте и принятием ими взаимных обязательств посредством бассейновых соглашений по обеспечению необходимых мер для сохранения и поддержания надлежащего состояния водных объектов в бассейне.

Разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования достигается тем, что с одной стороны — органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, финансируются за счет государства и не имеют права заниматься коммерческой и хозяйственной деятельностью, связанной с использованием водных объектов, а с другой стороны — хозяйствующие субъекты — водопользователи платят налоги за пользование водными объектами и не могут осуществлять функции государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Разграничение полномочий (компетенции) федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими функций государственного управления в области использования и охраны водных объектов определяется Водным кодексом РФ, а при необходимости — заключенными договорами о

разграничении предметов ведения и полномочий между этими органами. В соответствии со статьями 65 и 66 Водного кодекса полномочия разграничиваются следующим образом.

Основные полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов:

• определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;

• разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;

• разработка и, государственная экспертиза, утверждение и реализация федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

• организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и охраны водных объектов;

• установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных и подземных вод;

• установление порядка использования водных объектов, выдачи, оформления, регистрации лицензии на водопользование, выдача лицензий и распорядительных лицензий;

• определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;

• определение порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также установление ее предельных размеров;

• установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для субъектов РФ;

• установление порядка эксплуатации, режимов специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ, а также пропуска паводков на водных объектах;

• координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов;

• установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, осуществление контроля;

• ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов;

• определение режима особо охраняемых водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны

• заключение и выполнение международных договоров РФ в области использования и охраны водных объектов;

• подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;

• резервирование источников питьевого водоснабжения;

• подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

• проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, согласование работ на водных объектах и в их водоохранных зонах;

• объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.

Основные полномочия субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов:

• разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;

• разработка и, государственная экспертиза, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов;

• заключение договоров пользования водными объектами;

• осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

• установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных субъекту РФ;

• установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами;

• разрешение в исключительных случаях использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения и иных целей;

• утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;

• утверждение правил охраны жизни людей на воде;

• установление порядка объявления условий общего водопользования и его запрещения;

• определение порядка использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при ведении работ на водных объектах;

• предоставление в пользование для охотничьего хозяйства водных объектов, являющихся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты;

• подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод на территории субъекта РФ;

• участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

• установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах;

• объявление водных объектов или их частей, расположенных на территории субъекта РФ, зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.

Понятие и содержание государственного управления в области использования и охраны вод. Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод обусловлены спецификой вод как объекта природы. Отличительной чертой государственного управления в этой области является принцип бассейнового управления использованием и охраной вод.

Благоприятное состояние водного объекта зависит от того, как осуществляется хозяйственная деятельность, используются природные ресурсы на его водосборной площади, т.е. в бассейне водного объекта. Водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект. Это обстоятельство обусловливает не только содержание государственного управления, функций управления в области использования и охраны вод, но и систему государственных органов и их компетенцию.

Государственное управление в рассматриваемой области основано на закрепленных в законе принципах (ст. 69 ВК).

К их числу относятся:

устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Функциями государственного управления в области использования и охраны вод являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных и подземных вод;

проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

лицензирование в области использования и охраны водных объектов;

подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

1)Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования. Эта функция управления осуществляется на основе водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Составляются водохозяйственные балансы специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Сведения, содержащиеся в водных балансах, имеют большое практическое значение, поэтому данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны публикуются в бюллетенях оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по 50 водоемам. Кроме того, в изданиях Государственного водного кадастра ежегодно публикуются данные по водным балансам 70 водоемов.

На основании водохозяйственных балансов устанавливаются лимиты водопользования. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

2)Государственный мониторинг водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.




Мониторинг водных объектов ведется Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта. 1997 г. № 307*. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов, оценки эффективности водоохранных мероприятий, а также информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

В процессе государственного мониторинга ведутся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; обеспечиваются сбор, хранение, пополнение и обработка наблюдений; проводятся оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей; мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений.

Министерство природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает создание и развитие государственной наблюдательной сети станций и постов на водных объектах, разработку автоматизированных информационных систем по ведению государственного мониторинга водных объектов, создает наблюдательную сеть постов на водохозяйственных системах и сооружениях и выполняет в этих целях иные работы.

3)Государственный учет вод и государственный водный кадастр. Порядок ведения государственного учета поверхностных и подземных вод и государственного водного кадастра установлен в ст. 79 ВК ЗК

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в действующем порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Целью государственного учета вод является обеспечение текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет осуществляется по единой для всей страны системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется по единой для всей страны системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в Минприроды РФ данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, обязательно. На основе этих данных принимаются решения при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов, и они должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляют Минприроды РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На Минприроды РФ возложена обязанность обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

4)Государственная экспертиза. Особой функцией управления является государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Содержание этой функции представляет собой проверку указанной документации на ее соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Государственная экспертиза выполняется органами Минприроды РФ. Порядок проведения государственной экспертизы регулируется законодательством РФ.

Что касается государственной экологической экспертизы, то она проводится в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей природной среды.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Минприроды РФ выполняет государственный контроль непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ).

В процессе государственного контроля обеспечиваются: соблюдение требований водного законодательства РФ, стандартов, нормативов, правил и иных правовых актов, связанных с использованием и охраной водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; соблюдение субъектами РФ установленных им лимитов водопотребления и водоотведения; соблюдение установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование водными объектами и заключения договоров пользования водными объектами, а также выполнения водопользователями условий и требований лицензий и договоров.

Читайте также: