Какой орган был организован для разбирательства уголовных дел при боярской думе

Обновлено: 02.07.2024

\u0412 \u0434\u0443\u043c\u0443 \u0432\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0447\u0435\u0442\u044b\u0440\u0451\u0445 \u0447\u0438\u043d\u043e\u0432( \u0431\u043e\u044f\u0440\u0435 ,\u043e\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u0447\u0438\u0435 ,\u0434\u0443\u043c\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u0435 ,\u0434\u0443\u043c\u043d\u044b\u0435 \u0434\u044c\u044f\u043a\u0438). \u041e\u0431\u0441\u0443\u0436\u0434\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0432\u0430\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430: \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b,\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0438 \u0442\u0434. \u041f\u0440\u0438 \u041f\u0435\u0442\u0440\u0435 1 \u043e\u0441\u043b\u0430\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u0443\u043c\u044b.
\u0417\u0435\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440:
\u0426\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 16-17 \u0432\u0435\u043a\u0435. \u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043f\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u044c\u0431\u0435 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0440\u0445\u0430 , \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b , \u043a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u043b\u0443\u0448\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0440\u0443\u0434\u0438\u0435 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.
\u041f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u044b:
\u041e\u043a\u043e\u043b\u043e 40
\u0420\u0430\u0437\u0440\u044f\u0434\u043d\u043e\u0439- \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u043b\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u043f\u043e \u043e\u0442\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443
\u042f\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439- \u043f\u043e\u0447\u0442\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0432\u044f\u0437\u044c \u0434\u043b\u044f \u0433\u043e\u0441\/\u0432\u0430
\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434- \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b \u0442\u0430\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u044b
\u0420\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u044b\u0439- \u0443\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0434\u0435\u043b\u043e\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0440\u0430\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b \u0434\u0435\u043b\u0430 \u043e \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445
\u0422\u0430\u0439\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u043b-\u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044c \u043d\u0430\u0434 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\/\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439.
\u0412\u043e\u0435\u0432\u043e\u0434\u0430- \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b \u0443\u0435\u0437\u0434\u043e\u043c,\u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0432\u0448\u0438\u043c \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 ,\u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438.">]" data-test="answer-box-list">

lada0503

Боярская дума:
В думу входили представители четырёх чинов( бояре ,окольничие ,думные дворяне ,думные дьяки). Обсуждались наиболее важные государственные дела: объявление войны,принятие нового закона и тд. При Петре 1 ослабление значения думы.
Земской собор:
Центральное сословно-представительное учреждение Русского государства в 16-17 веке. Создалось по просьбе монарха , были нужны , как послушное орудие власти.
Приказы:
Около 40
Разрядной- назначала служилых людей по отечеству
Ямской- почтовая связь для гос/ва
Большой приход- собирал таможенные приходы
Разбойный- уголовное делопроизводство, разбирал дела о убийствах
Тайных дел-контроль над деятельность гос/венных учреждений.
Воевода- управлял уездом,выполнявшим военные ,административные и судебные функции.

Новые вопросы в История

1) кому на Руси князь раздавали милостыню А) боярам Б) воинам В) нищим 2) когда появилась профессия врача А)в самой глубокой древности Б)давно, но не … очень В)недавно 3) когда требуется помощь спасателя А)если заболел человек Б)при заболеваниях домашних животных В)при стихийном бедствии

3. Определить социальную структуру и экономическую систему империй Ближнего Востока и Центрального Востока № Империи Социальная структура Экономика 1 … Ассирия 2 Новый Вавилон 3 Персидская империя

1. Какой из ниже перечисленных документов не является источником Судебника 1497 г:

  • а) "Русская правда";
  • б) Псковская судная грамота;
  • в) Уставные грамоты;
  • г) Новгородская судная грамота;
  • д) обычное право.

2. Какой из пунктов характеризует Судебник 1497 г:

  • а) основное внимание уделено нормам частного права - гражданского и обязательственного;
  • б) совершенство юридической техники и юридического языка; в)является инструкцией для организации судебного процесса; г) субъектами являются только физические лица.

3. Проект какого документа был подготовлен дьяком Владимиром Гусевым:

  • а) Псковская судная грамота;
  • б) Новгородская судная грамота;
  • в) Судебник 1497г.;
  • г) одна из редакций "Русской Правды".

4. Что Судебник 1497 г. понимает под термином "крамола"?

  • а) восстание народных масс;
  • б) подбивание народа на восстание;
  • в) отъезд бояр к другому князю;
  • г) подбрасывание "поличного" в чужой дом.

5. Одной из основных форм собственности на землю по Судебнику 1497 г. становится поместье. Какой из ниже перечисленных пунктов не является верным:

  • а) поместьями могли владеть только лица, служащие государству;
  • б) поместья могли получить лица всех родов государственной службы;
  • в) величиной поместного оклада определялся размер возложенной на помещика обязанности предоставить прибыль своему сеньору;
  • г) поместья давались при действительном поступлении на службу при достижении дворянином 15 лет.

6. Что в Судебнике 1497 г. понимается под категорией "духовная грамота":

  • а) устанавливала сроки явки сторон в суд;
  • б) содержала обвинительный приговор ответчику;
  • в) завещательное распоряжение;
  • г) грамоты приставам, посланным с поручением суда.

7. Что понимает Судебник 1497 г. под категорией "послуха"?

  • а) любой свидетель;
  • б) человек, слышавший совершаемое преступление, но не имевший возможности его увидеть;
  • в) человек, слышавший о случившемся от кого-либо, из вторых рук;
  • г) свидетели "доброй славы" - давали характеристику сторонам в процессе.

8. В каком из законодательных сводов впервые появляется розыскная форма процесса:

  • а) Русская правда;
  • б) Псковская судная грамота;
  • в) Судебник 1497 г;
  • г) Судебник 1550 г.

9. Что понимается под преступлением по Судебнику 1497 г:

  • а) виновное деяние;
  • б) конкретный вред, причинённый определённому лицу;
  • в) противоправное деяние;
  • г) антигосударственное общественно опасное деяние.

10. Что по Судебнику 1497г. является целью наказания:

  • а) получение дохода в казну посредством штрафных санкций;
  • б) воспитательная цель;
  • в) устрашение;
  • г) ограждение интересов общества и личности.

11. Что подразумевается под понятием "эпитимья":

  • а) преступление, отнесенное к компетенции церковного суда;
  • б) церковное наказание;
  • в) специфический вид наказания в церковном суде;
  • г) вид ордалий

12. Судебник 1497 г. установил Юрьев День каждое:

  • а) 26 ноября
  • б) 26 марта
  • в) 26 июня
  • г) 26 сентября

13. Что из ниже перечисленных послужило источником для составления царского Судебника 1550 г.?

  • а) Русская Правда и литовское законодательство;
  • б) Обычное право и судебная практика;
  • в) литовское законодательство и обычное право;
  • г) Русская Правда, литовское законодательство и обычное право.

14. Основным (ми) способами приобретения вещных прав по Судебнику 1550 г. был (ли):

  • а) оккупация;
  • б) договор и пожалование;
  • в) давность владения;
  • г) все вышеперечисленные.

15. Какими из ниже перечисленных дел ведал поместный приказ?

  • а) обеспечение дворян поместными землями за военную службу;
  • б) лишение дворянского титула, в том числе и привилегий;
  • в) определение срока службы дворян;
  • г) определение размера жалования дворян.

16. Какая форма закрепления приобретенных прав на имущество, в данный период, определена законом?

  • а) свидетельские показания;
  • б) устный договор (сделка);
  • в) только договорная грамота;
  • г) письменная форма.

17. В каком виде вотчин субъектом собственности могла выступать семья (имеется ввиду супружеская пара и их совместное имущество)?

  • а) родовые вотчины;
  • б) купленные вотчины;
  • в) частно-владельческие;
  • г) дворцовые вотчины;

18. Судебник 1550 г. расширил круг преступлений, направленных против государства. Какие из нижеприведенных видов преступлений были добавлены в список преступлений?

  • а) "коромола" и государственная измена;
  • б) "обида" и "подым";
  • в) "лихое дело" и "коромола";
  • г) "зажигалник" и "подметчик".

19. Какой орган был организован для разбирательства уголовных дел при Боярской Думе?:

  • а) Расправная палата;
  • б) Четвертной приказ;
  • в) Разбойный приказ;
  • г) Челобитный приказ.

20. Чем определялся размер поместного оклада помещика?

  • а) объемом возложенных на него полномочий;
  • б) его имущественным положением;
  • в) количеством выслуженных лет отца;
  • г) количеством членов семьи.

21. Какие земли могли выступать объектом поместного землевладения согласно Судебнику 1550 гг.?

  • а) только пахотные земли;
  • б) городские дворы;
  • в) рыбные и охотничьи угодья;
  • г) все вышеперечисленные виды земель.

22. Судебник 1550 г. приводит ряд ограничений родовых прав на имущество. Выберите из ниже перечисленных ограничений, которые, на ваш взгляд, были установлены в Судебнике:

Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.

В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.

Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.

Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Компетенции думы

Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.

Состав думы

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.

С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств ("княжата"), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.

При Василии III в думу входят уже "великие" или "введеные" дьяки (позже они стали называться "думными дьяками"), а также представители московского дворянства - "думные дворяне". В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико-княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.

Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.

Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.

Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.

Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).

Высшее собрание Древней Руси, в состав которого включались представители феодальной знати, называлось Боярской думой. Совет представлял собой продолжение княжеского парламента Московского царства в конце XVI века. Дума действовала не самостоятельно, но вместе с царем составляла единственное верховное правление. Государь по всем вопросам издавал указы, а бояре приговаривали их к исполнению.

Права Боярской думы в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Канцелярии в Древней Руси

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

Состав Боярской думы

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

Боярская дума

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярии на Руси

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Порядок деятельности

Права Боярской думы

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Боярская дума на Руси

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

Дмитрий Иоанн III

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

С. В. Иванов Боярская дума

Боярская дума - это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Функции Боярской думы

Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, "сидел с бояры о делах". Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: "Царь указал, а бояре приговорили". Борьба боярских группировок иногда выливалась в "брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные". Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.

Состав Боярской Думы

В период феодальной раздробленности Боярские думу при дворах удельных князей, в том числе при дворе московского князя, не имела строгой структуры и четко очерченной компетенцией. В ту пору дума при князе состояла из двух-трех бояр, которых призывали для совета по каждому конкретному случаю. В конце XV - начале XVI вв. Боярская дума превратилась в постоянно действующий орган и насчитывала около двадцати человек. В XVII в. состав думы был значительно расширен и превысил сто человек. Сложилась иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. Высшими думными чинами являлись бояре, или. как их часто именуют грамоты, "великие бояре". С конца XVI по конец XVII вв. чин боярина имели 200 человек. Из них 130 бояр ( 65%) принадлежали к титулованной знати, то есть являлись потомками некогда суверенных феодальных владык, перешедших в московское подданство. Впрочем, как подчеркивал В. О. Ключевский, "В первое время своей московской службы это были не столько подданные московского государя, сколько союзные с ним государи, его державные вассалы. Многие из них, например, князья Одоевские, Белевские, долго сохраняли при себе особые удельные войска, которыми сами командовали в московских походах независимо от воевод московских полков".

Князья потеснили московских бояр, издавна состоявших на службе великого князя. За столетний период только 70 бояр (35%) принадлежали к нетитулованной знати. Нетитулованная знать в основном жаловалась в следующие за боярами чины "окольничие" (от слово "около" государя, то есть приближенные к царской особе). В редких случаях окольничие могли дослужиться боярского чина.

В XVI в. появились чины думных дворянин, которые ранее именовались "дети боярские, в думе живущие". Чин думного дворянина шел сразу за чинами бояр и окольничих. До этого чина обычно дослуживались представители захудалых боярских фамилий или дворяне, не принадлежавшие к высшей аристократии.

Особую прослойку Боярской думы составляли думные дьяки. Этот низший думный чин также появился в XVI в. и был принадлежностью должностных лиц, непосредственно управлявших важнейшими приказами. Особенностью этого чина было то, что им могли жаловаться люди недворянского происхождения, например, из "гостей" или "подъячих", главным критерием была их служебная пригодность. Думных дьяков было три или четыре человек, обычно Боярскую думу вводились главные дьяки Посольского, Разрядного, Поместного приказов, иногда в Новгородского разряда или Казанского дворца. Первым среди них был "посольский дьяк", управлявший делами Посольского приказа. По словам современников, "ис тех думных дьяков посолской дьяк, хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех".

Думные люди назначались царем. Эта процедура обставлялась большой торжественностью и приурочивалась к праздникам: новому году (на Руси праздновался 1 сентября), Пасху, царский день рождения и т.д. Однако назначение в Боярскую думу, равно как н на все важнейшие административные и военные посты осуществлялось в соответствии с местническими традициями.

Местничество

Местничество - это система феодальной иерархи, при которой положение человека зависело не от личных заслуг, а от "породы", то есть происхождения. Название местничества произошло от давнего обычая занимать место на пиру в соответствии со знатностью. В конце XV - середине XVI вв. окончательно сложился местнический счет по "родословцу" или "лествице", при Иване Грозном был составлен "Государев родословец", в котором была перечислена высшая знать, и "Государев разряд" - списки назначений на высшие должности, начиная со времен Ивана III. С учетом родословца и разряда производились все новые назначения, причем каждый представитель аристократической фамилии мог занимать должность не выше и не ниже той, которую когда-то занимал его предок. Местническая арифметика была невероятно запутанной даже по отношению к близким родственникам и выражалась в таких замысловатых формулировках как "первого брата сын четвертому дяде в версту", то есть равен по положению. Гораздо более сложным становился местнический счет, когда заходил спор двух разных аристократических фамилий. В этом случае поднимались все исторические прецеденты, записи о назначениях, фамильные воспоминания о том, кто, как и на каком месте сидел при таком-то великом князе или царе. Если вновь назначаемый на какую-либо должность считал, что понизили по отношению к другому должностному лицу, он бил челом государю о том, что ему "невместо" служить ниже такого-то боярина. Показательно, что даже если какой-то боярин, понимая свою непригодность или из дружеских отношений, соглашался служить ниже другого, вместо него "о потере чести" бил челом весь род, так как такое понижение в дальнейшем могло стать прецедентом. Частые местнические споры были настоящим бичом того времени, особенно опасные в период войны. Бывали случаи, когда неимоверно затягивалось назначения на командные посты - воевода полка правой руки бил челом, что ему "невместно" быть ниже воеводы большого полка, а воевода сторожевого полка приносил жалобу, что его предки никогда не служили ниже боярина, поставленного воеводой передового полка. Производились переназначения, но при запутанности отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов всякое новое назначение порождало новые местнические споры. По этой причине уже с XVI в. в экстренных случаях, чаще всего во время военных походов, царь особым указом велел всем "быть без мест", но и это не останавливало челобитчиков. В 1598 г. Борис Годунов гневно отвечал одному дворянину, затеявшему местнический спор в разгар подготовки к походу на татар: "яз пожаловал, велел боярам, и воеводам, и вам, дворянам, быти без мест на нашей службе; и ты почему так воруешь?" Однако при административных назначениях местнические порядки оставались непоколебимыми.

Местничество в Боярской думе

Оплотом местнических обычаев являлась Боярская дума. Даже места на заседаниях думы занимались в строгом порядке чинопочитания. Подъячий Посольского приказа Г. Котошихин описывал, как думные люди рассаживались по лавкам вдоль стен палаты: "бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж; под околничими думные дворяне потому ж по породе своей, а не по службе, а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им сидеть". Членство в Боярской думе по традиции было закреплено за аристократическими фамилиями, и когда тот или иной родовитый человек достигал известного возраста, ему "сказывали думу", то есть вводили в круг бояр. Разумеется, время вносило свои коррективы в состав знати. Опричнина и Смута подкосили потомство удельных княжат. Как отмечал С. Ф. Платонов, "Для московской аристократии время смуты было тем же, чем были войны Алой и Белой Роз для аристократии Англии: она потерпела такую убыль, что должна была воспринять в себя новые, демократические, сравнительно, элементы, чтобы не истощиться совсем". и ко второй половине XVII в. "Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку миновалися", но их место заняли другие. Г. Котошихин перечислял знатные роды, "которые бывают в боярех, а в околничих не бывают" - это князья Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Одоевские, Пронские, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы, Урусовы, а также нетитулованные роды Морозовы, Шереметевы, Шеины, Салтыковы. Среди родов, "которые бывают в околничих и в боярех" были названы князья Куракины, Долгоруковы, Бутурлины, Ромодановски, Пожарские, Волконские, Лобановы, Стрешневы, Борятинские, а также Милославские, Сукины, Пушкины, Измайловы, Плещеевы, Львовы. Порядок назначения в думу без учета личных заслуг и способностей приводил к печальным результатам. Г. Котошихин писал о том, что, когда царь велит Боярской Думе помыслить о каком-нибудь деле "иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые".

Однако эти неученые - "не студерованные" аристократы цепко держались за свои привилегии. Попасть в их сплоченный круг можно было только в редких случаях, например, когда царь брал в жены красивую, но не очень знатную дворянку и тем самым возвышал всех ее родичей или же за исключительные подвиги. Так, 11 июля 1613 г. в день венчания Михаила Романова на царство было "сказано боярство" князю Дмитрию Пожарскому, а на следующий день в царские именины был пожалован в думные дворяне Козьма Минин. Впрочем, личные заслуги вождей второго ополчения ничего не значили для знати. На церемонии сказывания боярства "у сказки" Пожарскому был назначен стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. И этот эпизод был не единственным. В. О. Ключевский писал о Д. М. Пожарском: "Даром, что он Московское государство очистил от воров-казаков и врагов-поляков, из худородных стольников пожалован был в бояре, получил "вотчины великие": к нему придирались при всяком удобном случае, твердя одно, что Пожарские - люди не разрядные, больших должностей не занимали, кроме городничих и губных старост нигде прежде не бывали". Однажды в результате местнического спора спаситель отечества "отослан был головою" боярину Б. Салтыкову и с позором под конвоем препровожден от царского дворца к крыльцу ничтожного, но родовитого сопернику. За свои места в Боярской думе и на торжественных церемониях бояре были готовы подвергнуться опале и тюремному заключению. В 1624 г. на свадьбе царя Михаила Федоровича царским указом было объявлено всем "быть без мест", но боярин князь И. В. Голицын на свадьбу приехать отказался, заявив: "Хотя вели государь казнить, а мне меньше Шуйского и Трубецкого быть никак нельзя". За ослушание у И. В. Голицына были конфискованы вотчины, а самого его вместе с женой сослали в Пермь. Однако его родственники, очевидно, считали похвальным такое упорство и подражали боярину в защите фамильной чести. В 1642 г. племянник этого боярина князь И.А. Голицын на приеме иностранных послов вступил в местнический спор с князем Д. М. Черкасским, но ему было объявлено через думного дьяка: "Был государь при иноземцах в золотой палате, и ты, князь Иван, в то время хотел сесть выше боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского и называл его своим братом и тем его обесчестил: боярин князь Дмитрий Мамстрюкович - человек великий и честь их старая, при царе Иване Васильевиче дядя его, князь Михаил Темрюкович, был в великой чести". В результате вместо Боярской думы князь И. А. Голицын был посажен в тюрьму.

Отмена местничества

Во второй половине XVII в. местничество выглядело вредным анахронизмом, и самодержавная власть по собственной инициативе решила пресечь этот давний обычай. Побудительным толчком послужила война с Турцией, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским миром, условия которого не могли удовлетворить Россию. Как уже отмечалось, местнические споры особенно пагубно сказывались на ведении боевых действий, и поэтому по окончанию войны царь Федор Алексеевич повелел созвать совещание служилых людей. Поскольку, как говорилось в царском указе, "неприятели показали новые в ратных делах вымыслы", выборные должны были помыслить о том, как "прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее". Совещание служилых людей возглавил князь Василий Васильевич Голицын. Его предки, как мы видели, готовы были пойти в ссылку и в тюрьму за местнические привилегии, однако князь В. В. Голицын, один из самых просвещенных людей своего времени, видел необходимость преобразований. К тому же разочарование в неудачных для России результатах войны было настолько сильным, что выборные люди, посовещавшись, объявили то, о чем раньше никто не осмеливался заявлять вслух. Служилые люди предложили отказаться от местничества. Сначала речь шла только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще.

Царь Федор Алексеевич и его ближайшее окружение были готовы к такому повороту событий и поощряли его. Поэтому без дальнейшего промедления 12 января 1682 г. было назначено чрезвычайное заседание Боярской Думы и Освященного собора. В своей речи царь осудил местнические споры, "от которых в прежние времена в ратных, посольских и всяких делах происходила великая пагуба", еще резче отозвался о местничестве патриарх. Царь обратился к Боярской думе с вопросом, как поступить с челобитной служилых людей об отмене местничества, и бояре отвечали, чтобы великий государь указал учинить по прошению "во всяких чинах быть без мест". После этого ответа Федор Алексеевич велел принести и сжечь разрядные книги, на которые ссылались участники местнических споров. В передних дворцовых сенях разложили огонь, и разрядные книги запылали. Их сожжение сопровождалось словами: "Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки!"

Прекращение деятельности Боярской думы

С отменой местничества значение Боярской думы окончательно падает. Царская власть, эволюционировавшая в сторону абсолютизма, уже не нуждалось в сословном учреждении, являвшемся цитаделью крупной феодальной аристократии. Боярская дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было особого указа о ликвидации думы, и точно также нельзя назвать точную дату ликвидации этого древнего института. С переносом столицы из Москвы в Петербург прекратились заседания Боярской думы. Кроме того, Петр I перестал "сказывать боярство", то есть пополнять состав думы и естественная убыль членов Боярской думы постепенно привела к ее исчезновению. Вместо Боярской думы в 1711 г. был создан новый орган - Сенат.

Читайте также: