Какой объем сборов медицинского страхования был в россии в 2018 году

Обновлено: 28.04.2024

РИА Рейтинг – 2 апр. Страховой рынок в 2018 году вернулся к достаточно высоким темпам прироста после замедления динамики годом ранее. По данным официальной статистики Центробанка РФ, по всем видам страхования (кроме ОМС) в 2018 году было собрано 1,48 триллиона рублей страховых премий, что на 15,7% или на 201 миллиард рублей больше, чем в 2017 году. Для сравнения, в 2017 году темп прироста был на уровне 8,3%, а в 2016 году – 15,3%. Таким образом, наблюдается явное ускорение динамики рынка страховых услуг, и темпы роста находятся на очень хорошем уровне по меркам последних лет. Основными источниками роста страхового рынка в 2018 году стали: страхование жизни и страхование от несчастных случаев, прирост страховых премий в этих сегментах в годовом выражении превысил 35%.

Выплаты страховых премий, в отличие от страховых сборов, в 2018 году выросли только на 2,6% и составили 522,5 миллиарда рублей. Из-за значительной разницы в темпах прироста премий и выплат их отношение в текущем рейтинге опустилось до 35,4% против 40% и 43% в 2017 и 2016 годах. Таким образом, наблюдается устойчивое снижение доли выплат к собранным премиям, как следствие прибыль страховых компаний увеличивается.

Процесс укрупнения страховых компаний продолжается

Для оценки текущих позиций страховых компаний на рынке по заказу АЭИ ПРАЙМ агентство РИА Рейтинг подготовило очередной рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий. Рейтинг основывается на данных Банка России и построен путем ранжирования страховых компаний по объемам полученных в 2018 году премий от добровольного и обязательного страхования за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС).

Страховые компании по-прежнему продолжают покидать рынок с достаточно высокой скоростью. Согласно результатам исследования, количество действующих страховщиков в 2018 году снизилось на 9,6% или на 20 компаний до 188 в текущем рейтинге. Для сравнения, в 2017 году страховой рынок покинуло примерно столько же игроков – 21 компании, а в 2016 году – 23 компании. Таким образом, темпы сокращения страховых компаний остаются относительно стабильными. Стоит отметить, что еще чуть более 10 компаний из нижней части рейтинга характеризовались очень небольшими объемами собранных премий (менее 1 миллиона рублей), что свидетельствует о сворачивании ими свое бизнеса. Как следствие эти компании в среднесрочной перспективе могут покинуть страховой рынок.

Значительная часть страховых компаний в рейтинге по итогам 2018 года характеризовалась увеличением объема премий. В частности страховые премии за год выросли у 115 компаний или у 61,2% страховых из рейтинга. Для сравнения, в 2017 и 2016 годах приростом характеризовалось 57,2% и 60,3%. Таким образом, доля растущих страховых компаний увеличилась не очень сильно, но находится на очень хорошем уровне по мерке последних лет. По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2019 году доля страховых компаний, объем премий которых увеличится, скорее всего, продолжит расти на фоне продолжения сокращения числа компаний и составит порядка 64-68%.

Высокие темпы прироста страховых премий при сокращении количества игроков страхового рынка приводят к укрупнению компаний. В частности, медианный размер собранных страховых премий в 2018 году составил 0,83 миллиарда рублей, что на 17,1% больше чем годом ранее. Также об укрупнении страховых компаний свидетельствует увеличение числа крупных компаний. Так, в рейтинге по итогам 2018 года уровень в 10 миллиардов рублей преодолели 23 страховые компании против 21 компании годом ранее. В свою очередь число компаний с объем премий более 1 миллиарда рублей почти не изменилось, так в 2018 году этот уровень превысили 86 компаний против 85 компаний годом ранее.

Крупнейшие страховые компании показали очень высокие темпы прироста. Так, объем собранных страховых премий ТОП-5 компаний за год вырос на 30%. При этом первая пятерка крупнейших страховых компаний обеспечила порядка 80% всего прироста собранных страховых премий. На фоне сокращения числа страховых компаний, а также хорошего результата у наиболее крупных представителей страхового бизнеса наблюдается рост концентрации. В частности, доля ТОП-5 компаний в суммарном объеме собранных премий выросла с 40% в 2017 году до 45% в текущем рейтинге.

На рынке страхования сменился лидер

По мнению экспертов РИА Рейтинг, перспективы российского рынка страхования в 2019 году продолжают выглядеть достаточно неплохими. Во-первых, темпы роста страхование жизни хоть и снизятся на фоне увеличения доходности по вкладам, но по-прежнему будут двузначными. Во-вторых, комплексное ипотечное страхование также покажет высокие темпы прироста из-за масштабной выдачи ипотеки. В-третьих, российский автомобильный рынок продолжит рост, что, вероятно, позитивно сказаться на автостраховании. В целом эксперты РИА Рейтинг ожидают, что за 2018 год объем премий российских страховых компаний будет на уровне 1,56-1,63 триллиона рублей.


Согласно многочисленным прогнозам, из-за пандемических и экономических волнений 2020 год должен был негативно сказаться на работе страховых компаний. Аналитики Банки.ру изучили официальные данные, чтобы понять, как в год пандемии изменилась структура страхового рынка и действительно ли тяжелым он оказался для лидеров страхования в разных сегментах.

Рост или кризис?

По данным Банка России, российский страховой рынок в 2020 году вырос на 4,1%, а объем страховых премий превысил 1,5 трлн рублей. Совокупные выплаты по всем видам страхования увеличились за год на 8,1%, до 659,3 млрд рублей.

Разумеется, квартальная динамика была неровной и зависела от периодов карантинных ограничений и их ослабления. Так, II квартал принес только 20,8% (312,8 млрд рублей) от общей суммы годовых премий, тогда как I квартал, оказавшийся лучшим по этому показателю, принес 27,7% (426,3 млрд рублей). Наибольшая сумма выплат пришлась на последний квартал 2020 года (29,5%, или 194,6 млрд рублей), наименьшая — на тот же II квартал с максимальными ограничениями (20,8%, или 137,2 млрд рублей). Особенно это было заметно в сегменте автострахования, где из-за тотального локдауна (даже с пропусками на выезд, как в Москве) II квартал ставил рекорды по минимальному количеству аварийных ситуаций.

Сборы по каско и ОСАГО тоже демонстрируют положительную динамику относительно 2019 года — рост на 2,9% и 2,4% соответственно. Несмотря на сокращение продаж новых автомобилей и числа выдач автокредитов в первом полугодии 2020 года, количество заключенных договоров по каско и ОСАГО увеличилось.

В сегменте страхования имущества юридических лиц сборы увеличились на 9,5% по отношению к 2019 году (или на 9,8 млрд рублей) — это лучший рост в нашей разбивке по видам страхования в 2020 году. На втором месте страхование от несчастных случаев и болезней (рост на 8%, или на 14,9 млрд рублей, по отношению к сборам 2019 года), на третьем — страхование жизни (рост на 5,2%, или на 21,1 млрд рублей, по отношению к сборам 2019 года).

Отметим, что сегмент страхования от несчастных случаев и болезней практически потерял на 2020 год составляющую в виде страхования выезжающих за рубеж, но приобрел направление по страхованию от коронавируса. На динамику страхования жизни в 2020 году положительно повлиял рост страхования жизни заемщика (на 3,3%, или на 3,1 млрд рублей в прошедшем году), которому, в свою очередь, тоже мешали карантинные ограничения. В 2019 году общий рост страхования жизни заемщиков превышал 55%, а страхования от несчастных случаев и болезней — 10,5%.

Хуже всего на ограничения 2020 года отреагировал сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) — объем премий по этому направлению сократился на 2% при росте годом ранее почти на 19%. Основные причины, по мнению регулятора, следующие: сокращение доходов населения и оптимизация расходов небольших предприятий, в частности, на страхование здоровья сотрудников. В отрицательном поле оказалась и динамика страхования имущества физических лиц, но всего на -0,3% относительно 2019 года.

Структура рынка по видам страхования за 2020 год существенно не поменялась. Отметить стоит сокращение доли ДМС на 0,7% и незначительное сокращение сегментов каско и ОСАГО (на 0,1% и 0,2% соответственно), а также рост доли страхования от несчастных случаев и крупнейшего сегмента — страхования жизни (на 0,5% и 0,4% соответственно).

Укрепление лидерства и упущенные возможности

В нашу выборку попали страховые компании с наибольшими объемами премий по итогам 2020 года на рынке в целом и в отдельных его сегментах (выбор сегмента доступен в приложенных таблицах).

Сборы по имущественному страхованию выросли слабее, чем в 2019 году, да и то за счет юридических лиц. Половина крупнейших страховщиков этого сегмента показали сокращение таких сборов за прошедший год. С другой стороны, сократилась средняя доля отказов в выплатах по страхованию имущества физических лиц (с 15,6% в 2019 году до 12,4% в 2020-м), а по страхованию имущества компаний выросла незначительно (с 10,5% в 2019 году до 10,6% в 2020-м). Отметим, что среднерыночную долю отказов по страхованию имущества физических лиц превышают только две компании, попавшие в наш топ-10.

В прошедшем году эксперты прогнозировали сокращение сборов даже для обязательных видов страхования. Однако итоги всего 2020 года для страхового рынка оказались не такими уж печальными, как, к слову, и итоги банковского сектора. А прогнозы на текущий год чаще говорят о росте, пусть и сдержанном, и восстановлении большинства сегментов страхового рынка.

Вадим ТИХОНОВ, Дарья ПЕТРОВА, аналитический центр Банки.ру

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

Единый реестр медицинских организаций.

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

Рынок добровольного медицинского страхования в России в последние два-три года был подвержен разнонаправленному давлению, как со стороны медицинских учреждений, так и со стороны застрахованных лиц. Количество участников страхового рынка ежегодно сокращается, причем некоторые компании, остающиеся действующими игроками, добровольно отказываются от лицензии на ДМС. Почему это происходит? Какие прогнозы дают эксперты по поводу будущего ДМС?

Общие итоги 2015-2017 гг.

В 2015-2016 годах страховщики, будучи вынужденными подстраиваться под темп падения рубля, повышали стоимость своих услуг; потенциальные страхователи, контролируя свои расходы, требовали сохранения или снижения стоимости полисов ДМС. Единственным фактором, обуславливающим рост рынка ДМС в 2014-2016 годах была инфляция.

В 2015 году сегмент добровольного медицинского страхования продолжал демонстрировать падение, в основном из-за сокращения или отказа корпоративного сектора от ДМС. При этом сжатие сегмента замедлилось: в III квартале падение составило 2,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В отчетном периоде, по сравнению с предыдущим, наблюдалось замедление не только темпов сокращения взносов по ДМС, но и тем­пов роста выплат. Темп роста выплат по данному виду страхования незначительно увеличился (+2,8%) по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, в то время как во II квартале 2015 года данный показатель был равен +17,1%. Тем не менее скользящий коэффициент выплат остался высоким — 77,9%, что на 2,3 процентного пункта выше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Динамика рынка ДМС

Динамика взносов по ДМС в 2016 году ускорилась на 2,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом и достигла 6,4%. Объем взносов был равен 137,8 млрд. рублей. Количество договоров практически не изменилось (-0,1%) и составило 10,2 млн шт. Средняя премия по договору медицинского страхования увеличилась на 7,9% до 13,4 тыс. рублей. В сегменте ДМС (19,9% от общего объем страховых выплат), размер выплат остался стабилен — 100,6 млрд. рублей (-0,02% за год).

Сокращение страховых премий в ДМС было отмечено в 2017 году (-6,9% за III квартал 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в результате чего доля рынка, занимаемая этим видом страхования, за год снизилась на 1,1 п.п., до 7,2%. Благодаря традиционно высоким сборам в первом полугодии, компенсирующим сокращение в III квартале, прирост взносов за 9 месяцев 2017 г. составил 4,4%. Объем взносов, собранных за отчетный квартал, был равен 22,8 млрд рублей. Количество заключенных в III квартале 2017 г. договоров выросло на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достигло 2,5 млн штук. В результате средняя страховая премия за год сократилась на 8,7%, до 9,3 тыс. руб. по итогам III квартала 2017 года.

До 2017 года у сектора ДМС отсутствовали собственные триггеры для роста. Динамика изменения величины средней страховой премии зеркально отражала падение количества заключенных договоров страхования. Тем не менее за отчетный период 1.01.2017 — 31.12.2017, несмотря на нестабильные показатели III и IV кварталов, наметилась существенная динамика. При том, что количество заключенных договоров практически сравнялось с показателями 2014 года, объем премий увеличился почти на 20 млрд руб., что отражено в таблице 1.

Отчетный период
Количество договоров, шт.
Объем премий, тыс.руб.
1.01.2014 — 31.12.2014
11 347 890
124 074 582
1.01.2015 — 31.12.2015
10 328 384
128 956 970
1.01.2016 — 31.12.2016
10 271 866
137 816 419
1.01.2017 — 31.12.2017
11 086 927
140 007 952

Падение взносов по ДМС во многом объяснялось стремлением работодателей снизить свои расходы, в том числе за счет предоставления меньшего перечня услуг, а также распространения софинансирования и франшизы. Принятый закон о телемедицине, вступивший в силу с 1 января 2018 г., предусматривает оказание медицинской помощи и проведение консультаций дистанционно, что должно отразиться на расширении клиентской базы и снижении средней стоимости страховки. Выплаты по ДМС незначительно выросли (на 1,3% за III квартал 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), достигнув 26,3 млрд рублей. В совокупном объеме выплат доля ДМС достаточно стабильна и составляет 21,7% по итогам 2017 года (21,9% годом ранее).

Рост сборов и выплат в 2015-2017 гг.

Страховые сборы последние несколько лет неуклонно росли. Но, если до 2013-2014 года это было обусловлено числом заключенных договоров, то, начиная с 2015, рост сборов инициировался лишь снижением курса рубля и удорожанием медицинских услуг из-за импортных медикаментов и аппаратуры. В 2016-2017 ситуация существенно не изменилась, что отчетливо видно на рисунке 1. И по прогнозам экспертов Банка России в ближайшем будущем динамика не изменится.


Стоит отметить, что на новшество, введенное 1 января 2015 года – обязательное наличие полиса ДМС у трудовых мигрантов — страховые компании возлагали надежды, полагая что оно обеспечит дополнительный приток клиентов и сборов. И страхование трудовых мигрантов действительно сыграло роль в приросте рынка ДМС в 2015 году. Но при минимальной стоимости полиса около 4000 рублей, были отмечены частые обращения в медицинские учреждения застрахованных лиц с весьма серьезными заболеваниями, что сделало эти полисы низкорентабельными или даже убыточными для страховщиков.

Выплаты в связи со страховыми случаями также росли. С 2014 года, когда объем выплат немного превысил 95 млрд рублей, размер выплаченного возмещения возрос на 11,1% и в 2017 году составил более 105 млрд рублей. Негативное влияние на рынок ДМС оказала девальвация рубля, резкое снижение корпоративных расходов на страхование, распространение мошенничества и ряд других факторов, которые не способствовали стабилизации ситуации.

Лидеры рынка добровольного медстрахования

Перспективы ДМС в 2018 г.

Чтобы оставаться на плаву, страховые компании, скорее всего, в ближайшие годы будут предпринимать различные действия для минимизации расходов и стоимости полисов. Антикризисные стратегии должны быть направлены на изменение восприятия добровольного медицинского страхования. Многие пациенты видят в полисе ДМС абонемент на неограниченное посещение поликлиники, а он больше является покрытием страхового случая. В перспективе, страховые компании могут прибегнуть к сокращению списка клиник, отказу от дорогостоящих услуг и льготного страхования родственников. Бизнесу медицинского страхования России в условиях кризиса нужно будет заново учиться балансировать между медицинскими учреждениями и пациентами. Основными шагами на ближайшие два года, скорее всего, станут:

  • Стремление сохранить портфель текущих клиентов при поддержании рентабельности;
  • Оптимизация выплат за счет усиления контроля за страховыми случаями.

Большим шагом в сторону стабилизации станет выход на темп роста, сравнимый с инфляцией. Эксперты на фоне вступления в силу с 01.01.2018 г. Закона о телемедицине и роста количества приезжих работников, прогнозируют рост объема премий в пределах 5-8%, рост популярности индивидуальных полисов ДМС с телемедициной, рост количества застрахованных от критических заболеваний, увеличение количества договоров ДМС трудовых мигрантов.

Заключение

В связи с экономическим кризисом, отголоски которого слышны и в 2018 году, большинством корпоративных клиентов страховых компаний были внесены корректировки в формирование бюджета и снижены необязательные затраты. Естественно, эти процессы затронули рынок ДМС, поскольку такая оптимизация расходов подразумевала либо отказ от медицинских полисов, либо существенное снижение их стоимости. Страховым организациям пришлось разрабатывать специальные предложения, предлагать акции и различными способами мотивировать клиентов на заключение договора. Работа в этом направлении продолжается, поскольку именно юридические лица приносят практически 85% прибыли страховщикам в сегменте ДМС.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Добровольное медицинское страхование (ДМС) дает возможность получать дополнительные медицинские услуги и экстренную помощь в тех сферах защиты здоровь .

Здравоохранение и добровольное медицинское страхование тесно связаны один с другим. В России система здравоохранения финансируется по остаточному прин .

По своему определению, добровольное медицинское страхование — это один из коммерческих видов страхования. В данном случае страховые компании заинтерес .

Согласно статистике добровольное медицинское страхование занимает третье место по объему финансирования системы здравоохранения, после регулярных стра .

  • История и становление
  • История ДМС в России
  • Здравоохранение и ДМС
  • Законодательство и финансирование
  • Экономико-финансовые основы
  • Законодательная база
  • Развитие ДМС
  • Особенности ДМС в РФ
  • Актуальные проблемы
  • ДМС в мире
  • Распространение ДМС в мире
  • Финансирование за рубежом
  • Страхование от критических болезней
  • ДМС в странах ЕС
  • Особенности ДМС в ЕС
  • Виды ДМС
  • Влияние ДМС на передвижение людей
  • Страховой портал.ру
  • ДМС
  • Динамика рынка ДМС и тенденции его развития в 2015-2018 гг.

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Рынок добровольного медицинского страхования в России в последние два-три года был подвержен разнонаправленному давлению, как со стороны медицинских учреждений, так и со стороны застрахованных лиц. Количество участников страхового рынка ежегодно сокращается, причем некоторые компании, остающиеся действующими игроками, добровольно отказываются от лицензии на ДМС. Почему это происходит? Какие прогнозы дают эксперты по поводу будущего ДМС?

Общие итоги 2015-2017 гг.

В 2015-2016 годах страховщики, будучи вынужденными подстраиваться под темп падения рубля, повышали стоимость своих услуг; потенциальные страхователи, контролируя свои расходы, требовали сохранения или снижения стоимости полисов ДМС. Единственным фактором, обуславливающим рост рынка ДМС в 2014-2016 годах была инфляция.

В 2015 году сегмент добровольного медицинского страхования продолжал демонстрировать падение, в основном из-за сокращения или отказа корпоративного сектора от ДМС. При этом сжатие сегмента замедлилось: в III квартале падение составило 2,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В отчетном периоде, по сравнению с предыдущим, наблюдалось замедление не только темпов сокращения взносов по ДМС, но и тем­пов роста выплат. Темп роста выплат по данному виду страхования незначительно увеличился (+2,8%) по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, в то время как во II квартале 2015 года данный показатель был равен +17,1%. Тем не менее скользящий коэффициент выплат остался высоким — 77,9%, что на 2,3 процентного пункта выше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Динамика рынка ДМС

Динамика взносов по ДМС в 2016 году ускорилась на 2,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом и достигла 6,4%. Объем взносов был равен 137,8 млрд. рублей. Количество договоров практически не изменилось (-0,1%) и составило 10,2 млн шт. Средняя премия по договору медицинского страхования увеличилась на 7,9% до 13,4 тыс. рублей. В сегменте ДМС (19,9% от общего объем страховых выплат), размер выплат остался стабилен — 100,6 млрд. рублей (-0,02% за год).

Сокращение страховых премий в ДМС было отмечено в 2017 году (-6,9% за III квартал 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в результате чего доля рынка, занимаемая этим видом страхования, за год снизилась на 1,1 п.п., до 7,2%. Благодаря традиционно высоким сборам в первом полугодии, компенсирующим сокращение в III квартале, прирост взносов за 9 месяцев 2017 г. составил 4,4%. Объем взносов, собранных за отчетный квартал, был равен 22,8 млрд рублей. Количество заключенных в III квартале 2017 г. договоров выросло на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достигло 2,5 млн штук. В результате средняя страховая премия за год сократилась на 8,7%, до 9,3 тыс. руб. по итогам III квартала 2017 года.

До 2017 года у сектора ДМС отсутствовали собственные триггеры для роста. Динамика изменения величины средней страховой премии зеркально отражала падение количества заключенных договоров страхования. Тем не менее за отчетный период 1.01.2017 — 31.12.2017, несмотря на нестабильные показатели III и IV кварталов, наметилась существенная динамика. При том, что количество заключенных договоров практически сравнялось с показателями 2014 года, объем премий увеличился почти на 20 млрд руб., что отражено в таблице 1.

Отчетный период
Количество договоров, шт.
Объем премий, тыс.руб.
1.01.2014 — 31.12.2014
11 347 890
124 074 582
1.01.2015 — 31.12.2015
10 328 384
128 956 970
1.01.2016 — 31.12.2016
10 271 866
137 816 419
1.01.2017 — 31.12.2017
11 086 927
140 007 952

Падение взносов по ДМС во многом объяснялось стремлением работодателей снизить свои расходы, в том числе за счет предоставления меньшего перечня услуг, а также распространения софинансирования и франшизы. Принятый закон о телемедицине, вступивший в силу с 1 января 2018 г., предусматривает оказание медицинской помощи и проведение консультаций дистанционно, что должно отразиться на расширении клиентской базы и снижении средней стоимости страховки. Выплаты по ДМС незначительно выросли (на 1,3% за III квартал 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), достигнув 26,3 млрд рублей. В совокупном объеме выплат доля ДМС достаточно стабильна и составляет 21,7% по итогам 2017 года (21,9% годом ранее).

Рост сборов и выплат в 2015-2017 гг.

Страховые сборы последние несколько лет неуклонно росли. Но, если до 2013-2014 года это было обусловлено числом заключенных договоров, то, начиная с 2015, рост сборов инициировался лишь снижением курса рубля и удорожанием медицинских услуг из-за импортных медикаментов и аппаратуры. В 2016-2017 ситуация существенно не изменилась, что отчетливо видно на рисунке 1. И по прогнозам экспертов Банка России в ближайшем будущем динамика не изменится.


Стоит отметить, что на новшество, введенное 1 января 2015 года – обязательное наличие полиса ДМС у трудовых мигрантов — страховые компании возлагали надежды, полагая что оно обеспечит дополнительный приток клиентов и сборов. И страхование трудовых мигрантов действительно сыграло роль в приросте рынка ДМС в 2015 году. Но при минимальной стоимости полиса около 4000 рублей, были отмечены частые обращения в медицинские учреждения застрахованных лиц с весьма серьезными заболеваниями, что сделало эти полисы низкорентабельными или даже убыточными для страховщиков.

Выплаты в связи со страховыми случаями также росли. С 2014 года, когда объем выплат немного превысил 95 млрд рублей, размер выплаченного возмещения возрос на 11,1% и в 2017 году составил более 105 млрд рублей. Негативное влияние на рынок ДМС оказала девальвация рубля, резкое снижение корпоративных расходов на страхование, распространение мошенничества и ряд других факторов, которые не способствовали стабилизации ситуации.

Лидеры рынка добровольного медстрахования

Перспективы ДМС в 2018 г.

Чтобы оставаться на плаву, страховые компании, скорее всего, в ближайшие годы будут предпринимать различные действия для минимизации расходов и стоимости полисов. Антикризисные стратегии должны быть направлены на изменение восприятия добровольного медицинского страхования. Многие пациенты видят в полисе ДМС абонемент на неограниченное посещение поликлиники, а он больше является покрытием страхового случая. В перспективе, страховые компании могут прибегнуть к сокращению списка клиник, отказу от дорогостоящих услуг и льготного страхования родственников. Бизнесу медицинского страхования России в условиях кризиса нужно будет заново учиться балансировать между медицинскими учреждениями и пациентами. Основными шагами на ближайшие два года, скорее всего, станут:

  • Стремление сохранить портфель текущих клиентов при поддержании рентабельности;
  • Оптимизация выплат за счет усиления контроля за страховыми случаями.

Большим шагом в сторону стабилизации станет выход на темп роста, сравнимый с инфляцией. Эксперты на фоне вступления в силу с 01.01.2018 г. Закона о телемедицине и роста количества приезжих работников, прогнозируют рост объема премий в пределах 5-8%, рост популярности индивидуальных полисов ДМС с телемедициной, рост количества застрахованных от критических заболеваний, увеличение количества договоров ДМС трудовых мигрантов.

Заключение

В связи с экономическим кризисом, отголоски которого слышны и в 2018 году, большинством корпоративных клиентов страховых компаний были внесены корректировки в формирование бюджета и снижены необязательные затраты. Естественно, эти процессы затронули рынок ДМС, поскольку такая оптимизация расходов подразумевала либо отказ от медицинских полисов, либо существенное снижение их стоимости. Страховым организациям пришлось разрабатывать специальные предложения, предлагать акции и различными способами мотивировать клиентов на заключение договора. Работа в этом направлении продолжается, поскольку именно юридические лица приносят практически 85% прибыли страховщикам в сегменте ДМС.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Добровольное медицинское страхование (ДМС) дает возможность получать дополнительные медицинские услуги и экстренную помощь в тех сферах защиты здоровь .

Здравоохранение и добровольное медицинское страхование тесно связаны один с другим. В России система здравоохранения финансируется по остаточному прин .

По своему определению, добровольное медицинское страхование — это один из коммерческих видов страхования. В данном случае страховые компании заинтерес .

Согласно статистике добровольное медицинское страхование занимает третье место по объему финансирования системы здравоохранения, после регулярных стра .

  • История и становление
  • История ДМС в России
  • Здравоохранение и ДМС
  • Законодательство и финансирование
  • Экономико-финансовые основы
  • Законодательная база
  • Развитие ДМС
  • Особенности ДМС в РФ
  • Актуальные проблемы
  • ДМС в мире
  • Распространение ДМС в мире
  • Финансирование за рубежом
  • Страхование от критических болезней
  • ДМС в странах ЕС
  • Особенности ДМС в ЕС
  • Виды ДМС
  • Влияние ДМС на передвижение людей
  • Страховой портал.ру
  • ДМС
  • Динамика рынка ДМС и тенденции его развития в 2015-2018 гг.

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Читайте также: