Какой новый орган законодательной власти в ссср был создан в 1989

Обновлено: 25.06.2024

2 марта 1917 г состоялось ОБЪЕДИНЕННОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.

14 марта 1917 г создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - ГОРОДСКОЙ СОВЕТ.

6 мая 1917 г в Избрание ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ.

8 мая 1917 г на ОБЪЕДИНЕННОМ СОБРАНИИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ произошло слияние обоих СОВЕТОВ.

27 мая 1920 г Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

25 июня 1920 г Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ.

26 сентября 1920 г в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР.

В 1937 г на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет ТАССР

К исключительному ведению Съезда относилось:• установление, дополнение и изменение основных начал Конституции РСФСР, утверждение самой Конституции РСФСР• Утверждение конституционных поправок ВЦИКа• утверждение конституций автономных советских социалистических республик.По остальным вопросам Съезд и ВЦИК обладали одинаковыми полномочиями.Верхо́вный Сове́т СССР — в 1938—1989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 1989—1991 — постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

Состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года — 5 лет.

В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР —по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление право помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее — с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

Совет старейшин — совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции[1], а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.[2]

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза — один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей — по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т.п.).

6. Принцип развития народовластия. Движение Советов к неполитической демократии — форме общественного самоуправления при коммунизме.

8. Принцип многоступенчатого формирования (до 1936 года). Советы вышестоящего уровня избирались не населением, а нижестоящими Советами. Отменен Сталинской Конституцией СССР 1936 года.

В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал"). Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней:

• После острых дискуссий и споров вокруг создания Татаро-Башкирской Советской республики 27 мая 1920 года Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

• 25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.

• 26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов.

Всетатарский Съезд Советов в пределах своей компетенции принимал законы и осуществлял общее руководство республикой по вопросам политической и экономической деятельности, национальной политики, социально-культурного строительства, административно-территориального устройства. Принимал и изменял Конституцию ТАССР, которая затем утверждалась высшим органом власти РСФСР.

До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР.

• В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен.

ПРЕЗИДИУМ ТатЦИКа : - готовил съезды Советов и сессии ЦИК, контролировал исполнение их решений в центре и на местах; - мог приостанавливать или отменять постановления Совнаркома республики и отдельных наркоматов; - назначал и освобождал народных комиссаров; - изменял (с последующим вынесением на утверждение ВЦИК) административно-территориальное устройство республики.

• В 1937 году на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической республики.

Согласно Конституции ТАССР 1937 года Верховный Совет ТАССР: - являлся высшим органом государственной власти; - избирался гражданами республики путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 20 тысяч населения; - был наделен широкими полномочиями по принятию и изменению Конституции ТАССР с последующим внесением ее на утверждение Верховного Совета РСФСР; - осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственные планы и бюджет республики; - избирал, учреждал и контролировал работу Президиума Верховного Совета, Верховного суда, Совета народных комиссаров; - контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР и ТАССР на территории республики.

• 26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны: - Президиум Верховного Совета республики в составе Председателя и 14 членов;- сформированы три постоянных комиссии (Законодательных предложений, Бюджетная и Мандатная); - образовано правительство республики - Совет народных комиссаров ТАССР.

К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.

Неизгладимый отпечаток в истории представительных органов республики оставила Великая Отечественная война. Из 143 депутатов Верховного Совета ТАССР 44 добровольно ушли на фронт. Всего за годы войны в действующую армию были призваны 12 из 27 тысяч депутатов Советов Татарской АССР.

После окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ активизировалась сессионная форма работы Верховного Совета ТАССР. На преодоление послевоенных трудностей был всецело ориентирован пятилетний план развития республики одобренный депутатами Верховного Совета в марте 1947 года.

• С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению.

• В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы: - о бюджетных правах ТАССР и местных Советов депутатов трудящихся; - о порядке отзыва депутатов Верховного Совета ТАССР и депутатов районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.

• В 1978 году на основе Конституции республики были приняты: - законы о выборах в Верховный Совет ТАССР и местные Советы депутатов трудящихся; - закон о Совете Министров ТАССР; - Регламент работы Верховного Совета ТАССР; - образовано 14 постоянных комиссий по основным отраслям народного хозяйства и сферам государственной деятельности.

Особое место в системе органов управления ТАССР было отведено Комитету народного контроля. Согласно Конституции ТАССР, весь состав Комитета народного контроля формировался непосредственно Верховным Советом.

• Следующий этап в реформировании представительных органов власти связан с началом перестройки.

В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе.

• 30 августа 1990 года, - исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, - Верховным Советом республики была принята ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ.

СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1936 и соответственно в РСФСР по Конституции 1937 гг., политическая основа государства .В наименованиях конкретных Советов слова "депутатов трудящихся" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти, обязательно добавлялись слова "депутатов трудящихся". (С. А.)

СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1977 и соответственно в РСФСР по Конституции 1978 гг., политическая основа государства (см.: основа). В наименованиях конкретных Советов слова "народных депутатов" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти,обязательно добавлялись слова "народных депутатов". (С. А.)

СОВЕТЫ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в РСФСР по Конституции 1918 г. При этом в наименованиях конкретных органов по Конституции были свои особенности. Например, высшей властью РСФСР Конституция объявляла Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Органы Советской власти на местах назывались в Конституции областными, губернскими (окружными), уездными (районными) и волостными съездами Советов, а также городскими и сельскими Советами депутатов - т. е. без добавления как всех указанных слов ("рабочих, солдатских и крестьянских"), так и отдельных из них. (С. А.)

Органы власти в ссср

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом.

Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР.

Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа.

Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом.

Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители.

Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями.

Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

Органы власти в ссср схема

Органы власти в ссср

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия.

Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат.

Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г.

, нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации.

VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР.

В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик).

IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы

При исполкомах всех уровней — экономические совещания

Единая судебная система

народный суд

губернский суд

Верховный суд

Репрессивные органы

1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30—40-е годы

Высшие органы государственной власти в СССР (стр. 1 из 3)

Органы власти в ссср

федеральное агентство по образованию

Исторический факультет

К
афедра документоведения

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов.

определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была.

VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год[2]
. Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

2 марта 1917 г состоялось ОБЪЕДИНЕННОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.

14 марта 1917 г создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - ГОРОДСКОЙ СОВЕТ.

6 мая 1917 г в Избрание ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ.

8 мая 1917 г на ОБЪЕДИНЕННОМ СОБРАНИИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ произошло слияние обоих СОВЕТОВ.

27 мая 1920 г Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

25 июня 1920 г Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ.

26 сентября 1920 г в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР.

В 1937 г на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет ТАССР

К исключительному ведению Съезда относилось:• установление, дополнение и изменение основных начал Конституции РСФСР, утверждение самой Конституции РСФСР• Утверждение конституционных поправок ВЦИКа• утверждение конституций автономных советских социалистических республик.По остальным вопросам Съезд и ВЦИК обладали одинаковыми полномочиями.Верхо́вный Сове́т СССР — в 1938—1989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 1989—1991 — постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

Состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года — 5 лет.

В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР —по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление право помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее — с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

Совет старейшин — совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции[1], а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.[2]

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза — один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей — по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т.п.).

6. Принцип развития народовластия. Движение Советов к неполитической демократии — форме общественного самоуправления при коммунизме.

8. Принцип многоступенчатого формирования (до 1936 года). Советы вышестоящего уровня избирались не населением, а нижестоящими Советами. Отменен Сталинской Конституцией СССР 1936 года.

В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал"). Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней:

• После острых дискуссий и споров вокруг создания Татаро-Башкирской Советской республики 27 мая 1920 года Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

• 25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.

• 26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов.

Всетатарский Съезд Советов в пределах своей компетенции принимал законы и осуществлял общее руководство республикой по вопросам политической и экономической деятельности, национальной политики, социально-культурного строительства, административно-территориального устройства. Принимал и изменял Конституцию ТАССР, которая затем утверждалась высшим органом власти РСФСР.

До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР.

• В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен.

ПРЕЗИДИУМ ТатЦИКа : - готовил съезды Советов и сессии ЦИК, контролировал исполнение их решений в центре и на местах; - мог приостанавливать или отменять постановления Совнаркома республики и отдельных наркоматов; - назначал и освобождал народных комиссаров; - изменял (с последующим вынесением на утверждение ВЦИК) административно-территориальное устройство республики.

• В 1937 году на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической республики.

Согласно Конституции ТАССР 1937 года Верховный Совет ТАССР: - являлся высшим органом государственной власти; - избирался гражданами республики путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 20 тысяч населения; - был наделен широкими полномочиями по принятию и изменению Конституции ТАССР с последующим внесением ее на утверждение Верховного Совета РСФСР; - осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственные планы и бюджет республики; - избирал, учреждал и контролировал работу Президиума Верховного Совета, Верховного суда, Совета народных комиссаров; - контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР и ТАССР на территории республики.

• 26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны: - Президиум Верховного Совета республики в составе Председателя и 14 членов;- сформированы три постоянных комиссии (Законодательных предложений, Бюджетная и Мандатная); - образовано правительство республики - Совет народных комиссаров ТАССР.

К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.

Неизгладимый отпечаток в истории представительных органов республики оставила Великая Отечественная война. Из 143 депутатов Верховного Совета ТАССР 44 добровольно ушли на фронт. Всего за годы войны в действующую армию были призваны 12 из 27 тысяч депутатов Советов Татарской АССР.

После окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ активизировалась сессионная форма работы Верховного Совета ТАССР. На преодоление послевоенных трудностей был всецело ориентирован пятилетний план развития республики одобренный депутатами Верховного Совета в марте 1947 года.

• С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению.

• В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы: - о бюджетных правах ТАССР и местных Советов депутатов трудящихся; - о порядке отзыва депутатов Верховного Совета ТАССР и депутатов районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.

• В 1978 году на основе Конституции республики были приняты: - законы о выборах в Верховный Совет ТАССР и местные Советы депутатов трудящихся; - закон о Совете Министров ТАССР; - Регламент работы Верховного Совета ТАССР; - образовано 14 постоянных комиссий по основным отраслям народного хозяйства и сферам государственной деятельности.

Особое место в системе органов управления ТАССР было отведено Комитету народного контроля. Согласно Конституции ТАССР, весь состав Комитета народного контроля формировался непосредственно Верховным Советом.

• Следующий этап в реформировании представительных органов власти связан с началом перестройки.

В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе.

• 30 августа 1990 года, - исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, - Верховным Советом республики была принята ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ.

СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1936 и соответственно в РСФСР по Конституции 1937 гг., политическая основа государства .В наименованиях конкретных Советов слова "депутатов трудящихся" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти, обязательно добавлялись слова "депутатов трудящихся". (С. А.)

СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1977 и соответственно в РСФСР по Конституции 1978 гг., политическая основа государства (см.: основа). В наименованиях конкретных Советов слова "народных депутатов" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти,обязательно добавлялись слова "народных депутатов". (С. А.)

СОВЕТЫ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ - обобщенное наименование представительных органов государственной власти в РСФСР по Конституции 1918 г. При этом в наименованиях конкретных органов по Конституции были свои особенности. Например, высшей властью РСФСР Конституция объявляла Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Органы Советской власти на местах назывались в Конституции областными, губернскими (окружными), уездными (районными) и волостными съездами Советов, а также городскими и сельскими Советами депутатов - т. е. без добавления как всех указанных слов ("рабочих, солдатских и крестьянских"), так и отдельных из них. (С. А.)

Органы власти в ссср

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом.

Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР.

Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа.

Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом.

Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители.

Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями.

Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

Органы власти в ссср схема

Органы власти в ссср

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия.

Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат.

Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г.

, нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации.

VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР.

В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик).

IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы

При исполкомах всех уровней — экономические совещания

Единая судебная система

народный суд

губернский суд

Верховный суд

Репрессивные органы

1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30—40-е годы

Высшие органы государственной власти в СССР (стр. 1 из 3)

Органы власти в ссср

федеральное агентство по образованию

Исторический факультет

К
афедра документоведения

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов.

определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была.

VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год[2]
. Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

Читайте также: