Какой категории лиц в процессе осуществления орд гарантируется социальная и правовая защита

Обновлено: 07.07.2024

Социальная и правовая защита участников ОРД, предусмотренные законом права и преимущества обеспечивают им выполнение профессиональных обязанностей или принятых на себя обязательств и в конечном счете, обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

Предусмотренные законом меры не являются жестом доброй воли, актом милости со стороны государства по отношению к участникам ОРД, а являются необходимыми и иногда вынужденными (например, освобождение от уголовной ответственности, допустимость причинения вреда правоохраняемым интересам). Законодательные меры социальной и правовой защиты участников ОРД не являются случайными, а, напротив, имеют объективную обусловленность.

Из ФЗ об ОРД следует, что должностные лица ОРО при осуществлении ОРД решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь других должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан, с их согласия, на гласной и негласной основе.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют сотрудники ОРО, по меньшей мере не знали их как лиц, осуществляющих ОРД, или как конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения их безопасности, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ.

В этой связи действия субъектов ОРМ предполагают применение преимущественно негласных средств и методов работы с использованием при подготовке и проведении ОРМ конфиденциального содействия отдельных частных лиц.

Опыт показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся бессмысленными. Поэтому нередко проведение ОРМ и участие в них конкретных лиц допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников. Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений,, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые ОПФ, которые тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и др.

ФЗ об ОРД предусматривает возможность проведения ОРМ, предполагающих весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности. В связи с этим имеют место случаи неправомерного воздействия на должностных лиц ОРО, а также на конфидентов, в частности путем причинения им имущественного ущерба, вреда здоровью и даже физического их устранения.

Нередко действия лиц, участвующих в ОРМ, принимают формы, близкие к преступным действиям, либо отведенная этим лицам роль создает угрозу их личной безопасности.

Все это объективно обусловливает преимущественную негласность действий участников ОРД, использование помощи граждан на конфиденциальной основе, необходимость закрепления сохранения конфиденциальности их сотрудничества на законодательном уровне. Именно негласность, применение иных мер защиты обусловливают эффективность действий и безопасность участников ОРД.

Участие в ОРМ связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, что требует соответствующих компенсаций, а зачастую сопряжено со значительными стрессами, преодоление которых требует продолжительного отдыха или лечения. Лица, участвующие в ОРД, безусловно, обладают всеми правами наравне с другими гражданами. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты как на участников гражданско-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административных и иных правоотношений. Однако реализация отдельных прав имеет специфику, которая вызывает необходимость закрепления дополнительных гарантий и в отношении участников ОРД.

Особенности ОРД предопределяют специфику защиты лиц, ее осуществляющих. В целом гарантии деятельности сотрудников ОРО закреплены в законах о милиции, о ФСБ и др. Однако эти законодательные акты не определяет статус сотрудников ОРО как участников оперативно-розыскных отношений, как представителей власти с особыми полномочиями, специфическими обязанностями, риском, что требует принятия дополнительных мер защиты. В равной мере это относится и к гражданам, участвующим в ОРД. Таким образом, социальная и правовая защита участников ОРД имеет социальную обусловленность, которая вызвана:

• состоянием криминальной среды в целом, происходящими в ней процессами;

• характером общественно опасных деяний, в предупреждении, пресечении и раскрытии которых они принимают участие;

• различной характеристикой субъектов (участников) ОРД;

• особым характером осуществляемых ими функций;

• спецификой отдельных ОРМ;

• негативным отношением в обществе к негласному характеру ОРД вообще и к лицам, оказывающим содействие в ее осуществлении, в частности.

Законодательное закрепление мер социальной и правовой защиты участников ОРД лишь частично решает проблемы, стоящие перед практическими подразделениями, хотя и создают основу для их решения. В незначительной мере это связано с последующим применением норм ФЗ об ОРД неоднозначностью толкования его положений, оценки действий участников ОРД, при которой достаточно часто не учитывается их суть, следующая из реализации оперативно-розыскных функций. Оценка законности их поведения осуществляется независимо от объективных условий обстановки, в которой действуют участники ОРД, содержания предусмотренных законом ОРМ, общей характеристики и особенностей действий субъектов, объективного и субъективного смысла.

На наш взгляд, именно в сущности ОРМ должностных лиц и содействия им содержатся предпосылки для решения отдельных проблем защиты, предусмотренных ФЗ об ОРД. Как представляется, при оценке действий участников ОРД не должны быть упущены их цели как составная часть целей ОРД.

Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, обнаружение и установление виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для установления обстоятельств дела. В обшей форме целью этой деятельности является установление и обнаружение лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. (См Белкин РС Курс советской криминалистики -М ,1978 Т 2 -С 175) Немаловажная роль в этой деятельности отведена и конфидентам, которые используются для решения задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, посредством получения и передачи оперативно значимой информации.

Получение такой информации предполагает выполнение как познавательной, так и деятельной функций ОРД. Без получения информации ни сотрудник ОРО, ни конфидент не могут выполнять какие-либо полезные действия, а зачастую без предпринимаемых совместных действий представляется невозможным и получение необходимой информации.

Согласно ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Содержание участия в ОРМ и негласного содействия ОРО определяет законность и ненаказуемость действий участников ОРД, формально подпадающих под признаки состава преступления либо соучастия в нем.

Безусловно, внешнего сходства признаков состава преступления с действиями оперативников и конфидентов явно недостаточно для их квалификации в качестве преступления. Важно учитывать совокупность всех обстоятельств, причин, мотивов действий участников ОРД, которые чаще всего не образуют состава преступления. В частности, при правомерном проведении ОРМ исключается противоправность действий

субъектов. Оценка правомерности или противоправности действий может зависеть от документального оформления и соблюдения процедуры проведения ОРМ.

Социальная и правовая защита должностных лиц, участвующих в борьбе с преступностью, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

Правовая защита представляет собой совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, например, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317), за оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), клевета в отношении лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 298) и др.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению работника полиции (ст. 19.3), невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25) и др.

Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

ü предоставление личной охраны, охраны жилища и имущества;

ü выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

ü временное помещение в безопасное место;

ü обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

ü перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы);

ü переселение на другое место жительства;

ü замена документов, изменение внешности и т.д.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД «Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Таким нормативным закреплением комментируемый Закон предоставляет органам, осуществляющим ОРД, и их должностным лицам определенную оперативно-разыскную самостоятельность. Хотя положения ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД не определяют достаточно четко пределы самостоятельности субъектов ОРД, все-таки их анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их жесткой дисциплинарной подчиненностью. При этом никто (имеется ввиду ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом), не вправе вмешиваться (т.е. давать какие-либо указания, поручения, препятствовать выполнению действий и др.) в законные действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Но если действия этих лиц носят незаконный характер, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение таких противоправных действий осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

В комментируемой статье сложным, с практической точки зрения, остается вопрос о вмешательстве начальников в законные действия им подчиненных сотрудников и оперативных подразделений. С одной стороны, специфика ОРД такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий (например, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др.) проводить только с их разрешения. С другой стороны, на практике нередко возникают ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо ОРМ, проводимых на законных основаниях. В таких случаях он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Поэтому, если требования начальника не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним и остается право обжаловать действия вышестоящему прямому начальнику. Если же начальник отдает приказ или указание, противоречащие закону, то оперативный работник должен руководствоваться законом. При этом не имеет значения в какой форме, устной или письменной, поступил приказ или указание.

Исходя из этого можно сделать вывод, что оперативный работник по отношению к своему прямому или непосредственному начальнику обладает ограниченной самостоятельностью в принятии решений или осуществлении отдельных ОРМ.

Названные правовые положения находятся в полном соответствии с уголовным законодательством и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) и др.

Вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65.

Социальная и правовая поддержка категории лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Формы и виды социальной поддержки гражданам. Заключение контракта, порождающего правовые отношения между гражданином и государством.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.03.2010
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

по Оперативно-розыскной деятельности

тема: Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

План

    Введение
    • Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
    • Заключение
    • Литература

    Введение

    Пункт 1 статьи 12 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

    Из этого следует, что деятельность государства направлена на социальную поддержку граждан, на обеспечение достойной жизни населения страны, на защиту их интересов.

    Государство оказывает социальную поддержку различным категориям граждан, среди которых есть категория лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, независимо от формы содействия, и продолжительности содействия.

    Социальная поддержка данной категории граждан может осуществляться в различных формах.

    Федеральные законы, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждан содействующих этим органам.

    Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

    Под защиту государства берется каждое лицо, которое в той или иной форме оказывает помощь оперативно-розыскному органу, вне зависимости от продолжительности оказанного содействия, а также вне зависимости от времени оказания содействия.

    С лицом, изъявившим желание содействовать органу, осуществляющему ОРД, заключается контракт, порождающий правовые отношения между ними.

    Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.

    Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и обязательствах.

    На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе, гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются.

    Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.

    При осуществлении содействия гражданами в ОРД, под защиту государства попадают две категории объектов:

    лица, которые осуществляют содействие органам ОРД, члены семей этих лиц (супруг, супруга, дети) и близкие, т.е. лица, не являющиеся родственниками или членами семьи, но в силу сложившихся определенных личностных отношений являются дорогими для лица, оказывающего содействие органам, осуществляющим ОРД;

    имущество вышеуказанных лиц.

    Защита государством, граждан, содействующих в осуществлении ОРД, осуществляется только при возникновении реальной угрозы, которую следует понимать в двух аспектах:

    1) ее наличие - угроза действительно должна возникнуть при наличии определенных данных (высказана, поступила по каналам связи). Не будет наличия угрозы, когда опасность возможна только в неопределенном будущем;

    2) ее действительность - опасность для охраняемых законом объектов должна исходить от объективно существующего, а не воображаемого источника опасности.

    Это предписание, прежде всего, вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в уголовном (ст.75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (ст.28 УПК РФ).

    Деятельным раскаянием признаются случаи, когда лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Ч.1 ст. 75 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

    Единственным законом, определяющим основание уголовной ответственности лиц и условия освобождения от нее, является уголовный закон. Согласно ст.8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.

    Одним из обязательных условий деятельного раскаяния выступает явка с повинной, представляющая добровольное личное обращение лица, совершившего преступление с заявлением о нем в правоохранительные органы или суд, с четким намерением передать себя в руки правосудия и понести справедливое уголовное наказание.

    Явка с повинной должна быть добровольной, т.е. осуществлена без психического либо физического принуждения со стороны кого-либо. Добровольность отсутствует в случае, когда заявившее лицо осознает, что правоохранительный орган располагает сведениями о совершенном им преступлении и направляет определенные силы для его задержания.

    Закон формулирует условия освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в совокупности. Ими являются:

    1) преступление не повлекло тяжких последствий. Данное условие является оценочным. Его не следует отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в некоторых статьях Особенной части УК РФ. Оно может иметь место как в случаях, когда член организованной преступной группы совершает преступление самостоятельно, так и при совершении преступления группой лиц.

    Если преступление, совершенное группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц от уголовной ответственности должен рассматриваться исходя из направленности умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны преступления, а также иных обстоятельств дела.

    2) лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и активно способствует раскрытию преступления.

    Под привлечением к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, понимается содействие этим органам, как по контракту, так и в иных формах.

    Активно способствовать означает осознанное инициативное стремление оказать действенную помощь в раскрытии преступления, а не пассивное исполнение указаний оперативного работника.

    Соответственно, определяющее значение имеет не сам факт сотрудничества, а его результативность в раскрытии преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению, обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных доказательств.

    3) возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причинённый вред.

    Возмещение нанесённого ущерба представляет собой добровольное восстановление, по мере возможности, тех прав или благ, которых виновный лишил потерпевшего в результате совершённого противоправного деяния.

    Заглаживание причиненного вреда - это значимое уменьшение определенным образом вредных последствий совершённого преступления. Оно также должно носить добровольный характер и возможно только после совершения преступления.

    Возмещение нанесённого ущерба или заглаживание причинённого вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.

    Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", выделяются финансовые средства.

    Эта социальная гарантия распространяется на две категории граждан: на лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД и на лиц, которые оказали оперативно-розыскному органу помощь в раскрытии преступления или установлении лица, его совершившего.

    Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

    Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами конкретного оперативно-розыскного органа.

    Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж.

    Причём учёт времени сотрудничества в качестве трудового стажа может быть установлен в льготном исчислении.

    Оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД РФ, а также пенсионным законодательством.

    Ведомственными нормативными актами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности.

    Под специальными мерами понимаются меры, аналогичные тем, которые принимают для обеспечения безопасности должностных лиц оперативно-розыскных органов.

    К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий, внешности и др.

    При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

    Получение одного из указанных видов расстройства здоровья должно повлечь инвалидность, т.е. стойкое расстройство функций организма, которое привело к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности, а равно иное нарушение состояния здоровья (вследствие травмы, ранения), которое повлекло временную утрату трудоспособности.

    Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии определенных оснований.

    Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами МВД РФ, законодательством о социальном обеспечении граждан.

    При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, их осуществление производится по одному основанию по выбору получателя.

    Указанные случаи могут иметь место тогда, когда, например, лицо, получившее соответствующие травмы, увечья, ранения в результате осуществления содействия в проведении определенных ОРМ, впоследствии скончалось.

    В данном случае единовременное пособие и пенсия выплачивается семье погибшего по основанию, указанному в ч.8 ст.18 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

    Заключение

    Каждый закон регламентирующий деятельность органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по-своему регламентирует правовой статус лиц, содействующих им.

    Например, Закон "Об органах ФСБ в Российской Федерации" весьма обстоятельно регламентирует правовой статус лиц, содействующих органам федеральной службы. Указанным лицам предоставлены права:

    а) заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциальном сотрудничестве;

    б) получать от сотрудников органов ФСБ разъяснение о своих задачах, обязанностях и правах;

    в) в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность;

    г) получать обусловленное контрактом вознаграждение;

    д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе выполнения своих гласных или негласных действий.

    В то же время лица, содействующие органам ФСБ, обязаны: строго соблюдать условия заключенного с органами ФСБ контракта или договоренности о сотрудничестве; добросовестно выполнять полученные от органов поручения; не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений, которые стали им известны в процессе оказания содействия.

    Наличие в информационных системах сведений о деятельности физических и юридических лиц ни в коей мере не может служить основанием для принятия органами ФСБ мер, ограничивающих права указанных лиц.

    Эта "свобода" действий физических и юридических лиц, безусловно, не является произвольной, она подчинена основополагающему принципу оперативно-розыскной деятельности - строгому соблюдению законности.

    Литература

    1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // "Российской газете" от 18 (ст. ст.1-96),19 (ст. ст.97-200),20 (ст. ст. 201-265), 25 (ст. ст.266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118

    2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российской газете" от 18 августа 1995 г.

    3. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". - М.: "ОСЬ-89", 2006 г.

    Подобные документы

    Понятие, сущность и правовая основа гласного содействия лиц из этнических групп населения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Культура как основа консолидации этноса. Правовые акты, регламентирующие отношения в сфере регулирования.

    контрольная работа [29,3 K], добавлен 24.01.2014

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в РФ, стоящие перед ними задачи. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка". Понятие, основание и условия проведения.

    контрольная работа [33,4 K], добавлен 10.02.2009

    Обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Компетенция оперативных подразделений органов Федеральной службы безопасности и внутренних дел Российской Федерации. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    курсовая работа [61,3 K], добавлен 21.01.2011

    Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъекты оперативно-розыскной деятельности, их классификация, задачи и компетенция. Основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    курсовая работа [48,0 K], добавлен 18.01.2011

    Осуществление деятельности прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Правовая основа прокурорского надзора: Конституция Республики Беларусь, 3акон "Об оперативно-розыскной деятельности".

    контрольная работа [19,8 K], добавлен 08.09.2015

    Сущность, эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений. Роль оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступления. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Обязанности участкового уполномоченного милиции.

    реферат [26,1 K], добавлен 08.10.2014

    Полномочия и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Наиболее актуальные современные проблемы организации прокурорского надзора.

    криминалистика

    Криминалистика

    Справочник криминалиста

    судмед

    Судебная медицина

    Курс судебной медицины

    орд

    Оперативно розыскная деятельность

    Основы ОРД

    криминология

    Криминология

    Курс криминологии

    1. Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСНП и др.), распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штаты этих органов. Под должностными лицами в данном случае следует понимать штатных (гласных и негласных) сотрудников органов, осуществляющих ОРД и наделенных властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями Закона об ОРД (см. комментарий к ст. 18), а также иными нормативными актами.

    В ч. 1 комментируемой статьи указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих ОРД: социальную и правовую.

    Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др. Заметим, что меры социальной защиты определены в законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД ("О милиции", "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", "О государственной охране", "О федеральных органах налоговой полиции" и др.), и ведомственных нормативных актах. Анализ этих правовых актов показывает, что при формулировании их положений законодатель исходил из концепции социальной защиты, заложенной в Законе "О милиции". В некоторых из них воспроизводятся нормы, зафиксированные в Законе "О милиции", а иногда положения этих нормативных актов носят бланкетный характер. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространяется и на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.

    Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

    Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угроза или насильственные действия в отношении него (ч. 2 ст. 296), клевета (ч. 2 ст. 298) и др.

    В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165), неповиновение работнику милиции (ст. 165.5) и др.

    К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (см. п. 8 комментария к ст. 7).

    Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по закреплению кадров в органах Федеральной службы безопасности" разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в разработке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение до 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

    Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных с ним криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с терроризмом. Так, согласно ст. 22 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня.

    При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач.

    Кроме того, в ведомственных нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб.

    2. Части 2 и 3 комментируемой статьи указывают на определенную оперативно-розыскную самостоятельность как органов, так и должностных лиц, осуществляющих ОРД. Хотя здесь и не названы достаточно четко пределы самостоятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их дисциплинарной подчиненностью.

    Часть 2 данной статьи указывает, что никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом - см. комментарий к ст. 20-22) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

    Сложным является вопрос о вмешательстве начальников в законные действия подчиненных оперативных подразделений и их сотрудников. Специфика оперативно-розыскной деятельности такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальниками, а ряд мероприятий проводить только с их разрешения (см. комментарий к ст. 6).

    На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем, не имеет значения, в какой форме устной или письменной - поступило указание.

    3. Со стороны органа, осуществляющего ОРД, а также лиц, оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах. Так, согласно Закону "О милиции" сотрудники милиции (а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел) не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Кроме того, законодатель, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, также устанавливает возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Названные установления адекватны положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38) и крайняя необходимость (ст. 39 УК). Например, ст. 38 УК гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Это положение (хотя и в иной редакции) воспроизводится и в ст. 21 Федерального закона "О борьбе с терроризмом".

    В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать тайное хищение чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД, следует руководствоваться положением ст. 39 УК, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами.

    От действий, допускающих вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, следует отличать действия оперативных работников по имитации преступной деятельности. Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства. Как правило, подобные действия заключаются в демонстрации орудий преступления (отмычек, оружия), наркотиков, продаже вещей и т.п.

    Смотрите также:

    1. Должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, государством гарантируется правовая и социальная защита. 2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих.

    1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность - это осуществляемая
    * розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших

    Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам
    Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

    Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, можно определить исходя из перечня оперативно-розыскных мероприятий.
    Лицо, полагающее, что д

    Читайте также: