Какой из вариантов управления при глаголах является неправильным ознакомиться

Обновлено: 05.07.2024

Работа с синтаксическими нормами на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок – грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того, такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.

Задача нашей заметки – предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так и для организации самостоятельной работы учащихся в процессе самоподготовки.

Теоретические сведения.

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) описывать что? события или с предлогом (предложное управление) рассуждать о чем? о событии.

В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка , например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика .

Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а пред­ложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия наоборот (рецензия на спектакль); существитель­ное характеристика должно управлять родительным паде­жом без предлога (характеристика ученика).

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях.

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Обидеться на что? на эти слова

Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересовать чем? рассказом

Заинтересован в чем? в результате

Радоваться чему? подарку

Обрадован чем? подарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем? на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и предлогом

Отличие чего? от чего? союза от предлога

(У)платить за что? за проезд

Оплатить что? проезд

Превосходство над кем?/чем? над врагом

Преимущество перед кем?/чем? перед противником

Удивляться чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком? в себе

Верить( вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный для чего? для текста

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным падежом

благодаря

Благодаря помощи

согласно

Согласно заявлению

вопреки

Вопреки требованиям

наперекор

Наперекор судьбе

Предлог ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежом. Употребление предлога ПО в этом значении характерно для книжной речи.

Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ имеет стилистически нейтральную окраску.

предложный падеж

По окончании вуза

По приходе поезда

По истечении года

По завершении работы

родительный падеж

После окончания вуза

После прихода поезда

После завершения года

После завершения работы

Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.

При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Правильный вариант

благодаря

Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.

Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить отпуск ввиду болезни .

Предоставить отпуск вследствие болезни.

вследствие

Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Из-за предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Управление при глаголах с отрицанием.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в родительном падеже, если

1) в предложении есть НИ

Я не имел ни времени, ни денег.

2) в предложении есть глагол восприятия, мысли, желания, ожидания: видеть, слышать, чувствовать, хотеть, знать, думать, понимать

Я не видел резона в этом мероприятии.

Я не ощутил вкуса этой еды.

3) при глаголе есть дополнение, которое имеет значение части от целого предмета

Отрежь мне хлеба.

Положи мне сахара в чай.

4) дополнение выражено отвлеченным существительным

Он не теряет времени даром.

Он не упустит удобного случая, чтобы напомнить мне о долге.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если

1) есть указание на конкретный определенный предмет

Эти туфли я не куплю.

Эту рукопись я не рецензировал.

2) дополнение выражено одушевленным существительным

Он давно не видел Ольгу.

Он не захотел завести собаку.

3) есть двойное отрицание, которое обозначает усиленное утверждение

Мы не можем не осознавать ответственность за своих близких.

Не могу не высказать признательность за помощь.

4) есть составное глагольное сказуемое с отрицанием

Не успел купить путевку .

Не смог заказать нужную книгу.

ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом – разговорный:

Родительный падеж

Винительный падеж

Я не намерен умалять его заслуг.

Я не буду умалять твои заслуги.

Я не мог слышать ее грустного голоса.

Я не мог слышать ее грустный голос.

Управление при однородных членах предложения.

1. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеется общее дополнение, то каждое управляющее слово требует того же падежа и предлога:

Английские зрители были восхищены и поражены (чем?) мастерством русских артистов.

2. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеются дополнения к каждому, то каждое управляющее слово требует соответствующих падежей и предлогов

Я много слышал (о чем?) об этом спектакле и наконец посмотрел (что?) его.

3. Если управляющие слова требуют разного управления, а при них стоит одно дополнение, то это грамматическая ошибка .

Давайте ценить и заботиться о нашей природе .

Правильный вариант:

Давайте ценить (что?) природу и заботиться (о чем?) о ней.

Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности.

Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи.

Характер нарушений

Примеры нарушений

1. Нанизывание родительных падежей

Нанизывание родительных падежей допустимо в текстах документов официально-делового стиля. При этом смысл фразы должен быть понятен.

Есть понимание необходимости формирования бюджета развития на текущий год.

2. Нанизывание дательных падежей.

Приступили к подготовке к летнему походу.

3. Нанизывание творительных падежей.

Выступление докладчика неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4. Нанизывание предложных падежей.

Все понимали актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении.

5. Нанизывание инфинитивов.

Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.

6. Сочетание в одном предложении при одном управляющем слове слов, называющих производителя действия и объекта действия в одном падеже.

Оценка В.Г. Белинского повести Н.В. Гоголя.

Удаленный пример содержит ошибку, а не нарушение.

Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок.

Важно систематически анализировать творческие работы учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции.

Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:

Вариант с нарушением нормы управления

Правильный вариант

б еспокоиться про сына

беспокоиться о сыне

достигать до двадцати метров

достигать двадцати метров

заведующий кафедры

заведующий кафедрой

задуматься на поставленной проблеме

задуматься о поставленной проблеме

грозит вымиранию

грозит вымиранием

заверять о честности

заверять в честности

запомнить об этих разговорах

запомнить эти разговоры

что касается до заработной платы

что касается заработной платы

усилия направлены к освоению новой техники

усилия направлены на освоение новой техники

в книге описывается о подвиге партизан

в книге описывается подвиг партизан

пренебрежение к технике безопасности грозит трагедией

пренебрежение техникой безопасности грозит трагедией

подводя итог сказанного

подводя итог сказанному

оплатить за учебу

оплатить учебу

отметить о достоинствах книги

отметить достоинства книги

памятник о погибших воинах

памятник погибшим воинам

поступил сообразно своих убеждений

поступил сообразно своим убеждениям

над такими вопросами рассуждает автор текста

о таких вопросах рассуждает автор текста

никто не сомневался об успехе начатого дела

никто не сомневался в успехе начатого дела

я за тобой так соскучилась!

я по тебе так соскучилась!

беспорядок и неорганизованность тормозят нашему делу

беспорядок и неорганизованность тормозят наше дело

выпускник удостоен золотой медалью

выпускник удостоен золотой медали

Практические задания

1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.


В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.

Что такое управление

Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.

нарушение управления

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

нарушение управления примеры

Сильное и слабое управление

Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).

Виды управления по морфологии главного слова

Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).

нарушение глагольного управления

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

нарушение управления в предложении

нарушение управления русский язык

Некоторые особенности норм управления

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение - удивляться терпению; восхищаться, терпение - восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с - предлогом на, а предлог из - предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа - приехать на Кавказ; выехать из переулка - въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) - движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Представленный контрольно-измерительный материал по русскому языку предназначен для учащихся 6 классов после изучения темы "Глагол". Промежуточный тест поможет учителю выявить уровень обученности учащихся по этой теме.

ВложениеРазмер
kontrolno-izmeritelnye_testy_po_glagolu_dlya_6_klassa.docx 21.93 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Ко Данилова Л. Е. МОУСОШ №2 г. Копейск

Контрольно- измерительный материал

Русский язык 6 класс (к учебнику Т. А. Ладыженской, Н.Т. Баранова,

Л. А. Тростенцовой и др. 2013.)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение теста по русскому языку даётся 40 минут.

Она включает 33 задания (А1–А33). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним баллом.

А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?
а) изменяются по лицам, числам и падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) изменяются по временам.

А2. Глагол – часть речи, которая обозначает:

г) признак по действию.

А3. Укажите неверное утверждение:

а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

б) Глаголы изменяются по временам.

в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

а) обозначают действие, желаемое или возможное при определенном условии.

б) обозначают действие, которое кто-то заставляет или просит выполнить.

в) обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.

г) обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

А5. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

а) читать, просматривать, разыграть;

б) смеяться, высмеять, поймать;

в) разыграть, прочитать, передать;
г) схватить, разыскивать, дышать.

А6. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

а) шагнуть, толкать, мелькать;

б) капнуть, зевать, включить;

в) прогуляться, расступиться, выкрикнуть;
г) вздыхать, кивать, признать.

А7. Какой глагол относится ко второму спряжению:

А8. Какой глагол относится ко второму спряжению:

в) боронить;
г) лететь.

А9. Какая из форм не является формой будущего времени?

в) хочу спать ;
г) буду читать.

А10. Какая из форм не является формой прошедшего времени?

А11. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

в) хотеть, бежать;

г) дать, говорить.

А12. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

б) хотеть, терпеть;

г) дать, зависеть.

А13. Укажите предложение с переходным глаголом.

а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

б) Мужество рождается в борьбе.

в) На окне стояли цветы.

г) Он обезумел от страха.

А14. Укажите предложение с непереходным глаголом.

а) Насыпали моряки хлебных крошек и семечек на палубу.

б) Подбирают перепёлочки крошки и семечки.

в) Тёма тихо повернул ключ.

г) Он подошёл к дому.

А15. Укажите возвратный глагол:

А16. Укажите возвратный глагол:

А17. В каком предложении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле:

а) Вся в блестках струится река.

б) На заре ты ее не буди. (А. Фет)

в) Был бы здоров — сразу бы добежал.

г) Напишите родителям письмо.

А18. В каком предложении глагол обозначает действие, желаемое или возможное при определенном условии:

а) Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.

б) Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

в) Уехать на поезде можно в любой уголок страны.

г) Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно. (М. Лохвицкая)

А19. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

А20. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

А21. Найди предложение с безличным глаголом.

а) Потемнело в чистом поле.

б) Пуганая ворона куста боится.

в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.

г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

А22. Найди предложение с безличным глаголом.

а) В углу кто-то похрапывал.

б) В саду от ветра что-то посвистывало, трещало и выло.

в) Мне нездоровится.

г) В лесу затрещало дерево.

А23. В каком глаголе ь не пишется?

А24. В каком глаголе ь не пишется?

а) Немедленно отреж.

б) Немедленно отреж..те!

в) Ему не спит..ся.

г) Присяд..те, пожалуйста.

А25 . На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

Карандаш в пенале мает(1)ся,

Но зато он не ломает(2)ся.

Он там должен находит(3)ся.

Он на уроке пригодит(4)ся!

А26. На месте какой цифры в слове нужно писать мягкий знак?

На доброе слово не надо скупит(1)ся.

Сказать это слово – что дать напит(2)ся.

Со словом обидным нельзя торопит(3)ся,

Чтоб завтра себя самого не стыдит(4)ся.

А27. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Тропинка, тропинка, что прячеш(1)ся ты?

Зачем ты уходиш(2) тайком под кусты?

То вдруг пропадёш(3), то ныряеш(4) в овраг.

Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?

А28. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Что ж ты грустиш(1), обезьянка?

Ничего не еш(2) и не пьёш(3).

Ты ведь не иностранка,

Ты ведь меня поймёш(4)…

А29. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Когда напиш..те сочинение, проверьте его.

б) Высуш..те промокшие ботинки.

в) Вы мне помож..те?

г) Вы буд..те выходить на следующей остановке?

А30. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Прежде всего выбер..те из текста необходимые цитаты.

б) Когда вы отыщ..те нужное слово, составьте с ним предложение.

в) Если вы его окликн..те, то он не отзовется.

г) Вы смож..те с ним поговорить завтра.

А31. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

А32. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

А33. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) обслед..вать, разбрас..вать, почувств..вать;

б) разд..ваться, попроб..вать, использ..вать;

в) бесед..вать, совет..вать, подбадр..вать;

г) испыт..вать, уклад..вать, рассказ..вать.

Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна

Должность учитель русского языка и литературы

Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл.

Название предмета, класс русский язык, 6 класс

Список литературы учебник Т. А. Ладыженской, Н.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Тест по теме "Глагол" (6 класс)

Итоговый тест по теме "Глагол" для обучающихся 6 класса.

Тест содержит задания на проверку усвоения пятиклассниками материала по теме "Глагол".

контрольный тест по теме "Глагол" 6 класс

Разработан в соответствии с ФГОС.


Итоговый тест по теме "Глагол", 5 класс

Тестовые задания предназначены для проверки уровня подготовки учащихся в 5 классе по теме "Глагол" (УМК Львовых).

Читайте также: