Какой из перечисленных ниже органов не обладает правом законодательной инициативы прокуратура рф

Обновлено: 30.06.2024

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 104 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья определяет состав субъектов права законодательной инициативы. Данный перечень является исчерпывающим, в том, однако, смысле, что законопроекты только вышеуказанных субъектов должны быть приняты к рассмотрению в обязательном порядке.

Адресатом вносимых законопроектов является Государственная Дума, к компетенции которой Конституция относит рассмотрение и принятие федеральных законов.

При этом любой законопроект, предполагающий расходы из средств федерального бюджета, требует предварительного заключения Правительства РФ. В противном случае внесение такого законопроекта не допускается.

Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

В 2020 году в обновленной Конституции РФ статье 104 о праве законодательной инициативы президента изменена часть 1. Так, помимо всех перечисленных ранее субъектов права, такими полномочиями наделили также сенаторов РФ.

Поскольку законодательный орган не должен, да и не может рассматривать в качестве законопроектов предложения о совершенствовании законодательства, поступающие от любых лиц, Конституция, опираясь на имеющуюся практику, четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой.

Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом.

Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов. Это прежде всего Президент Российской Федерации.

Являясь главой государства, Президент призван обеспечивать функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти, и в этой связи он должен располагать реальной возможностью участия в законодательной деятельности.

Конституция предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственной Думы, Совету Федерации и его членам. Использование депутатами права законодательной инициативы позволяет реализовать как их собственные идеи по вопросам государственной значимости, так и предложения избирателей.

Предоставление законодательной инициативы Правительству обусловлено тем, что оно организует всю исполнительную деятельность в стране и лучше других осведомлено о процессах и переменах, происходящих в жизни общества и требующих законодательного урегулирования.

В числе субъектов законодательной инициативы названы законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Этого требует федеративное устройство нашего государства, которое предполагает активное участие в управлении страной всех ее территориальных образований.

Право законодательной инициативы предоставлено и федеральным судебным органам - Конституционному Суду, Сенаторам РФ, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Эти органы в ходе своей деятельности обязаны контролировать действие применяемых законов, выявлять их недостатки, определять пути их улучшения и на этой основе вносить предложения по совершенствованию законодательства.

Возможна совместная законодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает для субъектов Российской Федерации в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участия в федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществление законодательной инициативы и другими ее субъектами.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Например, разработка законопроектов, вносимых Правительством России, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

Согласно части 2 ст. 104 законопроекты вносятся в Государственную Думу, поскольку Конституция именно к компетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов. Функции другой палаты - Совета Федерации - состоят в последующем рассмотрении принятых Государственной Думой законов, их одобрении или неодобрении.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться: необходимыми обоснованиями, включая финансово - экономическое, когда его реализация требует дополнительных материальных затрат; перечнем нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона, и другими документами.

Если законопроект отвечает всем предъявляемым к его оформлению требованиям, он регистрируется и Советом Государственной Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции. Обеспечивается заблаговременная рассылка законопроекта депутатам Государственной Думы.

Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Для законопроектов о федеральных налогах и по некоторым другим финансовым вопросам предусмотрен особый порядок их внесения в Государственную Думу. При наличии заключения Правительства Российской Федерации в Государственную Думу вносятся законопроекты:

  • о введении или отмене налогов (см. ст. 57 Конституции), освобождении от их уплаты;
  • о выпуске государственных займов. Займы размещаются на добровольной основе с целью сбалансирования доходов и расходов федерального бюджета. Облигации государственного займа являются формой долгового обязательства Российской Федерации;
  • об изменении финансовых обязательств государства. Это долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. К ним, в частности, относятся кредиты, полученные Правительством, а также долговременные обязательства бывшего Союза ССР в части, принятой на себя Россией. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации;
  • другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, например проекты законов о безвозмездном финансировании расходов на различные цели, об установлении каких-либо льгот гражданам, предприятиям и организациям, влекущих покрытие их за счет федерального бюджета, и др.

Заключение Правительства требуется, чтобы обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета. Статьей 114 Конституции Российской Федерации на Правительство России возложено обеспечение исполнения федерального бюджета.

Законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного регулирования, денежной эмиссии и некоторым другим вопросам подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст. 106 Конституции).

8. Если Президент не согласен с положениями закона, то:
а) законопроект возвращается на доработку голосование в Государственную Думу +
б) закон все равно вступает в силу, так как его одобрил Совет Федерации
в) закон направляется на референдум

9. Какова правильная последовательность принятия закона в РФ:
а) рассмотрение законопроекта Президентом — обсуждение в Федеральном Собрании — подписание Правительством — опубликование
б) предложение закона Правительством — рассмотрение его Президентом —утверждение в Федеральном Собрании — опубликование
в) принятие законопроекта Государственной Думой — одобрение Советом Федерации — подписание Президентом — опубликование +

10. В каком документе были впервые закреплены некоторые естественные права человека:
а) Декларация прав человека и гражданина во Франци
б) Декларация про независимость США +
в) Конституция США

11. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., является примером:
а) нормативно-правового акта +
б) административного прецедента
в) договора с нормативным содержанием

12. Частичная гражданская дееспособность определяется для:
а) совершеннолетних детей
б) малолетних лиц +
в) недееспособных лиц

13. Какие из перечисленных ниже субъектов политической деятельности обладает правом законодательной инициативы:
а) депутаты Государственной Думы +
б) общественные организации
в) инициативные группы граждан

14. Как называется процедура, когда международный договор принимается парламентом страны и набирает юридическую силу:
а) легализация
б) кодификация
в) ратификация +

15. Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, называют:
а) гражданством +
б) нематериальными благами
в) правовым государством

16. Какой закон РФ имеет высшую юридическую силу:
а) международные соглашения
б) Конституция РФ +
в) подзаконные акты

17. Противоправными обычаями называются обычаи, которые:
а) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
б) распространены в малой первичной группе
в) не соответствуют системе социальных ценностей общества +

18. Какой тип законом распространяется на всю территорию Российской Федерации:
а) подзаконные акты
б) федеральные законы +
в) законы субъектов РФ

19. Распространены в малой первичной группе:
а) налагается за действия субъекта
б) налагается любыми государственными органами
в) имеет государственно-принудительный характер +

20. В какой стране правовой прецедент является основным источником права:
а) РФ
б) США +
в) Италия

21. Что из приведенного ниже является примером внешней формы выражения права:
а) источник права +
б) правовая норма
в) правовой институт

22. Государство должно гарантировать неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

23. Деятельность компетентных органов по принятию, изменению или отмене норм права:
а) источники права
б) линия права
в) законотворческий процесс +

24. Когда вступает в силу закон:
а) с момента принятия в парламенте
б) после его публикации или с даты указанной в законе (не раньше публикации) +
в) после подготовки законопроекта

25. Правом законодательной инициативы обладает:
а) Районный суд
б) Арбитражный суд
в) Президент Российской Федерации +

26. Суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью – это пример правового обычая, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

27. Правом законодательной инициативы обладает:
а) Совет Федерации и его члены +
б) Апелляционный суд
в) Арбитражный суд

28. Как называется судебное дело, которое в дальнейшем служит образцом для вынесения решений по подобным делам:
а) юридический пример
б) правовой пример
в) правовой прецедент +

29. Правом законодательной инициативы обладает:
а) депутаты Государственной Думы как представители народа +
б) заведующий детского садика
в) Апелляционный суд

30. Правом законодательной инициативы обладает:
а) ректор университета
б) Правительство Российской Федерации +
в) директор школы

осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица

Депутатская неприкосновенность.

предусмотрена только в К РФ и распространяется только на лиц указанных в ней

распространяется на Сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы

Что признаётся предвыборной агитацией?

выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам)

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов

призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них)

Что входит в порядок отставки Правительства РФ?

отставка самостоятельно и Президентом

Изменение структуры Правительства.

структура остается прежней, изменяется если отправляют в отставку все Правительство

Какой орган вносит в повестку дня вопрос по подготовке ФЗ к рассмотрению?

Законодательный Совет государственной думы

Количество судей в Конституционном суде:

11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя

В состав какого МО входят сельские населенные пункты?

в состав сельских или городских поселений

Предельный возраст для судей Конституционного суда?

70 лет и для председателя предельный срок отсутствует

Какой суд не входит в судебную систему РФ?

Отметьте свойства Конституции РФ:

обладает высшей юридической силой

содержит правовые принципы

является базой для текущего законодательства

Федеральный Конституционный закон принимается:

Когда проводятся совместные заседания Федерального собрания?

когда заслушиваются послания Президента

Выберите положения, которые относятся к статусу "соотечественники"?

являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации

имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства

являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии

Что относится к полномочиям СФ и ГД?

возможность консультации при утверждении должности министров, которые назначает Президент

по представлению Президента назначать на должности председателей КС ВС

Требования к политическим партиям:

численность в политической партии сократилось до пятисот человек

Кто назначает председателя счетной палаты?

Совет Федерации по предложению Президента

Мажоритарная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе

Что является основанием для начала процедуры импичмента (отрешение от должности)?

измена Родине и совершение тяжких преступлений

Пропорциональная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов

Полномочия Президента в законодательном процессе:

право законодательной инициативы

право вносить законопроекты на рассмотрение Конституционный суд РФ

Какие виды избирательных систем применяются в РФ?

Кто входит к Государственный совет?

высшие должностные лица субъектов РФ - губернаторы

председатель Правительства и председатель Совета Федерации

руководитель Администрации президента

председатель Государственной думы

представители политических партий, имеющие фракции в ГД

представитель местного самоуправления

иные лица, по решению Президента

Для пересмотра Конституции требуется:

3/5 голосов ФС РФ, 2/3 голосов КС РФ (или более половины)

Порядок формирования Совета Федерации:

общее число его членов — 200, из которых 170 — представители субъектов России (по два представителя от каждого из 85 субъектов), а 30 — сенаторы, которые назначаются президентом Российской Федерации

Можно ли с помощью референдума пересмотреть Конституцию?

Конституция не предполагает проведения голосования, но авторы закрепили возможность проведения всенародного голосования именно в самом законе о поправках в Конституции

Какая из перечисленных функций не является функцией Конституции:

Какие права не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения?

право на жилище

право на достоинство

право на неприкосновенность частной, личной и семейной жизни

право на сбор информации

право на свободу совести и вероисповедания

право на занятие предпринимательской деятельностью

право на судебную защиту и юр. помощь

право на возмещение вреда от ППО

Кто назначает Прокуроров и их заместителей?

Президент, после консультации с Советом Федерации

Какие обязанности закреплены в Конституции РФ?

обязанность платить налоги

обязанность проходить гос. службу (долг по Защите Родины)

обязанность охранять природу

обязанность родителей и детей содержать друг друга

обязанность получить основное общее образование

Основания роспуска Государственной Думы?

все варианты верные

Санкции конституционно-правовой ответственности:

лишение права, определенного (субъективного) либо ограничение

ликвидация общественного объединения либо политической партии

отстранение от должности

роспуск законодательного органа либо отстранение от должности губернатора, главы МО

признание акта неконституционным

Какие органы исполнительной власти существуют в РФ?

агентства, службы и министерства

Досрочное прекращение полномочий депутатов:

применяется по одномандатным округам в мажоритарной системе (голосование называется - отзыв), и для того чтобы отозвать депутат, нужно что бы они совершили противоправное деяние, установленное решением суда

Что относится к полномочию КС РФ?

если нижестоящий пришел к выводу, что закон не соответствует - запрос в КС РФ, приостановить рассмотрение дела

Какое количество голосов необходимо для принятия 1) ФЗ и 2) ФКЗ?

1) 226 и более (больше 50%) 2) 300 и более (¾ в СФ РФ и 2/3 в ГД)

Какое полномочие Президент получил в законодательном процессе, после внесения поправок в Конституцию?

отправлять законопроекты в КС РФ до подписания

Формы парламентского контроля:

рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

проведение палатами мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений

рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним

заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов

направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы

заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации

осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению

направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций

приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации

проведение парламентских слушаний

проведение парламентских расследований

В какие годы осуществлялись поправки в Конституцию?

1. 2008 2. 2014 3. 2020

Срок полномочий Президента:

не более 2 сроков[a] по 6 лет, исключения – ранее занимавшие или занимающие должность президента

Отличие между парламентским часом и парламентскими слушаниями:

Правительственный час – это ответы на вопрос депутатов Гос. Думы или советов Федерации раз в неделю не меньше 2 раз в месяц, а Парламентские слушания проходят еще реже, по инициативе отраслевого комитета, обсуждают законопроекты и тд, в здании ГД или СФ

Верно ли утверждение:
Пленум ВС РФ – не судебный прецедент в чистом виде, но его аналог, поскольку собирая практику вынесения решения Верховный суд формирует позицию, которой должны придерживаться нижестоящие суды.

Виды актов, которые издает правительство:

Постановления - нормативный характер, распоряжения не нормативный

Типы конституционной ответственности:

негативная, позитивная и политическая

Чем отличаются беженцы от вынужденных переселенцев?

Беженец всегда иностранец, который вынужден покинуть место своего пребывания, по признаку расы политической, взглядов

Верно ли утверждение:
Вынужденный переселенец – иностранный или гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Субъекты, которые могут обращаться с жалобой в КС РФ:

все перечисленные варианты

Право назначить референдум в РФ принадлежит Президенту и Федеральному собранию:

частично верно - только Президенту

Городской округ.

это МО, которое не входит в состав мун. округа, мун. района, он входит в состав S.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Н.А. Степина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин Н.А. Степин оспаривает конституционность главы 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, определением судьи, оставленным без изменения вышестоящими судами, заявителю со ссылкой на положения статьи 128 КАС Российской Федерации было отказано в принятии его административного искового заявления к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося, по мнению заявителя, в неиспользовании права законодательной инициативы для внесения законопроекта по вопросу пересмотра уголовных дел лиц, пострадавших от политических репрессий.

По мнению заявителя, положения главы 22 КАС Российской Федерации не соответствуют статьям 10, 15 (части 1 и 4), 17 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 94, 95 (часть 1) и 103 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют судам произвольно отказывать в принятии административного искового заявления об оспаривании действий (бездействия) Государственной Думы, связанных с реализацией права законодательной инициативы.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).

В связи с этим Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации исключает принятие судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной данным Кодексом, в том числе когда исковые требования заявлены гражданином в отсутствие у него материальных прав (в частности, пункт 1 части 1 статьи 128 и часть 1 статьи 222).

Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 485-О-О отметил, что обращения граждан к органам и должностным лицам, к прерогативе которых в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации отнесено внесение законопроектов в Государственную Думу, с предложениями о совершенствовании законодательства не имеют для субъектов законодательной инициативы обязательной силы, что, соответственно, исключает возможность их понуждения к реализации права законодательной инициативы.

Таким образом, положения оспариваемой заявителем главы 22 КАС Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном в жалобе аспекте в его конкретном деле.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степина Николая Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Читайте также: