Какой из перечисленных институтов права относится к комплексным

Обновлено: 28.06.2024

\u043e\u043d\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u0446\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u044f\u043c\u0438, \u043f\u0440\u0438\u0447\u0435\u043c \u0438\u0445 \u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0432 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043e \u0435\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0445\u043e\u0434\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439, \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f. \u041f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430 \u0438\u0445 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0435\u0434\u043e\u0432 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u044f\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0438\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u0445, \u0447\u0435\u043c \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0442\u0430\u043a \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0435 \u00ab\u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435\u00bb \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0438.

\u0412\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441 \u043d\u043e\u043c\u0435\u0440 \u0434\u0432\u0430.

\u042d\u0442\u043e \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0447\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u0434\u044b \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u043e\u0441\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438 \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0432 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0440\u0430\u0437\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u043d\u0438\u0445, \u0430 \u0442\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0430\u0440\u0435\u043d\u0442\u043c\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f.

\u041f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0442 CO-20-1 ">]" data-test="answer-box-list">

H070D

Вопрос номер два.

Это означает что своды законов сейчас очень сильно разрослись и поэтому, в настоящее время очень сложно разобраться в них, а тем более арентмроваться.

H070D

Новые вопросы в Право

В 1948 р. в Єрусалимі ізраїльськими екстремістами було вбито шведського графа Бернадотта, посередника ООН між Ізраїлем та арабськими країнами. ООН вим … агала від держави Ізраїль відшкодування шкоди. Генеральна Асамблея ООН звернулась до МС ООН за консультативним висновком: Чи має право міжнародна організація при спричиненні шкоди службовцю ООН вимагати компенсації шкоди від відповідальної за це держави? Яку відповідь, на Вашу думку, мав дати МС ООН? Аргументуйте відповідь.

Поясніть у чому полягає значення поділу джерел міжнародного публічного права на основні і допоміжні (факультативні)?

Які резолюції міжнародних міжурядових організацій мають обов’язкову юридичну силу? Наведіть приклади.

Какой в римском праве называется члены правительства комиссии который был получен составить Закон 12 таблиц

Определите полномочия исполнительной, законодательной и судебной властей в политической системе Республики Казахстан.​

Решите задачу: В одной из известных сказок один из поросят построил дом из соломы, второй – из веток, а третий – из кирпича. Являются ли построенны … е поросятами домики объектами жилищных прав? Ответ обоснуйте со ссылками на соответствующие нормы права.

Каждая отрасль права, обладая собственным предметом правового ре-гулирования, находится в устойчивой, постоянной связи с другими отрасля-ми права. Отрасли права, отмечает А.В. Васильев, не изолированы друг от друга. Они могут иметь общие институты и, тем самым, быть связанными друг с другом. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, которые относятся к разным отраслям права (6. С.58). Пра-вовые институты, содержащие нормы двух и более отраслей права, российскими правоведами понимаются как комплексные ( межотрас-левые) институты (52. Т.2. С. 233).

Комплексный характер, например, имеет институт регистрации юри-дических лиц, который входит в структуру гражданского права, но реализу-ется по правилам административного права. Государственный или муници-пальный орган, осуществляющий регистрацию, выступает в качестве орга-на, наделенного властными полномочиями, и в своих решениях не связан с мнением организаций, желающих пройти государственную регистрацию и получить статус юридического лица.

Изложенное соотношение основных и комплексных институтов от-расли в полной мере характерно и для образовательного права, в составе ко-торого имеется ряд комплексных институтов.

Комплексные институты обладают и другими признаками, позво-ляющими их отличать от унитарных институтов, либо иных способов взаи-мосвязи отраслей права. В число этих признаков, по нашему мнению, входят следующие: 1) нормы одной отрасли права применяются в другой; 2) нор-мы закрепляются в источниках отрасли, которая их заимствует; 3) нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к спе-цифике предмета и/или метода заимствующей их отрасли; 4) нормы при-меняются только в пределах одной, заимствующей их, отрасли права.

Конституция РФ выступает в качестве основы, исходной базы всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных отраслей права. Так, конституционные принципы организации и деятельности государственных органов исполни-тельной власти лежат в основе административного права. Принципы осуще-ствления правосудия, юридической ответственности составляют основу уго-ловного процессуального, гражданского процессуального права, уголовного права. Кроме того, установленные Конституцией РФ права и свободы граж-дан, их объединений образуют основу правового статуса субъектов отраслей права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском и дру-гих отраслях права основывается на провозглашенных Конституцией правах: праве на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование, праве быть собственником имущества и др.

Таким образом, основополагающие источники любой отрасли права неизбежно воспроизводят ту или иную часть положений, принципов Кон-ституции РФ, но никаких комплексных институтов в таких случаях не воз-никает. Конституционные принципы и нормы, применяясь в отдельной от-расли права, сохраняют неизменным свой всеобщий характер и остаются в сфере предмета конституционного права. Иначе каждая отрасль права имела бы свои комплексные институты конституционного права. Но этого не про-исходит, потому что качественное различие общего и отдельного при кон-кретизации конституционных положений, принципов остается неизменным. Все нормы отрасли без какого-либо исключения действуют в пределах ее предмета и не приобретают необходимую для конституционных положений степень всеобщности.

Таким образом, если нормы одной отрасли права публикуются в ис-точниках другой отрасли права, то имеются достаточные основания пола-гать, что эти нормы могут составлять (образовывать) комплексный инсти-тут. Достоверность данного вывода может быть подтверждена содержатель-ным анализом норм и установлением степени их модификации, приспособ-ления к предмету другой отрасли права.

В.М. Баранов и С.В. Поленина правы, утверждая, что в комплексных институтах на предмет одной отрасли права налагаются некоторые элементы метода правового регулирования другой отрасли. Однако это справедливое положение нуждается в пояснениях.

Комплексный институт создается не по субъективному желанию за-конодателя, а в силу объективных причин, когда те или иные нормы отрасли не могут применяться в своем первозданном виде для регулирования соот-ветствующих отношений в сфере предмета другой отрасли права. Например, нет необходимости в образовании комплексных институтов гражданского и образовательного права, призванных конкретизировать порядок заключения образовательными учреждениями договоров подряда, перевозки, транспорт-ной экспедиции, доверительного управления имуществом и др. Все такие до-говоры действуют в образовательной сфере напрямую и без какой-либо до-полнительной конкретизации.

Аналогичными причинами вызвано создание и других комплексных институтов в системе права. Чтобы обеспечить целостное, системное и пол-ное регулирование сферы образования законодатель вынужден был дорабо-тать некоторые детали механизма реализации норм других отраслей права, без которых их действие в образовательной сфере было бы малоэффектив-ным, порождало постоянные споры и разнобой в правоприменительной практике.

Таким образом, нормы отрасли, которые конкретизируют нормы гражданского, трудового и других отраслей права применительно к специ-фике этой отрасли, имеют ограниченную сферу действия. Они используются в пределах какой-либо одной отрасли права и не имеют всеобщего характера. Ограниченность сферы действия норм, образующих комплексные институты отрасли, собственно составляет их специфический признак. Институт при-знается комплексным не потому, что в нем имеются нормы других от-раслей права, а потому, что эти нормы конкретизируются примени-тельно к специфике предмета отрасли и действуют только в ее преде-лах.

Таким образом, комплексный институт образовательного права понимается как совокупность норм, с помощью которых конкретизи-руются и дополняются нормы других отраслей права применительно к специфике образовательных отношений, а регулятивное действие этих норм ограничивается предметом образовательного права.

Иным должен быть подход к нормам, с помощью которых конкрети-зируется содержание норм одной отрасли права применительно к специфике предмета другой отрасли права. В этом случае предметное содержание таких норм подпадает под действие двух отраслей права и носит комплексный ха-рактер.

Вопрос о том, в источнике какой отрасли следует помещать ком-плексные нормы, это вопрос правотворческой техники, а не существа дела. Как показывает практика, комплексные нормы чаще всего помещаются в со-ставе той отрасли права, в пределах которой они осуществляют свои регуля-тивные функции. Нормы гражданского права по вопросам ответственности работодателя за вред, причиненный работникам, помещаются в трудовом за-конодательстве, нормы административного права по вопросам регистрации юридических лиц и граждан-предпринимателей -- в гражданском. Анало-гичным образом поступает и законодатель при регулировании общественных отношений в сфере образования.

Имеется несколько серьезных аргументов в пользу именно такого ва-рианта закрепления комплексных норм.

В-третьих, отрасль права, лишенная своих комплексных норм, не со-держала бы полного и целостного регулирования своего предмета. И если в отрасли права имеется значительное число комплексных норм, как, напри-мер, в образовательном, финансовом и других отраслях права, то отрасль лишается значительной части своих норм. В целях восполнения пробелов в источниках отрасли права приходилось бы устанавливать многочисленные отсылки к отрасли, в которой эти нормы содержатся.

В настоящее время, когда идет процесс формирования образователь-ного права как самостоятельной отрасли права, весьма трудно дать исчерпы-вающую систематизацию его комплексных институтов. Этот требует специ-ального, дополнительного исследования.

В системе образовательного права надлежит определить прежде всего совокупность основных (базовых) институтов, имеющих комплексный ха-рактер. К таким институтам, разработчики Концепции Общей части Кодекса РФ об образовании обоснованно отнесли совокупность норм права, конкре-тизирующих правовые институты и нормы какой-либо одной отрасли права применительно к специфике образовательных отношений (36. С.11). Единст-во предметной сферы отрасли права позволяет объединить в отдельном ком-плексном институте образовательного права все нормы соответствующей отрасли права, независимо от их числа и места в структуре отрасли права.

Таким образом, в образовательном праве можно выделить десять комплексных институтов, которые действуют в образовательной сфере и по-лучают конкретизацию применительно к специфике образовательных отно-шений. Это институты: 1) социальной защиты обучающихся и работников образовательных учреждений; 2) управления в сфере образования; 3) трудо-вых отношений в сфере образования; 4) дисциплинарной и материальной ответственности в образовательной сфере; 5) применения дисциплинарного взыскания и материальной ответственности в сфере образования; 6) граж-данскоправовых отношений в сфере образования; 7) земельных отношений в сфере образования; 8) участия родителей (иных законных представителей) в образовательных отношениях; 9) финансовых отношения в сфере образова-ния 10) международного сотрудничества и внешнеэкономической деятель-ности в сфере образования.

Каждый из институтов, будучи основным, базовым включает в себя все нормы которые конкретизируют, дополняют нормы той или иной отрас-ли права применительно к специфике образовательных отношений. Так, ин-ститут участия родителей (иных законных представителей) в образователь-ных отношениях содержит все нормы по данному вопросу. В институт меж-дународного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в сфере образования входят все нормы, регулирующие деятельность образователь-ных отношений в данной сфере.

Однако возможны ситуации, когда в пределах базового института может создаваться достаточно развитая совокупность норм по какому-либо отдельному вопросу. И такие нормы права могут быть выделены в самостоя-тельный комплексный институт. Например, институт социальной защиты обучающихся и работников образовательных учреждений может быть под-разделен на два института – социальной защиты обучающихся и социальной защиты работников. В пределах базового института трудовых отношений в сфере образования могут быть выделены институты заработной платы, ра-бочего времени, времени отдыха, дисциплинарных проступков, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др. Словом, по мере развития основных институтов образовательного права будет развиваться и совершенствоваться система его комплексных институтов.

В данной работе из-за ограниченности объема не представляется возможным рассмотреть все комплексные институты образовательного пра-ва. Исследование ограничивается анализом основных комплексных инсти-тутов, предметом которых выступают отношения на стыке образовательного, гражданского, трудового и административного права. Особое внимание уделяется институтам дисциплинарной и материальной ответственности, ко-торые являются основополагающими институтами образовательного права но не получили надлежащего правового регулирования в действующем за-конодательстве.

Поэтому я бы хотел предложить мою выборку тех групп норм, которые:

Примечание: это не научная статья, поэтому ссылки на работы всех апологетов каждого предложения из соображений краткости я не привожу.

Название

Определение (предмет регулирования)

1

Внедренческое право

(институт инновационного права)

(Внедренческое право как институт инновационного права // Вестник Академии права и управления. 2012. № 29. С. 69)

2

Инновационное право

(институт права)

(Ефимцева Т.В. Понятие инновационного права // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 130)

3

Инновационное право

(подотрасль предпринимательского права)

(Ефимцева Т.В. Место инновационного права в система отраслей российского права: дис. … докт. юрид. наук. М., 2014. С. 11)

4

Инновационное право

(подотрасль условной отрасли права, регулирующей общественные отн6ошения в сфере науки и образования)

(Якунов Н.С. Место инновационного права в системе права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 37)

5

Инновационно-технологическое право

(институт подотрасли инновационного права)

(Якунов Н.С. Место инновационного права в системе права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 38)

6

Криминологическое право

(Шестаков Д.А. Криминологическое законодательство и право противодействия преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 1. С. 49)

7

Международное культурное право

(отрасль международного права)

(Кандрушина К.В., Фарафонтова Е.Л. Международное культурное право как новая отрасль права // Основные тенденции развития российского законодательства. 2012. № 7. С. 24)

8

Международное лесное право

(отрасль права)

9

Международное пенитенциарное право

(комплексная отрасль)

(Чорный В.Н. Международное пенитенциарное право: было ли отрасли? // Уголовно-исполнительное право. 2007. № 4. С. 63)

10

Международное право чрезвычайных ситуаций

(отрасль международного права)

(Лиускайте В.В. Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 135)

11

Международное спортивное право

(отрасль международного права)

(Магденко А.Д. Международное спортивное право: проблемы статуирования отрасли // Правопорядок: история, теория, практика. 2013. № 1. С. 12)

12

Международное туристическое право

(отрасль международного публичного права)

«Это, прежде всего, отношения между государствами. Двусторонние и многосторонние, в рамках которых, в частности, решаются вопросы правового положения иностранных туристов, классификации целей туристических посещений, въезда в страну и выезда из страны пребывания, статистического учета туристов, унификации и стандартизации загранпаспортов, процедуры их выдачи, визовых и таможенных формальностей, валютно-контрольных формальностей.

(Рябоцов А.А., Тутинас В.А., Тутинас Е.В. К проблеме формирования международного туристского права // Вестник СГУТиКД. 2011. № 3. С. 288 – 289)

13

Международное энергетическое право

(отрасль международного публичного права)

(Жукова И.С. О международном энергетическом праве как отрасли международного права // Вестник ОГУ. 2010. № 2. С. 49 – 50)

14

Наградное право

(институт административного права)

(Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2013. С. 10)

15

Наградное право

(комплексный правовой институт)

(Мирошник С.В. Наградное право как комплексный правовой институт // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 27 - 28)

16

Наградное право

(межотраслевой правовой институт)

(Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2011)

17

Право национальной безопасности

(комплексная отрасль права)

«Предмет правового регулирования права национальной безопасности значительно уже правового поля, которое охватывает законодательство, регулирующее эти правоотношения.

(Чапчиков С.Ю. Становление новой комплексной отрасли права – права национальной безопасности // Известия Юго-западного государственного университета. 2012. № 4. Ч. 1. С. 107)

18

Право промышленной собственности

(подотрасль права интеллектуальной собственности)

(Баттахов П.П. Место права промышленной собственности в системе права РФ // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 14)

19

Публичное фондовое право

(институт финансового права)

(Прошунин М.М. Публичное фондовое право как институт финансового права // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. Москва, 1 апреля 2016 г. – М.: РУДН, 2016. С. 158)

20

Сельское муниципальное право

(подотрасль муниципального права)

(Афанасьев А.А. Сельское муниципальное право как подотрасль российского права, наука и учебная дисциплина // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 52 – 55).

21

Служебно-деликтное право

(комплексный институт административного права)

(Добробаба М.Б. Служебно-деликтное право как комплексный правовой институт административного права // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2013. № 1. С. 254)

22

Соседское право

(институт гражданского права)

(Купченко Д.В. Соседское право как институт российского права // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 25. С. 31)

23

Телекоммуникационное право

(комплексная подотрасль (суботрасль) информационного права)

(Вожов Ю.В. Субъекты телекоммуникационного права [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007).

24

Финансово-правовое регулирование государственных социальных внебюджетных фондов

(подотрасль финансового права)

(БИТ-ШАБО И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов: дис. … докт. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 20 – 21)

25

Электронное право

(подотрасль информационного права)

(Янускина В.В. Электронное право // Вестник БИСТ. 2012. № 4. С. 27)

26

Ядерное право

(комплексная отрасль права)

(Корниенко В.Т. Введение в ядерное право Российской Федерации // Глобальная ядерная безопасность. 2014. № 10. С. 86).

[1] См., например: Головина А.А. Критерии образования самостоятельных отраслей в системе российского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. 34 с.; Умнова И.А. Отрасли права нового поколения в условиях глобализации права и усиления взаимодействия международного публичного и конституционного права // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 1. С. 16 – 29; Чапчиков С.Ю. Становление новой комплексной отрасли права – права национальной безопасности // Известия Юго-западного государственного университета. 2012. № 4. Ч. 1. С. 102 – 104.

[2] Сулейменов М.К. Нефтяное право Республики Казахстан // Энергетическое право. 2007. № 2. С. 4 – 9.

[3] Сидорова Е.В. Формирование комплексных правовых образований в системе права: дань моде или необходимость? // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 28 – 34.

Читайте также: