Какой источник права является основным в социалистической правовой системе

Обновлено: 18.05.2024

21.4. Семья социалистического права

Социалистическая правовая семья (или социалистические пра­вовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в про­шлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеоло­гическому признаку. Правовые системы стран, входящих в "соци­алистический лагерь", ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европей­ских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом пра­вовые системы социализма имели существенные особенности, обу­словленные явно выраженным классовым характером. Единствен­ным или основным источником социалистического права явля­лось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларирова­лось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего боль­шинства населения, а затем - всего народа, руководимого ком­мунистической партией. Само совершение социалистической ре­волюции связывалось с целями построения настоящего социализ­ма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-право­вые акты, большую часть которых составляли подзаконные (сек­ретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы пар­тийно-государственного аппарата.

Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для со­ветской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласова­нии интересов частных лиц и общества. Право носило императив­ный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной влас­тью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной прак­тики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмот­ря на конституционный принцип независимости судей и подчи­нения их только закону, суд оставался инструментом в руках пра­вящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контро­лировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за кон­ституционностью законов.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Ла­тинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь", су­щественное влияние оказала первая правовая система, считав­шаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и явля­ются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалис­тического права.

В настоящее время можно констатировать существенные изме­нения в правовой системе России и других государств, относивших­ся к социалистической правовой семье. Россия провозгласила дви­жение по пути формирования правового демократического социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также вос­приятие некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права". Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личнос­ти, защите общества от произвола властей, взаимной ответствен­ности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. сущест­венно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

21.5. Семья религиозно-традиционного права

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризо­ванным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми ру­ководствуются незападные страны, бывают двух видов:

1) признается большая ценность права, но само право пони­мается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

2) отбрасывается сама идея права и утверждается, что обще­ственные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусско­го и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в ре­лигиозной форме и основанных на мусульманской религии - ис­ламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат Пра­вовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсег­да, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и тол­кованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат в переводе на русский язык означает "путь сле­дования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не раз­личая, однако, обязательств по отношению к себе подобными по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обя­занностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уде­ляет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором го­сударство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. Мусульманское право имеет четыре источника:

1) Коран - священная книга ислама;

2) сунну, или традиции, связанную с посланцем Бога;

3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

4) кийас, или суждение по аналогии.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в му­сульманское право и никогда не рассматривались как его источ­ник. В правовой действительности широко используются соглаше­ния, которые могут вносить существенные изменения в нормы му­сульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возмож­ность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульман­ского права существовал и существует дуализм судебной органи­зации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие прими­тивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-тра­диционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Син­гапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испове­дует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последова­телей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические ка­тегории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязаннос­тей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

При этом каждый человек должен вести себя так, как это пред­писано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы пове­дения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием раз­решает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на об­щественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Р. Давид: «Научная доктрина сумела на раннем этапе становления данной системы решить главные задачи, от которых зависело успешного развитие новой системы:

* Был разработан новый понятийный аппарат – разработал юридическую терминологию и правила законодательной техники.

* Разработала систему принципов права – как и в РГПС – не просто сделала вывод о том, на каких принципах будет строится данная система, но и приняла усилия, чтобы эти принципы были закреплены в законодательства. В основной части это были принципы-фикции, которые даже когда закреплены в законодательстве в реальной действительности не работали.

* Обосновала систему источников права, как наиболее соответствующую новому типу государственности и новым условиям жизни общества.

Французский автор делает акцент на все положительное, что было сделано.

Выводы о понятии права:

· Право, основанное на марксистской доктрине – Советская юридическая наука была единственной наукой в правовом мире, которая поставила задачу – выработать единое общее право понимание, которое соответствовало доктрине и учитывало особенности новой общественной системы и одновременно давало представление о том – для чего нужно право в обществе.

· Июль 1938 г – Право (Вышинский) – совокупность правил поведения (система правил поведения), выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается принудительной силой государства, в целях охраны, закрепления, развития общественных отношений, выгодных и угодных господствующему классу. (узаконенный произвол государства).

Функции права: закрепить, упорядочить и охранять те общественные отношения, котоыре выгодны и угодны правящему классу.

Особенности понимания юридической нормы в основных правовых семьях – отчасти, выводы о них напоминают представления о норме в РГПС – характеризуя норму-права как право в миниатюре – общее, не конкретизированное, формально определённое правило поведение, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения и работающее на те порядки, которые угодны господствующему классу.

Всякая норма права, как и право в целом – отличается своим политическим содержанием и направленностью. Норма публичного права – это политическая направленность, классовость.

Особенности понимания субъективного права – Отличалось государственнеческим характером (государственной природой) – вид и мера возможного поведения управомоченного субъекта, предоставленная ему государством и закреплённая в официальных источниках и обеспеченная государственной защитой и обязанностью определенных лиц.

Своеобразие источников

Научная доктрина – см. выше её задачи.

Вывод 1 – данной системе права максимально соответствует 1 единственный источник – НПА – его преимущество перед обычаем и судебным прецедентом – воля правящих может быть максимально полно и четко выражена и доведена до субъектов только с помощью НПА.

Право и закон – однотипные явления.

Партийно-государственные решения – ведущие, главные источники данной семьи.

Указное законотворчество – мешало законотворчеству. Указам придавалась сила закона. Связь и соотношение между законами и указами трудно определялась.

Ведомственное правотворчество – серьезная конкуренция законодательству – имели собственные задачи и содержание. Законы никогда не занимали главенствую роль в системе данной семьи.

Обычай не должен иметь место в новой системе, но в действительности они были.

Структура права

К 1927 г – была сформировано систематическое собрание законодательства СССР.

Систематизация работала и в виде инкорпорации, и кодификации. Консолидация была в виде исключения.

1950-ые – результатом кодификационной работы стали основы законодательства (наиболее важных отправных положений).

Р. Давид подчеркивает не совсем удачный кодификационный опыт.

Идея частного права, как важнейшая идея была чужда данной семье и нередко расценивалась как антисоветская (враждебная).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии.

Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

· является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

· носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

· устанавливает узко-нормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право, как исключительно исходящее от государства;

· объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

· императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения; отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

· отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

· провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

· централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

· отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

Особенности российской правовой системы

Вопрос о российской правовой системе как целостном и самостоятельном явлении является дискуссионным. Само существование русского этноса, русской государственности и российского законодательства не привело к однозначному появлению в юридической литературе понятия русской правовой системы, которое можно было бы предложить и сопоставить с классическими понятиями западно-европейского права.

В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции:

1. С одной стороны, из Российского права были исключены принципы, нормы и институты, подчеркивающие принципиальное отличие советского социалистического права от буржуазного,

2. С другой стороны, в Российском праве:

· появился новый категориальный аппарат, определяющий и раскрывающий содержание отраслей, которые ранее считались исключительно буржуазными (например, торговое право, коммерческое право, земельное право и т.д.),

· утвердился конституционный примат международного права,

· возникло частное и публичное право,

· было признано многообразие форм собственности, приоритет в котором отдавался частной собственности,

· а также в области публичного права был конституционно провозглашен и реализован на практике принцип разделения властей,

· было осуществлено конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан,

· введение и развитие судебного контроля.

Российское право проявило себя достойным кандидатом в члены романо-германской правовой семьи, хотя ему присущи некоторые особенности структуры гражданско-процессуального права и уголовного процесса, реформирование которых необходимо, чтобы соответствовать требованиям романо-германской семьи.

Однако, в юридической литературе существует точка зрения, что Российское право далеко не готово для членства в романо-германской семье из-за несоответствия правовой идеологии. Речь идет о правовой идеологии как признаке для классификации правовых систем по группам. Правовая идеология современного Российского права еще не полностью очищена от элементов правовой идеологии социалистического права (например, налоговая политика России продолжает оставаться карательной в отношении частной собственности).

Тот факт, что Россия объявила себя правовым государством в своей Конституции, не меняет сложившейся картины. В реальной жизни такого явления не наблюдается. В содержании правовой идеологии отражается сущность правового сознания. В литературе отмечается, что правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность, личное самосознание. Личное достоинство – абсолютно необходимая предпосылка формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также государственная авторитарность привели к формированию правового нигилизма, который наблюдается в широких слоях российского населения.

Таким образом, вопрос о модели правовой системы России является достаточно дискуссионным и неразрешенным. Необходимо отметить, что в литературе не получили достаточной научной разработки вопросы о типологии права. Это необходимо, так как право, как развивающееся явление, на определенном историческом этапе развития обладает качественно специфическими признаками и соответствует конкретному типу, и, следовательно, должна установится принадлежность правовой системы к определенному историческому типу права.

самостоятельная система права, развивавшаяся в России (СССР) после Октябрьской революции и воспринятая после второй мировой войны другими коммунистическими государствами. Хотя С.п. включает в себе многие черты континентальной правовой системы в том числе сходные процессуальные начала и правовую методологию, но отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, Политическим господством коммунистической партии. отрицанием различий между публичным и частным правом и подчеркиванием концепции права как силы, способствующей построению коммунистического общества.

Правовая система СССР была принципиальной моделью, которой следовали Монголия, Китай, страны Восточной Европы. Куба, Северная Корея, Вьетнам. Основой для построения С.п. служило русское дореволюционное право, вобравшее в себя черты византийского, римского, канонического права и подвергшееся сильному влиянию западноевропейских правовых традиций нового времени.

С.п. создало ряд новых правовых институтов. В сфере государственного строительства была создана так называемая республика советского типа, основывавшаяся на отсутствии разделения властей и тезисе о привлечении трудящихся к управлению государством. В СССР и большинстве других социалистических стран конституционно закреплялась однопартийная система.

В сфере хозяйственной жизни центральной категорией С.п. была социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной

и кооперативной форме. За покушение на нее была установлена более строгая ответственность, чем за покушение на личную, "непроизводительную" собственность. Важной тенденцией было также появление концепции хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке В.И. Ленина, что для советского законодателя "не существует ничего частного", С.п. закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. Гражданское право с конца 1920-х гг. предельно ограничивало имущественные права граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования. Частнопредпринимательская деятельность квалифицировалась как серьезное уголовное преступление. Семейное право основывалось на императивном методе регулирования. Имущественные отношения между супругами полностью выводились из сферы гражданского правового регулирования. Трудовое право также основывалось на почти исключительно императивном методе регулирования, отдавая безусловный приоритет интересам работника. Социалистическое уголовное право всегда отличалось суровостью, доходившей в периоды массовых репрессий до самой изуверской жестокости. Для советского уголовного права 1918 - начала 1950-х гг. было характерно отрицание фундаментальных принципов, выработанных западной цивилизацией.

Однако и в социалистической правовой системе имелись определенные положительные черты. Так, важным достижением С.п. было усиленное развитие права социального обеспечения, во мно-\' гом предвосхитившее аналогичные процессы в западных правовых системах.

Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в СССР начинается быстрая трансформация С.п., отход его от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства"; в 1990г.признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность. разделение властей. В течение 1991-1996 гг. на территории бывшего СССР. в Восточной Европе. Монголии происходит интенсивный демонтаж всего здания социалистической правовой системы и переход к общим принцииам континентальной системы права. При этом в праве большинства постсоциалистических государств продолжают сохраняться многие институты и традиции С.п.

В настоящее время С.п. в своем чистом виде сохраняется только в Северной Корее. На Кубе предпринимаются отдельные попытки допустить частную инициативу в хозяйственной сфере, не отказываясь от общих принципов социалистической экономики. В Китае с 1979 г. и (в значительно меньшей степени) во Вьетнаме с 1986 г. при сохранении социалистической правовой системы допускается предпринимательская деятельность.

2.17. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, исламская правовая семья, правовая семья социалистического права

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

- вecомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка честве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработав шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделить три главных этапа:

1) эпоха Древнего Рима,- зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.т., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIІІ-XVІІ вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) ХVII в. - наши дни - кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана - бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек - бывшей французской колонии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди при знаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедур ное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствуют кодифицированные отрасли права; . отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066-1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое, отправляли королевские суды;

К семье религиозного права (исламская правовая семья) относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Семья социалистического права. Возникновение этих систем связано с появлением в ХХ в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России (1917 г.), а после второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д.

Сначала 90-х гг. социалистические страны вступили в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, цель которых - утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина, формирование рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На территории бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего правового развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интеграции и т.д.).

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права.

Читайте также: